открытый урок обществознания в 5 классе «Россия – многонациональное государство»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Перегудова Светлана Михайловна

          На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

        Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.  

        Требования современного школьного образования являются актуальностью данной работы. Особенностью содержания является возможность использовать на уроке несколько методов, в т.ч. элементы урока-имитации.

        Роль учителя заключается в проведении соответствующей подготовительной работы, четкой организации работы в группах и с документами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_5_klass.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский

Открытый урок в 5 классе

Тема:

«Россия – многонациональное государство»

( в соответствие с требованиями ФГОС)

                                                                          Учитель: Перегудова С.М.

2016-2017 учебный год

.

Введение

          На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

        Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности.  

        Требования современного школьного образования являются актуальностью данной работы. Особенностью содержания является возможность использовать на уроке несколько методов, в т.ч. элементы урока-имитации.

        Роль учителя заключается в проведении соответствующей подготовительной работы, четкой организации работы в группах и с документами.

Методы, используемые учителем:

-объяснительно-иллюстративный;

-частично-поисковый.

Цель урока - достичь образовательных результатов:

  1. Личностный результат – осознавать необходимость  единого национального государства и воспитания толерантности.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую   информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
  3. Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные  признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы  государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.  

Задачи урока:

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
  2. На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и   презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
  3. В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.

Формы:

-групповая работа;

-индивидуальная работа;

-коллективная работа;

-работа с документом.

Приемы работы:

-заполнение  таблицы на основе просмотренной презентации;

-анализ документа и текста гимна.

Способ оценивания результатов:

проведение игры «Верю – не верю».

КОНСТРУКТ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ

«Россия – многонациональное государство»

Цель урока - достичь образовательных результатов:

  1. Личностный результат – осознавать необходимость  единого национального государства и воспитания толерантности.
  2. Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую   информацию, высказать мнение о возможных проблемах межнационального общения и способах их решения, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
  3. Предметный результат – знать понятие «многонациональное государство» и основные  признаки государства и страны; уметь выделять отличия между ними, называть символы  государственной власти РФ, показывать на карте некоторые субъекты РФ.  

Задачи урока:

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
  2. На основе работы с текстом учебника и конституции, с исторической картой и   презентацией узнать о народах, проживающих на территории России, их правах.
  3. В ходе коллективного обсуждения осознать необходимость уважения традиций и культуры других народов для сохранения единства и могущества своей страны.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо;

Методический прием: урок- имитация

Ход урока:

Стадия вызова. Запись и обсуждение темы урока, постановка познавательных задач.

(Прослушивание гимна РФ)

Вспомните Гимн России и объясните значение его слов:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Работа с учебной презентацией «Россия – многонациональная держава» - заполнение первой части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

Какие вопросы у вас появились после просмотра презентации по теме? Коллективное обсуждение и запись наиболее важных вопросов во вторую часть таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

знал

знаю

хочу узнать

В России живет много национальностей

Территорию расселения некоторых народов

Сколько народностей проживает в Оренбургском крае?

Стадия осмысления содержания.

Иногда мы говорим «наша страна Россия», а иногда – «государство Российская Федерация». Почему так? В чем разница между этими терминами? (Работа с текстами). Коллективное обсуждение результатов работы.

А теперь обратимся к документу. Главным документом государства является Конституция.   (Читаем преамбулу и статью 27).

Какой вывод можно сделать на основе этого текста? Что будет, если не соблюдать эту статью и не уважать права других народов?

     Вопросами развития народов России в нашей стране занимается Государственная дума РФ. Давайте представим себе. Что мы находимся на одном из ее заседании.

(Разбились на группы-«комиссии» по различным социальным вопросам). Повесткой сегодняшнего заседания было обсуждение вопроса «Решение национального вопроса в РФ. Как учитывать особенности разных народов в жизни государства?» Каждой комиссии  предложена проблема.

Коллективное обсуждение результатов работы и заполнение третьей части таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал».

знал

знаю

хочу узнать

В России живет много национальностей

Территорию расселения некоторых народов

Как решаются вопросы равноправного проживания народов России?

 Стадия рефлексии и подведения итогов урока. 

Игра «Верю – не верю».

а/ В России проживает более ста национальностей.

б/ Главный документ  государства – указ президента.

в/  В Конституции РФ есть статья, рассказывающая о правах народов страны.

г/ Страна – это термин географический, а государство – политический.

д/ Каждый человек имеет национальность.

Домашнее задание:  

А: Повторить все термины по главе «Введение»

В: кластер урока

С: рассуждение по  теме с опорой на записи в тетради

Заключение

Таким образом, в ходе урока учащиеся  учились работать с документом, развивали навык работы в группах и умение заполнять таблицу по полученной информации. Результаты усвоения данного материала будут проверяться в ходе проведения самостоятельной работы.

Источники:

 

 - Ф. А. Михайловский. История Древнего мира.5 класс.- ОООТИД «Русское слово -РС»,2006._

 - Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Полякова А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. М.: «Вентана-Граф» 2012.

 - Учебная презентация «Россия – многонациональная держава».

 - Дидактические карточки с заданием для самостоятельной работы.

Компетентностно-ориентированные задания к уроку

«Россия – многонациональное государство»

  1. Составьте синквейны по терминам «государство» и «страна».

а/Слово или имя.

б/ Два прилагательных - эпитета.

в/ Три глагола.

г/ Фраза из четырёх слов.

д/ Одно существительное-характеристика.

  1. Найдите лишнее слово в перечне терминов:

Нравы, обычаи, указы, традиции, культура.

  1. Продолжите фразы:

а/Быть человеком  - значит_____________________

б/ Человек, который позволяет себе плохо говорить о людях другой национальности, _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вы познакомились с темами «История вещей и одежды в разные вре -мена», «История письменности» и «Россия – многонациональное государство».  Что вам кажется в них самым важным? Коротко расскажите о своем мнении.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Вы стали свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей. Расскажите о случившемся.

Случай из жизни.

   Однажды я стал свидетелем нарушения равноправия людей разных национальностей.  Произошло вот что. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7 классе «Россия на рубеже веков. Петр I»

Тип урока: комбинированныйЦель урока: Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности Петра первого , для понимания...

Презентация к открытому уроку обществознания 9 класс. Уголовно-правовые отношения.

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Открытый урок обществознания 9 класс. Уголовно - правовые отношения. Технологическая карта

1. Задачи урока: Обучающая: Познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе Развивающая: Развивать умение выбирать главное и обобщать, разви...

Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство"

Презентация по обществознанию "Этнические общности. Россия- многонациональное государство" 8 класс...

Открытый урок обществознания 8 класс, тема:"Социальные статусы и роли"

Урок предусматривает  использование интерактивных методов и приемов ТРКМ, что позволяет учащимся качественно усваивать материал....

Открытый урок в 10 классе "Россия в эпоху Петра -Великого"

Сценарий проблемно-эвристического урока     по истории в 10 классе  на тему:«Россия в эпоху Петра Великого»...

Открытый урок обществознания 11 класс, тема : "Политическая сфера современного общества"

В ходе урока использованы приемы ТРКМ, что позволяет учащимся активо работать и усваивать материал....