Урок обществознания "Деятельность людей"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Безденежных Ольга Сергеевна

Комбинированный урок обществознания в 10 классе (профильный уровень) "Деятельность людей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_konkursnogo_uroka.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект конкурсного урока

в 10 классе

«Деятельность людей»

Автор: Безденежных О.С

Предмет: обществознание

УМК: Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 10 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений М.: Просвещение  2012 год

Информационные источники:

1.Е.Н. Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень». М.: «ВАКО», 2012.

2.Обществознание. Практикум. 10 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: «Просвещение»,2012.

Цель: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Задачи: 

образовательный аспект: расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные мотивы  деятельности.

Развивающий аспект: тренировать навыки работы в группах, парах,  умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать; устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.

Воспитательный аспект: создать условия для формирования правильного отношения к мотивам деятельности, осознания ценностных установок личности.

Ожидаемые результаты:

  • личностные – умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
  • метапредметные – умение  самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями (РегулятивныеУУД).

Умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами (Познавательные УУД).

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности (Коммуникативные УУД)

  • предметные – владение понятиями «деятельность», «потребности»; целостное  представление о структуре деятельности;  понимание связей между сознанием и деятельностью;  умение раскрывать на отдельных примерах мотивы и потребности людей;  умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.

Форма проведения: комбинированный урок

Оборудование:

Для детей: учебник, рабочий лист, карточки с заданиями, карточка с дополнительной информацией по теме «Деятельность», ватманы, клей, раздаточный материал, маркеры.

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  схема «Структура деятельности», презентация, видеосюжет.

Конспект конкурсного урока

Время,

мин.

Элементы

методической

структуры

занятия

Содержание этапов занятия

Педагогическая оценка*

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь. Каждый урок обществознания  это урок – размышление, урок жизни и философии.

Актуализация знаний

Рассматривая на прошлых уроках тему «Сущность человека как проблема философии», мы пришли к выводу, что человек – это биосоциальное существо. Я предлагаю вам выполнить ряд заданий на карточке №1, которые позволят вспомнить прошлый материал. (Выполнение заданий по карточкам).  

Как уже отмечалось ранее,  человек представляет собой сложную, многоуровневую систему, в которой связаны биологические  и социальные начала. Назовите признаки, характеризующие биологическую сущность человека. ( У человека мы наблюдаем то, что ему дано от природы: физические особенности: возраст, пол, внешность, инстинкты, темперамент. Человек растет, взрослеет, стареет, умирает. Это,  в совокупности составляет биологическое в человеке).

Я согласна с вами, а что является социальным? (Социальное в человеке – это то, что приобретается в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения. При этом главным отличием выступает сознание и деятельность!) (на слайде)

Замечательно. Одно без другого существовать не может, поэтому мы пришли к выводу, что человек существо биосоциальное.

Я обращаю ваше внимание на слайд, мы подробно говорили уже о сознании и об инстинктах, а понятие деятельность как философская проблема нами еще не затрагивалась.  А что такое деятельность? Вижу в ваших глазах недоумение. И предполагаю, что вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о деятельности человека. Откройте тетради и запишите тему урока «Деятельность людей».

Проблемное объяснение нового знания с первичным закреплением во внешней речи, с использованием  самостоятельной,    парной и групповой  работой

  1. Деятельность

Понятие «деятельность» понятие многогранное, я позволю себе сузить предмет наших рассуждений. Сегодня нами подробно будут освещены следующие вопросы: Что такое деятельность? Структура деятельности. Мотивы деятельности. А вопрос, который я устанавливаю (вешаю рядом с планом) надеюсь,  мы вместе сумеет ликвидировать.

 

Итак, непременным условием развития личности является его деятельность. Выскажите свою версию понятия «деятельность»…….

Я предлагаю вам сравнить два определения понятия «деятельность». Первое из философского словаря, второе из словаря по психологии. Мне сложно было обеспечить всех необходимыми словарями, поэтому я позволила сделать ксерокопии страниц словарей. Они у вас на партах.

В чем вы видите сходство и в чем различие?

Сходство: оба определения говорят об активности субъекта в целесообразном изменении мира.

Различия: философский- деятельность – это форма существования общества, а психологический – делает акцент на активности психической, т.е. на переживаниях субъекта, которые выражаются в его чувствах , мыслях, воле.

Я с вами соглашусь и давайте сделаем вывод,  так что же такое деятельность,  объединив эти два понятия?

Деятельность – это  форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, которая зависит от его чувств, мыслей, воли и поставленной цели и направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.

Замечательно. Наш знак вопроса опускается ниже. А я предлагаю вам выполнить задание 1  в контрольно – оценочных листах, которое поможет закрепить знание понятия «деятельность» и   тем самым мы уже отрабатываем подобные задания, которые встретятся нам на ЕГЭ по обществознанию. Не забудьте подписать свой контрольно – оценочный лист. (задание и на презентации)

Завершили работу,  и я еще раз обращаю внимание на понятие деятельность.

  1. Структура деятельности

Деятельность – это  форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, которая зависит от его чувств, мыслей, воли и поставленной цели.

Цель! Значит,  она обязательно должна быть. Это обязательный элемент, входящий в структуру деятельности. А какие еще элементы присутствуют? Вам необходимо поработать в парах с учебником стр. 169-170 и заполнить пропуски в схеме, которую видите на доске. Аналогичная схема должна появиться и в тетради.

