Подготовка к ЕГЭ(теория)
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию на тему

Максимович Людмила Иванована

Материалы в помощь к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Общество. Конспект.

1.Понятие «Общество» (социо – в переводе с лат. - соединение, объединение, совместный труд)

В широком смысле

В узком смысле

Обособившая от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения

Примечание: формы взаимодействия людей, связи, возникающие между ними –общественные отношения

1.историчекий этап развития человечества (первобытное общество, феодальное общество,..)

2.объединение людей на основе общих целей, интересов (спортивное общество, дворянское общество, общество любителей кактусов);

3.страна, государство(французское общество, российское общество)

4. все люди, человечество

2.Системность общества.

Система – совокупность взаимосвязанных в одно целое элементов

Характеристики общества как системы.

  • Целостность
  • Сложная (образующих элементов и связей много)
  • Открытая (взаимодействует с внешней средой)
  • Материальная (реально существует)
  • Динамичная (изменяется, развивается, но при этом сохраняет свою сущность, качественную определенность)

Общество как динамическая система

А) самодостаточность

Б) способность к самовоспроизводству

В) способность к изменениям, саморазвитию как отдельных элементов, так и общества в целом)

Для общества эти элементы – «подсистема», «сферы жизни»: экономическиая, политическая, социальная, духовная.

  • Экономическая сфера - это базис, фундамент существования, жизнедеятельности общества. Элементами этой сферы (подсистемы) являются: материальное производство и производственные отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.
  • Политическая сфера - это управленческая надстройка общества, которая включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование.
  • Социальная сфера - как бы отвечает за социально-демографические процессы в обществе и состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом.
  • Культурная, или духовная сфера - отражает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощенными в реальной жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Таким образом, каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы (общества), в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены.

3.Природа и общество

Природа – 1) широкий смысл(совокупность всего существующего за исключением духовной сферы). 2)естественная среда обитания человека и общества.

1.В природе действуют слепые, бессознательные силы (в обществе – действуют люди, наделенные сознанием).Отличие.

2.Первоначально человек ощущал себя частью природы. С течением времени люди обособляются, но не теряют с ней связь

3.Природа и человек составляют реальный мир (окружающую среду)

Ученые выделяют 2 вида окружающей среды: Окружающая среда – естественная (природа) и искусственная-«вторая природа»(созданная людьми). Общество тоже является составляющей частью окружающей среды. Т.о. окружающая среда: природа, общество, культура

Влияют друг на друга (примеры..), влияние может быть гармоничным, может - конфликтным (пример..). В их взаимосвязи заключается единство мира.

Связь природы и общества.

С одной стороны - Общество обособлено от природы:

  • в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей.
  • природа развивается по своим законам, не зависящим от человека и общества.
  • человек – творец, преобразователь природы, создатель культуры – «второй природы». Влияет на природу положительно или отрицательно.

С другой стороны - Общество взаимосвязано с природой:

  •  
  • общество  влияет на среду обитания (эрозия почв, засорение, вытеснение черноземов песком, озоновые дыры)

Человеку для выживания природа нужна, а природе человек не нужен!!!

4.Общество и культура

Культура

В широком смысле

В узком смысле

Все виды преобразующей деятельности человека, направленные на внешнюю среду и на самого человека («вторая природа», сотворенная человеком:)

Достижения человечества в духовной области: художественные творения, научные открытия, достойное поведение, уровень духовных  запросов отдельного человека

Культурный человек – образованный, воспитанный, обладающий хорошим вкусом, владеющий литературным языком, интересующийся произведениями искусства.

Связь культуры и общества

  • Культура не может существовать без общества (создается людьми)
  • Общество не может существовать без культуры (без нее мы не были бы людьми: люди действуют на основе культурных норм, меняются под воздействием культурных ценностей, накапливают и передают друг другу ценности)
  • Народы отличались и отличаются самобытной культурой (традициями, обрядами, манерой общения…)

Культурные универсалии - общие черты, формы, присущие всем культурам. К ним относят: совместный труд, спорт, образование, наличие ритуалов, системы родства, правила взаимодействия полов, язык.

Культура материальная и духовная

материальная

 духовная

1.Связана с практической деятельностью;

2.Направлена на удовлетворение элементарных потребностей: жилище, одежда…

3.Создается в процессе материального производства.

4.Ее продукты – материальные блага(станки, оборудование, здания)

1.Ее продукты духовные ценности (достижения науки, искусства, ценности, нормы , предписания, религия);

2.Направлена на удовлетворение духовных потребностей.

3.Включает процесс духовного творчества

 

6. Многообразие путей и форм общественного развития. Типология обществ

Реформа (от фр. reforme — преобразовывать) — усовершенствование в какой-либо сфере общественной жизни (экономической, политической, духовной, социальной), не уничтожающее фундаментальных основ общества (например, реформы в России 60-х гг. XIX в.). Носит характер постепенных преобразований. Реформой можно назвать любое нововведение, имеющее обычно (но не всегда) прогрессивный характер. Реформирование общества может быть настолько существенным, что может привести к смене модели общественного развития (например, реформы 90-х гг. XX в. в России).

Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Носит быстрый, скачкообразный характер перехода общества к новому качественному состоянию. Поскольку общество постоянно нуждается в «профилактике» (обновлении), то в современном обществознании акцент смещается в пользу «реформ — инноваций» — так называемой модернизации, а не «реформ — революций».

Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) — 1) направление развития, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному и передовому. Социальный прогресс — развитие людей, человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию; 2) совокупность всех поступательных изменений в обществе. Прогресс противоречив: совершенствование в одних областях может привести к потерям в других. Кроме того, прогресс в одних странах необязательно несет прогресс в других. Так, европейская колонизация Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни европейцев, но надолго законсервировала отсталость этих регионов. В настоящее время понятие прогресса меняется в сторону обогащения его гуманистическим содержанием, т. к. на общественное развитие влияют не только объективные факторы, не зависящие от воли и сознания людей (природно-географические катаклизмы), но и субъективные, обусловленные сознательной деятельностью людей. Именно деятельность людей делает понятие прогресса столь сложным и противоречивым.

Критериями общественного прогресса являются:

  • развитие производительных сил общества, включая самого человека;
  • прогресс науки и техники;
  • возрастание степени свободы человека, которую общество может предоставлять человеку;
  • уровень образования;
  • состояние здоровья;
  • экологическая обстановка и т. д.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение). Это такой тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, попятное движение; деградация общества или отдельных его сторон; утрата обществом способности выполнять те или иные функции. Регресс противоположен прогрессу.

Стагнация — 1) периоды в развитии общества, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но и нет обратного движения; 2) задержка в развитии общества вперед и даже временная остановка. Стагнация — серьезный симптом «заболевания» общества, появления механизмов торможения нового, передового. В это время общество отвергает новое, противится обновлению.

По отдельности ни прогресс, ни регресс, ни стагнация не существуют. Попеременно сменяя друг друга, переплетаясь, они дополняют картину общественного развития.

Модернизация (от фр. modernizer — современный) — 1)совершенствование общества; 2)переход от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Типология обществ — классификация обществ по их ведущему признаку. Например, по наличию письменности — дописъменные и письменные; по уровню социальной дифференциации — простые и сложные; по формационному признаку — первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общество; по уровню развития — развитые, развивающиеся, отсталые. В современном обществознании выделяют традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество по ряду признаков.

Научно-техническая революция (НТР) — качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом изменяющий производительные силы общества (станки, оборудование, источники энергии, рабочую силу). Со второй половины XX века развитие общества определяется научно-технической революцией (НТР). 

К характерным чертам НТР относятся:

  • универсальность и всеохватность (проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира);
  • изменение роли человека в процессе производства, повышение требований к уровню квалификации, образованности; увеличение доли умственного труда;
  • увеличение доли людей, занятых в науке;
  • создание новых технологий, направленных на сбережение ресурсов; коренные изменения в производстве на основе автоматизации, электронизации, химизации и космизации;
  • использование компьютерных технологий сбора информации, ее обработки и принятия решений в управлении.

НТР привела к ускорению темпов мирового экономического развития; изменению отраслевой структуры, в которой растет доля непроизводственной сферы; появлению новых отраслей и подотраслей, а также межотраслевых комплексов; изменению территориальной структуры мирового хозяйства.

7. Многовариантность общественного развития. Типология обществ

В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный.

Теория общественно-экономической формации (ОЭФ) была создана марксисистской школой обществознания. ОЭФ — это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития человечества. В истории любого общества выделяются пять ОЭФ: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм — первая фаза). Решающая роль отводится материальному производству, экономика является базисом формации, определяющим ее надстройку — совокупность политических, юридических и духовных институтов.

Таким образом, для теории ОЭФ характерны экономический детерминизм и отрицание своеобразия в развитии отдельных государств и народов.

В противовес теории ОЭФ сторонники цивилизационного подхода на первый план выдвигают уникальность исторического пути того или иного народа и общества.

В широком смысле под цивилизацией понимают определенный уровень развития материальной и духовной культуры. Признаки цивилизации: единое пространство, единая система ценностей, единые нормы морали, специфический образ жизни, общая ментальность, единая система производства.

Функции цивилизации:

1. Реализация единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.

2. Дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций.

Множество цивилизаций, существовавших и существующих, историки и обществоведы делят на два общих типа: традиционная (восточное общество) цивилизация и западная (европейская).

Черты традиционного общества:

— «непрерывность», плавность исторического процесса, отсутствие четких граней между эпохами;

— неприменимость европейской концепции прогресса;

— стремление общества не к подчинению природы, а к слиянию с ней, к гармонии;

— основа экономики — общественно-государственная собственность на землю, коллективный труд, слабое развитие частной собственности— низкий уровень социальной мобильности;

— общество подчинено государству, личность — обществу;

— харизматичность лидера, правителя;

— общественная жизнь строится на традициях, обычаях, нормах жизни предшествующих поколений.

