Главные вкладки

    Программа курса "История философии"
    рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

    Программа  курса «История философии»   в рамках оказания   платных    образовательных  услуг  разработана для учащихся 11-х классов  , изучающих обществознание на базовом уровне ,  рассчитана на 24 часа,  занятия проводятся по 2 часа в неделю

    Рабочая программа посвящена изучению истории философии, науки,  которая  ведет бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания. Изучение в современном мире философских вопросов, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества, достаточно актуально. Школа является традиционным институтом социализации подрастающего поколения, именно она формирует ценностное отношение к миру и самому себе, транслирует опыт предыдущих поколений и мотивирует на решение новых общественных и личных задач.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл platnye_kursy_filosofiya.docx80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа № 7»

    Согласовано:

    методист платных курсов

    _________ Т.В. Плотникова  

    23. 09.2014г

    Утверждено

    приказом директора

    МБОУ «СОШ №7»

    от  24.09. 2014г. № 755

    Программа курса

    История философии

    11 класс

    Учитель:  

    Тойбахтина Валентина Юрьевна

    Когалым,  2014 год

    Пояснительная записка

    Программа  курса «История философии»   в рамках оказания   платных    образовательных  услуг (далее - платные курсы) разработана для учащихся 11-х классов  , изучающих обществознание на базовом уровне ,  рассчитана на 24 часа,  занятия проводятся по 2 часа в неделю

    Рабочая программа посвящена изучению истории философии, науки,  которая  ведет бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания. Изучение в современном мире философских вопросов, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества, достаточно актуально. Школа является традиционным институтом социализации подрастающего поколения, именно она формирует ценностное отношение к миру и самому себе, транслирует опыт предыдущих поколений и мотивирует на решение новых общественных и личных задач.

    Философия по своим историческим корням и современному состоянию не является ни чисто гуманитарной дисциплиной, ни дисциплиной естественнонаучного плана и уж тем более технического. Ее предмет и функции позволяют компенсировать специализацию знаний учащихся, демонстрируя с ее помощью наиболее общие тенденции развития мира, в том числе и те, изучение которых остается в основном за рамками школьной программы.  Данный курс  вводит ряд новых  проблем, понимание которых необходимо современному человеку.

    Возрастные особенности старшеклассников - формирование самосознания, появление чувства неповторимости, индивидуальности,  ролевая и личностная неопределенность.

    Курс «История философии» предоставляет учащимся широкие возможности для их самостоятельности и творческой активности в освоении философской терминологии и проблематики, приобщая их к миру оригинальной философской мысли. Поэтому большое место в курсе отводится работе учащихся над постижением смыслов философских текстов, приобретению ими навыков анализа и умений сопоставлять различные точки зрения, делать необходимые выводы и обобщения, критически оценивать любую информацию и аргументировать собственную точку зрения, используя уже усвоенные и закрепленные знания.

    Курс состоит из 9 больших тем, в которых выделен широкий круг вопросов для работы  учащихся на занятиях. Задания и тексты активизируют работу учащихся, связывают философские вопросы со знаниями, полученными при изучении общеобразовательных дисциплин, а также с ситуациями социально-политической, научной и повседневной жизни.

    Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.

    Цель курса:

    Сформировать у учащихся представление о развитии системы философских знаний

    Задачи курса:

    - показать историю становления философии через персоналии;

    -развивать умения критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные

    Обучение основывается на педагогических принципах:

    - личностно-ориентированного подхода;

    - свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

    - сотрудничества и ответственности;

    - сознательного усвоения учебного материала;

    - систематичности, последовательности, преемственности обучения.

    В процессе обучения используются методы:

    - объяснительно-иллюстративный;

    - деятельностный;

    - эвристический;

    - исследовательский;

    - репродуктивный.

    Программа платных курсов предполагает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учащихся. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание необходимой помощи со стороны педагога, позволяет, не уменьшая активности обучающихся, содействовать выработке навыков самостоятельной работы

    Ожидаемые результаты:

    Информационные

    -уметь работать с текстом;

    -осуществлять поиск информации  из различных источников.

    Организационные

    -умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку.

    Коммуникативные

    -владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного языка.

    Результаты обучения

    В результате изучения курса ученик должен

    Знать/понимать

    • специфику философского знания, этапы развития философской мысли, ценностные основания основных исторических эпох
    • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
    • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
    • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

    Уметь

    • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки
    • осуществлять комплексный поиск, систематизацию  и интерпретацию  социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
    • объяснять: причинно-следственные и функциональныесвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
    • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия;
    •  участвовать в дискуссии по актуальным социальным проблемам;
    • Формулировать на основе приобретенных  социально-гуманитарных знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
    • Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
    • подготовить творческую работу, устное выступление;
    • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих  актуальные проблемы жизни человека и общества.

             Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской  позиции,
    • нравственной оценки социального поведения людей;
    • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
    • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

       

    Содержание курса

    Тема 1. Что такое философия (1 час)

    Тема 2. Что было раньше?.. (Четыре глобальных объяснения мира). (2 часа) Материализм. Идеализм. Дуализм. Философия тождества

    Тема 3. Начало философии (Древний Восток) (2 часа)

     Мифология — колыбель философии        . Умереть насовсем — значит родиться  навсегда (индийская философия). Преодоление желаний — избавление от зла (буддизм)

    Хаос или порядок (конфуцианство). Философия естественной фатальности (даосизм)

    Тема 4. Расцвет философии (Античность) (3 часа)

     «Золотой век» человечества. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор).  Спор о природе бытия (элеаты и Гераклит). «Только атомы и пустота...» (Демокрит).         

