Урок антикоррупционной направленности "Право на образование"
план-конспект занятия по обществознанию (7 класс) на тему

Гогичаева Лилия Рафаэльевна

Образование – это процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным всеми предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков. Образование является не только получением знаний, но и воспитанием, самовоспитанием человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_na_obrazovanie.docx33.04 КБ
Microsoft Office document icon met_rek_po_pravu.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Понятие права. Право на образование".

Задачи:

  1. образовательные: познакомить обучающихся с правовой базой образования в РФ, раскрыть роль образования в современном обществе, обозначить наиболее острые проблемы в этой области и пути  их решения;
  2. развивающие: продолжить развитие  информационных умений (работа с документами); формировать правовую культуру, т.е. способность отстаивать свои права; развивать коммуникативные способности обучающихся через совместную деятельность: умение вести диалог, аргументировано обосновывать свою точку зрения;
  3. воспитательные: побудить обучающихся к размышлениям о личных перспективах повышения образовательного уровня;  воспитывать способность продуктивно работать в условиях групповой работы.

Оборудование: 

Форма урока: урок-практикум

Форма организации познавательной  деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Когда вы учитесь, бывает, что вы устаете от  уроков. Представьте, что  запретили вам ходить в школу, говоря, что вам тяжело учиться. Ваши рассуждения? Для чего вы ходите в школу?

(Ответы: дети ходят в школу, чтобы получить знания, пообщаться с друзьями, учителями, участвовать в школьной жизни).

4. Постановка проблемы.

Вопросы для обсуждения:

Учитель: – Для чего человеку нужно право на образование?

                 – Как дети могут реализовать свое право на образование?

                 – Какой должна быть современная школа?

Учитель: Прочитайте отрывок из романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» и историю российского мальчика и ответьте на вопросы:

«…Непонятные закорючки, которые сестра Агата вечно выводила на классной доске, понемногу обретали смысл, и Мэгги узнала, что когда стоит «+», надо сосчитать все цифры вместе, а когда «–» — от того, что написано сверху, отнять то, что ниже, и под конец получится меньше, чем было. Она была смышленая и стала бы отличной, даже, пожалуй, блестящей ученицей, если б только могла одолеть страх перед сестрой Агатой. Но едва на нее обращались эти сверлящие глаза, и сухой старческий голос бросал ей отрывистый вопрос, Мэгги начинала мямлить и заикаться и уже ничего не соображала. Арифметика давалась ей легко, но когда надо было вслух доказать, как искусно она считает, она забывала, сколько будет дважды два. Чтение распахнуло перед нею двери в чудесный, увлекательнейший мир, но когда сестра Агата велела ей встать и громко прочитать несколько строк, она еле могла выговорить «кошка» и совсем запуталась на слове «мяучит». Казалось, ей навек суждено ежиться под язвительными замечаниями сестры Агаты, краснеть и сгорать от стыда, потому что над нею смеется весь класс. Ведь это ее грифельную доску сестра Агата с неизменным ехидством выставляет напоказ, ее старательно исписанные листки неизменно приводит в пример грязи и неряшества. Некоторые ученики из богатых были счастливыми обладателями ластиков, но у Мэгги взамен резинки имелся лишь кончик пальца — послюнив его, она терла и терла сделанную от волнения ошибку, так что отдирались бумажные катышки и выходила одна грязь. Палец протирал в листке дырки, способ этот строго-настрого запрещался, но Мэгги с отчаяния готова была на все, лишь бы избежать громов и молний сестры Агаты».

«…Максима после уроков во дворе школы избили одноклассники. Максиму поставили диагноз — сотрясение головного мозга. У мальчика нарушилась координация движений, начались головные боли. Сначала мать пыталась разобраться с произошедшим цивилизованным путем, поговорить с классным руководителем и директором. «Дети всегда дерутся. Это нормально», — ответили в школе и посоветовали самой поговорить с родителями мальчиков. Дальнейшие разговоры и даже ссылки на закон «Об образовании», согласно которому образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье своих подопечных, никаких результатов не дали.