Западная цивилизация:

— скачкообразное неравномерное развитие, часто революционным путем (революции не только политические, но и в экономической, социальной, духовной областях);

— общественный прогресс очевиден, существуют критерии его оценки;

— общество стремится максимально использовать природу в своих целях;

— экономика основана на частной собственности, которая рассматривается как естественное и неотъемлемое право человека;

— высокая социальная мобильность;

— гражданское общество;

— права и свободы граждан закреплены юридическими актами;

— способность общества к быстрым и существенным изменениям.

Черты индустриальной цивилизации: 

—преобладание промышленного производства над сельским хозяйством;

 — массовый характер производства;

—высокий уровень развития науки и техники;

—развитие национальных и мировых рынков;

 — урбанизация;

— высокая социальная мобильность, ликвидация сословных привилегий;

— правовое государство;

— гражданское общество;

— автономия личности, развитие индивидуализма;

— рационализм в духовной сфере.

Общество, возникшее под воздействием НТР, называют постиндустриальным (технотронным, информационным).

Черты постиндустриального общества:

— выдвижение на первый план сферы услуг;

— индивидуализация производства и потребления;

— развитие мелкосерийного производства;

— ведущая роль науки, знаний и информации;

— внедрение ЭВМ и информационных технологий;

— стирание классовых различий, сближение размеров доходов разных слоев населения;

— рост среднего класса;

— цивилизация антропогенная — главной ценностью и центром ее является человек.


Типология обществ.

вопросы

Традиционное

(аграрное)

Индустриальное

(промышленное)

Постиндустриальное

(информационное, технотронное)

Экономическая сфера

преобладание сельского хозяйства,

 господство коллективной формы собственности;

основной вид экспорта — сырье;

основой экономики - промышленность, научный и технический прогресс, они определяют экономический рост;

 человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчинив ее себе;

регулятором производства выступает рыночный механизм;

производство носит массовый характер;

основная статья экспорта — продукты производства

информация (наука, передовые технологии, новое интеллектуальное содержание труда, особая отрасль производства), определяет развитие;

на смену массовому производству и потреблению приходит индивидуализация;

услуги становятся основным продуктом производства и экспорта;

Политическая сфера

господствует государство, жречество или армия и церковь. Политические свободы отсутствуют. Власть представляется большей ценностью, чем закон и право

провозглашаются политические права и свободы граждан, закрепленные законом, демократические ценности, принцип разделения властей; гражданское общество

традиционные массовые партии утрачивают свое влияние, растет число мелких партий и движений, групп давления, утверждается политический плюрализм; стал возможным переход к непосредственной демократии — «демократии консенсуса

Духовная

 сфера

главенствуют традиционные религиозные ценности, обычаи; низкий уровень образованности и проблема преодоления неграмотности; преобладает устная передача информации

утверждение новых ценностей прогресса; автономия личности; развитие индивидуализма; ликвидирована безграмотность, а образование ориентировано на подготовку специалистов.

ведущую роль играют наука, знания, информация; мировоззрение и даже обыденное мышление отдельного человека находятся в тесной зависимости от СМИ ; образование приобретает непрерывный характер.

Социальная сфера

социальная структура общества носит замкнутый характер (сословия, классы включены в коллектив); низкая социальная мобильность; продолжительность жизни составляет 40 — 50 лет;

ликвидация сословных различий;

 высокая социальная мобильность; урбанизация (развитие городов и рост численности городских жителей);

средняя продолжительность жизни до  70 лет;

наблюдается стирание классовых различий, возрастает роль среднего класса и его удельный вес в обществе;

 положение человека в обществе определяется преимущественно его способностью к овладению знаниями, творческой деятельностью;

средняя продолжительность жизни свыше 70 лет;

Время формирования, существования

Древность, средневековье

Переходу к индустриальному обществу способствовала промышленная революция — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике

следуюет за индустриальным обществом, начиная с последней четверти XX в., под воздействием научно-технической революции

Традиционное общество - общество стабильно, мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям. Изменения происходят медленно.




Предварительный просмотр:

Деятельность.

1.Деятельность – присущая только человеку форма активности,  целесообразное изменение окружающего мира (природы и самого человека).

2.Особенности человеческой деятельности

  • Сознательный характер (человек может обосновывать цели и задачи, объяснять последовательность своих действий)
  • Продуктивный характер (результатом является конечный продукт: материальный или духовный)
  • Орудийный характер (человек создает и использует орудия труда)
  • Преобразующий характер (человек преобразует мир и самого себя (у него появляются знания, навыки)
  • Общественный (социальный) характер (воспроизводит социальные связи - в процессе деятельности человек вступает в общественные отношения, обращается к деятельности ради общества)

3.Сравнение человеческой деятельности и поведения животного

общее

отличия

1.проявление активности субъекта

2.целесообразность (направленность на результат в соответствии с образом)

Человек

1.Преобразует природу

2.Действует осознано, на основе разума

3.Характеризуется целеполаганием (человек формирует и реализует цель)

Животное

1.Приспосабливается к природе, берет все готовое.