    Сколько существует истин? (Софисты и Сократ). Вещество без идеи —ничто (Платон и Аристотель). Как быть счастливым? (Эпикурейцы, стоики, скептики, киники

    Тема5. Философия- служанка религии (Средние века) (2 часа)

    Восход теизма (патристика).         Можно ли осмыслить догматы вероучения? (Схоластика и мистика).        Доказательства существования Бога.        Спор об универсалиях.        Ангельский доктор (Фома Аквинский).        Освобождение философии (Дуне Скот,Уильям Оккам, Роджер Бэкон).

    Тема  6. Не Бог, но человек (Возрождение)(2часа)

    «Сумерки» Средневековья.  Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)

    Прорыв в современность (Джордано Бруно). Город всеобщего счастья  (Томазо Кампанелла)

    Тема7. Пафос разума и науки (Новое время)(4 часа)

    «Чистая доска», или Опыт превыше всего (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк). Врожденные идеи, или «Значенья духа опыт не покроет» (Рене Декарт, Готфрид Лейбниц).  Действительность — поток ощущений (Джордж Беркли, Дэвид Юм). Век Просвещения. Выяснить возможности разума (Иммануил Кант). Мироздание — застывшая мысль (Георг Гегель). «Нам здешний мир так много говорит» (Людвиг Фейербах). Не объяснять мир, а изменять его (Карл Маркс и Фридрих Энгельс)  

    Тема 8. Философия на распутье (Истоки и контуры современности)(3 часа)

    Нужна ли философия? (Позитивизм). Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни). Не разум, а воля (Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше). Я, Оно и Сверх-Я (Зигмунд Фрейд). Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)    

    Тема 9. Русская философия (4 часа)

     Философ в России — не только философ (особенности русской философии). Россия — это Запад или Восток? (Петр Яковлевич Чаадаев, славянофилы и западники). «Вопрос об отношении лица к обществу и общества к лицу» (Александр Иванович Герцен).  Возможно ли счастье без свободы? (Федор Михайлович Достоевский). Может ли добро быть «с кулаками»? (Лев Николаевич Толстой).  Ноосфера и «воскрешение отцов» (Николай Федорович Федоров, Константин Эдуардович Циолковский, Владимир Иванович Вернадский). Всеединство и богочеловечество (Владимир Сергеевич Соловьев)

    Тестирование (1 час)

    Учебно-тематический план

    пп

    Разделы программы

    Кол-во часов

    1

    Что такое философия ?

    1

    2

    Что было раньше?.. (Четыре глобальных объяснения мира).

    2

    3

    Начало философии (Древний Восток)

    2

    4

    Расцвет философии (Античность)

    3

    5

     Философия — служанка религии (Средние века)

    2

    6

     Не Бог, но человек (Возрождение)

    2

    7

    Пафос разума и науки (Новое время)

    4

    8

    Философия на распутье (Истоки и контуры современности)

    3

    9

    Русская философия

    4

    10

    Тестирование

    1

    Календарно-тематическое планирование.

    тема

    Количество  часов

    Форма занятий, деятель

    ность

    Форма контроля

    дата

    Тема 1. Что такое философия?

    1

    беседа

    6.02

    Тема 2. Что было раньше?.. (Четыре глобальных объяснения мира).

    1. Материализм и идеализм
    2. Дуализм и  философия тождества

    2

    лекция

    запись лекции

    6.02

    13.02

    Тема 3. Начало философии (Древний Восток)

    1.  Мифология — колыбель философии

     Умереть насовсем — значит родиться навсегда (индийская философия)

    1. Преодоление желаний — избавление от зла (буддизм)

    Хаос или порядок (конфуцианство)

    Философия естественной фатальности(даосизм)

    Тема 4. Расцвет философии (Античность)

    1.  «Золотой век» человечества        

     Поиск первоначала        

    1.  Спор о природе бытия. Сколько существует истин?
    2.  Как быть счастливым?

    2

    3

    беседа, анализ текста

    беседа, анализ текста

    ответы на вопросы

    13.02

    20.02

    сообщения учащихся

    20.02

    27.02

    27.02

    Тема 5. Философия — служанка религии (Средние века)

    1.  Можно ли осмыслить догматы вероучения? Доказательства существования Бога        
    2. Освобождение философии        

    2

    беседа

    анализ текста

    практическая работа

    ответы на проблемные вопросы

    6.03

    6.03

    Тема  6. Не Бог, но человек (Возрождение)

    1. «Сумерки» Средневековья        
    2. Прорыв в современность

    2

    лекция, анализ текста

    запись лекции, работа с текстом

    13.03

    13.03

    Тема7. Пафос разума и науки (Новое время)

    1. «Чистая доска», или Опыт превыше всего
    2. Век Просвещения        
    3.  «Нам здешний мир так много говорит»        
    4. Не объяснять мир, а изменять его

