Икона
план-конспект урока по обществознанию на тему

Каурковская Оксана Алексеевна

Икона – слово «греческое». Это священное изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Как вы думаете зачем верующему человеку икона?

Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах

Господь являет от икон различные чудеса: иконы мироточат, исцеляют, исполняют заветные желания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_opk_ikona.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОПК « Икона».

Цели:  познакомить детей с понятием икона, дать представление о ее значимости для православного мира.

Задачи

  • Научить детей отличать иконы от картин.
  • Воспитывать в детях духовно-нравственные качества;
  • развивать память, внимание, речь;
  • пробудить творческие способности.

Оборудование:

изображения икон;  презентация, таблицы, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к занятию, садитесь. Я вас рада видеть на нашем очередном занятии. Что интересного у вас прошло на этой неделе?  Вы готовы со мной отправиться путешествовать дальше?

2. Сообщение темы и целей урока

- Скажите, кто заметил, что у нас сегодня в классе необычного? ( На окошке устроен красный уголок у которого горит лампад, .на доске развешены таблицы с изображением икон и картин религиозного содержания. )

- Вы очень внимательны. Вы, заметили, что сегодня у нас в классе много икон. Наша тема занятия посвящена иконе.

Есть икона дома –
В доме мирно и светло.
Дарит каждому икона
Благодатное тепло.

Икона – слово «греческое». Это священное изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Как вы думаете зачем верующему человеку икона?

Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к первообразу, попросить помощи в добрых делах

Господь являет от икон различные чудеса: иконы мироточат, исцеляют, исполняют заветные желания.

У кого из вас дома есть иконы? А куда дома вешают иконы?

(Дети рассказывают, о своих иконах)

Самое видное место в доме называется красный угол. В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.

А кто изображается на иконах?

Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории.

Как же появилась первая икона?

(Рассказ учителя сопровождается презентацией.) 

Во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь.

Он был поражен  по всему телу проказой. Эдесса, нынешняя Урфа, – город на

севере Месопотамии, на реке Евфрате.   Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать господа. Тогда Христос взял полотенце(убрус), приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».

Так появилась первая икона.

Икона- это воплощенная молитва. Она создается в молитве и для молитвы. Икона служит проповеди Евангелия.

Как же делали иконы на Руси.

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.

Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок Доска очень тщательно обрабатывалась  и только после этого начинался писаться образ.  Иконописец тщательно молился и постился прежде, чем начать свою работу.

    Икона состояла из 4 – 5 слоев: основа, грунт (левкас), потом наносили рисунок, краску, сверху все покрывали олифой. (Олифа со временем темнела, вот почему у старинных икон, такой мрачный вид)

Звучит музыка «Колокола» С. Рахманинова. Учитель читает стихотворение.

Однообразен темный цвет,

И дремлет краска вековая,

Но в этом греческом письме,

Но в этой простоте старинной

Есть тайна, внятная душе,

С приветом для мольбы невинной!..

Чем же отличается икона картины?  Вам нужно выбрать из предложенных репродукций иконы отдельно,  картины отдельно?

Как вы определили?

 Есть одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Белый – нравственная, чистая.
Черный – тьма, злые силы.
Красный – огонь, жизнь
Зеленый – символ жизни на Земле
Багровый – знак величия
Голубой – цвет небесной истины

3. Закрепление изученного материала

А сейчас для вас творческое задание. Я предлагаю вам  разбиться на группы по 5 человек. Каждая группа получит набор картин и репродукции икон. Вам надо с помощью наших таблиц определить, где иконы, а где картины. И подписать их.

4. Итог урока

Вот и подошел к концу наш урок. Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Сегодня на уроке я почувствовал, что…

- Мне очень хочется, чтобы…

5. Домашнее задание

Я хочу подарить вам, ребята, иконки. Попробуйте к следующему уроку найти сведения об этой иконе и рассказать о ней (подарить иконки Богородицы, и святых, имя которых дети носят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН

ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН...

Тайна древних икон (часть 2)

В предыдущем файле "Тайна древних икон"  находятся репродукции, здесь - текстовый документ с презентацией....

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С.Пушкина"

Данная мастерская поможет учащимся увидеть в великом русском гении глубоко православного человека. На уроках литературы мы берем только основные мотивы творчества А.С.Пушкина, а в процессе мастерской ...

Как разговаривает икона

Урок поможет познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон, поможет постичь глубину духовного содержания иконы...

«Прообраз иконы Казанской Божьей матери в жизни женщин России»

Классный час проведен в 5-А классе перед праздником "4 ноября- День Единства и Согласия"...