Интерактивные дидактические материалы. обществознание
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Вилижинская Мария Александровна

Повторение и контроль знаний. Методическое пособие. Автор С.К. Свечников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon duhovnaya_zhizn_obshchestva.ppt223 КБ
Office presentation icon obshchestvo.ppt249 КБ
Office presentation icon poznanie.ppt141.5 КБ
Office presentation icon politicheskaya_sfera.ppt357 КБ
Office presentation icon pravo.ppt360 КБ
Office presentation icon sotsialnaya_sfera.ppt272 КБ
Office presentation icon chelovek.ppt173 КБ
Office presentation icon ekonomicheskaya_sfera.ppt443.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДУХОВНАЯ СФЕРА © С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей

Слайд 2

Культура лат. cultura – возделывание, обрабатывание Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности

Слайд 3

Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы

Слайд 4

Функции духовной культуры Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая

Слайд 5

? Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: образовательно-воспитательная интегрирующая регулирующая материально-производственная

Слайд 6

? К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль

Слайд 7

Формы культуры Народная Элитарная Массовая

Слайд 8

Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Слайд 9

Элитарная (высокая) культура Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное

Слайд 10

Массовая культура Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство

Слайд 11

Разновидности массовой культуры Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе

Слайд 12

Современная отечественная культура внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя  культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции

Слайд 13

? Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны

Слайд 14

Специфика искусства Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА

Слайд 15

Общественные функции искусства Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения) Воспитательная (духовно-нравственное становление личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)

Слайд 16

Специфика познания посредством искусства Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности

Слайд 17

Виды искусства Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада

Слайд 18

Современное искусство: постмодернизм Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – колллаж

Слайд 19

Специфика науки Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений

Слайд 20

Социальные функции науки Познавательная Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека) Прогностическая Непосредственная производительная сила

Слайд 21

Моральные (этические) нормы современного ученого общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…) касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни) касающиеся социальной ответственности за свои открытия

Слайд 22

Особенности современной науки постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) наука превратилась в особую профессию

Слайд 23

? Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор сюжета выдвижение гипотезы выстраивание композиции теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка

Слайд 24

Специфика образования Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков

Слайд 25

Функции образования приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности

Слайд 26

Основные направления развития современного образования Демократизация Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин) Гуманизация (усиление внимания к личности) Фундаментальность (выявление и изучение главного) Компьютеризация Интеграция (интернационализация)

Слайд 27

? Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны

Слайд 28

Специфика религии Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное

Слайд 29

Элементы религии Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…

Слайд 30

Функции религии Мировоззренческая Утешительно-компенсаторная Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)

Слайд 31

Этапы эволюции религии Родоплеменные древние верования Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)

Слайд 32

Этапы эволюции религии Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)

Слайд 33

Этапы эволюции религии Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) огромное число последователей космпополитизм (выход за пределы народов, государств) эгалитаризм (проповедь равенства всех людей) прозелитизм (стремление обратить в свою веру других) домашнее задание

Слайд 34

Этапы эволюции религии Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)

Слайд 35

Атеизм и свободомыслие Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?

Слайд 36

? Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации

Слайд 37

? К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая

Слайд 38

? Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм

Слайд 39

Специфика морали Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня: нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации) моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо») нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)

Слайд 40

Функции морали Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение)

Слайд 41

Единство морали и права Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

Слайд 42

Различия Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное

Слайд 43

? Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной

Слайд 44

Общественная психология и идеология Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

Слайд 45

Общественное мнение Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленно стихийно по структуре монистическое плюралистическое

Слайд 46

Средства массовой коммуникации передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта

Слайд 47

Функции СМК Информационная (предоставление информации) Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением) Культурологическая (распространение достижений культуры)

Слайд 48

? Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция «Европа+» детектив Д. Донцовой театр «Сатирикон» киностудия «Мосфильм»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru

Слайд 2

Что такое общество? Узкое понимание Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.) Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество) Специфические особенности жизни одной страны (китайское общество, российское общество) Человечество в целом Ш и р о к о е п о н и м а н и е Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Слайд 3

? В каком значении употреблено понятие «общество» в следующих высказываниях? а) двери в зал распахнулись и его взору предстало довольно разношерстное общество б) за сословиями феодального общества закрепляется определенный круг прав и обязанностей в) пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием г) в обществе, в отличие от природы, действует закон убыстряющегося развития

Слайд 4

? В отличие от природы общество: обладает свойствами системы находится в развитии выступает в качестве творца культуры развивается закономерно

Слайд 5

Сферы (подсистемы) общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации Материалисты: экономическая сфера – главная! Идеалисты: духовная сфера – главная!

Слайд 6

? Соотнести общественные явления, процессы и институты с каждой из сфер Отношения собственности Партия Избирательная система Научная деятельность Формирование нации Взаимосвязь спроса и предложения товаров Массовая культура Факторы производства Сословная структура общества Федеративное государственное устройство Банковская система Художественное творчество Экономическая сфера Социальная сфера Политическая сфера Духовная сфера

Слайд 7

Признаки общества как системы Целостность Устойчивость Способность к саморазвитию Открытость взаимосвязанные элементы постоянные изменения стремление к самосохранению новые элементы появляются, старые исчезают Целое, составленное из частей

Слайд 8

Общество как динамичная система Изменяется и развивается общество в целом Изменяются и развиваются его элементы Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются

Слайд 9

? Динамизм общества как системы подразумевает: устойчивость и стабильность изменение и развитие постоянный прогресс

Слайд 10

Социальные институты Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей «установление»  семья  производство  государство  образование  религия в воспроизводстве рода в безопасности и социальном порядке в средствах существования в получении знаний, социализации, подготовке кадров в решении духовных проблем смысла жизни Каких?

Слайд 11

Как возникло человеческое общество? Религиозная версия: «Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон» Космическая версия: «Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими» Естественная версия: «Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей»

Слайд 12

Под влиянием чего общество изменяется и развивается? Натуралистический подход: «Развитие общества определяется природными факторами» Идеалистический подход: «Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности» Материалистический подход: «Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности» Плюралистический подход: «В основе развития общества лежит не один, а множество факторов» Ш. Монтескье, Л. Мечников И. Кант, Г. Гегель, О. Конт К. Маркс, В. Ленин Большинство современных ученых

Слайд 13

Типы обществ Наличие пись-мен-ности Число уровней управлений и степень социального расслоения Способ хозяйственной деятельности Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности Д опись-менные П ись-менные П ростые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) С ложные О хотников и собирателей О городничества С котоводов З емледельцев И ндустриальное П остиндустриаль-ное П ервобыт-ное Р абовла- дельческое Ф еодальное К апиталис-тическое

Слайд 14

? Назвать основные социальные институты. Чем отличается простое общество от сложного? Перечислить все 4 формации.

