Дидактические материалы по курсу «Обществознание». 10 - 11 класс
тренажёр по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Морозова Оксана Владимировна

Тексты для работы на уроках обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didmaterialy_po_obshchestvoz_10_11_klass.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические материалы по курсу «Обществознание». 10 - 11 класс.

Тема: Особенности древних цивилизаций.

Причины возникновения древних цивилизаций

Карл Ясперс (1873—1969) — немецкий философ.

Мы задаем вопрос: каковы те реальные события, с которых началась история (т. е. мир древних цивилизаций)? Быть может, существенным надлежит считать следующее:

1. Задача организации ирригационной системы и ее регулирования в долинах Нила, Тигра, Евфрата и Хуанхэ с необходимостью ведет к централизации, к созданию управленческого аппарата, государства.

2. Открытие письменности... Значение письменности для управления привело к росту влияния писцов в качестве духовной аристократии.

3. Возникновение народов, осознающих свое единство с общим языком, общей культурой и общими мифами.

4. Позже — мировые империи сначала с центром в Месопотамии. Непосредственной причиной их возникновения была необходимость остановить постоянные вторжения кочевых племен на культивируемые земли посредством завоевания всех соседних земель и самих кочевых племен...

5. Использование лошади — но только в развитых великих культурах древности — для боевых колесниц, для езды верхом. Это привело к тому, что человек оторвался от привычной почвы, ему открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой, превосходящей прежнюю боевой техники; к появлению господствующего слоя, способного приручить лошадь и подчинить ее своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории.— М., 1994.— С. 71—72.

Вопросы и задания.

1. Почему, говоря о переходе от первобытности к цивилизации, К. Ясперс называет это началом истории?

2. Сравните перечисленные К. Ясперсом изменения, которые привели к «началу истории», с теми, что предлагает учебник. Что нового указано в вышеприведенном тексте? Чем аргументация К. Ясперса отличается от той, что приведена в учебнике?

3. Как еще вы могли бы прокомментировать значение событий, перечисленных К. Ясперсом, для становления и развития человеческого общества?

Моральный идеал человека Древнего Египта

Отрывок из древнеегипетской «Книги Мертвых». Так во II тыс. до н. э. называли тексты, записанные на папирусных свитках, которые должны были сопровождать усопшего в его путешествии по загробному миру.

Я не чинил зла людям.                                                      Я не истощал припасы в храмах...

Я не нанес ущерба скоту...                                                Я не совершал прелюбодеяния.

Я не кощунствовал.                                                           Я не сквернословил.

Я не поднимал руку на слабого.                                      Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее...

Я не делал мерзкого перед богами.                                 Я не плутовал с весами.

Я не угнетал раба перед лицом его господина.             Я не отнимал молока от уст детей...

Я не был причиной недуга.                                              Я не останавливал воду в пору ее.

Я не был причиной слез.                                                  Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не убивал.                                                                      Я не гасил жертвенного огня в час его.

Я не приказывал убивать.                                                Я не пропускал дней мясных жертвоприношений...

Я никому не приносил страданий.                                 Я чист. Я чист. Я чист. Я чист.

Повесть Петеисе III.— M., 1978.— С. 256—257.

Вопросы и задания

1. На основании текста сделайте выводы о том, что было наиболее важным в моральном обиходе того времени. Какие особенности жизни и быта Древнего Египта нашли свое отражение в источнике?

2. Дайте оценку нравственного идеала человека Древнего Египта.

3. Сравните нравственные идеалы Древнего Египта с современными представлениями о нравственности и морали. В чем они сходны и в чем противоречат друг другу?

Роль письменности и писцов в Древнем мире

Отрывок из «Поучения Ахтоя». Написано в Древнем Египте около четырех тысяч лет назад отцом для сына, который отправлялся в школу, где готовили писцов.

...О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой.

Лучше это всех других должностей... Когда он («писец») еще ребенок, уже приветствуют его. Посылают его для исполнения поручения, и не возвращается он, чтобы надеть передник...

Каменотес ищет работу по всякому твердому камню. Когда же он заканчивает, руки его падают и он утомлен. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты...

Я расскажу тебе еще о строителе стен. Он постоянно болен, так как предоставлен ветрам...

Ткач внутри дома, хуже ему, чем женщине. Ноги его на желудке его. Не дышит он воздухом...

