Главные вкладки

    План-конспект урока обществознания для 7 класса по теме "Нация - заключительный этап в формировании этноса"
    план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

    Шпак Ольга Михайловна

    План-конспект составлен по учебнику Е.С. Корольковой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обществознание, 7класс

    Тема урока: «Нация - заключительный этап в формировании этноса»

    Цель урока: создать условия для формирования  знаний у учащихся о нации как большой устойчивой социальной группе.

    Задачи:

    Образовательная:

    Познакомить учащихся с заключительным этапом развития этноса – становлением нации; помочь учащимся выявить условия и особенности формирования нации,  сформулировать  характерные черты нации  на основе сравнения её с  племенем и народностью;

    Развивающая:

    Развивать критическое мышление; развивать умение представлять  учебную информацию в виде схем, интеллект карт, самостоятельно формулировать выводы и оценочные суждения.

    Воспитательная:

    Воспитывать уважительное отношение культуре своей нации, а также к людям разных национальностей и их культуре, традициям; нравственные качества личности

    Тип урока: метопредметный

    Формы урока: фронтальная, групповая

    Технологии: технология развития критического мышления

    Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  DVD проигрыватель, электронная презентация.

    Ход урока

    1. Организационный этап, сообщение цели урока (1 мин).

    Ребята, запишите, пожалуйста,  тему урока в тетрадь - «Нация - заключительный этап в формировании этноса».

    Учитель обращается к классу с вопросом:

    -  Предположите, чем мы будем заниматься на уроке?

    - Сформулируем вопросы, на которые нам нужно будет ответить в ходе урока. (Возможные ответы: Что такое нация? Что объединяет людей одной нации? Когда возникли нации? Каковы необходимы условия для формирования нации? Чем нация схожа с народностью?  Каковы отличия нации от народности?)

    1. Актуализация ранее изученных знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. «Вызов» (3-4 мин)

    Задание №1 : Ребята, определите, что изображено на слайдах?

     Подумайте, что объединяет  данный ряд изображений?  (верно, и семья, и класс учеников, и группа приятелей, и группа чукчей – оленеводов, русские, сибиряки - это социальные группы) 

    А что такое социальная группа?

    Социальная группа – это объединение людей, имеющих, значимый для общества признак.

    Что может выступать в качестве такого единого значимпого для общества признака, объединяющего людей в социальные группы?

    (Верно,  в качестве такого единого, значимого  для общества признака объединяющего людей в социальные группы может выступать возраст,, профессия, место жительства, национальность, образование, религия).

    -Какие виды  социальных групп вы знаете?

    (Верно, малые, средние и большие, в зависимости от количества членов и формальные и неформальные в зависимости от способа возникновения)

    -Семью, отнесём к какому виду соц. групп? Почему?

     (семья – это малая социальная группа, т.к. количество членов определено, все члены находятся в непосредственном взаимодействии, хорошо знают друг друга, связаны взаимными обязанностями)

    И ёщё семью можно отнести к формальной соц. группе почему?

     (т.к. семья официально созданная группа, строится на основе регистрации брака, члены связаны взаимными правами и обязанностями)

    - Что такое формальная социальная группа?

    (Формальная соц. группа – это группа официально созданная, т.е. юридически оформленная)

    - Что такое неформальная соц. группа?

    (Верно, это неофициально созданная соц. группа, т.е. без юридической регистрации)

    Приведите пример неформальной соц. группы

    (друзья, подруги, группа по интересам в Интернете, футбольные болельщики)

    -Когда мы говорим о формальных и неформальных группах, то имеем в виду какие по численности соц. группы?

    (Верно, имеем в виду средние и малые соц. группы)

    - Каким может быть максимальное количество членов малой группы?

    (до 25-30 человек)

    -Приведите пример средней соц. группы по цепочке.

    (Верно, к средней можно отнести школу, трудовой коллектив, рабочих завода, жителей небольшого населённого пункта, воинскую часть)

    - Каким может быть максимальное число средней социальной группы? (до 5-ти тысяч человек)

    -Могут ли  члены средней группы находиться в непосредственном  взаимодействии? 

