Правовой десант: «Вперед в будущее!», конкурсная игровая программа
методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему

Сценарий конкурса по избирательному праву для учащихся 3-5 классов  в форме правового десанта. Знания преподнесены в увлекательной форме не учителями, а самими учащимися,  занимающихся в клубе будущих избирателей. На сегодняшний день остро стоит вопрос правовой подготовки учащихся, повышения правовой культуры в целом, приобретения новых и активизации имеющихся знаний в области избирательного права и избирательных технологий, в частности.  В школе на классных часах, в дни праздников, безусловно, организовывается большое количество мероприятий по правовой тематике, но насколько прочно закрепляются знания в памяти учеников? Практика показывает, что знания будут более крепкими, если они неоднократно повторены, а еще лучше разыграны в игровой  форме. Клубы будущих избирателей являются центрами  изучения избирательного права и подготовки будущих избирателей не только среди старших классов, но и среди всех обучающиеся школ, Под руководством Клубов дети регулярно участвуют в школьных выборах, где приобретают первичные знания, участвуют в тестировании, анкетировании и т.д. Отличной мобильной формой активизации знаний учащихся является правовой десант. Участники КБИ самостоятельно организуют детей младших классов и проводят с ними познавательную игру, в ходе которой еще и еще раз происходит закрепление правовых знаний.

Включение обучающихся в процесс игры помогает  обогатить их жизненный опыт, сформировать представления и понятия, развить самостоятельность и наблюдательность, накопить первоначальный багаж навыков и умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Песчанская школа»

Правовой десант: «Вперед в будущее!»

конкурсная игровая программа

        Автор:

        Докукина Лариса Владимировна

                                                            МБОУ «ОО Песчанская школа»,  

        Старооскольский р-н, Белгородской области

                

Введение

Данная сценарная разработка познавательной игровой программы «Вперед в будущее!» предусмотрена для проведения среди обучающихся 3-5 классов, возрастная категория 9-12 лет.

 Цели конкурса:

  • Повышение уровня правовой культуры учащихся
  • Воспитание гражданина и патриота
  • Создание условий для выработки ответственного отношения к выборам
  • Развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся                                                                                

Актуальность таких мероприятий обусловлена тем, что на сегодняшний день остро стоит вопрос правовой подготовки обучающихся, повышения правовой культуры в целом, а также, приобретения новых и активизации имеющихся знаний в области избирательного права и избирательных технологий, в частности.  Не секрет, что современное общество уже не является таким читающм, как в советское время, особенно мало читают дети,  в семьях практически не обсуждают политические новости, не выписывают газет. В школе на классных часах, в дни праздников, безусловно, организовывается большое количество мероприятий по правовой тематике, но насколько прочно закрепляются знания в памяти учеников? Практика показывает, что знания будут более крепкими, если они неоднократно повторены, а еще лучше разыграны в увлекательной форме и преподнесены не учителями, а самими обучающимися. Клубы будущих избирателей призваны решить эти проблемы, они являются центрами  изучения избирательного права и подготовки будущих избирателей не только среди старших классов, но и среди всех обучающиеся школ, под руководством Клубов дети регулярно участвуют в школьных выборах, где приобретают первичные знания избирательного процесса, участвуют в тестированиях, анкетированиях и т.д. Отличной мобильной формой активизации знаний учащихся является правовой десант. Участники КБИ самостоятельно организуют детей младших классов и проводят с ними познавательную игру, в ходе которой еще и еще раз происходит закрепление правовых знаний.

Включение обучающихся в процесс игры помогает  обогатить их жизненный опыт, сформировать представления и понятия, развить самостоятельность и наблюдательность, накопить первоначальный багаж навыков и умений. Активные формы помогают создать принципиально иные отношения педагога  и обучающего, где в основе стоят принципы социального равенства и равноправного участия в воспитании и развитии.

  1. Таким образом, проведение самостоятельно активом КБИ правовых десантов, других мобильных мероприятий, позволяет решать в комплексе образовательные и  воспитательные задачи, развивая ребенка интеллектуально и нравственно.  

  2.                                

  3. Время проведения: 1 урок (45 минут)

Место проведения: учебный кабинет

Участники: ученики 3 -5 классов

Форма проведения: конкурсная  игровая программа с элементами агитбригады

Организаторы : члены КБИ, ученики 7- 9 классов, в сценке участвуют ученики 6 класса.  