    4

    беседа, анализ текста,

    практическая работа

    практи кум

    20.03

    20.03

    3.04

    3.04

    Тема 8. Философия на распутье (Истоки и контуры современности)

    1. Нужна ли философия?
    2. Не разум, а воля
    3. Я, Оно и Сверх-Я

    3

    беседа, анализ текста,

    практическая работа

    работа с текстом

    10.04

    10.04

    17.04

    Тема 9. Русская философия

    1.  Философ в России — не только философ
    2.  Возможно ли счастье без свободы? Может ли добро быть «с кулаками»?
    3.  Ноосфера и «воскрешение отцов»
    4. Всеединство и богочеловечество

    4

    беседа, анализ текста

    практическая работа

    выступ ления

    работа с текстом

    17.04

    24.04

    24.04

    8.05

    Тестирование

    1

    тест

    8.05

    Итого

    24 часа

    Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий, таблицы), творческие работы (электронные презентации, сообщения).

    Условия успешного освоения содержания  курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.

    Критерии и нормы устного ответа

    Оценка «5» ставится, если ученик:

    1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

    2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

    3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

    Оценка «4» ставится, если ученик:

    1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

    2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

    3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

    Оценка «3» ставится, если ученик:

    1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

    2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

    3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

    4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

    5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

    6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

    Оценка «2» ставится, если ученик:

    1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

    2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

    3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

    5. Полностью не усвоил материал.

    Источники

    1. Библия: Книга Священного Писания. Ветхий и Новый Завет (любое издание).
    2. Вернадский В. И. Ноосфера. М., 1994г.
    3. Гегель Г. В. Ф. Философия религии (любое издание)
    4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 г.
    5. Древнекитайская философия. Антология. М., 1994 г.
    6. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995 г.
    7. Коран (любое издание)
    8. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1992 г.
    9. Философский словарь. М., 1980 г.
    10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.
    11. Энциклопедия мысли; Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней. СПб., 1997 кн. 1,2.
    12. Эстетика: Словарь. М., 1989 г.
    13. Юнг. К. Г. Душа и миф. М., 1997 г.

    Литература для учителя.

    1. Апресян Р. Г. Идея морали. М., 1995 г.
    2. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992 г.
    3. Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1994 г.
    4. Гуревич П. С. Человек. М., 1995 г.
    5. История философии в кратком изложении  – М., 1995г.
    6. Кравченко А. И, Введение в социологию. М., 1994 г.
    7. КиприяноваЕ.В. Обществознание: введение в философию. Познавательно –творческие задания.11 класс: методическое пособие для учителей –Ростов  -на -Дону:, 2008г
    8. Купцов В. И. Человек и общество. Современный мир. М., 1994 г.
    9. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 г.
    10. Лосский Н.О. История русской философии-М., 1991
    11. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. М., 1997 г.
    12. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу: Пер. с фр.- Челябинск, 1999
    13. Хесс Р.25 ключевых книг по философии: Пер. с фр.- Челябинск, 1999

    Литература для учащихся.

    1. Аграшенков А. Психология на каждый день. М., 1997 г.
    2. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь- справочник –М. 2000г.
    3. Гусев Д.А.Введение в философию: учеб. Пособиедля учащихся 10-11кл.общеобразовательных учреждений - М., 2006 г.
    4. Гуревич П. С. Философский словарь. М., 1997 г.
    5. Елисеев Г. А. История религий. М., 1997 г.
    6. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии.-М.,2000г.
    7. Козлов Н. Философские сказки. М., 1994 г.
    8. Религии мира: Энциклопедия для детей. М., 1996 г.
    9. Таранов П. С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости. Симферополь 1996г.
    10. Человек. М., 1995 г.
    11. Энциклопедия обрядов и обычаев. М., 1996 г.

    Кабинет истории  оборудован мультимедийным проектором, компьютером, Интернет,  полностью отвечает современным требованиям.

     Интернет-ресурсы для ученика и учителя

     

    http://www.mon.gov.ru –  Министерство  образования и науки;

    http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

    http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

    http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

    http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

    http://www.infomarker.ru/top8.html -  RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.

    Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) для поддержки подготовки школьников.

    1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

    2.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

    3.«Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

    4.Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – Режим доступа: http://www.rusolymp.ru

    Приложение 1

    Годы жизни выдающихся философов [в хронологическом порядке]

    Будда        ок.        583—        ок.        483        до н.

    Конфуций                551—        479   до н.э.

    Лао-цзы                VI—V вв.        до н.э.

    Фалес        ок.        625-        -547        до н.э.

    Анаксимандр        ок.        610-        -ок.        540        до н.э

    Анаксимен        ок.        588-        -ок.        525        до н.э

    Пифагор        ок.        580-        -ок.        500        до н.э

    Ксенофан                VI—V вв.        до н. э.

    Гераклит        ок.        544—        ок.        483        до н.э

    Парменид        ок.        540—        ок.        470        до н.э

    Зенон Элейский        ок.        490-        430        до н.э        

    Горгий        ок.        483—        ок.        375        до н.э

    Протагор        ок.        480-        ок.        410        до н.э

    Сократ        ок.        469-        399        до н.э        

    Демокрит        ок.        460-        ок.        370        до н.э

    Антисфен        ок.        435-        ок.        370        до н.э

    Платон         428/27—;        348/47 до н. э

    Диоген         ок.        400-        ок.        325        до н.э

    Аристотель        384        —322        до н. э.                