Слайд 15

Общественно-экономическая формация Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства . Как люди производят материальные блага БАЗИС НАДСТРОЙКА совокупность производственных отношений совокупность идей и взглядов общества, соответствующих им отношений и организаций

Слайд 16

Недостатки формационного подхода Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание исторического процесса Претензия на абсолютную правильность и универсальность + цивилизационный подход!

Слайд 17

? Что такое общественно-экономическая формация? Что такое способ производства? Церковь, философские учения, государство, система образования – это базис или надстройка?

Слайд 18

Цивилизация Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс) Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах «Гражданский»

Слайд 19

Недостатки цивилизационного подхода История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества Народы и общества изучаются изолированно Трудно выявить закономерности в историческом процессе

Слайд 20

? Что такое цивилизация, по мнению О. Шпенглера? Цивилизационный подход направлен на: А. Выявление общего в развитии разных народов. Б. Выявление особенного в развитии разных народов. верно только А верно только Б верно А и Б оба положения неверны

Слайд 21

Надо совместить оба подхода! Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.) Традиционное (доиндустриальное) общество Индустриальное общество Информационное (постиндустриальное) общество

Слайд 22

Традиционное общество Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения Духовная сфера Сословное деление, отсутствие социальной мобильности Социальная сфера Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость Политика Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство Экономика

Слайд 23

Индустриальное общество Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки Духовная сфера Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация Социальная сфера Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей Политика Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии Экономика

Слайд 24

Постиндустриальное общество Приоритет отдается науке и образованию Духовная сфера Профессиональное деление, развитие гражданского общества Социальная сфера Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии Политика Сфера производства уступает сфере услуг Экономика

Слайд 25

? Какое социальное деление характерно для: традиционного общества индустриального общества постиндустриального общества

Слайд 26

? Какие из данных черт относятся к традиционному обществу? развитие ресурсосберегающих технологий появление массовой культуры низкая социальная мобильность преобладание коллективистских взглядов сильное гражданское общество

Слайд 27

Основные черты восточной и западной цивилизации Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Интересы личности подчинены общественным, коллективным Правовое государство, демократические формы правления Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Развитый рынок, частная собствен-ность, предпринимательство и конкуренция в экономике Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной Западная цивилизация Восточная цивилизация

Слайд 28

? К какой цивилизации относится Россия – восточной или западной?

Слайд 29

Общественный процесс Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей Субъект: участники исторического процесса Объект: вся историческая действительность Главный субъект: все человечество? (Л.П. Карсавин) трудящиеся? (К. Маркс) народ? (В. Ключевский) выдающиеся личности?

Слайд 30

Направления общественного процесса Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

Слайд 31

Критерии общественного прогресса развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан рост уровня жизни, степени социальной защиты kriterio – мерило для оценки

Слайд 32

? Объект исторического процесса – это: историческая действительность классы, социальные группы, индивиды, выдающиеся личности Что такое прогресс?

Слайд 33

Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни-зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция

Слайд 34

Закон общественного развития Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях Закон ускорения истории : на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее Закон неравномерности развития разных народов и наций

Слайд 35

Глобализация Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами способствует развитию экономики обеспечивает большую толерантность предостерегают государства от крайних действий не всегда ориентирована на развитие отечественного производства нивелируются запросы людей диктуются правила, выгодные развитым странам навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур появление глобальных проблем

Слайд 36

? Преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы – это… В чем суть закона ускорения истории? Что такое глобализация?

Слайд 37

? Одним из проявлений глобализации в современном мире выступает: расширение деятельности транснациональных корпораций рост объемов промышленного производства возрастание доли среднего класса в составе населения развитие национальной культуры

Слайд 38

Глобальные проблемы носят планетарный характер угрожают всему человечеству могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

Слайд 39

Влияние природы на развитие общества общественное разделение труда, размещение отраслей производства производительность труда способности человека темпы развития общества характер производственных отношений особенности духовной культуры менталитет социально-психологический облик народа

Слайд 40

Экологические кризисы загрязнение окружающей среды быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов чрезмерно быстрый рост населения природные антропогенные

Слайд 41

Пути преодоления экологического кризиса Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…) Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды) Развитие техники и улучшение экологического воспитания

Слайд 42

? В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными? в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ

Слайд 2

Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания

Слайд 3

Формы чувственного познания Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие Элементарное отражение отдельных сторон и свойств явлений и предметов О щущение

Слайд 4

Формы рационального познания Вывод нового знания на основе имеющихся суждений У мозаключение Логическая связь понятий С уждение Логически обобщенный образ предмета П онятие

Слайд 5

? Рациональное познание, в отличие от чувственного: дает истинные знания о предмете опирается на ощущения расширяет представления о мире использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: непосредственное восприятие предмета систематизация информации классификация полученных данных формирование понятий

Слайд 6

Основные мыслительные операции анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему

Слайд 7

? Что такое абстрагирование? Приведите пример абстрагирования.

Слайд 8

Роль практики в познании Практика – материальное освоение человеком окружающего мира. Цель познания Критерий истинности знаний Основа познания Практика

Слайд 9

? Докажите, что практика – основа познания

Слайд 10

Истина Истина – соответствие представлений о предмете самому этому предмету. Относительная истина Абсолютная истина Субъективность Объективная истина Главный критерий истины – практика!

Слайд 11

Противоположности истины Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.