Оборудование:

Для игры:

  1. Карточки для ответов (в виде знака «галочка»);
  2. Квадратные жетоны 2-х цветов для отбора команд
  3. Карточки с названием команд на столы ( «Лидер», «Знатоки»)
  4. Столы для команд и болельщиков (возможны варианты расстановки в зависимости от количества участников)
  5. Стол для жюри с оценочными ведомостями
  6. 2 листа  с заданиями ПОЖ (без ответов)
  7. 2 толстых фломастера
  8. Мел
  9. Портреты президента России, губернатора области и мэра города.
  10. Из бумаги оформлен символический портал в виде арки.
  11. Медали 1 и 2 степеней всем участникам, медали «молодец!» победителям, призы.
  12. Эмблема и девиз КБИ, рисунки учеников на правовую тематику

Для сценки: 2 стула, газета, нитки, спицы, костюмы                

Оформление: на классной доске вывешиваются эмблема Клуба «Пульс», вырезанные буквы «Правовой десант», рисунки на правовую тематику, подготовленные учащимися начальных классов. На доске обязательно выделяется место с названиями команд для оперативного подсчета баллов.  Отдельный стенд с символикой России.

Подготовительный этап

1 этап. Активисты Клуба «Пульс» 8, 9 классов заранее провели  викторины во время  правовых десантов  в 6-й и 7-й классах (Приложение 3),  по итогам викторин были отобраны 2 победителя из 6 класса для участия в правовом десанте в младших классах, они участвовали в сценке и оформлении класса.

2 этап. Репетиция  сценки, подготовка оборудования (вырезали буквы, жетоны, медальки).

В игре участвуют 2 команды по шесть человек и болельщики, каждая команда имеет свое  название.

Поскольку ученики 3 и 4-го классов имеют не одинаковый уровень подготовки, решили провести игру между сборными командами и составить команды не заранее, а во время игры.

План мероприятия

1. Вступление

2. Конкурс 1: Разминка

3. Сценка

4. Конкурс 2: «Угадай. Кто это?». Раздел на команды

5. Конкурс 3: Викторина «Выборы»

6. Конкурс 4: «Право –обязанность - желание»

7. Конкурс 5: «Конкурс эрудитов» для зрителей

8. Подведение итогов

9. Награждение

  1. СЦЕНАРИЙ  

  2.                                                 «Там, где заканчиваются ежегодные выборы,  начинается рабство»  

                                                                                                                                 Джон Адамс

 (Столы расставлены для 2 команд и болельщиков.)

Выходят ведущие, в руках - эмблема Клуба будущих избирателей.

1. Здравствуйте, ребята!

2. Вас приветствует Клуб избирателей

 Все: «ПУЛЬС»!

3. Наш клуб создан в 2008 году

4. Нам  уже … года!

1. Наш девиз:

Все: Мы молодежь 21  века, держим руку на пульсе планеты! (1 ведущий и помощники из 6 класса вывешивают эмблему на доску)

2. Вы, конечно, знаете, о нашем Клубе будущих избирателей, ведь каждый год вы участвуете в выборах актива летнего лагеря и актива детской организации, эти выборы организовывает наш Клуб!

3. Мы постоянно вывешиваем информацию о конкурсах и акциях, которые проводим.

4.Участвуем и побеждаем в городских мероприятиях.

1.А сегодня мы проведем  у вас игру

Все:  «Вперед в будущее!»  (все ведущие и помощники очень быстро вывешивают слова «правовой десант»)

2. Ребята, преодолевая конкурсные задания, вы будете все ближе и ближе подходить к таинственному порталу, за которым скрывается будущее,

3. Через портал пройдет и в будущее попадет только тот, кто правильно ответит на наши вопросы.

4. А за правильные ответы мы будем давать вот такие жетоны (показывает), они похожи на галочки, которые ставят  во время выборов.

1. Кто получит больше всех жетонов, займет призовое место!

2. Мы говорим всем:

Все: Не робей и участвуй веселей!

3. Ребята, пройдет несколько лет и вы будете иметь право участвовать в настоящих выборах.

4. Давайте проверим, знаете ли вы как правильно выбирать?

Задание 1.  Разминка:  Тест «Я избиратель» (за ответы раздаются жетоны)

1.  Если твой друг будет уговаривать проголосовать за кандидата, который нравится ему, что ты сделаешь?   а) сделаю, что просит;     б) не знаю, как поступить;     в) откажусь.