2.Действует на основе инстинктов

3.Нет целеполагания

4.Структура деятельности.

А) Субъект - объект

Б) Мотив, Цель (осознанный образ предполагаемого результата), средства достижения, результат (конечный итог, следствие, завершающее действие)

В)    (элементы, составляющие деятельность)

5.Многообразие деятельности (классификация).

А) В зависимости от общественной сферы жизнедеятельности: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Б) Игровая, учебная, трудовая. Общение.

В) Практическая (преобразующая реальные объекты природы и общества), духовная(связанная с изменением сознания).Пункт «Виды деятельности» Стр.174

Практическая(материальная)

Духовная

Материально-производственная-

Социально-преобразующая –

 

Познавательная

Ценностно-ориентировочная

Прогностическая

Г) Созидательная (ее результатом является создание чего-либо), разрушительная (результат-исчезновение ранее созданного)

Д) Творческая (создание чего-либо нового), монотонная (однообразная)

6.Мотив-побудительнная причина деятельности: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы(общественные, нравственные).

7.Потребности – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни

Классификация потребностей

Классификация авторов учебника

Классификация Маслоу

Виды(сущность)

Биологические-порожденные природой(в пище, еде, воде, теплообмене)

Социальные-порожденные обществом(в связях с людьми, самореализации, самоутверждении, общественном признании)

Идеальные- познание,осознание смысла жизни(посещение театров и музеев, чтение, развлечения)

1.Физиологические (естественные, необходимые для жизни организма)

2.Экзистенциальные (связаны с безопасностью существования)

3.Социальные (быть среди людей)

4.Престижные (достижение определенного статуса в обществе)

5.Духовные (самовыражение, поиск смысла жизни)

Общие выводы

1.Потребности взаимосвязаны

2.Биологические потребности человека в отличии от животных являются социальными

3.У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными

4.В некоторых случаях сложно отделить биологическое, социальное и идеальное

1. 1 и 2 первичные (врожденные).3-5 вторичные(приобретенные).

2.Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворяются предыдущие.

8.Сознательное и бессознательное в деятельности

Сознательная деятельность(человек обдумывает действия, осуществляет самоконтроль).Потребности, интересы, идеалы.

Бессознательная д.- психическая жизнь без участия сознания. Интуиция, автоматизированные действия.

9.Духовная деятельность. Духовные ценности-продукты духовной деятельности (книги, музыкальные произведения…).

А)Особенности духовной деятельности

1.Идеальность. Создавая духовные ценности, люди опредмечивают их в знания, эмоции, идеалы, надежды. Усваивая культуру в процессе обучения, самообразования, наоборот распредмечивают, заключенные в ней духовные ценности, расширяя свои способности.

2.Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникаций, служат повышению социальных взаимодействий.

3.Содержание духовных ценностей объективно (существуют независимо от воли и сознания отдельного человека), а их потребление носит индивидуальный характер (человек выбирает их исходя из своих потребностей и интересов)

4.В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы.

Аксиология – наука о ценностях.

Б) Исторические формы духовной деятельности: искусство, наука, право, мораль, религия, политическая идеология.

В) Особенности духовной жизни общества на современном этапе (стр. 184).

Г) Понятия: специализированная и неспециализированная духовная деятельность, духовное самоопределение(осознание личностью своей позиции, активный процесс понимания себя, своего места в обществе и назначения в жизни),  антиценности (ложные ценности, оказывают разрушающее воздействие на человека, общество: эгоизм, нарцизм, стремление к безграничному пространству, славе, господству, расизм, фашизм).

10.Трудовая деятельность.

Труд - планомерная, осознанная деятельность, направленная на преобразование природы и создание предметов потребления.

Свойства трудовой деятельности

  • Набор трудовых действий
  • В ней проявляются качества ее субъекта
  • Необходимы материально-технические средства(предмет труда, средства труда, технологии)
  • В процессе труд. деятельности осуществляется управление процессом при опоре на нормы и алгоритмы

Понятия: человеческий фактор, социальное партнерство, разделение труда.  



Предварительный просмотр:

Тема «Познание»

I.Познание    

 Познание - процесс творческой деятельности человека, направленный на формирование его знания о мире, на основе которого возникают образы, идеи и мотивы дальнейшего поведения. В процессе познания действительность воспроизводится в сознании людей.

В науке под познанием понимается особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях и процессах, о закономерностях их протекания

2.Особенности как вида деятельности (познавательной деятельности):

1)цель – получение знания о рассматриваемом предмете

2) средства познания – наблюдение, анализ, эксперимент

3) результат – получение достоверного знания об изучаемом предмете

4) круг объектов очень широк познавать мы можем как предметы непосредственно воздействующие на нас, так и удаленные от нас на многие тысячи световых лет)

5) носит творческий характер(на основе полученных знаний возникают образы, идеи, мотивы для дальнейшего поведения)

6)Субъект познания - человек, все общество; объект познания - окружающий мир, человек, общество.

