Семья и семейные ценности
материал по обществознанию на тему

Маркова Галина Александровна

методическая разработка урока в форме круглого стола

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Управление образования Ногинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 33.

Методическая разработка урока,

посвященного семье и традиционным семейным ценностям

«Семья и ее ценности в условиях современного общества».

Маркова Галина Александровна

учитель истории и обществознания

Электроугли, 2017.

Формы учебной работы: круглый стол

Тема: «Семья и семейные ценности».

Цель: Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, формирование положительного отношения, уважения к семье и ее ценностям, идеале семьи.

Задачи:

  1. Раскрыть понятия «семья», «семейные ценности», «семейные идеалы», показать их особенности в современных условиях.
  2. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
  3. Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Методы и приемы:

а) словесные (использование объяснений, пояснений);

б) практические (выполнение практических заданий в виде игры);

в) диагностические (рефлексия, самооценивание).

Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о ценности самой семьи, ее роли в процессе формирования личности каждого из ее членов, показать важность семейных ценностей.

Оборудование: карточки «домики», карточки «кирпичики», маркеры, двусторонний скотч, плакат «Семья», словарик по этике, колокольчик.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель: Семья – это крошечное государство со своими жителями и законами, созданное на любви и уважении. Каждая крепкая и сплоченная семья имеет и свои семейные ценности, которые помогают этой ячейке общества сохранить свою целостность.

Для того чтобы союз между мужчиной и женщиной был крепким, в его основе должна быть любовь. Конечно, любая семья, как и человек, имеет свой особый характер, ценности. Как личность определяет свою дорогу жизни, исходя из субъективных приоритетов, так и семья трансформируется в комплекс взаимосвязанных родственных и эмоциональных отношений. Общение предопределяет настоящее, а также будущее.

2. Определение темы занятия. Целеполагание.

Учитель: Итак, наш круглый стол посвящен теме семьи и семейных ценностей.

Нам с вами предстоит определить, что такое семья и выяснить, каковы семейные ценности современной семьи.

3. Работа по теме .

Легенда «Родной очаг» (Приложение 1)

Учитель: Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом? С чего начать? Предлагаю вам побыть в роли авторов проекта строительства дома. Сейчас мы с вами разделимся на 4 строительных бригады. При этом для того, чтобы построить крепкий дом необходимо соблюдение определенных правил - начало и окончание работ по звонку, в случае возникновения вопросов или спорной позиции – поднятие руки. Правила понятны? Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием.

Выполняют рукопожатие. (раз, два, три)

Учитель: Строительство дома начинается с фундамента.

Первое задание: найдите на «розовых» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом». Для меня это слово – «кров». А для вас? (Дом – это…начало начал, крепость, кров, очаг, причал)

Каждая бригада прикрепит кирпичик к эскизу дома.

Учитель: Продолжим строительство фундамента.

Второе задание: написать на пустых кирпичиках слово, которое ассоциируется со словом «семья». (Семья – это…я и родственники; мама, папа, сестра и я.)

1 бригада: Семья – группа живущих вместе близких родственников.

Учитель: Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения.

2 бригада: Такие понятия, как семья и семейные ценности, всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности. Примеры прекрасных взаимоотношений можно увидеть там, где оба человека уважают друг друга, в созданный ими союз привносят каждый свое, но при этом принимают индивидуальность своего партнера. Здесь две зрелые личности образуют единую гармоничную атмосферу, где будут рождаться и расти их дети.

Учитель: Третье задание: из «зеленых» кирпичиков выберите только четыре, самых важных на ваш взгляд. При затруднениях обращайтесь к словарикам. Не забывайте, чтобы всем в доме было уютно и тепло.

Итак, слушаем представителей первой бригады. (Зачитывают и прикрепляют)

Учитель: Дом готов. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души.

А теперь давайте «оживим» дома, которые вы заселили в начале урока. Каждый на обратной стороне домика напишет те понятия, которые он считает необходимыми для создания теплых семейных отношений. Вы не забыли себя заселить в этот дом? Однако прочно без определенных семейных ценностей дом крепко не устоит. Так каковы же эти ценности? (Приложение 2).

Выступление эксперта 1.

Учитель: Почему семья представляет собой главную ценность для человека? (ответы учащихся). Молодцы! А давайте посмотрим какие ценности могут быть у молодой семьи.

Выступление эксперта 2.

Учитель: Почему именно такие ценности, свойственные молодой семье? (ответы учащихся)

Иногда представление о семейных ценностях понимается либо примитивно, либо в общих чертах. Когда кем-то затрагивается вопрос «семейные ценности и традиции в моей семье», то это нередко становится темой для горячей дискуссии, могут даже возникать недопонимания и критика. Однако, что представляет собой термин «семейные ценности» сам по себе?

Выступление эксперта 3.

Учитель: На каких семейных ценностях держится дом семьи?