2. Если родители решили в день голосования отдохнуть за городом и не пойти голосовать, что ты сделаешь?  а) промолчу, б) не знаю, как поступить, в) буду просить голосовать.

3. Если тебе предложат деньги за твой избирательный бюллетень, что ты сделаешь?

           а) продам, б) не знаю, как поступить, в) не продам.

Ведущие:

1. Молодцы, уже многие имеют галочки!

2. Видите, как непросто бывает сделать правильный выбор!

3. В нашем клубе мы учимся сами и учим других,  делать свой выбор!

4. Ведь от умения делать выбор зависит будушее всей страны!

1. Нельзя быть патриотом своей страны и не интересоваться  ее политической жизнью

2. Нам Россию строить, мы за все в ответе, забывать не стоит –

Все: мы - России дети!

3. Ребята, вы пока еще не голосуете

4. Зато это право есть у ваших родителей. Ваши родители ходят на выборы? (ответы)

1. Если нет, надо сделать так, чтобы они пришли на выборы и проголосовали

2. А то получится вот так....

Сценка «Семья». 

(Ведущий, папа, мама, сын. Папа - на стуле с газетой, мама вяжет)

Ведущий:    Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха

Сын:  выборы ты пропустил, это очень плохо!

Ведущий: И папаша, сдвинув брови, отвечал устало.

Папа: Хоть иди, хоть не иди все же толку мало…

            Да и смысла вроде нет мне вставать из кресла.

            Изберут и без меня это всем известно

Ведущий: Кроха к матери пошел

Сын: Мама! Скажи честно! Ты на выборы ходила? Это интересно

Мама:  Знаешь, голос мой, сынок, очень мало значит

              Не зови, я не пойду, это однозначно!

Сын:  Как же так! Я не пойму… разве вам не важно,

            Будет ли в стране порядок

            Я ведь стану взрослым! Буду зваться избиратель. Это ж так не просто.

Ведущий: Ребята, напоминайте родителям:  

Все: Вы выбираете будущее не только для себя. Но и для своих детей!

Задание 2. «Угадай. Кто это?»

Ведущие показывают по - очереди портреты:

 1- Президент России,  2- губернатор области,  3 - мэр города

(Ученики должны назвать правильно должность и имя и фамилию. Жетоны раздаются за правильные ответы, кто первый поднял руку)

1 Ведущий:

- Поднимите свои жетоны - галочки, вот теперь мы можем разделиться на 2 команды.

К столу ведущего проходят те, у кого наибольшее количество жетонов, они ближе всех подошли к таинственному порталу. Остальные занимают места для болельщиков, но не расстраивайтесь, вы продолжаете участвовать в конкурсах!

(На столе приготовлены жетоны двух цветов, разделенные на 2 группы для  3 и 4 классов, ребята берут из свей кучки жетон, но разного цвета, таким образом набирается разновозрастная команда. Помощники следят за количеством жетонов. Возможен вариант, когда помощники сами раздают жетоны ходом и  ).

 2 Ведущий:

  • У нас сформировались 2 команды:  «Лидер», «Знатоки» ( на столы расставляются карточки с названием команд, а на доске пишутся мелом заглавные буквы названий). Следующий конкурс - на знание правил выборов.

Задание 3. Викторина «Выборы»

 аздаются жетоны, помощники подсчитывают, сколько баллов зарабатывает в этом конкурсе каждая команда)

1. С какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право голосовать? (С 18 лет);

2. Как называется помещение, где голосуют?  (избирательные участки);

3. В какое время открыты избирательные участки для голосования? (с 8 утра до 20 ч. вечера);

4. Какой документ необходимо иметь, когда приходишь голосовать? (паспорт);

5. Как называется документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов? (избирательный бюллетень);

6. Основной закон  государства:   (конституция).

7. В какой день недели проходят выборы? (воскресенье)

8. На какой срок выбирается Президент Российской Федерации? (6 лет)

9. С какого возраста можно стать Президентом РФ? (С 35 лет)

10. Как называют группу людей, работающих во время выборов и подсчитывающих голоса? (избирательная комиссия).

(Помощники записывают на доске количество баллов каждой команды).

3 Ведущий: Переходим к следующему конкурсу, который называется «Право –обязанность — желание», но прежде, ответьте на вопросы:

1. Является ли гражданином ребенок? (Да)

2. Какие права есть у только что родившегося маленького ребенка? (Право на жизнь, на имя, на семью, на гражданство и другие)

3. А какие обязанности есть у только что родившегося маленького ребенка? (Пока нет никаких)

3 Ведущий: Итак, переходим к 4 конкурсу. ( командам раздаются листочки с вопросами).  Задание: Возле высказывания команда должна поставить букву П, О, Ж.