Слайд 12

? Полное, исчерпывающее знание называется: относительной истиной абсолютной истиной объективной истиной теорией

Слайд 13

Наука – основная форма познания стремление к объективности целенаправленность определенные методы точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний + искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…

Слайд 14

? Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений

Слайд 15

Уровни научного познания Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания ПСУ Чувственные формы познания ОВП Теоретический Эмпирический

Слайд 16

Этапы теоретического познания постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов , научных прогнозов предположение

Слайд 17

Методы научного познания Метод – совокупность приемов получения определенного результата. Эмпирические методы Теоретические методы Наблюдение включенное внешнее (невключенное) Эксперимент исследовательский проверочный мыслителоьный Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование

Слайд 18

? Установите соответствие Методы научного познания Уровни научного познания эксперимент теоретический эмпирический математическое моделирование наблюдение структурный анализ системный подход

Слайд 19

Основные отрасли научного познания Науки Фундаментальные (физика, химия и т. д.) Прикладные (агрономия, зоотехния и т. д.) По предмету и методу познания Естественные Технические Общественные Гуманитарные Физика Химия Биология Информатика Генная инженерия История Социология Политология Филология Психология Этика

Слайд 20

Специфика познания общества Социальное познание Объект и субъект познания совпадают Сложность изучаемого объекта Изучаемые события и явления неповторимы Методы социального познания ограничены

Слайд 21

? Верны ли следующие суждения о социальном знании? А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА Взаимодействие людей в различных группах и общностях

Слайд 2

Социальная структура общества Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп, слоев и общностей Микрогруппы Макрогруппы семья, трудовой коллектив, неформальное объединение нации, классы небольшое число участников, которые знают друг друга, имеют общую цель большое количество людей, не знающих друг друга, оказывают определяющее влияние на социальный процесс

Слайд 3

Усложнение социальной структуры – главная тенденция изменений Дифференциация по социальным причинам Дифференциация по биологическим причинам Экономическая дифференциация (богатые, средний слой, бедные) Этническая дифференциация (народы, племена) Политическая дифференциация (управляющие и управляемые, лидеры и масса) Демографическая дифференциация (пол, возраст, место проживания) Профессиональная дифференциация

Слайд 4

? Трудовой коллектив – это: макрогруппа микрогруппа социальная общность страта

Слайд 5

? К биосоциальной дифференциации относится: политическая экономическая демографическая профессиональная

Слайд 6

Этнос Совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность общность территории общность языка Род и племя Народность Нация

Слайд 7

Род и племя Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического). Племя – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей. есть: общинная собственность, первобытный коллективизм нет: частной собственности, классов, моногамной семьи

Слайд 8

Народность возникла на основе территориальных, соседских связей исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ

Слайд 9

Нации возникли на базе становления общности экономической жизни людей высшая форма этнической общности людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации историческая память родной язык традиции и обычаи национальное достоинство патриотизм

Слайд 10

Национальные отношения в современном мире В России более 100 этносов, в том числе около 30 наций Интеграция Дифференциация Космполитизм Национализм Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства

Слайд 11

Пути решения национального вопроса демократизация всех сторон общественной жизни соблюдение принципов гуманизма в решении этнических проблем предоставление всем народам максимально широкого самоуправления отказ национальных меньшинств от сепаратизма постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом

Слайд 12

? Определяющим условием формирования нации является: общий язык общая территория общность экономической жизни общность культуры

Слайд 13

? Нации возникли: в первобытном обществе в рабовладельческом обществе в феодальном обществе в буржуазном обществе

Слайд 14

? Космополитизм – это: А. Отказ от локальной ограниченности. Б. Отказ от узости национальных перспектив. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны

Слайд 15

Семья Функции семьи: репродуктивная воспитательная воспроизводства рабочей силы хозяйственно-бытовая досуговая эмоционально-психологической защиты малая группа, основанная на браке и кровном родстве

Слайд 16

Этапы развития семейно-брачных отношений Неупорядоченные половые связи Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами) Групповая семья Парная семья Моногамная семья (более прочные брачные узы) Партнерская (нуклеарная) семья Л. Морган (1818-1881)

Слайд 17

Тенденции в развитии современной семьи Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им стало труднее выполнять семейные обязанности Увеличивается число разводов Сокращается рождаемость Растет число гражданских браков

Слайд 18

? Главная функция семьи: воспитательная репродуктивная досуговая воспроизводство рабочей силы

Слайд 19

Социальная структура традиционного общества Сословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом и передавалось по наследству Касты – замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом Россия: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне Индия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры типы социальной стратификации

Слайд 20

Класс К.Маркс и В.Ленин место класса в исторически определенной системе общественного производства роль класса в общественной организации труда отношение класса к собственности на средства производства размер и доля общественного богатства, которой располагает класс Классовая теория Признаки классов рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, рабочие и капиталисты М. Вебер (1864-1920): между классами рабочих и капиталистов существует многочисленный средний класс типы социальной стратификации

Слайд 21

Средний класс Граждане, обладающие экономической независимостью Собственники предприятий, представители высокооплачиваемых профессий Делают общество стабильным Возникающие проблемы решают через институты гражданского общества Составляют 60-80% населения В России 12-15% типы социальной стратификации

Слайд 22

Страты Стратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг другу и объединяются в иерархически расположенные слои лат. «слои» П. Сорокин объединение по статусным признакам: имущество, власть, образование, профессия… М. Вебер: три компонента неравенства – имущественное неравенство, неодинаковый престиж, различный объем власти типы социальной стратификации

Слайд 23

Слои в современном российском обществе Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5% Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12-15% Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60-70% Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10-15% Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%

Слайд 24

Тенденции в развитии социальной структуры российского общества дифференциация (появление новых слоев и групп) интеграция (сближение условий труда) маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями) люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни) поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)

Слайд 25

Молодежь как социальная группа потенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру) специфика сознания (преобладание побудительно-мотивационной направленности) формирование внутреннего мира личности главные приоритеты – образование и получение профессии включенность в различные объединения по интересам наличие собственной субкультуры от 16 до 25 лет

Слайд 26

? Главным признаком классов является: место в исторически определенной системе общественного производства роль в общественной организации труда отношение к собственности на средства производства размер и доля общественного богатства, которой располагает класс

Слайд 27

Социальная мобильность Виды мобильности: Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места жительства…) Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация...) Индивидуальная Групповая Вертикальная (повышение или понижение статуса ) Восходящая (переход в более высокий социальный слой) Нисходящая (переход в более низкий социальный слой) Горизонтальная (не ведет к изменению социального статуса) перемещение отдельных людей и групп из одного слоя в другой место человека в системе общественных отношений