    Эпикур         341        —270        до н. э.                

    Пиррон        ок.        360-        ок.        270        до        н.э

    Зенон-стоик        ок.        336-        -ок.        264        до        н.э

    Климент        ок.        150-        -ок.        215                

    Тертуллиан        ок.        160-        -ок.        222                

    Ориген        ок.        185-        ок.        254                

    Секст Эмпирик         II ИЛИ III в.        н. э.                

    Августин        354        —430                                

    Иоанн Росцелин        ок.        1050-        —ок        . 1120        

    Пьер Абеляр        1079—1142                        

    Бернар Клервосский        1091—1153                        

    Альберт Больштедтский        1193(1207)—        1280        

    Роджер Бэкон        1214—1292                        

    Джованни Бонавентура        1221—1274                        

    Фома Аквинский        1225—1274                        

    Иоганн Экхарт        ок.        1260-        -1327                

    Дунс  Скот        1265/66-        -1308                

    Уильям Оккам       ок. 1285—1349

     Иоганн Таулерок. 1300—1361

     Николай Кузанский      1401—1464

    Николай Коперник     1473—1543

     Джордано Бруно     1548—1600

    Томазо  Кампанелла     1568—1639

    Фрэнсис Бэкон       1561—1626

     Томас Гоббс      1588—1679

     Рене Декарт     1596—1650

     Бенедикт Спиноза      1632—1677

     Джон Локк    1632—1704

     Готфрид Лейбниц     1646—1716

    Джордж Беркли     1685—1753

    Шарль Монтескье     1689—1755

     Франсуа Вольтер     1694—1778

     Дэвид Юм   1711—        1776

    Жан-Жак Руссо            1712—1778  

     Поль Гольбах     1723—1789

     Адам Смит     1723—1790

    Иммануил  Кант  1724—1804  

     Анри Сен-Симон 1760—1825

     Георг Гегель 1770—1831  

     Давид  Рикардо   1772—1823

     Шарль Фурье  1772—1837

     Фридрих Шеллинг    1775—1854

     Артур Шопенгауэр    1788—1860

    Петр Чаадаев   1794—1856

     Огюст Конт     1798—1857

     Алексей Хомяков  1804—1860

     Людвиг Фейербах   1804—1872

     Иван Киреевский    1806—1856

    Джон Милль     1806—1873

    Александр Герцен         1812—        1870

    Карл Маркс     1818—1883

     Фридрих Энгельс   1820—1895

     Федор Достоевский  1821—1881

    Сёрен Кьеркегор   1813—1855  

    Герберт Спенсер   1820—1903

    Лев Толстой    1828—1910  

     Николай Федоров  1828—1903

    Вильгельм Дильтей 1833—1911

    Эрнст Мах  1838—1916

     Рихард Авенариус   1843—1896

    Фридрих Ницше    1844—1900

     Владимир Соловьев   1853—1900

    Георгий Плеханов   1856—1918

    Зигмунд Фрейд         1856—1939

     Константин Циолковский       1857—        1935

     Анри Бергсон     1859—1941

     Сергей Трубецкой         1862—1905

    Евгений Трубецкой    1863—        1920

    Владимир Вернадский   1863—1945

     Лев Шестов1866—1938

     Николай Лосский      1870—        1956

    Сергей Булгаков       1871—        1944

     Бертран Рассел        1872—        1970

    Николай Бердяев  1874—1948  

     Карл Ясперс   1883—1969

    Людвиг Витгенштейн  1889—1951

     Мартин Хайдеггер   1889—1976

     Алексей Лосев   1893—1988

     Жан-Поль Сартр  1905—1980

     Сергей Левицкий1910—1985

     Альбер Камю  1913—1960

    Приложение 2

    Тест по философии

    Предлагаемый тест поможет вам проверить и закрепить свои знания по философии. Он охватывает в основном весь материал, представленный в изучаемом курсе. При оценке результатов теста возможно использование следующей схемы:

    Количество правильно выполненных заданий        Оценка

    55—50                      Отлично

    49—40           Хорошо

    39—25           Удовлетворительно

    Менее 25        Неудовлетворительно

    1.        Объект и субъект — это:

    1. два общающихся человека;
    2. термины суждения;
    3. философ и его ученик;
    4. окружающий мир и познающий человек;
    5. разделы философии.

    2.        Объективное — это:

    1. признанное нами;
    2. очевидное для нас;
    3. вне нас находящееся;
    4. от нас зависящее;
    5. кажущееся нам несомненным.

    3.        Идея, по которой мы видим мир только в масштабе собственного восприятия, называется:

    1. эвдемонизмом;
    2. рационализмом;
    3. конъюнктивизмом;
    4. субъективизмом;
    5. интуитивизмом.

    4.        Философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум, называется:

    1. гносеологизмом;
    2. антропологизмом;
    3. онтологизмом;
    4. объективизмом;
    5. сенсуализмом;
    6. нигилизмом.

    5.        Гносеология — это:

    1. греческая богиня;
    2. философская идея;
    3. особенность мышления;
    4. синоним истины;
    5. раздел философии.