У красильщика пальцы издают зловоние, как от дохлой рыбы...

Сандальщику совсем плохо, он всегда нищенствует...

Прачечник стирает на берегу рядом с крокодилом... Говорят ему: если ты опоздаешь принести, будут избиты твои губы...

Смотри, нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца — ибо он сам начальник.

Если кто знает книги, то говорится ему: «Хорошо тебе это»...

Смотри, нет писца, который не кормится от вещей дома царя...

Вот на что указываю я тебе и детям твоих детей.

Хрестоматия  по истории Древнего мира.— М., 1951.—Т.  1.— С. 51—53.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему это поучение использовалось для переписывания в школах Древнего Египта?

2. На чем основано пренебрежение Ахтоя ко всем видам труда, кроме работы писца?

3. Какая роль отводилась писцу в древнеегипетском обществе? Как с этим можно связать то значение, которое сыграла возникшая письменность в Древнем мире?

Человек и законы древних цивилизаций

Фрагмент из свода законов Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) — самого известного и могущественного царя Вавилона.

Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку... Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит...

Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню... то хозяин дома должен быть казнен...

Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит...

Если сын ударил своего отца, то ему должны отрезать руку.

Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены...

Если цирюльник без позволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки...

Вот справедливые законы, которые установил Хаммурапи, могучий царь и давший стране истинное счастье и доброе управление...

Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове... я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением.

Хрестоматия по истории Древнего Востока.— М., 1980.— Ч.  1.— С. 152—178.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте, опираясь на текст, отношение законов Хаммурапи к рабу. Свой ответ поясните.

2. Какие особенности мира древних цивилизаций, приведенные в тексте учебника, нашли свое выражение в законах Хаммурапи?

3. Подумайте, какова была ценность человеческой жизни в ту отдаленную эпоху. Как вы считаете, в чем причины такого отношения?

Тема: Восток и Запад.

Многоликий мир: Запад и Восток

П. Я. Чаадаев (1794—1856) —русский философ.

Мир искони делится на две части: Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей, обусловленный самой природой разумного существа: это — два принципа... обнимающие весь жизненный строй человеческого рода. Сосредотачиваясь, углубляясь, замыкаясь в самом себе, созидался человеческий ум на Востоке; раскидываясь вовне, излучаясь во все стороны, борясь со всеми препятствиями, развивается он на Западе. На Востоке мысль, углубившись в самое себя, уйдя в тишину, скрывшись в пустыню, предоставила общественной власти распоряжение всеми благами земли, на Западе идея, всюду кидаясь, вступаясь за все нужды человека... основала власть на принципе права; тем не менее, и в этой и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна; там и здесь человеческий разум не имел недостатка в высоких вдохновениях, глубоких мыслях и возвышенных созданиях.

Чаадаев П. Я. Соч.— М.,  1989.— С. 145—146.

Вопросы и задания

1. Чем объясняет автор исконность разделения мира на части?

2. Какие черты характерны, по мнению автора, для восточного и западного ума (мысли)?

3. Что значит «предоставила общественной власти распоряжение всеми благами земли»? Какой политический режим (способ властвования) типичен, по мнению автора, для Востока?

4. Что значит «вступаясь за все нужды человека», «власть на принципе права»? Какой термин мы можем употребить, имея в виду «все нужды человека»? Какой политический режим основывается на принципе права?

5. Что значит «в этой и в другой сфере жизнь была сильна и плодотворна»? Что имеется в виду? Приведите примеры «высоких вдохновений, глубоких мыслей и возвышенных созданий» Востока и Запада.

6. На основе проделанного анализа оцените актуальность чаадаевских мыслей, высказанных почти сто пятьдесят лет назад: соответствуют ли они современным представлениям о восточной и западной цивилизациях? Что соответствует, что устарело? Почему вы так думаете?

Человек западной цивилизации (собирательный образ)

Макс Лернер — современный американский историк, социолог, журналист.