    (Верно, они не находятся в непосредственном  взаимодействии, но эпизодически могут контактировать, при этом многие если и  не знакомы лично, но знают друг друга в лицо)

    Задание№1

    -Какой вид социальных групп перечислен на слайде: горожане, русские, сибиряки, молодёжь, мордва, якуты, татары, православные христиане, католики?

    Какова особенность больших соц. групп? ( члены их численно не определены, все их члены не только не знают друг друга, но и не находятся в непосредственном взаимодействии.

     

    Задание №2

    Выпишите из данного ряда социальные группы, образованные по этническому признаку: горожане, русские, сибиряки, молодёжь, мордва, якуты, французы, татары, православные христиане, католики.

    Проверим, что вы выписали (русские, мордва, якуты, татары,  французы)

    Что объединяет людей входящих в этнические группы? 

    ( язык, культура, национальная одежда, кухня, история, может объединять территория проживания)

    Что, может объединять  людей разных этнических групп, например, таких как  мордва, русские, татары?

    (это жители нашей республики Мордовии, они живут в одной стране, у них общая история, все они любят нашу Родину, их предки в годы войны защищали ёё вместе, сообща не смотря на разный язык…)

    А что такое этнос?

    (Этнос – это исторически сложившаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языком, культурой и этническим самосознанием)

    Что перечислено на слайде:   племя, народность, нация?

     (это этапы формирования этноса)

    - Что такое племя?

     (первый этап в формировании этноса; совокупность, объединение родов, связанных кровнородственным  единством, общностью диалекта, религиозных представлений, обрядов)

    Когда  люди стали объединяться в племена? возникают племена?

     (Верно, при переходе от кочевого к оседлому образу жизни, когда возникло понимание земли как родной и возникла необходимость её защищать родовые общины стали объединяться, так возникли племена)

    Что объединяло людей одного племени?

    (общий язык, обычаи и традиции, единый религиозный культ)

    А что такое народность? 

    (общность людей, возникшая в период разложения родоплеменных отношений и появления государства, основанная не на кровном родстве, а на территориальном единстве)

    -Что объединяло людей одной народности?

    ( общий язык, психический склад, религия и культура, этническое самосознание)

    -Когда начала складываться русская народность? 

    ( в период возникновения и развития государства Киевская Русь)

    -Какие племена объединяла русская народность? 

    ( на слайде показать Древнерусское государство и племена : полян, древлян, дреговичей, кривичей, радимичей, вятичей, полочан и др..)

    Задание №3: установить соответствие между терминами и соответствующими им определениями

    Термины:                                      Определения:

    А) Род

    Б) Племя

    В) Народность

    1) Общность людей, возникшая в период разложения родоплеменных отношений и появления государства, основанная не на кровном родстве, а на территориальном единстве

    2) Группа кровных родственников, ведущих своё  происхождение по одной линии (материнской или отцовской)

    3) совокупность, объединение родов, связанных кровнородственным  единством, общностью диалекта, религиозных представлений, обрядов

    Проверим выполненную работу: А-2;  Б -3; В – 1

    Молодцы!

    А теперь, опять вернёмся к слайду

    1. Этап усвоения новых знаний. «Осмысление» (10-15 мин)

    1)Прием «Кластер».

    А что же такое нация?

    В середине доски учитель прикрепляет  термин «Нация». Давайте составим кластер по данной теме.

    - Подумайте, что у вас ассоциируется с  понятием «НАЦИЯ» и запишите  в тетради понятия, слова - ассоциации, имеющие отношение к теме урока.

    (Возможные ответы: этническая общность; этап в формировании этноса; язык; культура;  кухня, одежда, общая история,  этническое самосознание)

    2) Работа с учебником (приём – чтение с осмыслением)

    Хорошо, а теперь давайте обратимся к учебнику, откройте стр.101 , найдите в пункте «Нация и этнос» третий абзац и внимательно прочитайте, а затем дополните кластер.

     Итак, с какими  ёщё важными понятиями кроме указанных связано понятие «НАЦИЯ»?

    Дети дополняют кластер понятиями: «особенность трудовой деятельности» «общее экономическое пространство» или по другому «общенациональный рынок».

