Словари обществознание по темам
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Савченко Екатерина Сергеевна

 Словари обществознание по темам для подготовки к ОГЭ 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovari.rar169.27 КБ

Предварительный просмотр:

Духовная сфера

Духовная сфера

Культура - результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Формы культуры:

Элитарная - высокая культура, доступная немногим избранным (изящное искусство, классическая музыка и литература)

Народная культура включает сказки, фольклор, песни и мифы.

Экранная – культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера. Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

Массовая культура - культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.

Особенности массовой культуры:

-имеет самую широкую аудиторию и является авторской;

-как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура;

- носит коммерческий характер;

-в отличие от злитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новоесобытие; поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

Сленговое название массовой культуры - поп-культура, а китч является её разновидностью.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от остального общества.

Наука – 1)систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

2) сфера человеческой деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.

Функции науки:

  • познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);

  • мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);

  • прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);

  • социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

  • производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Отличительные признаки науки:

  • системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);

  • внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);

  • прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);

  • выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);

  • опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные - представляющие реальное событие или явление - и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).

Мораль - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Гуманизм (человеколюбие) - принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Патриотизм  - чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в

его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины.

Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.

Религия - это мировоззрение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование какой-либо сверхъестественной сферы.

Политеизм - многобожие. Древние греки, римляне, славяне поклонялись многим

богам.

Монотеизм - единобожие. Христиане поклоняются Иисусу Христу, мусульмане - Аллаху.

Элементы религии:

вера - религиозные чувства, настроения, эмоции;

учение - систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий;

религиозный культ - совокупность действий, которые совершают верующие: обряды, молитвы, проповеди и т. п.;

Церковь - социальный институт, упорядочивающий и направляющий жизнь религиозной общины.

Все религии делятся на следующие группы:

-родоплеменные примитивные религии, сохранившиеся по сей день;

- национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, синтоизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм и др.);

- мировые религии: христианство, буддизм и ислам.

Признаки мировых религий:

- имеют огромное число верующих во всём мире;

- носят межэтнический и надэтнический характер;

- проповедуют равенство всех людей, обращаются к представителям всех социальных групп;

- стремятся обратить в свою веру лиц другого вероисповедания.

Образование - это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков и по их совершенствованию.

Функции образования:

- создание условий для социальной мобильности человека или социальной группы;

- сохранение и передача культурного достояния общества из поколения в поколение.

Виды образования - начальное, среднее, среднее специальное и высшее.

Система образования - это совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих её функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется его социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями.

Принципы образовательной политики в РФ:

-гуманистический характер образования;

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- право личности на свободное развитие;

- единство федерального образования при сохранении права национальных и региональных культур на своеобразие образования;

- общедоступность образования;

- адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

- светский характер образования в государственных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Основные функции культуры:

гуманистическая функция. Главная функция феномена культуры; все остальные функции в той или иной степени связаны с ней;

познавательная функция. Формирует целостное представление о народе, стране, обществе;

оценочная функция. Осуществляет дифференциацию жизненных ценностей, обогащает традиции;

регулятивная функция. Формирует системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех сферах жизни и деятельности;

информативная функция. Осуществляет передачу достижений и опыта предшествующих поколений;

коммуникативная функция. Осуществляет сохранение, передачу и тиражирование культурных ценностей, развитие и совершенствование личности через общение;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь терминов по теме БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Словарь терминов и понятий по теме: БАНКОВСКОЕ ДЕЛО...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».

1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Своя игра «Словарь» (Обществознание) 6 класс

Разработка представляет собой повторительно-обобщающий урок по обществознанию в 6 классе.  Цели игры:Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его примен...

Словарь терминов по теме "Эволюция"

В презентации представлены определения терминов и понятий теме "Эволюция", 11 класс....