Этот... человек отличается подвижным, беспокойным характером. Он уже не так сильно зависит от социального статуса, гораздо свободнее, чем его предки, он передвигается вверх и вниз по лестнице благополучия и классовой иерархии. ...В неутомимой жажде новых знаний он открывает континенты и учреждает новые науки. Он... очень остро чувствует время и знает ему цену. Его честолюбие нацелено отнюдь не на духовные ценности. ...Он исполнен оптимизма, веры в прогресс, уважения к техническому мастерству и материальному преуспеванию. ...Он далек от аскетизма, ценит комфорт и свято верит, что жизненный уровень — это самое важное, а может быть, даже и смысл всей жизни. ...Это не обремененный моралью человек, для которого на первом месте сила, напор и власть. <...>

Мир для такого человека еще не стал единым, и, как можно судить по существующим и по сей день очагам напряженности, нам еще немало придется ждать воцарения эпохи... гармоничного существования.

Лернер М. Развитие цивилизации  в Америке: В 2 т.— М., 1992.— Т. 1.— С. 81—82.

Вопросы и задания

1. Какие черты личности и какие ценности, по вашему мнению, преобладают в характеристике человека западной цивилизации? 2. Что значит «не так сильно зависит от социального статуса», «свободнее... передвигается... по лестнице... классовой иерархии»? Как вы это понимаете? 3. Что говорит высокая социальная подвижность (мобильность) человека западной цивилизации о его правовом положении в обществе? о возможностях его реализации как личности? 4. Почему невозможно говорить о некоей гармоничной целостности в образе человека западной цивилизации, каким он предстает в характеристике М. Лернера? Чем вы этот разрыв, отсутствие целостности можете подтвердить?

5. Почему отсутствие гармоничной целостности потенциально опасно? В чем эта опасность? Приведите те положения в тексте фрагмента, которые подтверждают вывод о потенциальной опасности отсутствия целостности личности.

6. Какие черты западной цивилизации в целом обнаруживаются посредством собирательного образа человека западной цивилизации, обрисованного М. Лернером?


Гражданство в Древних Афинах

3. М. Черниловский – российский ученый-юрист.

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у которых отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании... Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело раб. Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину, – убийство раба...

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права. – М., 1995. – С. 65-67.

Гражданство в Древнем Риме

3. М. Черниловский – российский ученый-юрист.

Римское гражданство приобреталось рождением от полноправных отца и матери... По достижении совершеннолетия римский юноша приводился отцом на форум (площадь в Риме, где совершались суд и многие другие официальные действия) и записывался в соответствующую трибу. С этого момента гражданин становился политически равноправным.

Римское гражданство утрачивалось с продажей в рабство за долги или преступления, а также вследствие ссылки или изгнания.

Политическое полноправие не означало еще полноправия «гражданского», т. е. права распоряжаться имуществом. Пока был жив отец, сын, по традиции, находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), никаких сделок с вещами и деньгами он не мог совершать, если на это не имелось прямого уполномочия отца. Как политическое, так и гражданское полноправие было достоянием мужчин... Это, конечно, не означает совершенного отстранения женщин от участия в делах семьи и общества. Влияние женщины было косвенным, но довольно значительным. Воспитанием детей, положением хозяйки дома, родственными связями, своим умом, обаянием, наконец, своим героизмом римская женщина не раз оказывала решающее влияние на судьбу родного города...

...По сравнению с афинской женщиной женщина в Риме находилась в гораздо лучшем положении.

Черниловский 3. М. Всеобщая история государства и права. – М., 1995. – С. 81–82.

Вопросы и задания

1. Какова главная мысль приведенного фрагмента?

2. Что нового из этого отрывка вы узнали о гражданстве в Древних Афинах и Древнем Риме?

3. В чем сходство и различие характеристик древнеафинского и древнеримского гражданства?

4. В чем выражалось полноправие гражданина в этих государствах? Какие обязанности на него возлагались?

5. Докажите, что звание гражданина было почетным как в Древних Афинах, так и в Древнем Риме.

6. В чем сходство и различие правового положения женщины в Древних Афинах и Древнем Риме?

7. Чем объясняется тот факт, что равенство в правах не приводит граждан к фактическому равенству? Справедливо ли это? Аргументируйте свой ответ.


Культура как сфера духовного производства.

Б. Т. Ерасов – современный российский культуролог.

В сфере духовного производства формируется культура, без которой не могут функционировать ни хозяйство, ни политика, ни социальные отношения.

Культура составляет, таким образом, содержание духовного производства. В самом общем и сжатом виде культура – это процесс и продукт духовного производства как система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов.

Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности...