     -Общенациональный рынок возник у нас в России когда? 

    (верно, в XVII веке)

     - Какое определение понятию « нация » дается автором учебника?

     (Нация – это исторически сложившаяся общность людей, которой присущи такие четры, как устойчивое единство экономической жизни, языка, особенности культуры и традиций, а также индивидуальное и групповое сознание и самосознание, позволяющее относить себя к определённой национальной общности и отличать себя от других.)

    Такое определение понятию «НАЦИЯ» дали учёны – этнографы, социологи и психологи

     

     - С каким понятием очень близко понятие «Нация»?

     (верно, с понятием этнос)

    -А как вы думаете почему понятия «этнос» и «нация» близки?

    Почему они близки найдите в учебнике и зачитайте.

    Ребята, у понятия «НАЦИЯ» есть разные определения. Давайте с ними познакомимся.

    Политико-правовой подход к определению понятия:

    «НАЦИЯ» -  объединение граждан одного государства, не зависимо от этнического происхождения человека;

    Но, при этом мы должны знать, что по Конституции РФ, граждани России имеют право определять и указывать свою национальную принадлежность.

    2) Работа с документом – Конституцией РФ

    Зачитаем ст. 26 Конституции РФ

    «Каждый в праве определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к  определению и указанию своей национальной принадлежности »

    Социокультурный подход к определению

     – «НАЦИЯ» - это общество людей, сложившееся на основе общности языка, культуры, религии, традиций и обычаев;

    Биологический подход к определению «НАЦИЯ», т.е. человек принадлежит к той или иной нации, если к ней принадлежат его родителивается исключительно по кровному родству.

    Итак, ребята, по каким признакам определяется нация?

     ( по духовным, культурным: язык, традиции, культура, т.е. по приобретаемым и по принципу кровного родства, т.е. по вродженному признаку )

    Всмортитесь в лица этих людей:

     императрица Екатерина Великая,

    А.С. Пушкин

    В.И. Даль

    Булат Окуджава – они не были по крови русскими, но они были русскими по духу.

     Чем они прославились? Как вы думаете можно ли их назвать русскими? Почему?

    Ребята, что является особенностью нашего государства – Российской Федерации?

    (Особенностью нашего государства РФ является многонациональный состав. Нации – этносы образующие русский народ, идревле живут на территории России в мире и согласии, вместе они  защищали нашу Родину в годы ВОВ)

    Ребята, перечислите, какие  нации являются самыми многочисленными на территории нашей малой родины – Республики Мордовии.

    IV  этап Рефлексия

     Составьте синквей- пятистрофную строфу по теме данного урока

    1. Самое важное слово урока.
    2. 2 прилагательных, его характеризующие.
    3. 3 глагола.
    4. выразить свое отношение к проблеме урока.
    5. резюме 1 слово                            

                                 Синквейн

    1. Нация
    2. Историческая, культурная общность
    3. Объединяет, сплачивает, отличает
    4. Нация – этап развития этноса
    5. Самсознание

    Ребята, давайте продолжим фразу:

    « Итак,  нация -это         …» (большая социальная группа;  этап развития этноса; высшая степень осознания этнической принадлежности; исторически сложившаяся общность людей, которой присуще культурное и экономическое единство; непростое понятие, которое имеет несколько смыслов)

    Д/з стр.101-106 читать, подготовить сообщение о своей национальности, используя материал учебника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока физической культуры "Здоровый образ жизни как способ формирования личности в процессе занятий спортом"

    Данный урок разработан для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида. Урок сдвоенный и состоит из двух частей: первая часть - теоретическая и проводится в классе, вторая часть - практическая и пров...

    План-конспект урока 8 класса. Тема: "Британский календарь. Формирование навыков аудирования".

    План-конспект урока для учащихся с ЗПР 8 класса на тему: «Британский календарь. Формирование навыков аудирования»....

    План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – контроль знаний по теме: «Умножение и деление рациональных чисел»

    У «Умножение и деление рациональных чисел» Контрольная работа по " Математика 6 класс. Контрольные и самостоятельные работы" А.П Егоровой, В.В. Голобородько...