Слайд 28

Факторы социальной мобильности система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество) изменения технологии общественного производства (появление новых профессий) социальные потрясения (войны, революции) образование социальный статус семьи семья школа армия церковь Лифты (каналы) П. Сорокин

Слайд 29

Виды статусов место человека в системе общественных отношений Предписанные (от рождения): пол, национальность, возраст, социальное происхождение Непредписанные (приобретенные): профессия, образование, должность Престижные Непрестижные

Слайд 30

? Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает: переезд из одного района в другой выход на пенсию повышение в должности рождение ребенка

Слайд 31

Социальная роль ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом Профессор ученый преподаватель администратор воспитатель Обязанности предписывают то, что исполнитель должен делать Права говорят о том, что человек может свободно позволять себе или допускать в отношении других людей одно предполагает другое

Слайд 32

Социальный контроль Система средств и приемов, регулирующих поведение людей в обществе и препятствующих его отклонению Самоконтроль – внутреннее соотнесение своих действий и поступков с принятыми обществе правилами Социальная саморегуляция – механизм поддержания общественного порядка Нормы Санкции

Слайд 33

Нормы Обычаи и традиции Правовые нормы Политические нормы Моральные нормы Религиозные нормы предписания того, как надо вести себя в обществе установившийся порядок поведения то, что унаследовано от предшественников закрепляются в законах, соблюдение обеспечивается силой государства находят свое отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах носят оценочный характер, соблюдение обеспечивается силой общественного мнения соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи

Слайд 34

Санкции формальные позитивные неформальные позитивные формальные негативные неформальные негативные средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, звания, титулы… публичное одобрение со стороны общественности: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты… наказания, предусмотренные официальными инстанциями: тюремное заключение, лишение гражданских прав, отлучение от церкви… наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, упрек, насмешка, прозвище… Если у нормы нет санкции, то она перестает регулировать поведение людей

Слайд 35

? Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах. Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны

Слайд 36

Конфликт Г. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно. К. Маркс (1818-1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революция Г. Зиммель (1858-1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т.д.) форма взаимодействия, в основе которой лежит столкновение интересов и потребностей отдельных людей и социальных групп Конфликтология: конфликт – не аномалия, а норма отношения между людьми, один из способов их взаимодействия (наряду с соревнованием, кооперацией, приспособлением и т.д.)

Слайд 37

Субъекты конфликта Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны. Подстрекатели – те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь. Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт. УЧАСТНИКИ

Слайд 38

инцидент (повод) эскалация конфликта консенсус событие или обстоятельство, в результате которого противоречия переходят в стадию открытого противостояния разрастание конфликта, увеличение количества участвующих в конфликте соглашение большинства

Слайд 39

Виды конфликтов в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…) по длительности и характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…) по форме (внутренние, внешние) по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные) по используемым средствам (ненасильственные, насильственные) по сферам , в которых они происходят ↓

Слайд 40

Политический конфликт Национально-этнический конфликт Социально-экономический конфликт Культурный конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп по поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, уровня цен на различные блага, доступа к этим благам связаны с религиозными, языковыми и другими противоречиями в духовной сфере Формы социальных конфликтов: дискуссии, запросы, принятие деклараций… митинги, демонстрации, пикеты, забастовки… война – крайняя форма

Слайд 41

Условия и способы разрешения конфликта Условия: выявление существующих противоречий, интересов, целей обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий совместный поиск путей преодоления конфликта Способы: прямой диалог сторон, переговоры развитие и совершенствование социальной сферы жизни общества (расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т.е. создание развитой социальной инфраструктуры)

Слайд 42

Социальное государство Основные черты социального государства: развитые рыночные отношения, многообразие форм собственности, свобода предпринимательства механизм цен и конкуренция без вмешательства государства свобода выбора для наемных работников разумное соотношение между рыночными принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи высокий жизненный уровень населения развитое социальное законодательство эффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человека государство, которое главной целью свой деятельности провозглашает человека, его достойное существование Главная задача – совершенствовать отношения между предпринимателями и потребителями в целых эффективного функционирования экономики без нарушения равновесия между частным сектором и государством

Слайд 43

? Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах? А. Конфликтное взаимодействие существует в любом типе общества. Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям. верно только А верно только Б верно и А, и Б оба утверждения неверны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕЛОВЕК © С.К. Свечников, svechnikov-sk@mail.ru Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле

Слайд 2

? Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек есть природный, биологический факт. Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны Человек – существо биосоциальное!

Слайд 3

Бытие человека Существование человека во всем многообразии его проявлений Все то, что есть

Слайд 4

Отличия человека от животных Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

Слайд 5

Человеческие / животные потребности Животные Человек Инстинкты + Сознание Потребности не связаны между собой Потребности взаимосвязаны Подлинные потребности + Мнимые потребности не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу только ест способствуют развитию ведут к деградации

Слайд 6

Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) Духовные (самореализация, индивидуальность…) Престижные (уважение, высокий статус…) Социальные (общение, дружба, любовь…) Экзистенциальные (защищенность, безопасность…) Физиологические (жажда, голод, сон, дыхание…) Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Слайд 7

? К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность: в трудовой деятельности в нормальном теплообмене в сохранении здоровья в физической активности

Слайд 8

? Человека от животных отличает способность: к обмену информацией с себе подобными к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию к усвоению форм поведения других к совместному изготовлению орудий труда

Слайд 9

Элементы деятельности субъект объект потребности цель средства результат Цель оправдывает средства Н. Макиавелли Благородная цель может быть достигнута только благородными средствами Н.С. Лесков

Слайд 10

Мотивы деятельности Мотив – побудительная причина Потребности Интересы Потребность – осознаваемая нужда в том, что необходимо для физического и духовного развития Интересы – обобщенное выражение потребностей людей

Слайд 11

? Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется: цель деятельности результат деятельности мотив деятельности потребность

Слайд 12

Задатки и способности Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы. Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.