    6.        Идеальное — это:

    1. бестелесное;
    2. нефизическое;
    3. сверхчувственное;
    4. умопостигаемое;
    5. все вышеперечисленное;
    6. ничто из вышеперечисленного.

    7.        Метафизика — это:

    1. древняя физика;
    2. раздел физики;
    3. муза философии;
    4. наука о природе;
    5. разновидность религии;
    6. ничто из вышеперечисленного.

    8. Утверждение о том, что все относящееся к области со знания есть результат деятельности высокоорганизованной материи, является:

    1. идеалистическим;
    2. психологическим;
    3. дуалистическим;
    4. материалистическим;
    5. пантеистическим.

    9.Брахман - это:

    1. древнеиндийский трактат;
    2. пантеистическое божество;
    3. древний философ;
    4. индивидуальная душа;
    5. неизменное предопределение.

    10. Нирвана - это:

    1. колесо перерождения;
    2. закон воздаяния;
    3. душа мироздания;
    4. прекращение земных рождений;
    5. мировой замысел;
    6. все вышеперечисленное.

    11.        Аскетизм — это:

    1. противоположность гедонизма;
    2. синоним фатализма;
    3. направление в философии;
    4. древнее учение;
    5. то же, что буддизм.

    12.        Тянь (Небо) в древнекитайской философии — это:

    1. буквальное небо;
    2. пантеистическое начало;
    3. порядок вселенной;
    4. высшая добродетель;
    5. божественный мудрец.

    13.        Представление, по которому Бог — это безличное начало, слитое со всем мирозданием, является:

    1. политеизмом;
    2. пантеизмом;
    3. деизмом;
    4. неотомизмом;
    5. теологизмом.

    14.        Гилозоизм — это представление:

    1. об одушевленности материи;
    2. о несотворенности мира;
    3. о бесконечности вселенной;
    4. о неизменности  сущего;
    5. о многообразии жизни.

    15.        Апория — это:

    1. представительница элейской школы;
    2. греческий культурный центр;
    3. древнее учебное заведение;
    4. философия Зенона;
    5. безвыходное положение мысли.

    16.        Виртуальностью, по Демокриту, являются:

    1. атомы и пустота;
    2. предметы физического мира;
    3. умопостигаемые сущности;
    4. неизменные свойства атомов.

    17.        «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд?  Конечно же вечное блаженство. Но что может быть лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше вечного блаженства». Это рассуждение является:

    1. силлогизмом;
    2. софизмом;
    3. антиномией;
    4. апорией;
    5. парадоксом;
    6. чепухой.

    18.        Майевтика — это:

    1. богиня философии;
    2. ученица Сократа;
    3. разновидность софистики;
    4. учение Аристотеля;
    5. философский метод.

    19.        Гедонизм — это:

    1. отказ от желаний;
    2. покорность судьбе;
    3. утверждение свободы;
    4. обретение невозмутимости;
    5. стремление к удовольствиям.

    20.        Философия Сократа является по преимуществу:

    1. космологией;
    2. гносеологией;
    3. филологией;
    4. эсхатологией;
    5. антропологией.

    21.        Идея о том, что видимое нами отчасти или полностью не совпадает с подлинной реальностью, принадлежит:

    1. Платону;
    2. Пармениду;
    3. Гераклиту;
    4. Демокриту;
    5. Пиррону;
    6. всем названным;
    7. никому из названных.

    22.        Кто из представителей патристики считал, что знание выше веры?

    1. Климент;
    2. Тертуллиан;
    3. Ориген;        
    4. Августин;
    5. все;
    6. никто.

    23.        Положение, приписываемое Тертуллиану: «Верую, ибо абсурдно»,— надо понимать в том смысле, что:

    1. мир абсурден, знать о нем ничего нельзя, можно только верить во все существующее;
    2. только верить абсурдно, для того и дан человеку разум, чтобы познавать мир;
    3. я верую в совершенно абсурдные вещи, и поэтому лучше в них не верить;
    4. предмет моей веры абсурден с точки зрения разума, но это еще более вдохновляет меня верить в него;
    5. надо считать все абсурдным и ни во что не верить.

    24.        Материя неизбежно стремится к превращению в хаос, и поэтому необходима внешняя нематериальная сила, которая удерживала бы ее от этого. Эта идея представляет собой одно из доказательств существования Бога, а именно:

    1. онтологический аргумент;
    2. хаотический аргумент;
    3. материальный аргумент;
    4. телеологический аргумент;
    5. космологический аргумент.

    25.        Схоластика — это:

    1. направление в древней философии;
    2. синоним Средневековья;
    3. синтез религии и философии;
    4. философская деятельность отцов церкви;
    5. отрицание роли философии.

    26.        Реализм средневековый — это философская идея, утверждавшая:

    1. реальность физического мира;
    2. необходимость реалистичного отображения действительности;
    3. реалистический  взгляд на природу разума;
    4. реальное существование общих понятий;
    5. реальность небытия.

    27.        Томизм — это религиозно-философское учение:

    1. Ансельма Кентерберийского;
    2. Фомы Аквинского;
    3. Томаса Уэльского;
    4. Климента Александрийского;
    5. Августина Гиппонского.

