"Решу ЕГЭ или учение с увлечением"
статья по обществознанию (11 класс) на тему

В предложенной статье представлен опыт работы по подготовке старшеклассников к итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Решу ЕГЭ или учение с увлечением».

Представленный опыт подготовки школьников к ЕГЭ является обобщением личного опыта, поэтому я не претендую на строгую научность изложения и демонстрирую  только свои отдельные возможности.

ЕГЭ!? Сколько о нем написано, сколько о нем сказано? Обратимся к школьному фольклору:

  • Новая страшилка для школьников — «Баба ЕГЭ».
  • Большинство учителей школы на вопрос "Что вы думаете о ЕГЭ?"   отвечают: "Эгеге!"
  • Раньше детей пугали «Бабайкой», а теперь –« Егэйкой».

Сколько изменений выдержал за эти годы сам экзамен и насколько ЕГЭ изменил  нас, учеников и учителей?

После введения ЕГЭ и ОГЭ мне, как и многим моим коллегам , пришлось искать новые способы  подготовки учащихся к новой форме аттестации уровня знаний 11-классников, а затем и 9-классников.

Поиск  потребовал анализа собственного опыта, опыта учителей истории и обществознания, изучения методической литературы, осмысления и использования на практике  инновационных способов и приёмов работы.

В результате у меня  сформировалась определённая система подготовки учащихся к итоговому экзамену, которая основана  на  глубоком убеждении в том, что нужна фундаментальная подготовка по обществознанию  под руководством учителя и  с использованием современных педагогических технологий. Лишь имея за плечами такую подготовку, ученик может спокойно идти на экзамен.  

Успех на экзамене требует от учащихся постоянных  тренировок в решении заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта  и меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена. Для такой работы  я создала банк заданий по основным вопросам кодификатора, содержащиеся в нем задания ежегодно обновляю. Прорешивая подобранные мною варианты, каждый ученик имеет возможность подготовиться к итоговым тематическим зачетам. Те учащиеся, которые справляются с заданиями  успешно, получают статус «коуча» , они  помогают  одноклассникам подготовиться к зачетам (работает принцип «тот, кто обучает , лучше учится сам») .

Представленный выше способ работы является  примером коучинга (коучинг (англ. coaching) — метод тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой цели).[1]

 Процесс коучинга полезен тем, что введение учащихся в учебную деятельность  осуществляется с максимальной отдачей, повышает их мотивацию, развивает познавательные интересы, формирует коммуникативные качества старшеклассников.

Кроме постоянных тренировок , залогом успеха при подготовке к ЕГЭ, является глубокое осмысление школьниками информации, полученной  на уроках.

Что же  побуждает мыслить наших учеников?  Ответ давно известен всем.

Залогом  успешной мыслительной деятельности выступает  сформированная учебная  мотивации  школьников.

В частности, С.Т.Григорян понимает учебную мотивацию как «активное, деятельное состояние ученика, в котором реализуются его направленность, склонность и заинтересованность в учебе».[2]
Когда Вы готовите обед, то чем руководствуетесь в первую очередь, тем, что полезно, или тем, что вкусно? Только честно! Когда в разгар рабочего дня голод настигает Вас, что возникает в воображении? Тарелка с бесспорно полезной белокочанной капустой или большой кусок жареного мяса?

А когда мы готовим  урок? Всегда ли мы учитываем, что ученикам тоже хочется делать не то, что «надо», а то, что им интересно?

Хотите не кулинарный пример? Пожалуйста! Трудно найти человека, который не любил бы загадки, головоломки, кроссворды и прочие интеллектуальные игры. И дети, и взрослые часами просиживают за компьютерными играми. Почему же они  так затягивают? Думаю, Вы и сами знаете ответ на этот вопрос. Интерес - один сильно действующих мотивов деятельности.

Формирование интереса у старшеклассников как ведущего мотива  учебной деятельности напрямую зависит от структуры самой деятельности, в которую включен ребенок. Изменяя ее содержание и формы, можно создать такие   условия обучения, которые  повлияют  на учебные мотивы школьников. Об этом удачно сказал А.Н.Леонтьев: «Учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не приносятся в нее извне «в готовом виде».[3]

Для повышения мотивации учащихся я  использую возможности технологии критического мышления.

Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата. В этом смысле оно противопоставляется ненаправленному, или автоматическому, мышлению, т.е. не направленному на достижение определенной цели.

«Когда мы мыслим критически, — поясняет Д. Халперн, — мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов — насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения». [4]

Популярным методом указанной технологии, является графическая организация материала.

Модели, рисунки, схемы, кластеры,  превращают скрытый от глаз процесс мышления в наглядный.

Работая с темой «Общество как система», я предлагаю учащимся «нарисовать» понятие системы  в тетрадях, а затем объяснить свои схемы.

Проникающие друг в друга окружности, квадраты, стрелки позволяют  ребятам разобраться с элементами системы, что поможет в работе с заданиями ЕГЭ.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА 

СФЕРЫ

УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Экономическая

Заводы, фирмы, банки, рынки и др.

...

Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др.

1.Запишите слово, пропущенное в схеме.

https://soc-ege.sdamgia.ru/get_file?id=15898

К числу выше указанных методов, относится и метод «интеллек-карт».

Метод интеллект- карт предложен американским психологом Тони Бьюзеном. Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская  Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского.[5]

Обучаю составлению ИК постепенно: сначала совместное составление, затем работа в группе, в паре и, наконец, индивидуальная работа дома.

При подготовке к экзаменам мы составляем целые блоки-карты, группируя по темам. Например, «Государство -основной институт политической системы общества», «Гражданское право» и др.

Как показал опыт, использование этого метода позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Считаю, что применение интеллект -карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку учащиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить еѐ. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Мое знакомство с указанными  методами состоялось в 2006 году, благодаря Магальник Людмиле Алексеевне,  на тот момент заведующей  кафедры управления и развития образования ИПКРО.

Многие из экзаменационных заданий можно научиться  выполнять с помощью исследовательской деятельности.

Например, проведение социологических опросов позволяет отработать необходимые навыки для решения экзаменационных заданий на анализ социальных реалий, заданий с графиками и диаграммами. Так при изучении темы «Образование» в 9 классе, проводим небольшой социологический опрос, после чего выстраиваем таблицу с результатами, делаем выводы.

В 11классе при изучении аналогичной темы ребята  проводят социологическое исследование, результатом которого становится гистограмма.

 К гистограмме учащиеся самостоятельно составляют вопросы, соответствующие типу заданий на экзамене.

После выполнения подобных  опросов , задания на анализ статистической информации, графиков, диаграмм у учеников, сдающих экзамены, не вызывают особых затруднений.

По данным результатов экзаменов прошлых лет у выпускников стабильно вызывает затруднение задание 25  на объяснение смысла понятия и составления предложений к нему, здесь механическое заучивание только часть успеха, для 100% результата я применяю прием «лингвистический конструктор»: из набора слов надо  составить  нужное определение. Учащиеся самостоятельно подбирают правильное сочетание слов, передвигая их в нужном порядке  на интерактивной доске.

Эффективным инструментом выступает интерактивная доска  и при разборе заданий с графиками, таблицами, диаграммами. Например, можно передвигать кривые предложения в зависимости от характера задания, выделять цветом, изменять данные, добавить кривую спроса. Сохранённая информация позволит  в дальнейшем не тратить время на разъяснение аналогичных заданий.

При подготовке учащихся 11-го класса к выполнению 29 задания я использую стенгазету «Мир сегодня». В газете  дежурные «корреспонденты» еженедельно представляют в виде коротких заметок  те события, которые их заинтересовали. Газета  состоит из  трех рубрик: «Экономика», «Политика», «Культура». Работа в качестве «корреспондентов» позволяет учащимся расширить кругозор, свободно ориентироваться в современной жизни общества, приводить практические аргументы в своих эссе.

Эффективным методом при работе с заданием 29 считаю просмотр видео- роликов, отрывков из кинофильмов. Яркие, наглядные сюжеты побуждают учащихся к дискуссии, участие в которых  позволяет  отработать  умение аргументировать свою позицию в эссе.

Хорошим способом заинтересовать ребят, «разговорить»старшеклассников (что в конечном итоге помогает аргументировать свою позицию), является такой прием как групповые упражнения.

Так при изучении в 11 классе темы «Социальные интересы и формы социального взаимодействия» использую  групповое упражнение

« Невидимая  связь », сопровождая его интересной притчей.