Чтобы произвести свой продукт, духовное производство включает в себя и материальные элементы (финансы, издательства, научное оборудование, школы, театры, храмы, музеи, средства массовой информации и т.д.), кадры специалистов (духовенство и светская интеллигенция) и социальные институты (церковь, учебные заведения, научные центры)...

...Для того чтобы культурные творения стали достоянием многих, их необходимо сохранять и репродуцировать...

...Сохранению отобранных культурных творений служат... архивы, музеи, библиотеки, картинные галереи...

...Распространение ценностей культуры осуществляется, прежде всего, через общественную систему образования... От количества учебных заведений, качества обучения, квалификации преподавательского состава, от доступности всех видов образования широким массам населения во многом зависит уровень духовной жизни общества. Важную роль играют средства массовой информации, прежде всего радио и телевидение, а также театры, музеи, филармонии, клубы, библиотеки, лектории, выставки и т.д.

Ерасов Б.Т. Социальная культурология. – М., 1996. – С. 79, 83–85.

Вопросы и задания

1.        Как вы понимаете выражение: «Культура – процесс и продукт духовного производства, система по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей»? Почему автор приводимого текста, освещая духовную деятельность, отдает приоритет культуре, отождествляет духовное производство с созданием культуры?

2.        Каково ваше личное участие в духовной деятельности, особенно в освоении (потреблении) духовных ценностей?


Демография современной России.

Автор текста — современный социолог Л. Л. Рыбаковский.

Приток русскоязычного населения из нового зарубежья в текущем десятилетии может при соответствующей миграционной политике России составить несколько миллионов человек. Реальные масштабы миграции будут зависеть от политики, проводимой государствами нового зарубежья в отношении русскоязычного населения, и от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве. Но в любом случае приток мигрантов из нового зарубежья существенно замедлит сокращение численности населения России. <...> Очевидно, что российское государство без притока иностранной рабочей силы не сможет крупномасштабно эксплуатировать свои природные ресурсы. Особое значение это имеет для малозаселенных восточных районов страны. Там слабо освоенные российские территории граничат с густозаселенными районами Китая, население которых продолжает интенсивно расти. Целью привлечения рабочей силы из Китая могла бы стать совместная взаимовыгодная эксплуатация природных ресурсов Сибири, Дальнего Востока, других регионов страны. При такой постановке будет решен и вопрос о том, кто должен заселять Дальний Восток — иммигранты из сопредельных стран или титульные народы России. Демографическая экспансия в будущем возможна не только со стороны стран Тихоокеанского региона. Она вероятна и в районе южных границ России. В странах этого сообщества быстро возрастает население, условия занятости которого ограничены из-за малоземелья и аграрной направленности экономики. <...> Ожидаемый в первой половине наступившего столетия в ряде стран демографический взрыв (в Узбекистане, Пакистане, Ираке и некоторых других странах население удвоится), концентрация многомиллионных армий безработных и усиление их связей с соседними государствами могут существенно изменить геополитическую ситуацию на юге России, вызвать мощную миграционную экспансию. Скорее всего, без ежегодного миграционного притока не могут быть достигнуты стабилизация численности населения России и поддержание трудового потенциала на уровне, достаточном для устойчивого экономического развития. Решение этих двух взаимосвязанных задач сводится как к приему мигрантов — будущих граждан России, прежде всего из стран нового зарубежья, так и к привлечению на разумные сроки трудовых мигрантов из старого зарубежья.

Вопросы и задания.

1) В чем причины усиления миграционных потоков из стран, граничащих с Россией на востоке и юге?

2) Назовите причины, требующие активизации миграционной политики в России.

3) Как по-вашему, чем может грозить Европе большой приток мигрантов из стран Азии, Африки? С какими проблемами эти страны столкнулись уже сегодня? Какой может быть цивилизованный выход для стран Европы из этой ситуации?

4) Автор считает, что масштабы миграции будут зависеть от миграционной политики России в отношении соотечественников, оставшихся на постсоветском пространстве. Как по-вашему, что должна включать миграционная политика России, чтобы приток мигрантов увеличился?

Человек в политической жизни

Современные американские политологи Г. Алмонд и С. Верба об участии человека в политической жизни.