    28.        «У всякой вещи есть своя причина, ибо ничто не происходит из ничего; значит, и у нашего мира в целом тоже есть причина, которой может быть только Бог». Это рассуждение представляет собой:

    1. онтологический аргумент;
    2. космологический аргумент;
    3. телеологический аргумент;
    4. причинный аргумент;
    5. ничто из вышеперечисленного.

    29.        «Универсалии после вещей в качестве понятий ума» — это точка зрения:

    1. крайнего реализма;
    2. крайнего номинализма;
    3. умеренного реализма;
    4. умеренного номинализма.

    30.        Теория двойственной истины была направлена против:

    1. философии;
    2. религии;
    3. науки;
    4. схоластики;
    5. мистики.

    31.        «Ученое незнание», по Николаю Кузанскому,— это:

    1. невежество ученых;
    2. некачественное обучение;
    3. скептическая философия;
    4. непостижимость бесконечности;
    5. хитрый софизм.

    32.        Индукция — это:

    1. учение Фрэнсиса Бэкона;
    2. разновидность силлогизма;
    3. философское направление;
    4. вид умозаключения;
    5. логический закон.

    33. Положение Декарта  «Я мыслю, следовательно, я существую» надо понимать в том смысле, что:

    1. мое мышление порождает мое существование;
    2. существует абсолютно все, что можно помыслить;
    3. если бы я не мыслил, я бы не существовал;
    4. я знаю о собственном существовании благодаря мышлению;
    5. если я существую, значит, я мыслю.

    34.        Эмпиризм Д. Юма предвосхитил философскую  традицию:

    1. экзистенциализма;
    2. персонализма;
    3. неотомизма;
    4. позитивизма;
    5. марксизма.

    35.        «Естественная религия», по Дэвиду Юму,— это:

    1. представление об одушевленности материи;
    2. утверждение о несотворенности мира;
    3. привычки обыденного сознания;
    4. обожествление природы;
    5. религиозная философия.

    36.        В общий контекст  просветительской апологии разума и прогресса не вписываются философские взгляды:

    1. Вольтера;
    2. Монтескье;
    3. Руссо;
    4. Дидро;
    5. Ламетри;
    6. Кондильяка.

    37.        Материя и дух не могут находиться в причинно-следствен ной связи, потому что они различные проявления единой (не материальной и не идеальной в своей основе) природы. Так полагал:

    1. Энгельс;
    2. Кант;
    3. Шеллинг;
    4. Фейербах;
    5. Гольбах.

    38.        Положение Гегеля «все действительное разумно, все ра-зумное действительно» является:

    1. тавтологическим;
    2. реалистическим;
    3. пантеистическим;
    4. софистическим;
    5. скептическим.

    39.        Физический мир есть инобытие Мирового разума, полагал:

    1. Гоббс;
    2. Гельвеций;
    3. Гольбах;
    4. Гегель;
    5. Горгий.

    40.        В духе ксенофановской идеи о том, что если бы коровы и лошади придумывали себе богов, то их боги были бы коровами и лошадьми, высказывался:

    1. Кант;
    2. Фихте;
    3. Шеллинг;
    4. Гегель;
    5. Фейербах.

    41.        «Если бы Бога не было, то он все равно бы был, потому что мы не можем не верить в него как в вечный источник и незыблемый гарант действительно существующего доб¬ра». Это рассуждение принадлежит:

    1. Декарту;
    2. Энгельсу;
    3. Гегелю;
    4. Канту;
    5. Фейербаху.

    42.        Марксистская философия во многом базировалась  на:

    1. сенсуализме Локка;
    2. атеизме Гоббса;
    3. эгалитаризме Руссо;
    4. материализме Фейербаха;
    5. рационализме Декарта;
    6. скептицизме Юма.

    43.        Воля в учениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше — это  совокупность:

    1. желаний и инстинктов;
    2. настроений и чувств;
    3. страстей и порывов;
    4. бессознательных побуждений;
    5. иррациональных мотивов;
    6. всего вышеперечисленного.

    44.        С точки зрения О. Конта, философия должна быть:

    1. прислужницей науки;
    2. критикой религии;
    3. видом искусства;
    4. изучением человека;
    5. любовью к мудрости.

    45.        Позитивизм призывал:

    1. искать конечные причины мироздания;
    2. превратить философию в разновидность ре-лигиозного сознания;
    3. признать пантеистическую природу бытия;
    4. произвести великое метафизическое объеди-нение наук и искусств;
    5. заниматься логикой и методологией науч¬ного познания;
    6. ни к чему из вышеперечисленного.

    46.        Проблема смысла жизни является одной из главных тем:

    1. эмпириокритицизма;
    2. экзистенциализма;
    3. скептицизма;
    4. антиномизма;
    5. гелиоцентризма.

    47.        Верификация — это:

    1. сложные метафизические построения;
    2. поиск ответов на вечные вопросы;
    3. проверка суждений на истинность;
    4. преднамеренное запутывание ситуации;
    5. разработка категориального аппарата.

    48.        Экзистенция — это:

    1. воздержание от догматических суждений;
    2. резюме любого философского трактата;
    3. материальное первоначало мира;
    4. рождение чего-то из ничего;
    5. индивидуальное существование;
    6. божественный замысел.