Слайд 13

Уровни развития способностей Гениальность (высший уровень развития способностей и талантов) Талант (выдающиеся способности) Одаренность (сочетание различных развитых способностей)

Слайд 14

? Способности – это: врожденные анатомо-физиологические качества человека индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность умение сопереживать умение жить в коллективе

Слайд 15

Основные виды деятельности Игра Учение Труд Общение имитация действительности приобретение знаний и способов действий достижение практического результата установление и развитие взаимных отношений

Слайд 16

Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее Механизмы творческой деятельности Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта Фантазия – воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются

Слайд 17

? Вид деятельности, характерный не только для людей: материально-производственная познавательная творческая игровая

Слайд 18

Индивид – индивидуальность – личность Индивид – каждый отдельный человек Индивидуальность – неповторимость каждого человека Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)

Слайд 19

Структура психики личности По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939) Я ОНО Сверх-Я сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека либидо мортидо

Слайд 20

Другие элементы психики Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей. Мотивы – осмысленные побудители действий. Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий. Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.

Слайд 21

Важнейшие качества личности Сознание и самосознание Способность успешно взаимодействовать с другими людьми Личное достоинство Наличие убеждений и принципов Способность нести ответственность Самоопределение Свобода (=«осознанная необходимость») Самоузнавание + образ своего Я + самооценка Бенедикт Спиноза (1632-1677) способность воспроизводить действительность в идеальных образах

Слайд 22

? В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»? Назовите три структурные элементы психики личности.

Слайд 23

Социализация Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур детство  юность  зрелость  старость агенты первичной социализации: родители, родственники, друзья вторичной социализации: учителя, коллеги, руководители институты социализации семья, школа, армия, церковь + Адаптация – процесс привыкания к новым условиям существования десоциализация? ресоциализация?

Слайд 24

Отклоняющееся поведение Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…) Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.) Причины: врожденная предрасположенность неблагоприятная социальная среда политические, экономические кризисы конфликт между господствующей культурой и субкультурой

Слайд 25

? Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении? А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм. Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны

Слайд 26

Духовный мир личности духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении знания о природе, обществе и человеке убеждения и вера в истинность своих убеждений способность к тем или иным видам деятельности чувства и эмоции цели ценности МИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов человека на мир и свое место в нем

Слайд 27

Типы мировоззрения Обыденное (житейское): опирается на личный опыт человека и мало использует опыт других людей Религиозное: возникает под влиянием религиозных учений Научное: опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей Гуманистическое: высшей ценностью ставит права и свободы человека

Слайд 28

? Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания: гуманистическое мировоззрение религиозное мировоззрение научное мировоззрение обыденное мировоззрение

Слайд 29

Смысл жизни Под смыслом жизни понимается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить Это самый глубокий и главный мотив человеческого существования

Слайд 30

Подходы к пониманию смысла жизни Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)). Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)). Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)). Религиозный: самоотверженное служение Богу. Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.). Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.

Слайд 31

? Что понимается под смыслом жизни? Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКОНОМИКА © С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru «искусство ведения хозяйства»

Слайд 2

Определения Сфера деятельности людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ . Наука, изучающая эффективные способы использования ограниченных ресурсов для производства материальных благ . товары и услуги, удовлетворяющие наши потребности и имеющиеся в обществе в ограниченном количестве

Слайд 3

Производство Материальное производство – создание продуктов и услуг, удовлетворяющих материальные потребности людей. Духовное производство – создание духовных ценностей, с помощью которых человек меняет свое сознание. Простое производство : сколько произвели, столько и потребили Расширенное производство : производится больше, чем потребляется процесс создания материальных благ

Слайд 4

Способ производства Способ производства = Производительные силы + Производственные отношения То, как люди производят средства к жизни в тот или иной период истории Люди и средства производства: орудия труда, предметы и средства труда Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Меняются быстро Меняются медленно Социальная революция Новые производственные отношения противоречие

Слайд 5

Натуральное и товарное производство Натуральное производство Товарное производство Для удовлетворения собственных потребностей Ориентировано на рынок Основные черты: замкнутость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития Основные черты: динамичность, использование техники, механизированный характер

Слайд 6

Технические революции НЕОЛИТИЧЕСКАЯ (переход от присваивающего к производящему хозяйству) ПРОМЫШЛЕННАЯ (переход от мануфактуры к фабричному производству) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ (переход к постиндустриальному обществу) Постиндустриальный Индустриальный Аграрно-ремесленный Присваивающий Этапы в развитии производства

Слайд 7

? Главные вопросы экономики Что производить? ? Для кого производить? Запишите слово, пропущенное в схеме

Слайд 8

Факторы производства 1. ТРУД – человеческие ресурсы, физические и умственные усилия Производительность труда Интенсивность труда Заработная плата Количество произведенных за единицу времени продуктов Степень расхода умственной и физической энергии в единицу времени Цена, выплачиваемая за труд

Слайд 9

Основной капитал : здания, станки, оборудование, которые используются в течение ряда лет и затраты возмещаются постепенно Факторы производства 2. КАПИТАЛ – машины, инструменты, здания, деньги Оборотный капитал : сырье, материалы, энергоресурсы, которые расходуются за один цикл и затраты возмещаются после реализации продукции Виды капитала Процент – плата за использование капитала

Слайд 10

Факторы производства 3. ЗЕМЛЯ – природные ресурсы производства (участки, полезные ископаемые, реки…) Рента – доход того, кто владеет землей

Слайд 11

Факторы производства 4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – деятельность по организации и управлению производством, которые связаны с новаторством, риском Плата за это ПРИБЫЛЬ

Слайд 12

Черты трудовой деятельности наличие сознательно поставленной цели необходимость средств труда совместные усилия (общественный характер труда) разделение труда (распределение и закрепление занятий между участниками) общение, позволяющее координировать людям свою деятельность профессионализм, квалификация, специализация мастерство и грамотность выполнения трудовых операций специальная профессиональная подготовка, необходимая для выполнения сложных операций выполнение одной или нескольких операций

Слайд 13

Дисциплина Добровольное, сознательное соблюдение правил и порядка поведения в коллективе, добросовестное исполнение своих обязанностей, высокое качество работы Технологическая дисциплина Договорная дисциплина

Слайд 14

Экономическая культура Совокупность материальных и духовных средств, с помощью которых люди осуществляют материально-производственную деятельность Культура производства Культура обмена Культура распределения Культура потребления

Слайд 15

Дегуманизация и гуманизация труда Ремесленник : создает вещь от начала до конца, оттачивает свое мастерство Рабочий: создает только часть вещи, машины доминируют над личностью Дегуманизация Гуманизация устранение факторов, угрожающих здоровью и жизни интеллектуализация труда

Слайд 16

? К факторам производства относится: уровень жизни производительность труда эффективность производства земля