3.Формы (ступени): чувственное и рациональное (логическое, логическое мышление).

А) различия; Б) связь

Формы (ступени )познания

Ступени

Формы

Инструменты

Особенности

Низшая -чувственное познание

(познание с помощью чувств)

Ощущение - отражение отдельных свойств, предметов, явлений при их непосредственном воздействии.

Восприятие - формирование целостных образов предметов и их свойств, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Представление - сохранение в сознании чувственного образа.

Органы чувств («Окна в мир»):

Зрение

 Слух

 Осязание

 Обоняние

 Вкус

1.Результат- чувственные образы

2.Фиксируется внешняя сторона явлений

3.Наглядность и предметность

Высшая – рациональное (логическое) познание

(познание посредством мышления)

Понятия -

мысли, утверждающие общие и существенные свойства предмета, явления

 Суждения - мысли утверждающие или отрицающие что-либо

Умозаключения - (выводы)- связь высказываний, суждений

Методы умозаключений-индукция (от частного к общему);

дедуция(от общего к частному)

Мышление

Разум

Понятия

Мыслительные операции, с помощью которых мы преобразуем информацию: анализ, синтез, сравнение, отвлечение (абстрагирование), обобщение.

1.Познается внутреннее состояние явлений, предметов

2.Познание осуществляется на основе данных, полученных на первой ступени

3.Познаются закономерности

4.Опирается на результаты чувственного познания

5.Абстрактность и обобщенность

Общие выводы.

  • Разделить чувственное и рациональное в познавательном процессе почти невозможно.
  • Отдельные формы чувственного познания(восприятие и представление)содержат элементы, присущие мышлению.
  • Органы чувств формируют умственные способности(создают основу для рационального познания).

Место в познании чувственного и рационального (разум или чувства являются определяющими в познании).

Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.

Виды интуиции:

  • мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;

интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

Особенности интуиции:

  • внезапность;
  • неполная осознанность;

непосредственный характер возникновения знаний.

Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

В) эмпирики и рационалисты отличаются в вопросе -разум или чувства являются определяющими в познании? : рационалисты – разум; эмпирики – чувства(рациональное рассматривалось как комбинации, не прибавляющие знания.

4.Пути познания: научное и ненаучное:

ненаучное

научное

  • Противоречие с существующей реальностью
  • Разрозненность знаний
  • Нет опоры на законы;
  • Результат- обыденное, мифологическое, художественно-образное знания, народная мудрость, здравый смысл, жизненный опыт,  паранаучные знания

  • Достоверность (объективность);
  • Системность
  • Опора на законы, научный язык (оперирование понятиями, категориями)
  • Результат – научные знания

полученными знаниями, удовлетворяются не только сиюминутные потребности общества, но и те, что важны для будущих поколений

5.Уровни научного познания: эмпирический и теоретический (их различия по сущности, результату, методам);

А) уровни научного познания

Вопросы для сравнения

Эмпирический уровень

Теоретический уровень

Задача

описание предметов и явлений

объяснение изучаемых явлений, раскрывается сущность познаваемых объектов

Форма (результат) получаемого знания

эмпирический (научный) факт-

отражение объективного факта в человеческом сознании.

эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

Законы (универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы), принципы и научные теории (исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений) 

Методы познания

(система приемов и практических действий, применяя которые исследователи получают новое знание)

наблюдение, эмпирическое описание, эмпирический эксперимент и др.

Гипотеза, формулировка научной теории, мыслительный эксперимент, различные мыслительные операции (индукция, дедукция, анализ, синтез,…

Б) определения:

методы научного познания - система приемов и практических действий, применяя которые исследователи получают новое знание (наблюдение, описание, эксперимент;мыслительный эксперимент,  гипотеза, формулировка научной теории):

1.Наблюдение - целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого наблюдающий получает знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление.

Итогом наблюдения является 2. эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью языковых средств или других знаковых форм.

3.Эксперимент - осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

4.Мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания.

5.Гипотеза - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.

6. Научная теория - логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.

 Универсальные методы научного познания: 

  анализ – разложение целого на части;

   синтез – воссоединение целого из частей;

   индукция – выведение общего положения из фактов;

   дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

   аналогия – сходство нетождественных объектов;

   моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

   абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

   идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.

      Дифференциация – расчленение целого на части;

     Интеграция – сближение, объединение, связь различных частей, явлений, процессов.

II.Знания

1.Понятие.

Знание – результат познания действительности, верное ее отражение в сознании, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Проявляется в:

  •  знание как способности, умения, навыки, базирующиеся на осведомленности;
  •  знание как познавательно-значимая информация;
  •  знание как отношение человека к действительности.

