Рабочая программа обществознание 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Рабочая программа обществознание 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_6_klass.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

муниципального образования «Город Донецк»

(МБОУ СОШ №7 г.Донецка)

                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                  директор МБОУ СОШ №7 г.Донецка

                                                                       _____________Н.Н.Пилипчук

                                                                           Приказ от _________ № ___                                                  

        М.П.

РАБОЧАЯ       ПРОГРАММА

по________________________________________________________________

                                  (указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования

___________________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указание класса)                                   

Количество часов______________

Учитель____________________________________________

        Ф.И.О.

Программа разработана на основе

___________________________________________________

         (указать примерную программу/программы,  автора,  издательство, год издания)

 

                                                             Пояснительная записка.

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».М.: «Просвещение».2011.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

 Реализация рабочей программы способствует:

-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

                                                Характеристика учебного предмета.

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

                                              Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно Учебному плану МБОУ СОШ №7 на 2016-2017 учебный год на изучение обществознания отводится 1 час в неделю.  

                      Результаты  освоения:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

 -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

 -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

 -в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

 -в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

 -в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

 -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

 относительно целостное представление о человеке;

 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

 знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

                                                Содержание учебного предмета.
                                                                  6 класс (34 ч)

Глава 1. «Человек в социальном измерении»

Введение.             Что изучает обществознание. Отличие обществознания от истории. 

Связь с другими дисциплинами.

Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

Человек познает мир.
 Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.
Учимся узнавать и оценивать себя.

Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...
Потребности человека
.
Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.
Учимся размышлять
.

На пути к жизненному успеху.

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.

Практикум.

                                               Глава 2. «Человек среди людей».

Межличностные отношения. Какие отношения называют межличностными. Чувства- основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Учимся взаимодействовать с окружающими.

Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, что нельзя и что за это бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути. Учимся совместно всей группой делать полезные дела.

Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Слово-серебро, молчание-золото. Учимся общаться.

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт. Семь раз отмерь…Как не проиграть в конфликте. Учимся вести себя в ситуации конфликта.

                                                Глава 3. «Нравственные основы жизни».

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит, хорошее. Главное правило доброго человека. Учимся делать добро.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет». Учимся побеждать страх.

Человек и человечность. Прояви внимание к старикам. Практикум.

   

                                                                Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Как работать с учебником

1

2

Человек в социальном измерении.

14

3

Человек среди людей.

10

 4.

Нравственные основы жизни.

9

Всего

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  1. Обществознание. 6 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; , изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2015.
  2. Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. - М. : Просвещение, 2015.
  3. Обществознание. 6 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Ф. Ивановой. - М. : Просвещение, 2010.
  4. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
  5. И.А.Буйволова Рабочие программы по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова. Волгоград, 2010г.
  6. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
  7. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
  8. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
  9. Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
  10. Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
  11. Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
  12. Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
  13. Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград : Учитель, 2006. - 123 с
  14. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  15. Кодекс об административных правонарушениях.
  16. Конституция Российской Федерации.
  17. Семейный кодекс РФ.
  18. Трудовой кодекс РФ.

19.Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

  1. Человек познает мир.
  2. Внутренний мир и социализация человека.
  3. Человек, природа, общество
  4. Социальная система общества.
  5. Взаимодействие людей в обществе.
  6. Культура и духовная жизнь.

  Информационно-коммуникативные средства.

.Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

Планируемые результаты

В результате изучения обществознания ученик должен знать /понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
    уметь:
  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
    ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите
    лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления,
    справки и т. п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских  обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации.

                                        Календарно-тематическое   планирование

п/п

Дата

Название раздела программы, темы урока

Тип урока

Вид контроля

Элементы содержания урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Домашнее задание

1

06.09.

 Что изучает обществознание?

Объяснение нового материала

Введение в предмет

Формулировать свою точку зрения и доказывать её

С.4-5

Глава 1 «Человек в социальном измерении» 14 часов

2

13.09

Человек- личность.

Объяснение нового материала

Зачем человек рождается. Что такое наследствен-ность. Наследственность- биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность

Формулировать определение нас-ледственности.

Характеризовать человека как биологическое и социальное существо.

Приводить примеры различных ва-риантов воспитания человека

П.1

С.8-12

3

20.09

Индивидуаль-ность-плохо или хорошо?

Комбинирован-ный

Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?

Давать характеристике человеку как личности. Приводить конкретные примеры сильной личности

П.1с.12-15

4

27.09

Практикум по теме «Человек-личность»

Комбинирован-ный

П.1, с.16-17

5

04.10

Человек познает мир.

Комбинирован-ный

Познание мира и себя. Что такое самосознание. Способности человека.

Объяснять ,что такое познание и самосознание.

Приводить примеры

П.2, с.18-20

6

11.10.

На что ты способен

Урок-дискуссия

П.2, с.20-23

7

18.10

Практикум по теме «Человек познает мир»

Комбинирован-ный

 Познание мира и себя. Что такое самосознание и самооценка. На что ты способен.