Слайд 17

Собственность Типы отношений собственности (с юридической точки зрения) Владение Распоряжение Пользование Отношение «человек – вещь» возможность иметь у себя имущество возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества возможность использовать полезные свойства имущества

Слайд 18

Формы собственности Первая типология Вторая типология Общая (первобытная, семейная, государственная, коллективная) Частная (личная, индивидуальная) Частная (рабовладельческая, феодальная, начальный капитализм) Государственная Смешанная (акционерная, кооперативная, совместные предприятия) Коллективная

Слайд 19

Групповая (акционерная) собственность Корпорация выпускает ценные бумаги (акции), их собственники имеют право на часть дохода (дивиденды) и на участие в управлении делами Англосаксонская модель: в руках немногих 20-30% акций Континентальная модель: в руках немногих 70-80% акций

Слайд 20

Формы собственности в современной России Предприятие, перешедшее в собственность коллектива, члены которого участвуют в управлении производством Коллективное (народное) предприятие Член кооператива имеет свою долю и может выйти с возвращением доли Кооперативная Имущество, находящееся в распоряжении, ведении местных органов Муниципальная Промышленные предприятия, банки, транспорт, энергетика; преобладает в отраслях, имеющих стратегическое значение Государственная Семейные фирмы, мастерские, бензоколонки… Индивидуальная частная

Слайд 21

? Мебельная фабрика по договору передала в аренду строительному кооперативу часть свободных помещений сроком на пять лет. Пример иллюстрирует право собственника: распоряжаться владеть наследовать пользоваться

Слайд 22

Экономическая система Способ организации хозяйственной деятельности жизни общества Виды экономических систем Традиционная Командно- административная Рыночная

Слайд 23

Традиционная экономическая система Земля и капитал находятся в общем владении Ценится преемственность, приверженность традициям Господствует натуральное хозяйство Неразвитость обмена Отсутствие технического прогресса Слабый производственный потенциал Ограниченность производимых материальных благ

Слайд 24

Командно-административная экономическая система Развитие без экономических кризисов Низкие цены Отсутствие безработицы Гарантированные заработки Слабая мотивированность к деятельности Формирование психологии иждивенчества Дефицит товаров Низкое качество продукции Расточительное отношение к ресурсам

Слайд 25

Рыночная экономика Направляет ресурсы на производство необходимых товаров Поощряет рациональную и эффективную деятельность Быстро откликается на потребности общества Использует достижения НТР Не способствует сохранению ресурсов Не стимулирует крупные проекты, которые не дают быстрой выгоды Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке Развитие носит нестабильный характер со спадами и инфляцией Возможна безработица и усиление экономической дифференциации общества Спонтанная координация, «стихийный порядок»

Слайд 26

? Командная экономика, в отличие от рыночной: порождает товарный дефицит подвержена циклическим колебаниям обеспечивает пропорции между производством и потреблением создает условия для внедрения в производство технических достижений

Слайд 27

Виды рынков Сфера купли-продажи товаров и услуг Рынок товаров и услуг Купля-продажа продуктов конечного пользования: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы… Рынки факторов производства Купля-продажа земли, полезных ископаемых, трудовых ресурсов, т.е. всех товаров, идущих на производства Рынок труда Купля-продажа услуг всех работающих, вся информация по спросу и предложению рабочей силы Рынок научно-технических разработок Патенты, лицензии, ноу-хау…

Слайд 28

Функции рынка Посредническая Ценообразование Информационная Регулирующая Санирующая между производителями и потребителями реализуется в ходе конкуренции и установления равновесной цены сообщает о размерах производства и удовлетворении потребительского спроса перетекание капитала из менее выгодных областей в более выгодные освобождение экономики от неэффективной хозяйственной деятельности

Слайд 29

Признаки свободного рынка Нерегулируемое предложение, нерегулируемая цена и спрос Неограниченное число участников, доступ на рынок для любого производителя товаров Конкуренция производителей Мобильность материальных, финансовых, трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров

Слайд 30

Главные элементы рыночного механизма Спрос – количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить по определенной цене Предложение – количество товаров, которое продавец готов предложить покупателям в конкретном месте и в конкретное время Цена – денежное выражение стоимости вложенные в производство затраты

Слайд 31

Цена Цена спроса: максимальная цена, по которой покупатель может купить товар Цена предложения: минимальная цена, по которой продавец может продать товар Рыночная цена: цена, при которой объем спроса равен объему предложения не должна опускаться ниже цены предложения не должна подниматься выше цены спроса

Слайд 32

Стоимость Потребительская стоимость: полезность вещи, ее способность удовлетворить ту или иную потребность Меновая стоимость: количественное отношение, в котором обмениваются товары

Слайд 33

Конкуренция Ценовая конкуренция снижение цены за аналогичную продукцию по сравнению с другими конкурентами Неценовая конкуренция борьба за высокое качество, широкая реклама и т.д. борьба производителей за потребителя

Слайд 34

Монополия Рынок, на котором только один продавец, где покупатель вынужден платить назначенную цену Олигополия Рынок, на котором преобладают несколько крупных фирм Картель Предприятия одной отрасли заключают соглашение о ценах, рынках сбыта и т.д. Синдикат Предприятия одной отрасли сохраняют собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность Концерн Форма корпорации, имеющая многоотраслевой характер

Слайд 35

? Рыночная экономика предполагает участие потребителей в: установлении рыночной цены товаров распределении производственных ресурсов выборе методов кредитования предприятий определении налоговых льгот

Слайд 36

Биржа Государственная (акционерная) организация, предоставляющая помещение, гарантии, расчетные и информационные услуги для совершения сделок с товарами и ценными бумагами Биржи Фондовые: купля-продажа ценных бумаг Труда: наем работников Товарные: оптовая торговля Маклер: обладает местом на бирже, осуществляет сделки от своего имени и за свой счет Брокер: посредник, обладает местом на бирже, осуществляет сделки от своего имени и за счет клиента

Слайд 37

Производители благ Физическое лицо человек, участвующий в экономической деятельности в качестве субъекта действует от своего имени, не нуждается в создании и регистрации своей фирмы может заниматься предпринимательской деятельность (ИП) Юридическое лицо организация, учреждение, фирма, выступающая в качестве самостоятельного носителя прав и обязанностей признаки: независимость входящих в него лиц; право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью; право осуществлять экономические операции от своего имени; имущественная ответственность; право выступать от своего имени на суде

