Технологическая карта по обществознанию 6 кл.
план-конспект занятия по обществознанию (6 класс) на тему

Технологическая карта по обществознанию 6 кл. "Человек - личность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

ФИО учителя:                  Медведева Анна Александровна

Предмет – обществознание

Класс – 6

Тема урока – «Человек - личность» (1часть)

Тип урока – открытие нового знания

Планируемые результаты:

Личностные – направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Предметные – применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию.

Метапредметные – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии.  

Техники и технологии– ИКТ; технология системно-деятельностного подхода обучения

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) – Обществознание. 6 класс / Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. - М: Просвещение, 2012.

Средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.

Организационный момент

Перед началом урока  прошу учеников разделиться на группы по собственному желанию. 5 групп по 6 человек.

- Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто любит проводить время в общении.

Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми.

Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.

Настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, концентрируют внимание.

Мотивация на учебные действия, самоопределение.

Целеполагание, организация своей учебной деятельности.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ставят перед собой цель: «Чего я хочу получить сегодня от урока?»

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны.

2

Актуализация знаний.

Сообщение темы.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

« Однажды Хинг Ши сидел на берегу озера со своим учеником. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом : «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступит полная гармония в человеческих отношениях?» Ученик сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут единому мнению, будут мыслить одинаково, тогда не будет разногласий, ни споров.» Хинг Ши  ответил : «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «я», индивидуальности. Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться к уважению права другого  на выражение своей индивидуальности.»

- Вопросы к классу

 - Как вы поняли смысл притчи?

 - О чем она?

 - Какое отношение притча имеет к теме нашего урока? (ответы учеников)

Тема урока : «Человек – личность».

 - Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника. ( ответы учеников)

План урока

  1. Что такое личность.
  2. Индивидуальность – хорошо или плохо?
  3. Сильная личность- какая она?

Проблемный вопрос урока.

- Почему личностью может стать только  человек среди людей?

- Почему человек  не только биологическое, но и социальное существо?

Записывают дату и тему урока в тетрадь,  стараются сформулировать цель урока.

Самоопределение. Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Целеполагание.

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Работа с книгой, устные ответы.

3.

Изучение нового материала

- Что такое личность?

 Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.

- Вспомните, какова двойственная сущность человека.

(ответы учеников).

Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек  - высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду(Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях. Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.

Задание : представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его графически. ( Во время выполнения задания составляется следующая схема.)

Задание:

Откройте учебник на с. 8, внимательноизучите текст рубрики «Обсудим вместе» и ответьте на вопросы после него. (Проверка выполнения задания)

Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может развиваться. Ученые – обществоведы выделяют два этапа становления человека: - детское общество – семья, школа(игра, труд, учение);

- взрослое общество – семья, работа (учение, труд).

 - Какой образ создается у вас при слове «личность»? ( ответы учеников).

Задание: изучите абзацы 3,4 и 5 на с.8 и графически отобразите содержание понятия «личность» и «сознание». (Во время выполнения задания составляется следующая схема).

Проблемное задание:

Предположите, с какого времени человек становиться личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте. (Проверка выполнения задания)

- Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтитеабзацы 1и2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные , на ваш взгляд, характеристики личности. (Во времы выполнения задания в тетради появляются записи)

1. Человек становится личностью:

- когда начинает понимать себя;

- с отделением своего «я» от других людей;

- с появлением индивидуальности;

- любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.

2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек:

- трудится;

- относится к окружающему миру;

- оценивает самого себя.

3. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.

Вопросы к классу:

- О чем свидетельствуют приведенные  факты?

- Какие выводы вы можете сделать? ( ответы учеников)

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют схемы и план:

человек

       

общественное существо:

способно размышлять;

решать сложные проблемы;

развивается только в обществе себе подобных

Биологическое существо:

Часть живой природы;

Организм, живущий по биологическим законам

     

Личность – совокупность качеств человека, которые появляются:

в процессе жизни в обществе:

в результате деятельности: в процессе общения с другими людьми

Сознание – отношение человека к миру:

Сознание дает человеку возможность:

Заниматься различной деятельностью; вступать в общение с другими людьми; оценивать окружающих и себя

Оценивание усваиваемого материала. Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

Выявляют особенности

 и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства выдвигаемых  

положений.

Записи в тетради; устные ответы

4.

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного передохнём.

Поднимаем руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»

С силой их к плечам прижать – это «пять»

Всем ребятам надо сесть – это «шесть»

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

5.

Закрепление изученного материала

Проверим себя и выполним несколько заданий .

- Прочитайте высказывания из рубрики «В классе и дома» на с. 16 и выберите качества личности, которые вы считаете достойными человека.

-  Какие положительные качества вы можете еще назвать?

- Какие качества вызывают у вас отрицательные чувства? ( Проверка выполнения заданий)

Учатся применять полученные знания  в процессе групповой работы.

Стараются следовать в поведении моральным нормам

Проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия

Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой.

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму.

Самопроверка

6. Рефлексия

На большом листе группой нарисуйте карандашами свое настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка. (Рисуют каждый свое настроение, из которого складывается общее настроение).

Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной

деятельности

Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Планируют  сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Проводят рефлексию способов и условий своих действий.

самооценка

7.

Домашнее задание.

(На выбор – творческое и стандартное)

1. Прочитать  1 параграф учебника

2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к параграфу 6(задание 5,6 или8).

Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обществознанию 10 класс.

Технологическая карта по обществознанию для 10 класса с включением тем по антикоррупционной политики....

Технологическая карта урока обществознания по ФГОС

Пример составления технологической карты урока обществознания...

технологическая карта урока обществознания

урок обществознания в 9 классе  на тему "Семейное право" (технологическая карта по ФГОС)...

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе.Тема "Моральный выбор - это ответсвенность"....

Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль по обществознанию"Открываем путь к почёту и уважению"

Сетевой образовательный модуль по обещствознанию носит  активный, деятельностный характер, создает условия для самореализации, обеспечивает возможности общения, взаимодействия, проходит вне стен ...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...