Конкурс 4. «Право – обязанность — желание» (Приложение 1)

(После конкурса на доске записывается количество баллов каждой команды).

4 Ведущий: Пока команды работают, объявляется конкурс для болельщиков.

Конкурс 5. «Конкурс эрудитов» для зрителей. (раздаются жетоны)

1. Какую  команду  подаст хозяин  собаке,  желая  чтобы  она залаяла? (голос).

2. Эти бессмертные строки поэт посвятил другу Авоське: «У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка». Кто поэт? (Незнайка).

3. Что является символами любого государства: А) границы;  Б) герб, флаг, гимн; В) деньги.

4. Кого в Российской Федерации не выбирают: А) Президента, Б) депутатов ГД, В) министров.

5. Перечислите, кого по закону выбирают в России?

  1. Назовите цвета российского флага сверху вниз (белый, синий, красный)

Подведение итогов

Ведущий объявляет о завершении 4 конкурса, зачитываются правильные ответы, помощники считают баллы, на доске записываются результаты. 

Жюри подсчитывает баллы. ( по результатам 3 и 4 конкурсов)

Выходят все ведущие. ( Помощники держат в руках символический портал)

4 Ведущий: Итак, наш правовой десант «Вперед. В будущее!» завершен!

1Ведущий: Право избирать и быть избранным в органы государственной власти — важнейшее право человека и вы сегодня доказали, что знаете и можете постоять за свои права.  Вы сделали еще один шаг вперед к светлому и справедливому будущему!

2 Ведущий: В нашем конкурсе победила команда ...

- На этом наш конкурс завершен. Поднимите руки, у кого в руках есть галочки? Вы все перешли через наш портал и достойны называться гражданами нашей станы и отстаивать её интересы в будущем!!

Помощники подсчитывают, у кого больше жетонов, определяются лидеры.

3 Ведущий: Мы молодежь 21 века, в наших руках судьба человека!

4 Ведущий: Мы - граждане нашей страны!

3 Ведущий:    В нашей стране много проблем, решать их надо…

Все:    Вместе, нам всем!

3 Ведущий: Чтобы найти на все проблемы управу-

Все:     пользуйся избирательным правом!

Награждение  (Приложение 2)

1 Ведущий: Лидерами сегодняшней игры становятся.... (объявляются имена тех, у кого больше баллов - галочек, им вручаются памятные медальки «Молодец!»).

2 Ведущий: Команде- победителю предоставляется право первым пройти через портал.

На выходе им вручают медаль 1 степени, за 2 место- медаль 2 степени.

Литература

1. Констиуция РФ

2. Материалы агитбригады Песчанской школы.

3. Клубы избирателей, клубы молодых  и будущих избирателей-эффективная форма подготовки организаторов выборов и повышения правовой культуры граждан/ Сборник. Выпуск 6, Белгород, 2012

4. Интернет ресурсы

Приложение 1

( лист для каждой команды)

Конкурс «Право –обязанность - желание»

Задание: Возле высказывания команда должна поставить П, О, Ж.

1. Жить с родителями                                                П

2. Учиться, посещать школу                                    П

3. Целыми днями играть на компьютере              Ж

4. Жить по совести                                                      О

5. Перебегать улицу, где удобно                               Ж

6. Дышать свежим воздухом                                     П

7. Не учить уроки                                                        Ж

8. Добросовестно учиться                                          О

9. Достойно вести себя в школе и вне школы        О

10. Отдыхать на каникулах                                       П

11. Слушать родителей                                               О

12. Гулять поздно без сопровождения взрослых   Ж

13. Иметь стол или место для занятий                    П

14. Ходить в библиотеку                                             П

15. Выполнять требования учителей                       О

16. Иметь имя и фамилию                                          П

17. Не унижать других                                                 О

18. Целыми днями разговаривать по телефону     Ж

20. Обращаться к врачу в случае болезни               П

21. Получать помощь, если попала в беду               П

22. Беречь имущество                                                  О

23. Полоскать горло, когда оно болит                      Ж

24. Беречь природу                                                       О


Приложение 2

Варианты медалей для награждения

  