Существует... разрыв между чувством обязательности участия в политической жизни и реальным участием. Число опрошенных, заявивших, что обычный человек обязан принимать участие в делах своей местной общины, значительно превышает число тех, кто на деле в них участвует; и опять-таки эта тенденция наиболее четко проявляется в США и Великобритании... Так, 51% опрошенных американцев сообщили, что, по их мнению, обычный человек должен принимать то или иное активное участие в жизни своей общины. Но когда был задан вопрос, как они проводят свое свободное время, лишь около 10% респондентов назвали подобную деятельность... Все это заставляет предположить, что хотя норма, требующая от человека участия в общественных делах, широко распространена, активное участие в них отнюдь не является наиболее важной формой деятельности для большинства людей. Оно не является ни основным их занятием в свободное время, ни главным источником удовлетворения, радости и волнения.

<...> Сравнительная редкость политического участия, относительная важность такого участия для индивида и объективная слабость обычного человека позволяют правительственным элитам действовать. Бездеятельность обычного человека и его неспособность влиять на решения помогают обеспечить правительственные элиты властью, необходимой им для принятия решений. Однако все это гарантирует успешное решение лишь одной из двух противоречащих друг другу задач демократии. Власть элиты должна сдерживаться. Противоположная роль гражданина как активного и влиятельного фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря глубокой приверженности нормам активного гражданства, равно как и убежденностью, что он может быть влиятельным гражданином.

Вопросы и задания.

1) Существует ли прямая связь между осознанной ориентацией человека на участие в политике, жизни местной общины и его реальным участием в государственных и общественных делах? Аргументируйте ответ, опираясь на текст. 2) Чем объясняется разрыв между политическим сознанием и политическим поведением рядового гражданина?3) Как авторы оценивают его бездеятельность в политике? Ответ поясните, опираясь на знания о сущности гражданской политической культуры. 4) Актуальны ли для современной России идеи, высказанные американскими учеными? Аргументируйте свой ответ.

Типы поведения в процессе общения.

В. Сатир – современный американский психолог-гуманист, основоположница семейного консультирования.

Я искренне верю, что сегодня, когда человечество проникает в микромир атома и в гигантские пространства межгалактической астрономии, можно существенно продвинуться в понимании не менее важного вопроса: что же происходит, когда один человек общается и взаимодействует с другим? < ...>

Важно понять, что каждый раз, когда вы что-то говорите, весь ваш организм тоже участвует в этом. Когда вы произносите слова, ваше лицо, голос, тело, дыхание, мышцы тоже говорят.

Вербальное общение – слова.

Телесно-звуковое общение:

– выражение лица;

– поза тела;

– мышечный тонус;

– ритм дыхания;

– интонации;

– жесты.

Несоответствие между вербальным и невербальным планами общения порождает двусмысленность. Ваши слова говорят об одном, а все остальные ощущения и действия – о другом...

Почти во всех этих случаях человек не осознает, что при общении

посылает двойные сигналы. < ... >Мои наблюдения позволили мне сделать некоторые выводы о том, что

следует ожидать при встрече с новыми людьми. В самых общих чертах 50 % отвечают «да» независимо от того, что они чувствуют или думают (заискивают), 30 % отвечают «нет» независимо от того, что они чувствуют или думают (обвиняют), 15 % не отвечают ни «да» ни «нет», не выражая никаких чувств («компьютеры»), и 0,5 % ведут себя так, будто вообще не существует никаких эмоций (отстраненные). Остается только 4,5 % людей, от которых можно ожидать уравновешенности. Мои коллеги говорят, что я оптимистка, они уверены, что уравновешенный тип общения характерен только для 1 % населения (повторю снова, что это результаты не строго экспериментального исследования. Это только

гипотеза). < ... >

Этот вариант поведения последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства. Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении, расчете или суете. < ... > Уравновешенное общение основано на подлинности переживаемых демонстрируемых чувств. Совсем иначе выглядит, например, обвиняющий тип общения, при котором человек, чувствуя беспомощность, демонстрирует злость или за бравадой скрывает обиду.

При уравновешенном типе реагирования человек достигает целостности, он естественно выражает мысли, чувства, движения в отличие от «компьютера», у которого движутся только губы, да и то слегка. Уравновешенных людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость, открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования жизнь человека становится насыщенной и полной смысла. Такие люди вызывают доверие. Вы хорошо чувствуете себя в их присутствии. Преимущество их позиции в том, что она целостна и свободна.

Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. – М., 1992. – С. 5, 44, 48, 49, 51–52.

Вопросы и задания

1.        С какими важнейшими направлениями человеческой деятельности автор сравнивает общение по своей значимости?

2.        Что вы узнали из данного текста о типах поведения в процессе общения? К какому типу поведения людей вы могли бы отнести себя? К какому типу, на ваш взгляд, относится автор предыдущего текста – Н. А. Бердяев?  Почему его тип поведения нельзя назвать уравновешенным?

3.        Как вы понимаете выражение: «При общении человек посылает двойные сигналы»?

4.        Приведите примеры вербального и невербального общения в вашем окружении.


Противоречия прогресса

А. Печчеи – итальянский менеджер, общественный деятель, один из основателей Римского клуба (международной общественной организации, поставившей целью изучение развития человечества в эпоху НТР).

Нынешняя, полная чудес и противоречий фаза прогресса, принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.

Человечеству сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития – той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией»...

Было бы величайшей, а возможно, и фатальной ошибкой, если бы мы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина, и следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер для решения хотя бы одной из этих проблем.  А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету...

Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980. – С. 6–7.

Вопросы и задания

1.        Найдите в тексте фразу, в которой наиболее емко выражены противоречия прогресса.

2.        Приведите примеры «щедрых подарков», которые принес человечеству XX в.

3.        Какие беды человечеству принес XX в.?

4.        Перечислите проблемы, которые автор сравнивает с «щупальцами гигантского спрута».

5.        Попытайтесь показать, что беспорядки и кризисы XX в. – это и причина, и следствие неприспособленности человека к новой реальности.

6.        Какой выход предлагает А. Печчеи?

7.        В каких словах текста заключено понимание «человеческой революции»?


Сознание и деятельность

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы...

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность.

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

.Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работа сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов... Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

Вопросы

1. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

2. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

3. Какое из двух понятий -   целенаправленность и целесообразность следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

4. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.


Тема 19. Исторический процесс и его участники

Текст 1. Жизнь человечества в ее развитии и результатах — суть исторического процесса

В. О. Ключевский (1841—1911) — российский историк.

На научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, т. е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах...

...Исторический процесс вскрывается в явлениях человеческой жизни, известия о которых сохранились в исторических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведет человечество, стремясь к целям, им себе поставленным.

...Человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные исторические силы, которые строят людское общежитие.

Ключевский В. О. Курс русской философии.

Лекция 1 //Соч.: В 9 т.— М., 1987,— Т. 1.— С. 33—34, 40.

Вопросы и задания: 1. Дайте развернутое определение исторического процесса, опираясь на документ, учебник и знания по истории. 2. Проанализируйте, привлекая знания по истории и обществоведению, высказывание ученого об основных исторических силах. Как вы понимаете слова о строительстве людского общежития? Покажите связь приведенного высказывания с раскрываемым в учебнике положением об участниках исторического процесса.

Исторический процесс и его участники

История открыта в прошлое и будущее

К. Ясперс (1883—1969) — немецкий философ.

Исторический процесс — это беспрерывное преобразование условий, знания, содержания в их непосредственном явлении, но такое преобразование, при котором возможно и необходимо отношение всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация...

...История открыта в прошлое и будущее. Ее нельзя ограничить ни с той, ни с другой стороны.

Ясперс К. Мировая история: Предисловие// Смысл

и назначение истории.— М., 1991.— Ч. 1.— С. 28, 72.

Вопросы и задания: 1. Поясните сущность слов о том, что исторический процесс — это беспрерывное преобразование, при котором необходимы отношение всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация. Как вы понимаете слова о том, что историю нельзя ограничить? 2. Сравните тексты 1 и 2. Что общего между ними? В чем различие?

Ментальность и исторический процесс

А. Я. Гуревич — современный российский ученый-историк.

Вводное замечание. Перед изучением текста полезно возобновить в памяти материал о менталитете в учебнике (§ 15 «Мировоззрение, убеждение, вера»), а также аналогичный материал из истории.