    49.        В неопозитивистской трактовке философия должна быть по преимуществу:

    1. исследованием языка;
    2. царицей точных наук;
    3. разделом математики;
    4. естествознанием;
    5. поиском истины.

    50.        За видимым разнообразием вещей скрывается некая невидимая, единая и бесконечная их основа. Так полагали  философы:

    1. древности;
    2. Средневековья;
    3. Возрождения;
    4. Нового времени;
    5. всех эпох.

    51.        Одной из наиболее характерных черт русской  философии XIX— начала XX в. является:

    1. систематичность и теоретичность;
    2. разработка проблем гносеологии;
    3. интерес к историософским, моральным и социальным проблемам;
    4. полная зависимость от западной философии;
    5. стремление философски осмыслить различные варианты христианства;
    6. скептицизм и релятивизм.

    52.        «Прошлое России — пусто, настоящее — невыносимо, а будущего у нее —нет». Это рассуждение принадлежит:

    1. А. И. Герцену;
    2. Т. Н. Грановскому;
    3. А. С. Хомякову;
    4. П. Я. Чаадаеву;
    5. А. X. Бенкендорфу;
    6. Ф. М. Достоевскому.

    53.        Ключевая идея народничества Герцена состоит в том, что:

    1. русское православие — наиболее истинный вариант христианской веры;
    2. необходимо сочетать коллективизм русской общины с западной идеей свободы личности;
    3. Российская империя — величайшая империя в истории человечества;
    4. народ всегда и во всем прав, а его правительство может ошибаться;
    5. необходимо изучать народную культуру и развивать народные традиции;
    6. ничто из перечисленного.

    54.        Ноосфера, по В. И. Вернадскому,— это:

    1. комбинация геометрических фигур, изображающих мироздание:
    2. специфическая оболочка Земли, создаваемая научной и творческой деятельностью     человеческого разума;
    3. сфера вечных вопросов и проблем, рассматриваемых в философии;
    4. вся бесконечная в пространстве и времени Вселенная;
    5. специфический метод научного познания;
    6. ничто из названного.

    55.        София, в учении Владимира Соловьева,— это:

    1. высшая  из всех наук;
    2. верховная языческая богиня;
    3. универсальный способ познания мира;
    4. широко распространенное философское уче-ние;
    5. другое название материи;
    6. Мировая душа.

    Приложение3                                                 ОТВЕТЫ

    1.        Окружающий мир и познающий человек. 4

    2.        Вне нас находящееся. 3

    3.        Субъективизмом. 4

    4.        Сенсуализмом. 5

    5.        Раздел философии. 5

    6.        Все вышеперечисленное .5

    7.        Ничто из вышеперечисленного. 6

    8.        Материалистическим. 4

    9.        Пантеистическое божество. 2

    10.        Прекращение земных рождений. 4

    11.        Противоположность гедонизма. 1

    12.        Пантеистическое начало. 2

    13.        Пантеизмом. 2

    14.        Об одушевленности материи. 1

    15.        Безвыходное положение мысли. 5

    16.        Предметы физического мира. 2

    17.        Софизмом. 2

    18.        Философский метод. 5

    19.        Стремление к удовольствиям. 5

    20.        Антропологией . 5

    21.        Всем названным. 6

    22.        Никто. 6

    23.        Предмет моей веры абсурден с точки зрения разума, но это еще более вдохновляет меня верить в него. 4

    24.        Телеологический аргумент. 4

    25.        Синтез религии и философии. 3

    26.        Реальное существование общих понятий. 4

    27.        Фомы Аквинского. 2

    28.        Космологический аргумент. 2

    29.        Умеренного номинализма. 4

    30.        Схоластики. 4

    31.        Непостижимость бесконечности. 4

    32.        Вид умозаключения. 4

    33.        Я знаю о собственном существовании благодаря мышлению. 4

    34.        Позитивизма.  4

    35.        Привычки обыденного сознания. 3

    36.        Руссо. 3

    37.        Шеллинг. 3

    38.        Пантеистическим. 3

    39.        Гегель. 4

    40.        Фейербах. 5

    41.        Канту. 4

    42        Материализме  Фейербаха. 4

    43.        Всего вышеперечисленного. 6

    44.        Прислужницей науки. 1

    45.        Заниматься логикой и методологией научного познания. 5

    46.        Экзистенциализма. 2

    47.        Проверка суждений на истинность. 3

    48.        Индивидуальное существование. 5

    49.        Исследованием языка. 1

    50.        Всех эпох. 5

    51.        Интерес к историософским, моральным и социальным проблемам. 3

    52.        П. Я. Чаадаеву. 4

    53.        Необходимо сочетать коллективизм русской общины с западной идеей свободы личности. 2

    54.        Специфическая оболочка Земли, создаваемая научной и творческой деятельностью человеческого разума. 2

    55.        Мировая душа. 6

    Поработайте с источником

    Прочитайте отрывок из работы «Человек и техника», написанной в 1932 г. немецким философом О. Шпенглером.