Пройдя курс лечения, Максим вернулся в школу. Со временем мама заметила, что у сына пропадает желание учиться, он со страхом идет на уроки. Оказалось, что ее визит в школу отразился на мальчике, которому теперь потребовалась помощь психолога. При первой встрече Максима попросили нарисовать свой страх. Ребенок изобразил грязно-бурую тучу во весь лист бумаги.

Мама видела единственный способ решения проблемы — подать исковое заявление в суд, в качестве ответчиков привлечь директора школы, РОНО, родителей детей, которые принимали участие в избиении. Изучая Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», она думала о том, что ее ситуация не единична».

  1. Чем похожи эти две истории?
  2. Должны ли родители и учителя заставлять детей реализовывать их право на образование?
  3. Как должна поступать администрация школы в подобных случаях?

Изучение  проблем:

1) Что такое образование? Для чего человеку нужно право на образование?

По данной проблеме предлагается школьникам о б с у д и т ь   в о п р о с: – Для чего человеку нужно образование, получаемое в школе? (ответы: поступить в институт, получить хорошую профессию, всесторонне развиваться, обеспечить себя в будущем, чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее, он должен иметь возможность получить хорошее образование)

Образование – это процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным всеми предыдущими поколениями. Образование основано на получении и усвоении знаний и навыков. Образование является не только получением знаний, но и воспитанием, самовоспитанием человека

Документы, регулирующие деятельность государства в сфере образования:

  1. Конвенция о правах ребенка,
  2. Конституция РФ,
  3. ФЗ «Об образовании».

В Конвенции о правах ребенка (ст. 29) говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей.

Вывод по проблеме: итак, право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок мог учиться. К сожалению, даже сейчас в некоторых странах дети не ходят в школу.  В этих государствах право на образование не соблюдается.

2) Самостоятельная практическая работа «Права и обязанности учащихся в школе».

Цель: выяснить знают ли свои права и обязанности учащиеся,  какие права для них являются наиболее важными, сталкивались ли они с нарушением своих прав, приходилось ли защищать им свои права и насколько успешным был этот опыт и др.

Права

Обязанности

право на уважение человеческого достоинства;

☞ свободу совести;

☞ свободу информации;

☞ свободу выражения собственных мнений и убеждений;

☞ право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

☞ право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

☞ право на охрану здоровья;

☞ право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);

➢ получить основное общее образование (9 классов);

        ➢ соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;

        ➢ уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

        ➢ добросовестно учиться;

        ➢ бережно относиться к имуществу школы;

        ➢ выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка

3) Какой должна быть современная школа?

Учитель: – Вы хорошо сказали о том, для чего человеку необходимо образование и как может быть реализовано право на образование. А теперь давайте пофантазируем. Вопрос-диспут.

Представьте, что открывается новая современная школа и вас назначили директором этой школы. Вы имеете право устанавливать в ней свои правила и порядки. Все это поможет вашим ученикам  получить хорошее образование и воспитание. Вы должны создать свой проект: «Новая школа» – это школа, в которой бы вы хотели учиться.

Вывод: Вот именно такой мы хотим видеть нашу школу. Школу в которую все бы приходили с желанием получить новые знания, навыки. Школу в которой каждый учитель – твой друг…

5. Закрепление.

Учитель: Перед вами лежит описание, которые помогут вам найти реальный выход из создавшейся ситуации.

Оксану не захотели принять в 10-й класс родной школы, потому что 9-й класс она окончила с пятью тройками. А это для престижного лицея, в который за время её учебы превратилась школа, совсем не подходит. Но Светлана Ивановна, мать девочки, юрист по профессии, так не считала. Она… 

Учитель:

  • Какое право нарушено?
  • На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение права?
  • Кем конкретно нарушено право (персоналии, орган);
  • Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
  • Кто обязан это сделать?

Учитель: Как вы считаете, в реальной ситуации удалось ли родителям защитить право своего ребёнка на образование?

7. Выводы по уроку.

Давайте теперь сделаем выводы по сегодняшнему уроку: «Что вы можете взять из сегодняшнего урока?»

