5 класс Профессия ученик
материал по обществознанию (5 класс) на тему

Китаева Наталья Сергеевна

кейсы для самостоятельной работы по теме Школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кейс к уроку24.04 КБ
Файл otvety_k_keysu.docx13.62 КБ

Предварительный просмотр:

Текст 1. День Наума-грамотника.(14 декабря)

По старой русской традиции со дня Наума начинали учить детей грамоте. День начинался с того, что служили молебен, спрашивали благословения на отрока и с почетом приглашали в дом учителя. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом. Говорили: «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», поэтому к учению в народе относились с благоговением, а учителя на Руси почитались особо, их работу считали важной и трудной.

        Отец, держа за руку сына, передавал его учителю с просьбой научить уму-разуму, а за леность наказывать побоями, мать должна была в это время плакать по своим детям, отправляющимся учиться, иначе, «худая молва пойдет», потому что учение всегда сопровождалось вколачиванием наук розгами.

        На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой. Каждое учение начиналось с трех ударов розгами. Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников символическими ударами плеткой. Дети же каждое занятие должны были начинать с трех земных поклонов учителю и обязаны были слушаться его беспрекословно. На уроках нельзя есть, «а то заешь выученное», книгу следовало закрывать, «а то все позабудешь». Говорили, что «пророк Наум и худой разум наведет на ум». В награду за труды отец с матерью подносили учителю каравай хлеба и полотенце, в которое завязывали деньги в качестве оплаты занятий. Но чаще всего занятия оплачивались едой: мать ученика приносила учителю курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей.

        День Наума-грамотника раньше считался днем учителя. Наум – покровитель ума, знаний.

Текст 2.

        Рассмотрите картину художника Б.М. Кустодиева «Земская школа в Московской Руси» (с.53).

        Занятия шли вот так. Длинный стол, вдоль него лавка, на стене полка с книгами и обязательно плетка. На лавке – ученики. Во главе стола – учитель. Перед ним на коленях стоят ученики. Они отвечают урок. А кто не выучит урока или напроказничает, того ждет наказание.

        В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали.

        Не было в этой школе отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые  шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова… Шум стоит невообразимый! Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат». Никаких оценок учитель не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой. А не выучил – вот плетка, вот розги, прутья. Кто учителя не слушается, того поставят в угол на колени или без обеда оставят.

Текст 3. Как церковный грамотей в старину учил детей.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

                        Н.П. Кончаловская.

Текст 4. Чему учит школа сегодня.

        В школе изучают много разных предметов. Каждый новый учебный год вводит повзрослевших учеников в какую-то новую область знаний. Школьные уроки и формы их проведения бывают разные. Диктант, контрольная или самостоятельная работа направлены на проверку усвоенных знаний по определенной теме; участвуя в лабораторной работе, ученик может ставить опыты, наблюдать за происходящими процессами, описывать их; урок-экскурсия научит всматриваться в окружающий мир.

        Современную школу трудно представить без компьютеров и компьютерных технологий. Они помогают тебе и учиться, и отдыхать.

        У тебя есть уроки русского и иностранного языка, литературы, истории, обществознания, на них ты получаешь гуманитарные знания, т.е. знания о человеке, культуре. Ты изучаешь математику, ботанику, в скором будущем начнешь изучать физику, химию. Эти уроки дают естественно-научные знания – знания о природе. Но подумай, можно ли сказать, что все, чему человек должен научиться укладывается в школьные уроки. Школьное расписание не предусматривает ни в одном классе уроков внимания, уважения к людям, честности, доброты, дружбы. Но ведь школа учит и этому, и еще многому другому, что нужно для жизни в человеческом обществе. Это происходит потому что школьная жизнь не ограничивается уроками по предметам. Школьные праздники и вечера, походы и экскурсии, КВНы, встречи с интересными людьми и многое другое тоже часть школьной жизни.

        Раньше вместо слов «пойти в школу» говорили «отдать в ученье». Тем самым отмечали основную задачу учреждения, в котором учатся: научить чему-то важному для жизни.

        Человеку приходится учиться всему. Поэтому и школ у каждого в жизни много, много и учителей. Школой для каждого из нас становится не только здание, к которому ведет знакомая с детства дорога, но и сама жизнь. Так и говорят: «Прошел хорошую школу жизни». А уж чему ты научишься в этой школе, зависит от тебя самого, и оценки за твою учебу тебе будет ставить сама жизнь.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ к текстам 1-4:

1. Какой праздник отмечали в старину 14 декабря? (укажите все номера верных ответов)

  1. день учителя
  2. день знаний
  3. день грамоты и посвящения в ученики
  4. день нерадивого ученика
  5. день святых Козьмы и Демьяна
  6. день грамотного человека

ОЦЕНИВАНИЕ: 2 балла за все верные ответы, 1 балл за любые два верных ответа.

2. Выберите верные ответы (да/нет):

  1. в старину, как и теперь, учили всех детей.
  2. учебный день длился с утра до вечера.
  3. в старину в школе не было расписания уроков.
  4. оценки ученикам ставили в дневник.
  5. каждое учение в школе начиналось с трех земных поклонов учителю.
  6. плеткой наказывали только за непослушание.
  7. говорили, что «пророк Наум только сильный разум наведет на ум».
  8. на переменах ученики играли в салочки.
  9. на уроках стояла полная тишина.
  10. учебный год начинался поздней осенью, когда заканчивались полевые работы.

ОЦЕНИВАНИЕ: 1 балл за любые семь правильных ответов, 2 балла за восемь и более верных ответов.

3. про школу в Московской Руси можно сказать:

А) мы сидели за одной партой

Б) мы сидели на одной скамье.