Давать оценку себе, своим действиям и поступкам. Характеризовать особенности познания человеком мира. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми

П 2, с.23-24

8

25.10

Человек и его деятельность

Комбинирован-ный

Деятельность человека, её основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами раз-личные мотивы деятельности. Использовать причинно-следственный анализ для выявления связи между деятельностью и становлением личности

П.3, с.26-28

9

08.11

Жизнь человека многогранна.

Комбинирован-ный

Потребности человека-биологические социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлением духовного мира человека, его мыслей и чувств

П.3,с.28-31

10

15.11

Потребности человека.

Комбинирован-ный

11

22.11

Практикум по теме »Потребности человека».

комбинирован

ный

Отличительные черты деятельности человека. Духовный мир человека.

П.4с.39-40

12

29.11

На пути к жизненному успеху.

Урок ознакомления с новым материалом

Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. Выбор профессии.

Показывать на конкретных примерах слагаемые жизненного успеха. . Исследовать практические ситуации, связанные с отношениями в труду и выбору профессии., Выражать свою точку зрения

П.5, с.41-44

13

06.12

Поддержка близких залог успеха.

Комбинирован-ный

Взаимопонимание и взаимопомощь. Выбор своего дела.

П.5, с.44-45

14

13.12

Практикум по теме

«На пути к жизненному успеху»

Комбинирован-ный

П.5, с.47-48

15

20.12

Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек в социальном измерении».

Комбинирован-ный

Что такое личность? Что дает человеку познание самого себя? Самообразование. Деятельность. Потребности человека. Духовный мир. Успех в жизни. Его слагаемые.

Приводить конкретные примеры. Выражать свою точку зрения.

Повт.

гл.1

Глава 2. Человек среди людей.

10 часов

16

27.12

Межличностные отношения.

Комбинирован-ный

Какие отношения называют межличностными.От чего зависят межличностные отношения. Симпатия и антипатия. Виды межличностных отношений. Стили межличностных отношений.

Характеризовать учебу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественной литературы, выявлять позитивные результаты учения. Оценивать собственное умение учиться. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

П.6, с.50-52

17

10.01

Виды межличностных отношений.

Комбинирован-ный

П.6 с.52-56

18

17.01

Человек в группе.

Урок-практикум

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость това-рищеской поддержки сверстников для человека.

П.7, с.58-60

19

24.01

Что можно, чего нельзя и что за это бывает.

Комбинирован-ный

П.7, с.61-65

20

31.01

Общение.

Урок ознакомле

ние с новым

материалом

Понятие общения. цели общения. Как люди общаются.

П.8с.67-71

21

07.02

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Комбинирован-ный

Проанализировать особенности общения людей разного возраста и разных социальных групп.

П.8, с.71-74

22

14.02

Практикум по теме «Общение».

Комбинирован-ный

П.8, с.75-78

23

21.02

Конфликты в межличностных отношениях.

Урок-конференция

П.9, 79--80

24

28.02

Как не проиграть в конфликте.

Комбинирован-ный

 Важность взаимопонимания и взаимопомощи

Формулировать свою точку зрения на выбор пути из конфликта. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его ре-зультаты. Находить и извлекать ин-формацию о жизни людей, нашедших свое призвание в жизни

П.14, с.80-82

25

07.03

Повторительно-обобщающий урок по главе 2. «Человек среди людей».

Урок-рассуждение

Глава 3. Нравственные основы жизни. 9 часов

26

14.03

Человек славен добрыми делами.

Урок объяснения нового материала

Что такое добро.

Анализировать и приводить примеры добрых поступков.

П.10, с.86-88

27

28.03.

Главное правило доброго человека.

Комбинирован-ный

Мораль. Золотое правило морали.

П.10 с.88-91,

28

04.04

Будь смелым.

Комбинирован-ный

П.11, с.92-94

29

11.04

Имей смелость сказать злу «нет»

Комбинирован-ный

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «смелость». Приводить примеры и давать оценку поступкам людей, представленным в СМИ

П.11, с.96-97

30

18.04

Практикум по теме «Будь смелым».

Комбинирован-ный

Характеризовать и конкретизировать примерами поступки людей.

П.11,с.198-99

31

25.04

Человек и человечность.

Урок объяснение нового материала

П.12, с.100-102

32

02.05

Прояви внимание к старикам.

Забота о слабых и пожилых. Анализ ситуаций

П.12

с.102-104

33

16.05

Повторительно-обобщающий урок по главе 3.

«Нравственные основы жизни».

тест

Человек славен добрыми делами. Доброе- значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро

Характеризовать и конкретизировать примерами проявление добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали

 с.107

34

23.05

Повторительно-обобщающий урок.

Урок обобщения и систематизации знаний

Смелость. Страх -защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

На конкретных примерах дать оценку проявления мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противо-действия проявлениям зла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...