Примерные выводы учеников:

  1. Лично я считаю, что образование…
  2. На мой взгляд …
  3. Для меня очень важно то, что…
  4. Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
  5. Следует ли продолжать образование после окончания школы?

9. Рефлексия.

Анкетирование:

      1) Я чувствую себя хорошо в школе тогда, когда….., потому что…

  1. Я чувствую себя плохо в школе тогда, когда..., потому что...
  2. Я чувствую себя обиженным в школе тогда, когда..., потому что..
  3. Я чувствую удовлетворение в школе тогда, когда..., потому что...
  4. Я чувствую гнев в школе тогда, когда..., потому что...
  5. Я испытываю беспокойство в школе тогда, когда..., потому что...



Предварительный просмотр:

Право на образование

В порядке обсуждения

1. Прочитайте отрывок из романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» и историю российского мальчика и ответьте на вопросы:

  1. Чем похожи эти две истории?
  2. Должны ли родители и учителя заставлять детей реализовывать их право на образование?
  3. Как должна поступать администрация школы в подобных случаях?

«…Непонятные закорючки, которые сестра Агата вечно выводила на классной доске, понемногу обретали смысл, и Мэгги узнала, что когда стоит «+», надо сосчитать все цифры вместе, а когда «–» — от того, что написано сверху, отнять то, что ниже, и под конец получится меньше, чем было. Она была смышленая и стала бы отличной, даже, пожалуй, блестящей ученицей, если б только могла одолеть страх перед сестрой Агатой. Но едва на нее обращались эти сверлящие глаза, и сухой старческий голос бросал ей отрывистый вопрос, Мэгги начинала мямлить и заикаться и уже ничего не соображала. Арифметика давалась ей легко, но когда надо было вслух доказать, как искусно она считает, она забывала, сколько будет дважды два. Чтение распахнуло перед нею двери в чудесный, увлекательнейший мир, но когда сестра Агата велела ей встать и громко прочитать несколько строк, она еле могла выговорить «кошка» и совсем запуталась на слове «мяучит». Казалось, ей навек суждено ежиться под язвительными замечаниями сестры Агаты, краснеть и сгорать от стыда, потому что над нею смеется весь класс. Ведь это ее грифельную доску сестра Агата с неизменным ехидством выставляет напоказ, ее старательно исписанные листки неизменно приводит в пример грязи и неряшества. Некоторые ученики из богатых были счастливыми обладателями ластиков, но у Мэгги взамен резинки имелся лишь кончик пальца — послюнив его, она терла и терла сделанную от волнения ошибку, так что отдирались бумажные катышки и выходила одна грязь. Палец протирал в листке дырки, способ этот строго-настрого запрещался, но Мэгги с отчаяния готова была на все, лишь бы избежать громов и молний сестры Агаты».

«…Максима после уроков во дворе школы избили одноклассники. Максиму поставили диагноз — сотрясение головного мозга. У мальчика нарушилась координация движений, начались головные боли. Сначала мать пыталась разобраться с произошедшим цивилизованным путем, поговорить с классным руководителем и директором. «Дети всегда дерутся. Это нормально», — ответили в школе и посоветовали самой поговорить с родителями мальчиков. Дальнейшие разговоры и даже ссылки на закон «Об образовании», согласно которому образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье своих подопечных, никаких результатов не дали.

Пройдя курс лечения, Максим вернулся в школу. Со временем мама заметила, что у сына пропадает желание учиться, он со страхом идет на уроки. Оказалось, что ее визит в школу отразился на мальчике, которому теперь потребовалась помощь психолога. При первой встрече Максима попросили нарисовать свой страх. Ребенок изобразил грязно-бурую тучу во весь лист бумаги.

Мама видела единственный способ решения проблемы — подать исковое заявление в суд, в качестве ответчиков привлечь директора школы, РОНО, родителей детей, которые принимали участие в избиении. Изучая Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, закон «Об образовании», она думала о том, что ее ситуация не единична».