Почему?

ОЦЕНИВАНИЕ: правильный ответ 1 балл.

4. ученикам 5 класса предложили составить план к первому тексту.

У Наташи получилось вот что:

1. Начало учебного года в старину.

2. Наставление отца и слезы матери.

3. «Без плетки нет учения»

4. Плата за учение.

Кирилл составил такой план:

  1. День Наума.
  2. учитель – профессия почетная.
  3. Наказание за лень и непослушание.
  4. Наум -  покровитель ума.

Какие пункты в планах учеников  озаглавлены по-разному, а по смыслу одинаковые?

ОЦЕНИВАНИЕ: 2 балла за полный ответ, 1 балл за один верный ответ.

  1. Почему в старину грамота давалась с трудом?
  1. потому что буквы назывались иначе, чем звуки.
  2. Потому что учили без отметок.
  3. Потому что учились с утра до вечера.
  4. Потому что не было перемен.
  5. Потому что учитель мог наказать плетью.

ОЦЕНИВАНИЕ: правильные ответы – 1 балл.

  1. Чем школа в Московской Руси отличалась от современной? Назови не менее шести отличий.

ОЦЕНИВАНИЕ: 2 балла за любые шесть верных ответов, 1 балл за 4-5 верных ответа.

  1. Какие пословицы встречаются в текстах?
  1. «Ученье – свет, а неученье – тьма».
  2. «Умная голова сто голов кормит, а худая им себя не прокормит».
  3. «Сытое брюхо к учению глухо».
  4. «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
  5. «Пророк Наум только добрый разум наведет на ум».
  6. «Азбуку учат – все молчат»
  7. «Не спеши языком – торопись делом».

 ОЦЕНИВАНИЕ:  2 балла – полный ответ, 1 балл за один верный ответ.

  1. Исправь ошибки в приведенных выше пословицах.

ОЦЕНИВАНИЕ:  2 балла – полный ответ, 1 балл за один верный ответ.

  1. Из текста следует, что пророка Наума назвали Грамотником, потому что:
  1. Он покровительствовал грамоте и грамотным людям.
  2. День памяти пророка Наума отмечался в России как праздник грамоты.
  3. Его изображали с книгой в руках.
  4. Он основал первые школы на Руси.

ОЦЕНИВАНИЕ: 1 балл за верные ответы.

ОТМЕТКА за итоговый балл:

«5» - 15-13 баллов

«4» - 12-10 баллов

«3» - 9-7 баллов

«2» - менее 7 баллов.



Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

1. Какой праздник отмечали в старину 14 декабря? (укажите все номера верных ответов)

1,2,3

ОЦЕНИВАНИЕ: 2 балла за все верные ответы, 1 балл за любые два верных ответа.

2. Выберите верные ответы (да/нет):

1. НЕТ

2. ДА

3. ДА

4. НЕТ

5. НЕТ

6. НЕТ

7. НЕТ

8. НЕТ

9. НЕТ

10. ДА

ОЦЕНИВАНИЕ: 1 балл за любые семь правильных ответов, 2 балла за восемь и более верных ответов.

3. про школу в Московской Руси можно сказать:

Б. Потому что парт не было, все сидели за одним столом на скамье

ОЦЕНИВАНИЕ: правильный ответ 1 балл.

4. ученикам 5 класса предложили составить план к первому тексту.

1,3

ОЦЕНИВАНИЕ: 2 балла за полный ответ, 1 балл за один верный ответ.

5.Почему в старину грамота давалась с трудом?

1,3,5

ОЦЕНИВАНИЕ: правильные ответы – 1 балл.

6.Чем школа в Московской Руси отличалась от современной? Назови не менее шести отличий.

ОЦЕНИВАНИЕ: 2 балла за любые шесть верных ответов, 1 балл за 4-5 верных ответа.

7Какие пословицы встречаются в текстах?

2,4

 ОЦЕНИВАНИЕ:  2 балла – полный ответ, 1 балл за один верный ответ.

  1. Исправь ошибки в приведенных выше пословицах.

Пророк Наум и худой разум наведет на ум

Азбуку учат на всю избу кричат

ОЦЕНИВАНИЕ:  2 балла – полный ответ, 1 балл за один верный ответ.

  1. Из текста следует, что пророка Наума назвали Грамотником, потому что:

1,2

ОЦЕНИВАНИЕ: 1 балл за верные ответы.

ОТМЕТКА за итоговый балл:

«5» - 15-13 баллов

«4» - 12-10 баллов

«3» - 9-7 баллов

«2» - менее 7 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Есть такая профессия - ученик!"

Этот классный час способствует формированию у учащихся представлений об особенностях личности, помогает развитию навыков публичного выступления,воспитанию ответственности, коллективизма....

Презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик"

Красочная презентация к классному часу "Есть такая профессия -ученик!"...

классный час в 5 классе "Есть такая профессия -ученик"

Цель классного часа  -воспитание осознанного отношения к учебному труду. Классный час можно так же провести и в 6 классе....

Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Профессия - ученик"

Презентация является иллюстрацией к основным вопросам темы. Презентация состоит из трех  частей....

Урок обществознания 6 класс Тема "Профессия - ученик"

Урок обществозания в 6 классе по теме "Профессия - ученик" создан с целью познакомить детей с понятиями, относящимися к школьному образованию, расширить кругозор, развивать познавательную активность, ...

Сочинение "Выбор профессии " ученика 6 класса

Сочинение "Выбор профессии" ученика 6 класса...

Классный час в 6 классе на тему: Моя профессия – ученик.

Классный час в 6 классеТема: Моя профессия – ученик....