Слайд 38

Закон убывающей доходности Производство каждой дополнительной единицы продукции дается все с большими затратами физического труда, денег, нервов Возрастание доходности Использование новых источников энергии Применение автоматических механизмов Стандартные взаимозаменяемые части Специализация и разделение труда Расчленение производства на простые повторяющиеся операции Конвейер

Слайд 39

Предпринимательство Способ хозяйственной деятельности, цель которого – получение прибыли путем удовлетворения потребностей общества Функции: регулирующая (соединение экономических ресурсов) организационная (организация производства ради прибыли) творческая (создание новых видов производства, новых продуктов)

Слайд 40

Преимущества малых предприятий быстро реагируют на изменения рынка привлекательны для талантливых и энергичных людей не требуют больших затрат

Слайд 41

Производительность труда Количество продукции за единицу времени Разделение труда, специализация Технический прогресс Образовательный, профессиональный уровень работников

Слайд 42

? Верны ли следующие суждения о производителе? А. Производитель в рыночной экономике заинтересован в снижении ставки процента за кредит Б. Производитель в рыночной экономике вынужден постоянно увеличивать предложение верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 43

Потребитель Признаки потребительского поведения: бедные семьи большую часть средств тратят на самое необходимое расходы на одежду, дорогостоящие предметы, развлечения растут в большей пропорции, чем доходы множественность источников делает потребление более уверенным Тот, кто приобретает и использует товары и услуги Источники: зарплата, трансферты, доход от предпринимательской деятельности, от собственности Закон Энгеля : чем больше доход, тем меньше расход на питание и тем больше на товары длительного пользования, рост сбережений

Слайд 44

Сбережения Виды сбережений счета в банке ценные бумаги (акции) страхование недвижимость

Слайд 45

Прожиточный минимум минимальная сумма денежных средств, достаточная для удовлетворения необходимых потребностей стоимость минимального необходимого количества продуктов в месяц = «граница бедности» пенсии стипендии МРОТ

Слайд 46

Уровень жизни уровень благосостояния населения, степень удовлетворения основных жизненных потребностей развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения обеспеченность жильем реальные доходы населения потребление на душу населения Показатели уровня жизни

Слайд 47

Потребительская корзина общая сумма затрат на обеспечение среднестатистического потребления человека (семьи) в определенный период времени

Слайд 48

Индексация доходов увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен

Слайд 49

? Верны ли следующие суждения о доходах потребителя? А. Один из способов сохранения доходов потребителя – приобретение ценных бумаг Б. Собственность – один из источников доходов потребителя верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 50

Измерители экономической деятельности ВНП весь объем конечного производства товаров и услуг в экономике страны ВВП весь объем конечного производства товаров и услуг внутри страны Чистый национальный продукт ВНП за вычетом амортизационных отчислений Национальный доход ЧНП за вычетом косвенных налогов

Слайд 51

Экономические циклы период от одного кризиса до другого 1857, 1900-1901, 1929-1933 гг. Фаза кризиса Сокращение сбыта товаров, уменьшение прибыли, банкротство предприятий и банков, безработица, инфляция Фаза депрессии Низкий, но стабильный уровень производства, высокий уровень безработицы Фаза оживления Небольшой рост производства, снижение уровня безработицы, постепенный рост спроса Фаза подъема Уровень производства превосходит прежний цикл, быстро растут цены, сокращается безработица

Слайд 52

Экономический рост Плюсы рост национального богатства улучшение условий труда подъем жизненного уровня населения рост престижа страны Возможные минусы рост затрат и интенсификация труда проблема сбыта товаров исчерпывание ресурсов ухудшение экологической ситуации количественное увеличение и качественное совершенствование производства

Слайд 53

? Основными измерителями экономики страны являются: прибыль, рента, валовой внутренний продукт процент, национальный доход, валовые капиталовложения прибыль, валовой национальный продукт, валовой оборот валовой внутренний продукт, национальный доход, валовой национальный продукт

Слайд 54

Занятость и безработица Занятость – трудовая деятельность трудоспособных граждан Безработица – положение в экономике, при котором часть способных трудиться не могут найти работу Рынок труда – общественные механизмы, которые дают возможность одним людям найти работу, а другим нанять работников

Слайд 55

Виды безработицы Структурная Связана с упадком старых отраслей и появления новых, отмиранием одних профессий и появлением других Циклическая В результате циклического спада в развитии рыночной экономики Фрикционная Связана с переходом с одного места работы на другое («между двумя работами») Технологическая Обусловлена внедрением новых технологий

Слайд 56

Виды безработицы Сезонная Связана с осуществлением некоторых видов работ в определенное время года Вынужденная Работники, готовые работать за более низкую зарплату, чем та, которую получают занятые, все равно не могут найти работу Добровольная Потенциальных работников не устраивает уровень зарплаты или характер труда Скрытая Излишние работники используются в производстве, реально требующем меньшего количества

Слайд 57

Заработная плата Материальное вознаграждение за труд, получаемое работником в соответствии с затратами и результатами труда Реальная з/п: товары и услуги, приобретаемые на номинальную з/п Номинальная з/п: сумма благ, которые могут быть приобретены на з/п Формы зарплаты повременная (зависит от количества отработанных часов) сдельная (определяется количеством произведенных работ) смешанная

Слайд 58

? Безработица, возникшая в результате перехода работника с одного места на другое, называется: фрикционной сезонной циклической технологической

Слайд 59

Д е н ь г и Полноценные деньги собственная стоимость соответствует номинальной (меха, скот, золото, серебро) Неполноценные деньги искусственная денежная система, которая предполагает отказ от золотого стандарта всеобщий эквивалент, выражающий стоимость товара мера стоимости всех товаров средство обращения средство накопления

Слайд 60

Ликвидность денег Это способность денег быть обращенными в наличные и истраченными на товары и услуги Наибольшей ликвидностью обладают наличные деньги, нежели деньги, находящиеся в банке

Слайд 61

Инфляция Виды инфляции Умеренная (ползучая) – 10% в год Галопирующая – 100-150% в год Гиперинфляция – до 1000% в год Открытая (никем не сдерживаемая) Подавленная (государство искусственно контролирует цены) появление «лишних» денег ведет к их обесцениванию