Представители бригад: Пусть всегда царит в нем доброта, дружба, уважение и т.д.

Учитель: Я хочу прочитать вам ещё одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья» (Приложение 3).

На доске таблички со словами:

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Учитель: Прочтём названия этих качеств.  Запомните, ребята, эту легенду.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир и согласие.  А значит, все будут счастливы. Уважение, вера, продолжение рода, святость материнства, верность, любовь – это далеко не полный список фундаментальных семейных ценностей. Затронутая тема «Семейные ценности» может иметь и более глубокий смысл, заключающийся в том, что здесь брак выступает как единственно правильная форма совместной жизни мужчины и женщины. Сохраняя веру и любовь друг к другу, они воспитывают детей и таким образом продлевают род. В настоящее время такое понятие, как семейные ценности, у многих народов трактуется по-разному. Бывает и так, что практически полностью отсутствуют какая-либо свобода выбора, возможность изменения личностью своей жизни. Развод, к примеру, противоречит традиционным канонам.

Учитель: А теперь давайте подумаем какие семейные ценности свойственные современной семье.

Групповая работа «Семейные ценности в современной семье». Каждой группе предоставлен материал (Приложение 4), с помощью которого они должны показать определенную семейную ценность и ее роль в современной семье, представляют семейные коллажи.

Бригада 1: Новый взгляд на старые принципы

Бригада 2: Семья начинается с «Мы»

Бригада 3: Все мое – твое!

Бригада 4: Мы рождены, чтобы любить

Учитель: Давайте порассуждаем над теми вопросами, которые сейчас осветил каждый из вас.

  1. Почему давно известные принципы и ценности приобретают новые краски?
  2. Действительно ли семья – это мы? Мое – твое?
  3. Какова роль любви в семье?

Учитель: Ребята, молодцы! Вы не просто предлагаете свою точку зрения, но и аргументируете ее. Но все же на каких правилась должны строиться семейные отношения, чтобы семья стала действительно самым главным в жизни простого человека? Обратимся к нашим дорогим экспертам. Они провели не одно исследования и готовы поделиться с нами своими выводами.

Выступления экспертов

Эксперт 1: В чем секрет долгих и гармоничных отношений?

Эксперт 2: Как воспитываются семейные ценности?

Эксперт 3: Идеалом можно не быть, но стараться нужно

Эксперт 4: Дети – цветы жизни

Заключительная часть.

Учитель: Наш урок подходит к концу хотелось бы узнать ваше мнение?

Запись на доске:

  • Интересно ли было самому строить дом?
  • А работать в строительной бригаде?
  • Считаете ли вы полезной работу, которую мы с вами делали?
  • Где и как вы сможете использовать то, а чем мы сегодня вели разговор?  

Плакат на доске «Семья вместе, душа на месте»

Учитель: Спасибо за помощь в проведении нашего урока. В заключение отметим, что ранее из-за наличия информационного дефицита и из-за привитых обществом новых мнимых ценностей, к примеру, таких как погоня за статусом, положением в обществе, деньгами, у детей самые важные и необходимые составляющие нормальной жизни отодвинулись на задний план. Это стало угрозой для полноценного человеческого общества. Профессиональные педагоги поспешили на выручку и стали больше говорить о семейных ценностях, подчеркивать их важность для каждого индивидуума. Параллельно это направление стало курироваться на правительственном уровне ввиду озабоченности судьбой подрастающего поколения. Есть надежда, что общие усилия – родителей, школы, а также государственная поддержка - принесут драгоценные плоды. Ведь практически для каждого человека семья – это то главное, что заставляет двигаться вперед, полноценно чувствовать жизнь и бескорыстно, искренне любить.

Для детей семья – это практически целый мир. Семейные ценности и традиции в первые годы их жизни являются главным источником знаний не только о физическом мире, но и о мире чувств. Все, что ребенок узнает в своей семье, становится основой его мировоззрения. Поэтому счастливые семьи – это источник здорового поколения для общества.

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое  чудо семья!

Нет в жизни важнее цели!

Храните ее! Берегите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и семейные ценности

Презентация для 4-5 классов, где рассматриваются аспекты - что такое семья и какие бывают семейные ценности....

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области

1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы  на тему: "Семья. Семейные ценности".  Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области!...

План Классного часа "Семья и семейные ценности"

Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...

Внеклассное мероприятие "Урок семьи и семейные ценности"

Внеклассное мероприятие создано для учащихся 11 класса к 1 сентября на основе методических рекомендаций Хабаровского краевого института развития образования. Представлена презентация и методическая ра...

Урок -презентация " Семья и семейные ценности"

Отношение и семья,  главные сферы нашей жизни. Без любви и дружбы человек не может жить. Это главная потребность нашей души.Пути исправления, по мнению академика Д. С. Лихачева, ...

Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»

1.     Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2.     Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...