При помощи мотка прочных ниток, которую ребята держат в руках, поочередно выполняя с нитью различные действия(натягивают, рвут, отпускают, запутывают), старшеклассники через чувственный опыт познают разные способы поведения в конфликтных ситуациях(«натянутые отношения», «тянет  одеяло на  себя», « посадил  себе  на  шею »), определяют наиболее конструктивное поведение личности  при разрешении конфликтов, после такого упражнения не возникает проблем с заданиями на ЭГЭ по указанной выше теме.

Представленные выше методы работы, безусловно, поддерживают у школьников интерес и к изучаемым темам  и к самому процессу обучения. О важности подобных методов писал великий русский педагог В.А. Сухомлинский: «Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения».[6]

При подготовке учащихся к решению задания 28 использую  удобную схему.

1. Понятие об объекте

2 .Характерные признаки объекта.
а)_______________
б)_______________
в)_________________

3 Функции объекта
а)_______________
б)_______________
в)_________________

4 Формы (виды, типы) объекта
а)_______________
б)_______________
в)_________________

5. Особенности объекта в современном мире.

При работе с заданиями  20, 21-24, я использую метод «Инсерт» (пометки на полях).

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« - » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

 «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...». [7]

Поэтому в ходе подготовки школьников к ЕГЭ значительное место занимает самостоятельная  работа  учащихся.

 После изучения очередной темы, учащиеся выполняют задание, в ходе которого  в специальных тетрадях фиксируют те вопросы, которые вызвали затруднение, дома еще раз прорабатывают трудный вопрос, переводя  таким образом «область незнания в область знания».

С этой же целью один  раз в неделю провожу  групповые консультации.  Работа на них строится с учетом двух правил:

1.Пришел - задай вопрос!  2.Если знаешь -дай ответ, только потом «помощь»учителя!

На консультациях  использую секундомер. Работа с секундомером, позволяет ученикам правильно рассчитать время  на экзамене.

Таким образом, моя  система подготовки к ЕГЭ, с одной стороны, обеспечивает обязательный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, а с другой — развивает их потенциальные, творческие возможности,  их мыслительные способности.

Таким образом, что бы ни делал учитель  со  школьниками, готовя их к экзамену, необходимо поддерживать мотивацию старшеклассников , живой интерес к предмету, и тогда на ваших уроках дети будут удивляться, и с этого удивления начнётся их путь к успеху .

Список литературы:

[1], Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

[2,с.3],Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей-М.,Просвещение,1983г.

[3,с.96],А.Н.Леонов. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат,1975 г.

[4,с.135],Д. Халперн. Психология критического мышления.4-е международное издание-СПб, 2012г.

[5], О методе интеллект -карт http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. - сайт Михаила Евгеньевича Бершадского

[6],В.А.Сухомлинский,« Человек как предмет воспитания». Издательство: "Директ- Медиа" ,2012 г.

 [7], Александр Пятигорский, русский философ. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие рассказы о большой Химии. Это программа учения с увлечением для первоклассников

Надо помнить, что человек, не владеющий основами химии, становиться в наше время социально опасным для общества. Для решения школьных проблем в преподавании химии я предлагаю выход для заинтересованны...

Учение с увлечением

Вся наша образовательная система нацелена на успеваемость. Но как заинтересовать ребенка процессом обучения? Ведь хорошие оценки происходят напрямую от заинтересованности, а не от пустой зубрежки мате...

Учение с увлечением

Классный час: "Учение с увлечением"Цель: Познакомить детей с основами учения с увлечением, подвести к мысли, что недостаточно просто учиться, необходимо учиться с увлечением.Задачи: 1. Помочь детям ос...

Учение с увлечением

Эта книга С.Соловейчика рассказывает просто о сложном - как учиться, как научить ребенка, помочь ему в обучении. Книга будет полезна родителям, стремящимся создать благоприятные условия для развития с...

"Учение с увлечением"

Книга для чтения...

Учение с увлечением на уроках физики.

Физика формирует творческие способности учеников, их мировоззрение и убеждения. Эта основная цель может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В э...

Инновационный проект "Учение с увлечением"

Тема проекта: "Учение с увлечением: методы проблемного обучения в освоении теоретических основ изобразительного искусства".Основная идея  проекта заключается в создании проблемных ситуаций  ...