Приложение 3

Викторина для 6 класса

РАЗМИНКА

  1. Что необходимо иметь при себе при получении избирательного бюллетеня? (паспорт);
  2. Во сколько лет Гражданин Р.Ф. может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и  обязанности? (18 лет);
  3. Назовите документ, выданный для голосования, содержащий фамилии кандидатов? (избирательный бюллетень);
  4. Если родственник попросит Вас проголосовать за него, что Вы сделаете?( возьмете его паспорт, попросите его написать доверенность, объясните , что это невозможно);
  5. Назовите главный избирательный орган страны? (Центральная избирательная комиссия);
  6. Это слово не сходит со страниц газет, звучит по радио, телевидению. Знакомо оно и Вам: это способ формирования власти, назовите его? (выборы);
  7. В какой период времени проводится голосование в день выборов? (с 8 утра до 20 часов вечера)

=====   1     К О Н К У Р С  ==========

1.Это политическая организация общества, где есть власть и политический режим:

            А) государство;            Б) страна;            В) монархия.

2.        Основной закон в государстве. Он обладает высшей юридической силой:

         А) власть;                  Б) приказ;                  В) конституция. 

3.        Это символы любого государства:     А) границы;  Б) герб, флаг, гимн;   В) денежная единица.

4.        В этом международном документе по правам человека 30 статей. Он принят 10 декабря 1948 года:  А) Конвенция по правам ребенка;   Б) Всеобщая декларация прав человека;   В) Женевская декларация прав ребенка.

5.      Кто считается ребенком?

                  А) человек от момента рождения и до тех пор, пока он не пойдет в школу;

              Б) человек от рождения до 16 лет;

   В) человек с того момента, когда он родился, и до того времени, пока ему не исполнится 18 лет.

  1. Является ли гражданином ребенок? (Да)
  2. Получать образование. Это право ребенка или обязанность? (Право)
  3. Достойно и культурно вести себя в школе -- это право ребенка или обязанность? (обязанность)

2 Конкурс «Политическая терминология» (правильный ответ - 1 балл).

(право ответа получает тот, кто первым поднимет руку).

  1. Народное    правление,    осуществляемое    народом    ради    народа (демократия).
  2. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному человеку и передается по наследству (монархия).
  1. Всенародное голосование (референдум).
  2. Человек, уважающий мнение других, терпимый человек (толерантный).
  3. Способность оказывать влияние на поступки, поведение, дела других (власть).
  1. Основной институт политической системы общества (государство).
  2. Все избиратели (электорат).

10.Политическая организация, борющаяся за власть или участие в ее осуществлении (политическая партия).

3 Конкурс. Конституция - основной закон государства.

  1. Когда принята   действующая    Конституция РФ? (12 декабря 1993 года).
  2. Каким способом принята Конституция РФ? (референдумом).
  3. Как называется парламент в России? (Федеральное Собрание).
  4. Из   каких   двух   палат   состоит   Российский    парламент?   (Совет Федерации и  Государственная Дума).
  5. Количественный   состав   Государственной   Думы   ФС   Российской федерации? (450 чел.)
  6.  проживающий 10 лет в России).
  7. Сформулируйте   I   статью   Конституции   Российской   Федерации.
    (Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления). Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-игровая программа "Женщина. Весна. Любовь"

Разработка классного часа с родителями, позволяет сблизить работу "Семья" - "Школа"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия. Конкурсно - игровая программа "Мамины помощники"

Материал содержит практические рекомендации по проведению конкурса....

Конкурсно-игровая программа "Арбузник"

Приходите веселиться и арбузом угоститься,Вместе дружно поиграете, много нового узнаете!...

конкурсно-игровая программа "Природа Подмосковья"

сценарий занятия-игры (занятие можно провести внутри учебной группы или применить для разработки массового мероприятия)...

Сценарий театрализованной конкурсно-игровой программы "Священный обряд племени Мумба-юмба по оздоровлению человеческого тела и души"

Данная театрализованная конкурсно-игровая программа, приуроченная к Году здоровья ребёнка, была разработана в мае 2012 года и проводилась в дни летних каникул для детей 8-12 летнего возраста, посещающ...

Конкурсно -игровая программа "Живая старина"

Конкурсно -игровая программа "Жили были" по краеведению...

Конкурсно-игровая программа "Правовой лабиринт"

Конкурсно-игровая  программа «Правовой лабиринт» направлена на формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения у детей младшего, среднего и старшего школьного возрас...