...Историк... имеет дело с себе подобными, с людьми далекого или недавнего прошлого. Он ведет с ними непрекращающийся диалог, задавая им, точнее, оставленным ими историческим памятникам, свои вопросы — вопросы, занимающие его как человека нашего времени, и пытается расслышать и расшифровать ответы людей изучаемой эпохи... Вскрывая социальные и экономические структуры, существенно важно выявлять также и собственную точку зрения людей, которые образовывали эти структуры, действовали в них. Необходимо знать их мировосприятие, их мыслительные и эмоциональные реакции.

В любую историческую эпоху люди обладают определенным образом мира, специфическим мировидением и ведут себя не только и даже не столько в соответствии с внешними обстоятельствами, сколько в зависимости от той картины мира, которая утвердилась в их сознании. ...Ориентиры поведения, ценности жизни даются человеку в огромной мере его языком, религией, воспитанием, примером окружающих. Можно представить себе человека без осознанной идеологии, которая сделалась бы его осмысленной жизненной позицией, но нельзя помыслить человека без ментальности. Она в огромной степени детерминирует его социальное поведение... Картина мира, заложенная в сознание... людей их культурой, представляет собой огромную объективно действующую силу, во многом определяющую ход истории...

Как раз при изучении «субъективной стороны» исторического процесса выявляются человеческая активность, воля индивидов и социальных групп, механизмы преобразования их реальных интересов в движущие побудительные мотивы к действию, каковыми они представляются им самим. Но эти мотивы вполне могут быть не выражением их классовых или иных материальных интересов,— сплошь и рядом они оказываются производными от тех идеальных моделей, которые заложены в их сознание культурой, религией и всякого рода традициями.

Гуревич А. Я. Социальная история и историческая

наука//Вопросы философии.— 1990.— № 4.— С. 30—32.

Вопросы и задания: 1. Что такое менталитет? Каково его влияние на деятельность участников исторического процесса? 2. В чем вы видите связь между содержанием изучаемого текста и приведенным в учебнике положением о том, что исторический процесс — процесс народно-психологический? 3. Что такое социальное поведение человека? Приведите примеры, характеризующие социальное поведение людей в различных жизненных ситуациях. 4. Какова, на ваш взгляд, роль менталитета воинов и тружеников нашей страны в завоевании победы в Великой Отечественной войне?

Элита

Приводится материал из энциклопедического словаря. В тексте (преимущественно в скобках) названы фамилии исследователей освещаемой проблемы.

Элита (от лат. eligere и франц. elite — лучшее, отборное, избранное) — начиная с XVII в. употребляется для обозначения товаров наивысшего качества, с XIX в. термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии.

Термин получил распространение в социологии и политологии в XX в. Э.— центральное понятие элитарных теорий, утверждающих, что необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры (т. е. творческие функции), и остальная масса населения (выполняющая нетворческие, репродуктивные функции). Предшественниками современных теорий Э. были Платон, Карлейль, Ницше. Как целостная система взглядов эти теории были сформулированы в начале XX в. Парето, Моска, Михельсом. Определение «Э.» в западной социологии и политологии неоднозначно; ею именуются люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности (Парето); наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, организованное меньшинство общества, правящий класс (Моска); люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством; люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности (Ортега-и-Гасет); люди, обладающие позициями власти (Этциони); формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь (Дай); «боговдохновленные» личности, обладающие харизмой (Фройнд); творческое меньшинство общества в противоположность нетворческому большинству (Тойнби); меньшинство, осуществляющее наиболее важные функции в обществе, имеющие наибольшее влияние (Келлер); сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества (соответственно политическая, экономическая, культурная Э.), как считают сторонники теории элитного плюрализма; наиболее квалифицированные специалисты, менеджеры и высшие служащие в системе бюрократического управления (сторонники технологического детерминизма); ведущие представители любых социальных групп — профессиональных, этнических, локальных (Э. летчиков, шахматистов или даже воров — Боден). В любом случае дихотомия элита-масса является ведущим методологическим принципом анализа социальной структуры. Используется термин «субэлита», а также «контрэлита» (для обозначения лидеров оппозиционных движений, гл. обр., «социальных низов»).

Политология: Энциклопедический словарь/ Общ. ред. И

сост. Ю. И. Аверьянова.— М., 1993.— С. 402—403.

Вопросы и задания: 1. Охарактеризуйте особенности приведенного текста. Чем отличается его построение от других текстов этой книги? Связаны ли эти особенности со спецификой источника? 2. Какое из определений совпадает с учебником? Какое представляет для вас наибольший интерес? Почему ученые различных стран и эпох уделяют большое внимание характеристике элиты? 3. Сформулируйте общее, свойственное различным приведенным в тексте определениям элиты. 4. Охарактеризуйте, опираясь на средства массовой информации (и собственный жизненный опыт), состав и признаки элиты в современной России. Назовите некоторых известных вам представителей российской элиты. 5. Ныне высказывается такая точка зрения: окончился тот период развития мировой экономики, когда ее успех определяла мировая элита. В настоящее время уровень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей школе. Согласны ли вы с такой точки зрения? Свою позицию аргументируйте.

Великий человек — сын своего времени

С. М. Соловьев (1820—1879) — российский историк.

Первая обязанность общества образованного: разъяснить для себя значение деятельности великого человека; осознать свое отношение к этой деятельности, к ее результатам; узнать, во сколько эти результаты вошли в нашу жизнь, что они произвели в ней, какое их значение для настоящего, для будущего...

...Великий человек является сыном своего времени, своего народа; он теряет свое сверхъестественное значение, его деятельность теряет характер случайности, произвола; он высоко поднимается как представитель своего народа в известное время, носитель и выразитель народной мысли; деятельность его получает великое значение как удовлетворяющая сильной потребности народной, выводящая народ на новую дорогу, необходимую для продолжения его исторической жизни. При таком взгляде на значение великого человека и его деятельности высоко понимается народ; его жизнь, история является цельною, органическою, неподверженною произволу, капризу одного сильного средствами человека, который может остановить известный ход развития и толкнуть народ на другую дорогу вопреки воле народной. История народа становится достойной изучения, представляет уже не отрывочный ряд биографий, занимательных для воображения людей, остановившихся на детском возрасте, но дает связное и стройное представление народной жизни, питающее мысль зрелого человека, который углубляется в историю как науку народного самопознания...

После неудачи не отчаиваться, но усилить труд для того, чтоб как можно скорее поправиться; после удачи не отдыхать, не складывать рук, но также усиливать труд, чтоб воспользоваться плодами удачи,— вот примета великого человека.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом //

Чтения и рассказы по истории России.— М., 1989.— С. 414, 416, 477.

Вопросы и задания: 1. Почему деятельность выдающихся личностей обычно находится в центре внимания исследователей? 2. Покажите на известных вам примерах прошлого и современности взаимосвязь потребностей, интересов народных масс и деятельности великих людей. 3. Всегда ли взаимосвязаны интересы народных масс и выдающихся личностей? Свою позицию аргументируйте. 4. Кто из политических лидеров, ученых, деятелей искусства XX в. (России и зарубежных стран) является, на ваш взгляд, выдающейся личностью? Проведите дискуссию в классе по этой проблеме. 5. Какие, на ваш взгляд, качества должны быть доминирующими у выдающихся личностей первой четверти XXI в.? 6. Согласны ли вы с тем, что история является наукой народного самосознания? Либо подтвердите конкретным материалом эту точку зрения, либо аргументируйте свое несогласие с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы по математике 4 класс

Дидактические материалы по математике 4 класс...

Сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина по теме "Экономика"

Предлагаемый сборник дидактических материалов к учебнику " Обществознание.10 класс" Е.Н.Салыгин, Ю.Г.Салыгина, по теме: " Экономика". Он предназначен  для формирования и закрепления экономических...

Дидактические материалы для 8-11 классов

Представлены итоговые работы по темам....

Дидактические материалы по алгебре 7 класс

Работы составлены по учебнику Мордковича....

Дидактические материалы по геометрии 7 класс

Контрольно - измерительные материалы по геометрии...

Дидактические материалы по курсу "Наглядная геометрия" 5-6 класс

Подобраны и самостоятельно разработаны материалы для 3 занятий элективного курса "Наглядная геометрия" по темам: "Задачи на разрезание и складывание", "Зашифрованная переписка", "Фигурки из кубиков и ...

Дидактические материалы для учащихся 5 классов к УМК «Вундеркинды+. 5 класс. Немецкий язык для общеобразовательных школ и школ с углублённым изучением немецкого языка»

В данные материалы включены примеры заданий для отработки лексических и грамматических навыков по 4 темам УМК "Вундеркинды+. 5 класс" : "Город - река - страна", "Школа доставл...