    Мы спускаемся вниз зрячими 
    Мировая история не похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий — это маловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди XX в., спускаемся вниз зрячими... 
    Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе «вечных» звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам... Но каждый из нас — сам по себе ничто — на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Поэтому для нас она безмерно важна — этот малый мир, эта «мировая история». Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в каком-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии. Выбирать нам не дано, родимся ли мы сыном египетского крестьянина за 3000 лет до Христа, персидским царем или сегодняшним бродягой. Этой судьбе — или случаю — нужно повиноваться. Она осуждает нас на какие-то ситуации, созерцания, деяния. Нет «человека в себе», о котором болтают философы, но только человек своего времени, места, расы. Он утверждает себя или покоряется в борьбе с данным ему миром, а божественную Вселенную, простирающуюся вокруг него, это совершенно не трогает. Эта борьба и есть жизнь, а именно борьба в смысле Ницше как воля к власти, свирепая, жестокая борьба без пощады... 

    Вопросы и задания: 
    1) Какие вечные философские проблемы затронуты автором? 
    2) Как, на ваш взгляд, отразилось в позиции автора мировоззрение человека первой половины XX в.? 
    3) Не усматриваете ли вы противоречий во взглядах философа? Если да, то укажите их.

    Поработайте с источником

    Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира», изданной в 80-е годы минувшего века.

    Миф, сказка, предание

          При размежевании мифа и сказки современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит... ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно.
          Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчества, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример — многие древнегреческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т. е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ.
    http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/images/15_1.JPG Вопросы и задания: 1) Чем сказка отличается от мифа? 2) Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

    Ознакомьтесь с отрывками из книги Т. П. Григорьева «Дао и логос» и учебного пособия «Введение в философию» (под редакцией И. Т. Фролова).

    Восточная философия: тайное знание или традиционализм?

          Греки тайное сделали явным, знание, пришедшее с Востока, не вызывало у них трепета... С одной стороны, они раскрыли тайны, преобразованное их дерзким гением знание оплодотворило мир человеческий. Но знание может возвысить человека, если он способен правильно воспринять его, и может повредить человеку, если опережает его нравственное развитие, если его душа не способна постичь сокровенный смысл законов, скрываемый жрецами от непосвященных... греки же нравственно не созрели для принятия древней мудрости.
          ...Особенности социального бытия древнеазиатского общества не могли не сказаться на перевесе «колебаний» в сторону, неблагоприятную для дальнейшего развития личности. Это, в свою очередь, определило и судьбы развития философской мысли (Востока. — 
    А. Л.), которая на протяжении веков, оставаясь в замкнутом пространстве традиционных мыслительных структур, занята была преимущественно их комментированием и толкованием.
          Почему на Востоке не состоялись... Возрождение, Просвещение и Реформация, отчего неразвитыми оказались традиции рационализма?.. Вот незначительная часть тех многочисленных «загадок», которые заданы нам Востоком и на которые ученым еще предстоит дать ответ.

    Поработайте с источником

    Прочитайте отрывок из книги философа Н. О. Лосского (1870—1965 гг.) «История русской философии».

    Свобода политическая и свобода духовная

          Соборность означает сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко видеть, что принцип соборности имеет большое значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма. Многие русские философы уже начали применять принципсоборностипри рассмотрении разнообразных вопросов духовной и общественной жизни...
          Многие русские религиозные философы интересуются вопросом о сущности исторического процесса. Они подвергают критике позитивистские теории и указывают на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Печальный опыт истории показывает, что весь исторический процесс сводится лишь к подготовлению человечества к переходу от истории к
    метаистории, т. е. «грядущей жизни» в Царстве Божием. Существенным условием совершенства в том царстве является преображение души и тела или обожествление милостью Божией...
          Диалектический материализм — это единственная философия, которая разрешена в СССР... Как только Россия освободится от коммунистической диктатуры и получит свободу мысли, то в ней, как и в любой другой свободной и цивилизованной стране, возникнут многочисленные различные философские школы. Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Знакомство с этими идеями будет полезно для общечеловеческой культуры.


    http://www.prosv.ru/ebooks/Bogolubov_Obwestvozn_10_Ucheb/images/15_1.JPG Вопросы и задания: 

    1) Как философ трактует понятие соборности?

    2) Почему русские религиозные философы отрицают возможность создания идеального общественного строя?

    3) Как Н. О. Лосский оценивает значение русской философии для мировой культуры?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа по философии к разделу "Основные этапы философии"

    Контрольная работа по философии для студентов профессиональных училищ и техникумов....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СПОПримерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060101 «Л

    Примерная  программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальности  среднего профессионального о...

    Презентация по основам философии на тему: Философия XX века. Экзистенциализм

    Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

    Презентация по основам философии Тема: Философия Китая для студентов всех специальностей техникума

    Философия – наука мировоззренческая, поэтому талантливый преподаватель должен излагать учебный материал таким образом, чтобы мотивировать своих слушателей, формируя у них позитивное отношение к миру и...

    Тесты по основам философии Тема: Немецкая классическая философия

    Работа с тестами охватывает разделы учебного курса «Предмет философии» и «История философии» за период от древности до эпохи Возрождения включительно. Предусматривается проверка усвоения базовых...

    Методическая разработка серии уроков по курсу "основы философии" - "История русской философии".

    Цикл уроков   знакомит обучающихся  с историей русской философской мысли, представленными в ее составе крупнейшими мировоззренческими системами, творчеством выдающихся отечественных мыслител...

    Рабочая программа по философии СПО

    Рабочая программа по философии СПО...