2.Виды знаний

вид

Понятие(признаки), примеры

Обыденное (житейское)

формируется в ходе повседневной жизни и деятельности. Мы узнаем о том, что при очень сильном морозе надо снегом растирать лицо, чтобы не обморозить его; надо держать ноги в тепле, нельзя пить на ночь крепкий чай или кофе

народная мудрость

накопленный и выкристаллизованный временем опыт жизнедеятельности народа. Находит свое отражение в пословицах, поговорках, притчах, сказках, песнях

научные знания

строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений). Находят свое отражение в научных законах, теориях

Паранаучное

получаемые на основе гороскопов, предсказаний астрологов и экстрасенсов

Мифологичнское. религиозное

образной форме фиксирует представления людей о мире, человеке, сверхестественном.

Практическое

строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное

строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Рациональное

отражение реальности в логических понятиях, на рациональном мышлении

Иррациональное

отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное)

зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

III.Онтология, гносеология, гностицизм (философское течение, признающее возможность познания мира человеком), агностицизм (….. отрицает познаваемость мира человеком), скептицизм (возможность познания мира не отрицается, но выдвигается сомнение в возможности его достоверности), сенсуализм – решающую роль в познании играют чувства и восприятие),

 эсхатология – учение о конце мира и человека, релятивизм – идеи о том, что все в мире относительно.

IV.Истина и ее критерии.

1.Понятие.

Истина – это:

  • соответствие знания предмету (объекту) познания;
  • соответствие мыслей окружающей действительности;
  • противоположность лжи;
  • все, что верно, подлинно, точно, справедливо;
  • все, что есть.

Ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом «правда» правдивость, справедливость, правосудие, правоту. Истина относится [более] к уму и разуму, а добро или благо — к любви, нраву и воле».

2.Свойства истины: объективность, конкретность, субъективность, процессуальность (бесконечность познания, накопления знаний о мире).

Свойства истины

конкретность

объективность

субъективность

относительность

процессуальность

Знания об объекте определяются конкретными обстоятельствами: зависят от места, времени и других условий ее получения

Соответствует реальному объекту, независимо от воли и желания познающего субъекта,т.е. человека.

Не зависит ни от человека, ни от человечества.

Ее носителем является субъект

это знание неполное — за пределами познанного всегда остается неизведанное, пока еще не открытое людьми

бесконечность познания, накопления знаний о мире

3. Критерии истины (то, что удостоверяет истину, способы ее получения): чувственный опыт, ощущения, разум, практика (вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека) - универсальный критерий.

4.Виды истины: объективная, абсолютная, относительная.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе, знание не опровергаемое в последующем.

Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества и способам получения этого знания.

Абсолютная и относительная истина служат моментами истины объективной.

5. Относительность истины объясняется тем, что…  

         1.мир постоянно изменяется и то что было абсолютной истиной может быть подвергнуто                    сомнению

         2.ограничены познавательные способности человека

         3.познавательные возможности обусловлены условиями развития общества (уровнем развития общества, наличием условия для познания).

4. Заблуждение и его причины.

1.Заблуждение – знания не соответствующие реальности объекта, но принимаемые за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта, отсутствие необходимых средств для организации познания, доверительность чужим мнениям.

2.Ложь – сознательное искажение действительности.

3.Причины заблуждений….

VI. Социальное познание (приобретение и развитие знаний о человеке и обществе).

1.Особенности.

1.   субъект и объект познания совпадают;

2.   получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

3.   социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

4.   сложность объекта познания – общества;

5.   установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;6.   6.ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2. Научные принципы социального познания

принцип

сущность

1.Руководство научными методами

Опора на факты, доказательность, логичность, объективность

2.Участвующее наблюдение

Изучение общества осуществляется не со стороны, не извне по отношению к изучаемому объекту (социальной группе), а изнутри его

3.Соблюдение дистанции к объекту

При изучении объекта стремиться к объективности, удалиться от своих предпочтений, пристрастий

4.Конкретно- исторический подход

Рассмотрение объекта в историческом развитии и взаимосвязи с другими объектами, явлениями

5.Выбор значимого в явлении

Оценка роли изучаемого явления, его значения и влияния на развитие общества

6.Моделирование

исследование осуществляется не на самом интересующем нас объекте (оригинале), а на его заместителе (аналоге), сходном с ним в определенных отношениях

7.Научное предвидение

знание о неизвестном, которое основывается на уже известном знании о сущности интересующих нас явлений и процессов и о тенденциях их дальнейшего развития

IV.Классификация общественных наук: социальные и гуманитарные (чем отличаются, какие науки относятся к каждой группе, знать их определения).

Классификация общественных наук

социальные

гуманитарные

Объект познания

поведение человека, общества; связи и отношения в обществе (между классами, народами, профессиональными группами.)

Духовный мир человека, культура

Средства познания

Идеальные типы (совокупность типичных (устойчиво повторяющихся) характеристик субъекта социального действия (Пример: портрет образа жизни протестанта, представителя буржуазии, рабочего…))

Дневники, рецензии, жизнеописания известных людей, публичные выступления, критика

Науки

Социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография(наука о народах), правоведение

Психология, лингвистика, искусствознание, литература, философия, история, культурология, эстетика, этика

Экономика — наука, изучающая принципы организации хозяйственной деятельности людей, отношения производства, обмена, распределения и потребления, формирующиеся в каждом обществе, формулирует основания рационального поведения производителя и потребителя благ.