  1. Кто является субъектом образовательных правоотношений? Узнайте какими правами и обязанностями обладают учащиеся вашей школы.
  2. Составьте анкету и проведите мини-опрос в школе на тему «Права и обязанности учащихся в школе». Попытайтесь выяснить знают ли свои права и обязанности учащиеся,  какие права для них являются наиболее важными, сталкивались ли они с нарушением своих прав, приходилось ли защищать им свои права и насколько успешным был этот опыт и др. Результаты опроса проанализируйте и сравните с результатами своих одноклассников. Подумайте все вместе, что бы вы могли сделать, чтобы ситуация с соблюдением прав человека  на уровне вашей школы изменялась в лучшую сторону.

Нормативное правовое регулирование права на образование

Важную роль в жизни каждого человека играет образование, именно оно позволяет целенаправленно и системно передавать из поколения в поколение накопленный опыт жизни, знания и умения, позволяющие людям шагать в будущее.

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, определяемых государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равных возможностей в получении образования, «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения». Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее - общедоступным, а высшее - доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан на образование определены также Федеральным законом «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,  указах Президента РФ и постановлениях правительства, в локальных документах, имеющих важное значение - Уставах и положениях   конкретной школы.

Права и обязанности учащихся, их родителей и педагогов

Согласно Федеральному закону «Об образовании», права и обязанности обучающихся, их родителей и педагогов в образовательных учреждениях определяются Уставами и иными локальными актами, предусмотренными Уставом образовательного учреждения. Поэтому, прежде всего всегда нужно внимательно ознакомиться с Уставом образовательного учреждения, Правилами внутреннего распорядка, Правилами для обучающихся и другими документами.

Федеральный Закон «Об образовании» закрепляет основные конституционные права и свободы учащихся, реализующиеся в сфере образования:

 право на уважение человеческого достоинства;

 свободу совести;

 свободу информации;

 свободу выражения собственных мнений и убеждений;

 право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

 право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

 право на охрану здоровья;

 право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);

 право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;

 право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;

 право на ускоренный курс обучения;

 право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

 право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

 право на участие в управлении образовательным учреждением;

 право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;

 право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;

 право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;

 право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);

 право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).

Право на образование и его реализация учащимися связано с выполнением ими следующих обязанностей:

         получить основное общее образование (9 классов);

         соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;

         уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;

         добросовестно учиться;

         бережно относиться к имуществу школы;

         выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Кроме того, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляется ряд мер и гарантий по защите прав ребенка в области образования и воспитания, в частности, учащиеся и их родители (законные представители) имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в школе в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

          Выпускники, которые достигли успехов при освоении программ школы, получают награды - золотую или серебряную медаль.  Заслуги тех, кто проявил себя при изучении отдельных предметов отмечаются  похвальной грамотой.

               Золотой медалью «За особые успехи в учении» награждаются выпускники общеобразовательных учреждений, имеющие годовые и итоговые отметки «5» по всем предметам, изучавшимся в 10 классе, полугодовые, годовые и итоговые отметки  «5» по всем предметам, изучавшимся в 11 классе и сдавшие выпускные экзамены на «5»…

               Решение о награждении выпускников принимается педагогическим советом.

По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия исключение из этого учреждения обучающихся, достигших 15  лет.

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Родители наряду с учителями и учащимися являются участниками образовательного процесса.

В образовательном процессе родители имеют право:

 на защиту прав и законных интересов детей;

 на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

 на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

 на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;

 на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

 на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

 на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

 на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

 на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;

 на изъявление согласия (или несогласия) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

 на обеспечение религиозного и нравственного воспитания детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

 на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

 проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей и обеспечить им получение основного общего образования. В связи с этим родители обязаны:

 обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

 обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования;

 выполнять Устав общеобразовательного учреждении в части, касающейся их прав и обязанностей;

 не допускать неправомерного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителей.

Законом устанавливаются права и обязанности педагогов, призванных организовывать учебно-вопитательный процесс.  Им разрешается самостоятельно выбирать методики обучения и воспитания, учебники, пособия и материалы для занятий, а также методы оценки знаний обучающихся. Педагоги обязаны заботиться о повышении своего профессионального мастерства, а потому проходят специальную подготовку в системе повышения квалификации.  Учителям устанавливается сокращенная рабочая неделя, удлиненный оплачиваемый отпуск, пенсия за выслугу лет, социальные гарантии и льготы.