Слайд 62

Причины инфляции денежная эмиссия (масса денег растет, а масса товаров сокращается) увеличение расходов на военные и социальные нужды мировые кризисы (сырьевой, энергетический) дефицит бюджета ошибки правительства в экономической политике

Слайд 63

Девальвация и деноминация Девальвация – официальное обесценивание национальной валюты, снижение ее курса по отношению к иностранным валютам, международным денежным единицам Деноминация – укрепление национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые

Слайд 64

? Какое суждение верно? А. Ликвидность денег – это их способность быть обращенными в наличные и истраченными на товары Б. Инфляция – это появление лишних денег верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 65

Функции государства в экономике стабилизация экономики защита прав собственности регулирование денежного обращения поддержка фундаментальной науки перераспределение доходов регулирование отношений между работодателями и наемными рабочими контроль за внешнеэкономической деятельностью

Слайд 66

Направления государственной экономической политики Стабилизационное Главная задача – оздоровление экономики Включает в себя бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику Структурное Главная задача – поддержание сбалансированного развития экономики Методы: поддержка особо важных отраслей, приватизация, содействие конкуренции, ограничение деятельности монополий

Слайд 67

Прямое и косвенное воздействие государства на экономику Прямое регулирование Включает преимущественно административные методы (законы, госзаказы, развитие госсектора в экономике) Косвенное регулирование Использует методы кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики

Слайд 68

Вопрос о степени вмешательства государства в экономику Монетаристы (Фридмен) Надо освободить экономику от вмешательства государства, сократить налоги, госрасходы, активно использовать рыночную систему Кейнсианцы (Кейнс) Рынок не в состоянии решить проблемы в экономике, поэтому необходимо активное вмешательство государства, но в основном с помощью косвенных методов

Слайд 69

? Укажите правильный ответ А. Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику, направленное на эффективное функционирование национальной экономики Б. Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 70

Государственный бюджет Стадии бюджетного процесса в Российской Федерации Составление проекта правительством Рассмотрение проекта Госдумой, Советом Федерации и Счетной палатой Утверждение бюджета, принятие закона о бюджете Федеральным Собранием, подписание его президентом Исполнение бюджета органами исполнительной власти с 1 января по 31 декабря Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение в течение 5 месяцев Основной финансовый план государства на год, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона

Слайд 71

Части государственного бюджета Доходная часть Формируется за счет налогов и займов Расходная часть Включает затраты, возникающие у государства при выполнении им экономических, политических, социальных функций Основные группы расходов: расходы на содержание госаппарата военные расходы финансирование науки, культуры, образования, здравоохранения, соцобеспечения финансирование отдельных отраслей хозяйства расходы на субсидии и кредиты другим странам обслуживание государственного долга (внешнего и внутреннего) Профицит: доходы превышают расходы Дефицит: расходы превышают доходы

Слайд 72

Пути преодоления дефицита бюджета Сокращение расходов (секвестирование) Поиск дополнительных источников доходов (изменение системы налогообложения) Эмиссия денег (дополнительный выпуск бумажных денег) Заем у населения и у других стран

Слайд 73

Налоги Функции налогов: фискальная (формируется доходная часть бюджета) регулирующая (стимулирование или сдерживание темпов производства) распределительная (распределение результатов производства между различными сферами и группами населения) Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц

Слайд 74

Виды налогов Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги, оплачиваемые в их цене и включенные в тариф налоги на добавленную стоимость (НДС) акцизы (добавка в цене на отдельные товары) таможенные пошлины По Налоговому кодексу РФ 2000 г.: федеральные республиканские местные

Слайд 75

? К прямым налогам относят налог: на добавленную стоимость на имущество таможенные сборы акцизы

Слайд 76

Современный рынок: смешанная экономика сочетание рыночного механизма и государственного регулирования регулирование рынка на уровне компаний развитие маркетинга – деятельности по продвижению товаров и услуг на рынке, изучению запросов и потребностей покупателей контрактный характер рынка (компании производят для известных им потребителей в соответствии с заключенными договорами)

Слайд 77

Мировая экономика Система национальных хозяйств, объединенных международным разделением труда, торговыми, производственными и другими экономическими связями специализация отдельных стран по производству отдельных видов продукции Мировой рынок мировой рынок товаров и услуг мировой рынок капиталов мировой финансовый рынок мировой рынок рабочей силы мировые цены

Слайд 78

Рыночная экономика в современной России Командно-административная экономика Рыночная экономика Нач. 1990-х Приватизация – передача государственной собственности в частную собственность Конституция РФ: многообразие форм собственности (частная, государственная, муниципальная…)

Слайд 79

Последствия экономической реформы Плюсы появление коммерческих банков, товарных бирж, рынка ценных бумаг и т.д. рост частного сектора в экономике ликвидация дефицита потребительских товаров восстановление дееспособности денег Минусы сокращение покупательского спроса населения сосредоточение экономической власти в руках 4-5% россиян отсутствие модернизации производства снижение уровня жизни социальная поляризация общества рост безработицы

Слайд 80

? Исторически первой формой международных связей была: торговля международные экономические организации торговые соглашения и договоры между странами транснациональные корпорации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Конструктор интерактивных дидактических материалов JClic

Замечательный инструмент для подготовки интерактивных мультимедийных материалов к уроку.Сочетание игры и обучения.Малоизвестное в России свободное  программное обеспечение с открытым кодом, позво...

Модернизация словесно-наглядных методов обучения (создание учебных презентаций). Создание мультимедийных (интерактивных) дидактических материалов, использование Интернет-ресурсов для занятий творческого объединения «Компьютерный дизайн»

За четыре года опытно-экспериментальной работы был создан и апробирован пакет мультимедийных дидактических и методических материалов таким разделам как «Создание рабочей папки по проекту. Создание эле...

Создание интерактивных дидактических материалов по математике и физике с помощью сервиса LearningApps.org

В данной статье рассматривается актуальная для настоящего времени проблема - применение в обучении цифровых дидактических материалов, описываются преимущества создания интерактивных заданий с пом...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...

Интерактивные дидактические материалы «Цифровые образовательные ресурсы на уроках родного (русского) языка и родной (русской) литературы в 5-9 классах»

В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспрепятственно...