Технологическая карта урока "Возрасты нашей жизни"
план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) на тему

Малягина Наталья Дмитриевна

Конспект урока по обществознанию 5 класс "Возрасты нашей жизни". Составлен урок в соответствии с требованиям ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vozrasty_nashey_zhizni_.docx37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Малягина Наталья Дмитриевна

Предмет: Обществознание

УМК : ФГОС.Обществознание, 5 класс, Боголюбов Л.Н., 2013.

Класс: 5

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы «Возрасты нашей жизни».

Тема

«Возрасты нашей жизни»

Цель

сформировать представление о возрасте человека, ввести в речевую практику понятия возрастная роль, возрастной статус, взаимосвязь возрастной роли с социальными ролями.

Задачи

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «возраст», «типология возрастов», «возрастная роль», «возрастной статус»; соотносить понятия и роли.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со  сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по критериям возрастов; представлять информацию в виде конспекта, выбирать способы соотношения в зависимости от  условий; работать с различными видами источников информации (текст, диаграмма), рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемый результат

Предметные:

  • Будут знать понятийный аппарат темы (возраст, биологическая и социальная периодизация возрастов, возрастная роль и возрастной статус)
  • Будут уметь различать границы возрастных периодов, соотносить возраст и роли

Личностные: 

  • овладение навыками  индивидуальной работы, смогут высказывать свою собственную точку зрения, будут уметь работать в группе

Метапредметные:

  • будут уметь работать с источниками информации, умение анализировать и соотносить по критериям

Основные понятия

возраст, биологическая и социальная периодизация возрастов, возрастная роль и возрастной статус

Межпредметные связи

обществознание, биология, социология

Техническое оборудование

доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями для каждого учащегося. Листы контроля и бланки ответов.  

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА

«Возрасты нашей жизни».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

мин

Формируемые УУД

Планируемый результат

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

4

5

6

7

8

9

10

1

Орг.момент

Перед объяснением нового материала учащимся раздаются листы с индивидуальными заданиями, а также Лист контроля.

Знакомство с листом контроля, утверждений, уточнение критериев оценки.

1

Аккумуляция известных знаний по предмету

Прогнозиро-вание своей деятельности.

Умение слушать и вступать в диалог.

Овладение информацией по предъявляемым требованиям к оценке будущей деятельности на уроке

2

Вводная беседа. Актуа-лизация знаний.

Вступительное слово учителя.

Учитель начинает беседу с презентации  наводящих вопросов по теме урока.

Задает учащимся наводящие вопросы.

Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, пытаются сформулировать тему и  цель урока

2

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка цели учебной задачи.

Умение слушать и вступать в диалог.

Формулировка темы урока

3

Изучение нового материала.

Вместе с учениками определяет цель урока.  

В тетради записывают тему, заполняют лист с утверждениями (графа до урока)

3

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Умение слушать и вступать в диалог

Формулировка цели, заполненный лист утверждений (графа «до урока»)

4

Предлагает структуру работы, план достижения цели

Разрабатывают  план, высказывают идеи, записывают созданный план в тетрадь

2

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают  ответы обучающихся.

План урока

Объяснение нового материала -1 этап

Подводит учащихся к необходимости изучения проблемы с разных аспектов (биологическая и социальная основа возраста человека)

Высказывают идеи, отвечают ранее изученный материал по теме человек

2

Знание понятия с различных сторон

Умение анализировать объект с разных позиций

Умение слушать, коммуникативные умения

Схема двойственной природы возраста

Учитель биологии рассказывают биологическую теорию, представляет периодизацию, дает фронтальное задание по карточкам

Слушают, записывают в терадь, заполняют лист контроля

6

Знание биологических основ понятия

Анализ, синтез информации

Навыки индивидуальной работы, умение слушать

Заполненнный бланк контроля

Учитель наводит на формулировку первого вывода по теме

Формулируют вывод, записывают в тетрадь

1

Анализ, продуктивность мышления

Навыки сотрудничества

Запись вывода №1 в тетрадь

Физми-нутка

1

Объяснение нового материала – 2 этап

Учитель обществознания объясняет новый материал по теме

Знакомятся с новой информацией, записывают новый термин

2

Знание различных точек зрения, теоретических выкладок по теме

Анализ, констатация

Принятие новой информации, оценочная составляющая ценности информации

Запись термина «поколение» в терадь

Учитель вводит новые понятия, просит сравнить новые термины с уже известными, ориентируясь на работу с учебником

 вспоминают уже известные, выписывают  новые термины из учебника, проводят анализ, проверяют правильность конспекта

3

Получение новой информации

Интеграция знаний, умение анализировать, выделять главное, навыки конспектирования

Навыки индивидуальной работы, навыки оценочной деятельности

Запись терминов «возрастная роль», «возрастной статус» в тетради

Учитель предлагает заполнить таблицу с пропусками, используя результаты домашней работы и новые знания, просит сформулировать вывод о соотношении возраста и ролей человека

Заполняют таблицу индивидуально, пытаются сформулировать вывод №2 по теме, записывают его в тетрадь

5

Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы                

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Заполненный лист с пропусками как основа для вывода №2

Учитель заслушивает выводы, проецирует вывод на экран

Высказывают свои выводы, записывают на экран

Записанный вывод №2

Учитель демонстрирует домашнее задание по первому блоку урока

Знакомятся с содержанием задания, определяют свои возможности по его выполнению

1

Анализ информации, определение уровня сложности с возможностями

Навыки самооценки, развитие навыков личностного роста

Знакомство с домзаданием 1 уровня

Рассказывает о взаимоотношениях поколений, людей разного возраста, наводит учащихся на формулировку основных принципов взаимоотношений людей в обществе

Слушают, отвечают на вопрос: « Как должны строиться отношения между людьми?», пытаются сформулировать принципы, предлагают их классу

2

Овладение новой информацией, способность к исследованию и анализу

Анализ и систематизация информации, нацеленность на продуктивную деятельности

Развитие навыков творческой деятельности, коммуникативных умений, овладение навыками дискуссионной речи, навыки презентации деятельности

Записывают вывод №3 в тетради

Сравнивают точки зрения

Учитель демонстрирует третий вывод по теме

Учащиеся записывают, высказывают согласие или опровержение

2

Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием второго уровня

Знакомятся с содержанием задания, определяют свои возможности по его выполнению

1

Анализ информации, определение уровня сложности с возможностями                

Навыки самооценки, развитие навыков личностного роста

Знакомство с домашним заданием 2 уровня

Подэтап урока (повышенный уровень)

Учитель демонстрирует диаграмму «Количественный показатель жителей планеты по возрастам»

Учащиеся анализируют данные, пытаются сделать вывод по диаграмме (работают в паре)

1

Знакомство с альтернативными источниками информации, получение знаний на основе анализа гипотез

Навыки анализа, соотношения графической и числовой характеристик, соотношение выводов

Использование различных видов познания, развитие навыков личностного роста, коммуникативная и оценочная деятельность

Анализ диаграммы

Учитель заслушивает выводы, выводит выводы на экран

Учащиеся высказывают свои выводы

2

Соотношение личного вывода с выводом на слайде

Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием третьего уровня        

Знакомятся с содержанием задания, определяют свои возможности по его выполнению

1

Анализ информации, определение уровня сложности с возможностями                        

Навыки самооценки, развитие навыков личностного роста

Знакомство с домашним заданием 2 уровня

6

Закрепление изученного на

  уроке.

Учитель просит выделить выводы в конспекте, озвучивает все выводы по теме

Учащиеся выделяют выводы, соотносят их с выводами на слайде

1

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата. Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

Графическое выделение основополагающих тезисов в тетради

13

Контроль полученных

 Знаний.

Учитель собирает листы контроля (проверяется графа «после урока»)

Учащиеся выполняют задание на листе утверждений, делают анализ информации, определяют свои правильные и ошибочные ответы

2

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Саморегуляция,  коррекция полученного результата.

Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником.

Заполненный и проанализированный лист утверждений

Учащиеся обмениваются листами для проверки и определяют правильность на основе слайдовой информации

1

Знание основных понятий, умение синтезировать знания

Саморегуляция,  коррекция полученного результата.

Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником.

Выставленные оценки

14

Подведение

итогов урока.

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.  Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены задачи урока;

Учащиеся вступают в диалог с учителем, высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

1

Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Достижение цели урока

15

Домашнее

Задание.

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока.

1

Анализ информации, определение уровня сложности с возможностями                                

Навыки самооценки, развитие навыков личностного роста

Определение с уровнем домашнего задания

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся заполнить листы с самооценкой урока и взаимооценкой урока

Учащиеся заполняют листы, обмениваются с партнером

1

Информация об удовлетворенности уроком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...

Технологическая карта проекта Игра Жизнь

Работа представляет собой технологическую карту проекта "Разработка игры "Жизнь". Используется среда программирования Delphi. С помощью предлагаемой технологическоу карты учащиеся строят динамическую ...

5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...

Технологическая карта урока «Другая жизнь песни »

Технологическая карта урока «Другая жизнь песни »...

Технологическая карта урока "Наше здоровье-в наших руках" 6 класс

открытый урок в 6 классе по теме "Здоровье"....

Технологическая карта урока "Наши статусы, или в какие группы общества мы входим"

Технологическая карта урока "Наши статусы, или в какие группы общества мы входим"Урок изучения нового материала...