Система образования в России

                 Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития  их способностей в помощь семье  действуют дошкольные образовательные учреждения: ясли, детские сады. Они  обеспечивают присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до 7 лет.

Достигнув 6,5 лет (до 8 лет) каждый ребенок имеет право идти в школу - в первый класс. Взрослея, он шагает по отдельным ступеням образования: начальное общее образование (с 1 по 4 класс), основное общее (с 5 по 9 класс) и среднее (полное) общее образование (10-11 класс).

                В нашей стране созданы различные виды общеобразовательных школ: обычные школы, школы с углубленным изучением  отдельных предметов, гимназии, которые ведут дополнительную подготовку школьников по предметам гуманитарного профиля, лицеи, обеспечивающие углубленное изучение  предметов естественного, технического профиля. Создаются и многопрофильные школы, предоставляющие возможность обучения по различным направлениям подготовки; школы для особо одаренных детей или детей, страдающих отдельными видами заболеваний. Предусмотрены и спецшколы, куда направляются для обучения дети, постоянно нарушающие школьную дисциплину, имеющие много проблем с воспитанием; вечерние и заочные школы, школы в местах лишения свободы.

     

          Среднее (полное) общее образование  является основой для получения  среднего профессионального и высшего профессионального образования.

              Система учреждений начального профессионального образования готовит работников квалифицированного труда - рабочих, служащих.  Такое образование   может быть получено  в университетских комплексах (вузах), профессиональных училищах,  лицеях, технической школе и т.д.

                Выпускники средних школ, учреждений начального профессионального образования могут продолжить свое обучение и получить специальность в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Те, кто уже имеет начальное профобразование получают среднее профобразование по специальным сокращенным программам. К учреждениям среднего профессионального образования относится  техникум, колледж.

          Высшее профессиональное образование  может быть получено в институтах, университетах, академиях.

                 Для поступления  в высшее учебное заведение предусмотрена система конкурсного отбора желающих-абитуриентов, которые сдают заранее известные им экзамены, зачеты по отдельным предметам, проходят собеседования. Программы проверки знаний, умений бывших школьников должны быть основаны на примерных базовых программах образовательных стандартов знаний. В настоящее время в России практикуется система единого государственного экзамена, которая позволяет совмещать выпускные экзамены в школах с экзаменами, которые предусмотрены как вступительные в вузы. Кроме заранее обозначенного количества бесплатных мест, в государственном вузе предусматривается  система платного обучения. В последние годы  появилось немало частных вузов, в которых обучение является платным по всем факультетам и специальностям. Поступая в вуз, необходимо убедиться в наличии лицензии, государственной аккредитации той специальности, по которой хочет обучаться студент. Важно внимательно ознакомиться и с тем договором, который предлагает заключить вуз, оказывая образовательные услуги. Стоит обратить внимание на плату за обучение, права и обязанности сторон по договору.

              В государственные высшие учебные заведения принимаются граждане РФ, граждане Белоруссии, лица без гражданства, иностранцы. Они должны иметь документ, в котором есть запись о получении среднего (полного) общего образования. На период проведения вступительных экзаменов  создается приемная,  предметная экзаменационная и апелляционные комиссии. Председателем приемной комиссии вуза является ректор. При приеме вуз обязан ознакомить  с уставом, лицензией, со свидетельством о госаккредитации, дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профобразовании. До начала приема документов (не позднее 20 мая) приемная комиссия вуза объявляет правила приема в вуз, перечень направлений подготовки и специальностей, количество мест для приема на первый курс в соответствии с утвержденными контрольными цифрами, перечень вступительных испытаний, правила их проведения.. Прием документов на очную форму  обучения начинается 1 июня и заканчивается не ранее 15 июля.

              Недопустимо засчитывать в качестве  вступительных испытаний  выпускные экзамены на различного рода платных курсах при вузах.

              Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных исытаний в вуз принимаются: дети-сироты, дети-инвалииды, граждане до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного  минимума, граждане, уволенные с военной службы на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий.

             По результатам экзаменов абитуриент может подать апелляцию в специальную апелляционную комиссию. Он имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С несовершеннолетним имеет право присутствовать один из родителей.

           Высшее образование носит многоуровневый характер. За первые два года обучения студент получает  неполное высшее образование. Второй уровень – подготовка специалистов, которым может быть присвоена квалификация «бакалавр». Нормативный срок обучения вместе с первым уровнем составляет не менее четырех лет. Третий уровень  осуществляется высшим учебным заведением по основным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с традиционной квалификацией – инженер, юрист, учитель, экономист и проч. Подготовка магистров  может осуществляться от бакалавра по соответствующему направлению и состоит в не менее чем двухлетней подготовке, включая практику. Общий срок  обучения -   не менее, чем 6 лет.

             Подготовка специалистов осуществляется 5-6 лет и завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу с присвоением выпускнику квалификации-специалиста, которая удостоверяется дипломом. Диплом государственного образца может выдавать только тот вуз, который прошел аккредитацию.

            Дипломы дают право заниматься  профессиональной деятельностью.

              Послевузовское профессиональное образование позволяет гражданам   повысить уровень своего образования. Но при этом уже необходимо иметь высшее образование. Послевузовское образование может быть получено в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре.

              В нашей стране граждане могут получать не только одно высшее образование. По особым сокращенным программам предусматривается возможность получить и второе высшее образование. Динамичность современной жизни диктует потребность быть компетентными по нескольким профессиям.

Организация работы школы

             Общеобразовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и обязательно регистрируется. Учредителем государственной школы является федеральный орган государственной власти или орган власти субъекта федерации. Учредителем муниципального общеобразовательного учреждения  является орган местного самоуправления. В этой связи школы могут быть государственные, муниципальные, частные. Однако, несмотря на их различия, правом предусмотрено сохранение единого образовательного пространства. Оно поддерживается общими правилами, которые должны соблюдать любые образовательные учреждения.

Общеобразовательное учреждение может реализовать свою программу, а также осуществлять дополнительные образовательные услуги только при наличии лицензии - государственного документа (разрешения), удостоверяющего наличие всех условий для качественной образовательной деятельности. Школа проходит аттестацию и аккредитацию, подтверждающие качество образования, процедура которых также регламентирована правом.

   

              Существуют государственные образовательные стандарты - требования к уровню подготовки школьников по различным областям знаний, в которых прописано что именно должен знать, уметь ученик на каждой ступени обучения, какой опыт, какую компетентность он должен приобрести и какими способами деятельности овладеть. Этот документ является важной основой деятельности любой школы независимо от типа и вида. Законом предусмотрено проведение итоговой государственной аттестации (проверки) подготовки школьников, которая позволяет судить об уровне его обученности. По итогам такой аттестации выпускник получает государственный документ - аттестат, который обязательно заверяется печатью школы. Он является свидетельством о полученном образовании и позволяет продолжить обучение дальше, приобретая специальные знания по выбранной специальности в техникуме, вузе и т.д.

              В школах не допускается создание  общественно-политических и религиозных движений, организаций. Однако по инициативе детей могут создаваться детские объединения.

               В общеобразовательном учреждении должно быть организовано питание, а также помещение для хранения и приготовления пищи. Законом предусмотрено медицинское обслуживание обучающихся.

              При наличии лицензии  по договорам с организациями можно осуществлять профессиональную подготовку учеников в качестве дополнительной услуги, в том числе за плату.

               Образовательный процесс  выстраивается в школе на основе учебного плана, который разрабатывается самостоятельно на базе примерного, создаваемого Министерством образования и науки РФ и регламентируется расписанием занятий.

             Существуют специальные санитарно-гигиенические требования, в которых прописана предельная учебная нагрузка и режим занятий.

              Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность устанавливается для первоклашек - 33 недели,  а для других школьников - не менее 34 недель. Продолжительность  каникул в течение года должна составлять не менее 30 календарных дней, а летом – не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются дополнительные каникулы.