Социология — наука, изучающая взаимоотношения, возникающие между группами и общностями людей, характер структуры общества, проблемы социального неравенства и принципы разрешения социальных конфликтов.

Политология — наука, изучающая феномен власти, специфику социального управления, а также отношения, возникающие в процессе осуществления государственно-властной деятельности.

Психология — наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков — проблема души.

Социальная психология  раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе.

 Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Она изучает примитивные племена, которые сохранились с первобытных времен в затерянных уголках планеты: их обычаи, традиции, культуру, манеры поведения.

Философия  наука о фундаментальных принципах и особенностях человеческого бытия. Наиболее общих характеристиках человеческого отношения к природе, обществу, духовной жизни.

История – наука о процессе развития человеческого общества.

Эстетика – наука о прекрасном.

Культурология – наука о культуре, искусстве(живопись, архитектура, скульптура, танцы, развлечения и массовые зрелища, институты образования и науки).

Этика – наука о морали и нравственности.

Литератураведение – наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры.

Демография изучает население — все множество людей, составляющих человеческое общество. Демографию интересует прежде всего то, как люди воспроизводятся, сколько живут, почему и в каком количестве умирают и куда передвигаются большие человеческие массы. Она смотрит на человека отчасти как на природное, отчасти как на общественное существо.

V.  Сознание.

1.Современная трактовка понятия «сознание» в философии.

Способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей

Высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности , способ его отношения к миру и самому себе

2. Основные характеристики:

1.обладает свойствами:

  • Активность
  • Избирательность
  • Субъективность
  • Творческое начало

2.имеет такие компоненты: воля, потребности, память.

3.  …

3. Классификация сознания(индивидуальное, общественное: общественная психология, общественная идеология, массовое сознание, обыденное. )

Индивидуальное

общественное

обыденное

Теоретический уровень сознания (общественная психология и общественная идеология)

Массовое сознание

VIII. Самопознание.

  1. Понятия: самопознание, самосознание, самореализация, самооценка.
  2. Особенности самопознания.
  3. Виды самооценки.
  4. От чего зависит самооценка.



Предварительный просмотр:

Ветвь власти

Органы власти

Особенность формирования

Правомочия

Законодательная

Двухпалатное Федеральное Собрание: верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума. В субъектах РФ — государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д.

Выборность на основе всеобщего избирательного права (кроме Совета Федерации, который формируется из направленных субъектами 2 представителей)

Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью

Исполнительная

Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д. В субъектах РФ: правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

Путем назначений

Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства

Судебная

Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, федеральные суды

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом  государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка

Право на осуществление уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства

Осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации

Принцип разделения властей означает, что: 1)власть делиться на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из  них  действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. 2) действует  система "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.



Предварительный просмотр:

Ветвь власти

Органы власти

Особенность формирования

Правомочия

Законодательная

Двухпалатное Федеральное Собрание: верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума. В субъектах РФ — государственные собрания, законодательные собрания, областные думы, парламенты и т. д.

Выборность на основе всеобщего избирательного права (кроме Совета Федерации, который формируется из направленных субъектами 2 представителей)

Право принимать законы, бюджеты, осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью

Исполнительная

Правительство РФ; федеральные органы исполнительной власти: министерства РФ, федеральные службы, комитеты РФ и т. д. В субъектах РФ: правительства, министерства (в республиках); администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т. д. (в других субъектах)

Путем назначений

Право организовать исполнение законов, а также вести управление сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства

Судебная

Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, федеральные суды

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Судьи Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, мировые судьи назначаются (избираются) законодательным органом  государственной власти субъекта РФ либо избираются населением соответствующего судебного участка

Право на осуществление уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства

Осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации

Принцип разделения властей означает, что: 1)власть делиться на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из  них  действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. 2) действует  система "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.



Предварительный просмотр:

Социальная стратификация и мобильность

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними  Социальная стратификация – расслоение, разделение общества на социальные образования.  Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum — слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества. Признаки стратификационного деления – власть, доход, престиж, образование, образ жизни. Необходимо различать понятия социальная стратификация(разделение на составляющие социальные образования) и социальная дифференциация (неравенство) – неравномерное разделение на группы, занимающие различное положение. Иными словами дифференциация предполагает иерархичность в социальной структуре.

 Виды социальной дифференциации

вид

критерий

проявление

экономическая

Различия доходов, уровня жизни

Существование бедных, богатых, средних классов

политическая

Отношение, место в системе власти

Деление на управляемых и управляющих, политических лидеров и массу

профессиональная

По роду деятельности, занятиям

Наличие различных профессий, более или менее престижных профессий

В вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

 

Неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

 

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия  и классы. Первые три характеризуют закрытые общества(с низкой социальной мобильностью), а последний тип — открытые(с высокой социальной мобильностью).

 

Исторические типы социальной стратификации

тип

Его характеристики

Рабство

Патриархальное (раб обладает всеми правами младшего члена семьи)

Классическое (раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда)

Рабство было основано на прямом насилии.

Единственная форма социальных отношений когда человек выступает собственностью другого, лишен всяческих прав и свобод.

Возникло еще в древности, в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор.

кастовый строй

Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению.

 Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен — для этого ему необходимо родиться еще раз. Поэтому утверждают, возможности социальной мобильности здесь ограничены.

Классическим примером кастового общества является Индия.

 В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а)брахманы — священнослужители;

б) кшатрии — воины;

в) вайшьи — купцы;

г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Сословие

это группа людей, которая обладает 1)закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями,2) передаваемыми по наследству.Т. о. права и обязанности закреплялись юридически. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные. Например, в Западной Европе к первой группе относили дворянство и духовенство (во Франции их так и называли — первое сословие и второе сословие) ко второй — ремесленников, купцов и крестьян. В России до 1917 г. помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество).

В исключительных случаях принадлежность к сословиям могла быть приобретена за деньги или дарована властью(в отличии от касты)

Классовая система

В. И. Ленин: «Классами называются большие группы людей, 1.различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, 2.по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, 3.по их роли в общественной организации труда, а следовательно, 4.по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

Принадлежность к классам не регламентируется властями, не устанавливается законодательно, не передается по наследству.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

 а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально - зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

 

Помимо вышепредставленной стратификационной классификации существуют и иные типы: 

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность.

Социальная мобильность-перемещение индивида или социальной группы в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.

 Виды социальной мобильности

Индивидуальная- перемещение отдельного человека.

Групповая- коллективное. Пример:после революции старый класс уступает место новому.

Вертикальная – движение вверх(восходящая) или вниз(нисходящая)связанная с изменением статуса. Пример: восходящая - повышение в должности, был крестьянином. а стал предпринимателем; нисходящая – разжалование, обеднение.

Горизонтальная – переход в группу на одном уровне, без понижения или понижения статуса. Пример:переход из школы в школу, с одного рабочего учреждения в другое, из семьи в семью.

Географическая мобильность (разновидность горизонтальной) – перемещение группы из одного места в другое (международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). Если к географической мобильности добавиться изменение статуса, то она превратиться в миграцию.

Пример: приезд в гости в город – географическая мобильность, переезд в город на постоянное место жительства - миграция

Межпоколенная – дети достигают более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступень чем их родители. Пример:сын шахтера становиться инженером.

Внутрипоколенная – один и тот же индивид вне сравнении с отцом , на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции (социальной карьерой). Пример: токарь становиться инженером, затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроения.

Организованная – перемещение группы или отдельного человека вверх или вниз, управляемое государством

Структурная – вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания индивидов. Пример: сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших групп людей.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал — это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишененый возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Другими словами – занимающий промежуточное положение между социальными группами. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этно маргиналы — люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы — люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы — люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Люмпен – человек, опустившийся на дно(бродяги, нищие..)

Люмпенизация – увеличение в обществе люмпенов.

Качественные изменения, происходящие в экономическом базисе современного российского общества, повлекли за собой серьезные изменения в его социальной структуре. Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка — финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях). Следует отметить тот факт, что процесс социальной мобильности между данными уровнями в России носит ограниченный характер, что может стать одной из предпосылок будущих конфликтов в обществе.

 

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

 1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

 

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

Социальные лифты- способы(каналы) перемещения из одной соц. группы в другую.

К ним относятся:

  1. армия-давала возможность продвижения вверх,
  2. церковь-из простолюдинов вверх,
  3. образование-открывает доступ к должностям,
  4. семья,
  5. собственность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка к егэ, теория вероятности

презентация для учащихся. При подготовке к егэ я столкнулась с тем что  для учащихся не всегда понятно решение задания В10 в тесте поэтому постаралась обобщить материал (определение вероятности) ...

Разработка урока по математике в 11 классе Тема: Подготовка к ЕГЭ. Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач. Задачи В10

Урок-практикум направлен на формирование навыков решения задач В10 единого государственного экзамена.  В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, зате...

Подготовка к ГИА теория банковский процент

Презентация содержит теоретический материал по теме "Банковский процент". Может быть полезна при подготовке к решению задачи №19 ГИА...

Подготовка к ЕГЭ. Теория литературы

теоретический маитериал для подготовки к ЕГЭ по литературе...

Рабочая программа курса "Подготовка к ЕГЭ. Теория и практика написания сочинения"

Программа элективного курса по русскому языку для 11 класса....

Сценарий вебинара «Родительская помощь в подготовке к ГИА: теория и практика»

Повышение компетентности родителей в области психологической подготовкой детей, имеющих личностные трудности к ГИА....