(Кто может быть субъектом? Кто или что является объектом? Все ли цели осуществимы? Конкретный пример действия.)

(При рассмотрения элемента средства обучающиеся включаются в дискуссию по теме «Все ли средства хороши при достижении поставленной цели?»)

Мыслитель эпохи Возрождения Николло Макиавелли утверждал, что для достижения цели можно обманывать, «при надобности не чураться зла». Вы согласны с этим мнением?

(Идет обсуждение)

Многовековой опыт человечества, в том числе и нашего государства говорит нам, что для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные. Доброй цели нельзя добиться недобрыми средствами иначе тогда и, что? ……. (результат отвечает последняя пара). Действительно результат станет недобрым.

Как известно политическая философия лидера большевиков Ленина ориентировалась на радикальное переустройство общества, ликвидирующее всякое угнетение, социальное неравенство. Цель благородная, но какие средства? Внимание на экран….

(показ фрагмент про Красный террор)

Я думаю достаточно фактов, чтобы утверждать, что выбранные большевиками средства были,  по меньшей мере, неблагородными,  и как результат тысячи людей, которые считали установившуюся власть незаконной и диктаторской. И это еще раз подтверждает нашу мысль, что неблагородные средства ведут к неблагородным результатам.

А наш вопрос опускается все ниже,  и я вновь обращаю ваше внимание на  контрольно – оценочный лист. Выполните задание 2.  (Выполняют, проверяют)

  1. Мотивы деятельности

Ребята, ученые психологи долго  изучали   переживания человека, побуждающие его к деятельности. Скажите, а как вы думаете, что побуждает  нас к деятельности? (Мотив)

Совершенно верно, но мотивы могут быть различны:

Мотивы деятельности:

Потребности.         Интересы.    Соц. установки.    Идеалы.      Убеждения.

Начнем с потребностей. Все потребности можно разделить на 3 группы. (В беседе учащиеся называют группы и примеры)

Потребности:

                Биологические.                        Социальные.                         Идеальные.

       Покажите их взаимосвязь.

Я обращаю ваше внимание, что  данная классификация потребностей является не единственной. Американский психолог Маслоу потребности классифицировал в своего рода пирамиду:

Согласно теории Маслоу, первые два типа первичные, они врожденные.  Остальные вторичные, они приобретенные. Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, если удовлетворены предыдущие. Это мнение ученого, кто – то  может с ним и не согласиться….

Но обратите внимание, что помимо потребностей, мотивом деятельности могут выступать: интересы, социальные установки, идеалы и убеждения.

Я предлагаю поработать по группам (2 группы)  и смоделировать деятельность человека в зависимости:

1 группа от социальных установок и убеждений;

2 группа от интересов и идеалов.

Займите свои места и приступайте к моделированию.

Защита моделей поведения в зависимости от различных мотивов.

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Молодцы ребята, я с вами согласна и обращаю ваше внимание на то, что потребности, интересы, идеалы, ценности и убеждения осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность человека  и,  возвращаясь к началу урока, я хочу спросить:

  1. Так что же такое деятельность человека?
  2. Назовите элементы структуры деятельности.
  3. Что является мотивом деятельности?

 Итак, можем ли мы убрать знак вопроса?

Итог урока

Я довольна результатом! А вы? Почему?

В ходе урока мы анализировали, делали выводы, где то даже вступали в дискуссию. Скажите, эти действия применимы только на уроке обществознания (нет), эти действия применимы только на уроке (нет). А когда  еще мы может анализировать факты, чтобы делать правильные выводы? (читая новости, смотря информационные передачи, мы должны анализировать те или иные события….. )  

На уроке вы были достаточно активны.  ………. получают «5», …… «4». Не забудьте сдать после звонка контрольно – оценочные  листы и листы проверки домашнего задания, результат вы узнаете на следующем уроке.

Дома прочтете стр. 168-174 и на выбор:

1. Составите 5 вопросов, которые раскрывают сущность деятельности людей.

2. План развернутого ответа по теме «Деятельность людей»

Однажды прохожий увидел трех рабочих, кативших тачки с кирпичом,  и спросил, что они делают. "Не видишь разве,- сказал первый, - кирпич вожу". "На хлеб семье зарабатываю",-ответил второй. А третий сказал: " Собор строю".

На первый взгляд деятельность одинакова, но мотив -  то разный. Я желаю вам, чтобы  мотивы вашей деятельности были схожи с мотивом того, строил Собор. Ибо благородные цели всегда ведут к благородным результатам.

Спасибо за работу на уроке. До свидания.

* Педагогическая оценка - ФИО учеников, с которыми педагог планирует проводить педагогическую оценку на этапах урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок толерантности: "Люди существуют друг для друга"

Классный час о толерантном отношении к людям, ребятам предлагается поразмышлять о  том, что такое толерантность и о правилах толерантности, а также выполнить задание в группах....

Урок-игра "Люди или животные"

Умение работать с документами, и делать выводы, принимать самостоятельно решения....

Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс

Конспект урока  в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании"

План-конспект урока:"Знаменитые люди Великобритании" для 11 класса...

Методическая разработка урока "Древнейшие люди" 5 класс

Методическая разработка соответствует новым стандартам....

Методическая разработка урока "Как люди открывали Землю". 5 класс.

Методическая разработка урока "Как люди открывали Землю"для  5 класса линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Учащиеся  изучают текст §3 учебника и рисунки; определ...