               Обучение может выстраиваться по-разному. Закон разрешает выбирать различные его формы. Например, предусмотрено семейное образование. В этом случае, родители и школа подписывают соглашение, по которому школа предоставляет семье программы занятий, учебники, консультации. Школа обязана контролировать знания ребенка. На любом этапе такого образования разрешается изменить его форму: так можно продолжить обучение в школе.

               Школы сами подбирают кадры, проводят работу  по оборудованию помещений, ведут прием учащихся.

              Школа разрабатывает свой устав. В нем  определяется порядок осуществления учебного процесса, права и обязанности администрации, педагогов, обслуживающего персонала, учащихся, их родителей.

Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет  прошедший аттестацию руководитель - директор.  Основными формами самоуправления  являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет.

Практикум для закрепления материала

Проверьте себя

  1. Какие права и обязанности имеют обучающиеся?
  2. Какими правами и обязанностями наделены родители и педагогические работники школы?
  3. Какую ответственность несут участники образовательного процесса?
  4. Как и где можно защитить свои права, если они были нарушены в школе?

Задания для самостоятельной работы

  1. Проанализируйте международные документы и Конституцию России. Ответьте на вопросы:
  • Какие гарантии существуют при реализации права на образование?
  • Соответствует ли гарантии в праве на образование в Конституции России международным документам?
  • Как вы относитесь к тому, что основное общее образование в нашей стране является обязательным? Может ли получение образования быть личным делом каждого?

Конституция Российской Федерации

(извлечение)

  Статья 43 

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Международный Пакт об экономических,

социальных и культурных правах

(извлечение)

Статья 13 

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Конвенция ООН о правах ребенка

 (извлечение)

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

с) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

е) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

с) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

е) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Спланируйте и проведите в школе акцию для учащихся младших классов «Детям о правах ребенка!». Для этого разбейтесь на  группы (количество групп должно соответствовать количеству классов в начальной школе). Напишите сценарий выступления на 15-20 минут, подготовьте листовки с информацией по правам ребенка, договоритесь с учителями о проведении акции. Акцию можно провести в Международный день прав человека – 10 декабря.

3. Согласно Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в каждой школе на доступном для учеников и родителей должна находиться информация о правах и обязанностях, Устав школы, информация об организациях и должностных лицах с указанием их адресов и телефонов, защищающих права участников образовательного процесса. Имеется ли такая информация в вашей школе? Если нет, оформите с одноклассниками специальный стенд или стенгазету.

  1. Решите задачи:
  • Выпускнику школы было отказано в приеме в 10-й класс его школы из-за большого количества «троек» в аттестате о получении основного общего образования. После обращения в органы управления образованием ребенок был принят в школу условно, до результатов полугодия, а после первого полугодия он был отчислен в связи с неаттестацией по нескольким предметам. Права ли администрация школы?
  • В конце учебного года администрация школы потребовала от каждого ученика внести средства на ремонт школы в размере 200 рублей. Деньги необходимо было сдать классному руководителю, только после этого он выдавал ведомости с итоговыми оценками за год. Оцените правомерность действий администрации школы. Какие принципы образовательного права были нарушены?
  • В школе работает очень принципиальный учитель, который ставит оценки справедливо. Но в выпускном классе учащиеся потребовали от него ставить более высокие оценки. Учитель отказался. Тогда школьники написали жалобу, в которой оклеветали учителя, а ему самому пригрозили физической расправой. Родители учащихся также пытались оказать на него давление, но учитель остался тверд и требуемых оценок не поставил. Дайте правовую оценку ситуации. Как может защититься учитель в подобных ситуациях?
  • Первокурсницу профессионального училища, обучающуюся по специальности «повар-кондитер» отправили на производственную практику в столовую. Девушке велели вымыть электромясорубку, которая не была отключена от сети. В момент, когда она промывала внутренний винт, электромясорубка неожиданно включилась, и девушка лишилась пальцев руки. Какие нормы образовательного права были нарушены?  

