Словари обществознание по темам
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему
Словари обществознание по темам для подготовки к ОГЭ 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovari.rar | 169.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовная сфера
Духовная сфера
Культура - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.
Формы культуры:
Элитарная - высокая культура, доступная немногим избранным (изящное искусство, классическая музыка и литература)
Народная культура включает сказки, фольклор, песни и мифы.
Экранная – культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера. Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.
Массовая культура - культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.
Особенности массовой культуры:
-имеет самую широкую аудиторию и является авторской;
-как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура;
- носит коммерческий характер;
-в отличие от злитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новоесобытие; поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.
Сленговое название массовой культуры - поп-культура, а китч является её разновидностью.
Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от остального общества.
Наука – 1)систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
2) сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.
Функции науки:
- познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
- мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
- прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
- социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
- производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.
Отличительные признаки науки:
- системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
- внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
- прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
- выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
- опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные - представляющие реальное событие или явление - и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).
Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Гуманизм (человеколюбие) - принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.
Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в
его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины.
Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.
Религия - это мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной сферы.
Политеизм - многобожие. Древние греки, римляне, славяне поклонялись многим
богам.
Монотеизм - единобожие. Христиане поклоняются Иисусу Христу, мусульмане - Аллаху.
Элементы религии:
вера - религиозные чувства, настроения, эмоции;
учение - систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий;
религиозный культ - совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.;
Церковь - социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.
Все религии делятся на следующие группы:
-родоплеменные примитивные религии, сохранившиеся по сей день;
- национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.);
- мировые религии: христианство, буддизм и ислам.
Признаки мировых религий:
- имеют огромное число верующих во всём мире;
- носят межэтнический и надэтнический характер;
- проповедуют равенство всех людей, обращаются к представителям всех социальных групп;
- стремятся обратить в свою веру лиц другого вероисповедания.
Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков и по их совершенствованию.
Функции образования:
- создание условий для социальной мобильности человека или социальной группы;
- сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.
Виды образования - начальное, среднее, среднее специальное и высшее.
Система образования - это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.
Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.
Принципы образовательной политики в РФ:
-гуманистический характер образования;
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- право личности на свободное развитие;
- единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;
- общедоступность образования;
- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- светский характер образования в государственных учреждениях;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.
Основные функции культуры:
- гуманистическая функция. Главная функция феномена культуры; все остальные функции в той или иной степени связаны с ней;
- познавательная функция. Формирует целостное представление о народе, стране, обществе;
- оценочная функция. Осуществляет дифференциацию жизненных ценностей, обогащает традиции;
- регулятивная функция. Формирует системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех сферах жизни и деятельности;
- информативная функция. Осуществляет передачу достижений и опыта предшествующих поколений;
- коммуникативная функция. Осуществляет сохранение, передачу и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарь терминов по теме БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Словарь терминов и понятий по теме: БАНКОВСКОЕ ДЕЛО...
Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».
1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
Своя игра «Словарь» (Обществознание) 6 класс
Разработка представляет собой повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 6 классе. Цели игры:Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его примен...
Словарь терминов по теме "Эволюция"
В презентации представлены определения терминов и понятий теме "Эволюция", 11 класс....