5. Объясните, как вы понимаете принципы государственной образовательной политики на конкретных примерах:

       «Принципы государственной политики

  1. гуманизм (он  предполагает уважение прав человека, сохранение его жизни и здоровья, свободного развития, воспитание  трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье);
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства ( в области образования поддерживаются и защищаются  национальные культуры, традиции и особенности каждого народа нашей многонациональной страны);
  3. общедоступность образования (важно, чтобы образование было доступно всем людям не зависимо от уровня их доходов, расы или других различий);
  4. светский характер образования (школа отделена от церкви и в ней не может осуществляться религиозное образование, за исключением специализированных религиозных школ);
  5. автономность и демократический характер управления образованием (он запрещает сковывать свободу образовательных учреждений, позволяет им развиваться самостоятельно на основе закона)».

6. Организуйте работу с Уставом школы. Ознакомьтесь с его структурой. Разделитесь по группам, каждая из которых будет работать с отдельным разделом документа. Подготовьте устное сообщение об основных идеях раздела, представьте  графическую модель сформулированных в нем правил. Составьте три вопроса по своему разделу документа и адресуйте их одноклассникам.

  1. Разработайте необходимые правила для решения важных школьных проблем, оформите их в отдельные локальные акты, дайте им названия. Какими принципами при создании документов  вы будите руководствоваться в первую очередь? Возможно предусмотреть создание различных Положений, например «О школьной дисциплине», «О порядке проведения внеклассных мероприятий», «О школьной службе примирения» и проч.

8. Составьте памятку «Если ваши права нарушены в школе», отразите в ней, куда может обратиться ребенок, каков порядок обращения, укажите адреса и телефоны, где  можно получить защиту.

Список рефератов и сообщений

  1. Право на образование: содержание и гарантии реализации.
  2. Права, обязанности и ответственность обучающихся.
  3. Роль Устава школы в регулировании отношений между учащимися, их родителями и педагогами.
  4. Нарушения прав учащихся и педагогов в школе: причины, виды и пути предотвращения.
  5. Защита прав участников образовательного процесса.
  6. Обучение правам человека в школе, как составляющая качественного образования

Словарь понятий

Образование – целенаправленный, специально организованный процесс обучения и воспитания, а также результат этого процесса.

Воспитание – педагогическая деятельность с целью передачи учащимся традиций, ценностей, усвоение ими определенных правил поведения в обществе.

Обучение – процесс познавательной деятельности обучающихся по усвоению знаний, умений и приобретению ими навыков необходимых для продолжения образования и осуществления последующей трудовой деятельности.

Образовательное учреждение – государственное, муниципальное или негосударственное учреждение, имеющее лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Образовательный уровень – уровень образования лица, закончившего обучение в образовательном учреждении определенного типа, успешно прошедшего итоговую аттестацию, что дает основание для выдачи ему документа об образовании (аттестата, диплома, свидетельства и др.).

Устав образовательного учреждения – локальный нормативный правовой акт, регулирующий образовательную, административную, финансово-экономическую, хозяйственную и иные виды деятельности образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Урок в 6 классе "Образование в эпоху расцвета Средневековья"

Урок разработан для 6 классов общеобразовательных школ изучающих Всеобщую историю по учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», 6 класс. М.: Просвещение, 2007-2012.Целью урока являет...

Конспект урока по немецкому языку "Образование Präteritum" 6 класс

Разработка урока по немецкому языку для 6 класса при изучении темы образования прошедшего повествовательного времени....

Особенности организации урока в условиях модернизации образования

"Особенности организации урока в условиях модернизации образования"-презентация к выступлению на районном методсовете...

материалы педагогического совета "ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА КАК ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ. "

Что мы знаем об уроке? Каким должен быть эффективный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя соединяются? Как в эффективном уроке соседствует традиционное и новое?Эффект...

План-конспект урока по английскому языку 4 класс. Урок №16 .Тема: §4 Образование вопросительных предложений. Учебник Happy English.ru К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман.

Тема: §4 Образование вопросительных предложенийЦели и задачи урока:·         Повторить употребление глагола have got в во­просительных предложен...

Элементы антикоррупционного воспитания и образования в образовательной программе по литературе

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы....