РП по обществознанию 5-9 кл
рабочая программа по обществознанию на тему

1.     Пояснительная записка.

 

Нормативные акты:

 

-

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 года № 1897  «Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного стандарта  основного  общего  образования»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_obshchestvoznanie_5-9_kl._fgos.docx91.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 30 имени майора П.Ф.Баштовенко

станицы Петровской муниципального образования Славянский район

Утверждено

решение педсовета протокол № 1

от «___» __________ 2015 года

Председатель педсовета

 _________________В.В.Русанова

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По                                       ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Уровень образования (класс)   основное общее       5-9 классы    

                                                     

Количество часов:         5 класс – 34 часа, 1 час в неделю

6 класс – 34 часа, 1 час в неделю

7 класс – 34 часа, 1 час в неделю

8 класс – 34 часа, 1 час в неделю

9 класс – 34 часа, 1 час в неделю

Всего:  170  часов

             

Учитель      Фидря  Валентина Николаевна

Программа разработана на основе  Примерной основной образовательной

 программы основного общего образования (Одобрена решением федераль-ного учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 года)// fgosreestr.ru

  1. Пояснительная записка.

Нормативные акты:

-  Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 года № 1897  «Об  утверждении  федерального  государственного  образовательного стандарта  основного  общего  образования»;

- Письмо министерства образования  и науки Краснодарского края от  17  июля  2015 года  № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

- Письмо министерства образования  и науки Краснодарского края от 20 августа 2015 года № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».

- Федеральный  государственный образовательный  стандарт основного  общего  образования(Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 года № 1897);

- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями

-Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию.Протокол № 1/15 от 8 апреля 2015 года)// fgosreestr.ru

-Основная образовательная программа  МБОУ ООШ № 30, утвержденная решением педагогического совета 31.08. 2015 года,  протокол №1.

  Общие цели основного общего образования с учетом спецификации учебного предмета

Освоение учебного предмета «Обществознание» направлено на развитие личности обучающихся, воспитание, усвоение основ научных знаний, развитие способности обучающихся анализировать социально значимую информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам, выработку умений, обеспечивающих адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества.

        Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

        Становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

    Обществознание является одним из основных гуманитарных предметов в системе общего образования, поскольку должно обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

   Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание» в основной школе многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук: экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение, философия, акцентируя внимание на современные реалии жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.

   Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Мировая художественная культура», «География», «Биология», что создает возможность одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается  в 5 классе в объеме 34 часов (один час в неделю), в 6 классе в объеме 34 часов (один час в неделю), в 7 классе в объеме 34 часов (один час в неделю), в 8 классе в объеме 34 часов (один час в неделю), в 9 классе в объеме 34 часов (один час в неделю).

   На освоение программы 5-9 классов выделяется 170 часов.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

 Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

  1. Содержание учебного предмета:

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства.

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка.

Основы российского законодательства

Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Экономика

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности:

п/п

Название разделов

Рабочая программа

5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл

1

Человек. Деятельность человека

5

7

3

2

Общество

6

6

3

3

3

Социальные нормы

6

2

3

6

4

Сфера духовной культуры

2

5

5

5

Социальная сфера жизни общества

2

8

4

6

Политическая сфера жизни общества

5

14

7

Гражданин и государство

4

4

6

6

8

Основы российского законодательства

8

14

9

Экономика

4

2

14

13

Всего

34

34

34

34

34

5 класс

Раздел/ тема, содержание темы

Количество часов

УУД

1

Человек. Деятельность человека

Познание человеком мира. Познание человеком мира и самого себя. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Межличностные конфликты и способы их разрешения

5

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их

динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.

Приводить примеры проявления различных способностей людей

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность,

лояльность, взаимопонимание

2

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействия. Глобальные проблемы современности

6

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе

человека.

Сравнивать свойства человека и животных

Выявлять  изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем

3

Социальные нормы

Общественные ценности. Мораль, её основные принципы. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Социализация личности. Социальный контроль

6

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы морали.

Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.

Использовать  элементы  причинно-следственного анализа для объяснения влияния

моральных устоев на развитие общества и человека

Понятие  философия, логика, духовная культура, имена древнегреческих философов; понятие социальная философия, иметь представление об этой науки

 Составлять  ученические мини проекты по теме урока, решать жизненные задачи, слушать чужое мнение, решать логические задачи

Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне;- логически обоснованные рассуждения — на простом и сложном уровне.

Определять цель, проблему в учебной деятельности; - выдвигать версии;- планировать учебную деятельность;- оценивать степень и способы деятельности и достижения цели.

Корректировать  своё мнение под воздействием контраргументов

Вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

4

Сфера духовной культуры

Наука в жизни современного общества. Философия. Логика.

2

5

 Социальная сфера жизни общества

Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте

2

6

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Форма государственно-территориального устройства. Разделение властей.  Межгосударственные отношения

5

Об  основах государственной власти, разделения властей, важные законы РФ, уметь в них разбираться, гимн РФ, историю появления государственного герба и гимна РФ

различать формы правления и их особенности разбираться в геральдических знаках, определять свое отношение к событиям, происходящим в обществе, умение давать сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;

Устанавливать причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

Создавать  устные и письменные тексты для решения разных задач общения — с помощью и самостоятельно

Определять  цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах);

Выдвигать  версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Извлекая  из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других им оценку

 

7

Гражданин и государство

Президент РФ, его основные функции. Федеральное собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система в РФ

4

8

Экономика

Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Роль государства в экономике

4

Особенности  хозяйственной деятельности людей, основные понятия темы «Экономическая сфера жизни общества»

Работая  в группах, делать общие выводы по теме

Устанавливать  причинно-следственные связи — на простом и сложном уровне;

 Излагать  своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

Определять  цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы), и отвечать за свой выбор.

ВСЕГО

34

6 класс

Раздел/ тема, содержание темы

Количество часов

УУД

1

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека.

Многообразие видов деятельности. Основные потребности людей с ограниченными возможностями. Роль деятельности в жизни человека и общества

7

 Использовать  знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

 Сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

 Характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

 Описывать  гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

 Давать  на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

 Демонстрировать  понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

2

Общество

6

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе

человека.

Сравнивать свойства человека и животных

Выявлять  изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.

Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.

Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс».

Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.

Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем

3

Социальные нормы

Гражданственность и патриотизм

Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность

2

Характеризовать  и иллюстрировать примерами проявления добра

приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали

Объяснять роль морали в жизни общества

Оценивать  в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали

4

Сфера духовной культуры

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в РФ. Уровни общего образования. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности

5

Оценивать  значение образования в информационном обществе

Извлекать  информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ

Обосновывать свое отношение к непрерывному образованию

5

Социальная сфера жизни общества

Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты и пути их разрешения. Социальная политика Российского государства. Этнос и нация. Национальное самосознание. Россия – многонациональное государство

8

Характеризовать  семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

Характеризовать  основные роли членов семьи, включая свою;

 Выполнять  несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

 Исследовать  несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

6

Политическая сфера жизни общества

7

Гражданин и государство

Государственные символы России. Гражданство РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека и гражданина

4

 Называть  и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

 Формулировать  собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

 Находить  и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

8

Основы российского законодательства

9

Экономика

Производство – основа экономики. Производительность труда. Рынок труда. Каким должен быть современный работник

2

Раскрыть  роль производства в удовлетворении потребностей общества

 Характеризовать  факторы, влияющие на производительность труда

Объяснить  значение разделения труда в развитии производства

различать общие, постоянные и переменные затраты производства

ВСЕГО

34

7 класс

Раздел/ тема, содержание темы

Количество часов

УУД

1

Человек. Деятельность человека

2

Общество

Взаимосвязь общества и природы. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис и пути его разрешения.

3

Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества, необходимость активной деятельности по охране природы.

Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам.

Описывать  состояние  неисчерпаемых  богатств Земли.

Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.

Различать ответственное и безответственное отношение к природе.

Определять собственное отношение к природе

3

Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Как усваиваются социальные нормы. Социальный контроль.

3

Выявлять и различать разные социальные общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.

Приводить примеры различных видов социальной мобильности.

Характеризовать причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, мате-

риалы СМИ; показывать пути их разрешения.

Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа

4

Сфера духовной культуры

5

Социальная сфера жизни общества

6

Политическая сфера жизни общества

7

Гражданин и государство

Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека и гражданина. Взаимоотношение органов власти и граждан. Гражданство РФ. Правоохранительные органы.

6

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы.

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять,  почему  Всеобщая  декларация прав человека не является юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений.

Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты правпотребителей.

8

Основы российского законодательства

Система российского законодательства.

Признаки и виды правонарушений. Права и обязанности детей и родителей.

Понятие и виды преступлений. Презумпция невиновности. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защиты.

8

Различать правонарушение и правомерное поведение.

Называть основные виды и признаки правонарушений.

Характеризовать  юридическую  ответственность в качестве критерия правомерного поведения.

Объяснять смысл презумпции невиновности

9

Экономика

Понятие экономики. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Предпринимательская деятельность. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.

Экономические функции домохозяйства. Потребления домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

14

Раскрывать роль экономики в жизни общества.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства.

Называть  и  иллюстрировать  примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Всего

34

8 класс

Раздел/ тема, содержание темы

Количество часов

УУД

1

Человек. Деятельность человека

Биологическое и социальное в человеке. Взаимосвязь общества и природы. Индивид, индивидуальность, личность.

3

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.

Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность.

Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества

личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры

2

Общество

Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.

3

Выделять существенные признаки общества.

Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.

Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни

3

Социальные нормы

Мораль, ее основные принципы. Нравственность.  Моральные нормы и нравственный выбор. Добро и зло. Долг. Совесть.

6

Объяснять роль морали в жизни общества.

Характеризовать основные принципы морали.

Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.

Использовать  элементы  причинно-следственного анализа для объяснения влияния

моральных устоев на развитие общества и человека

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей

4

Сфера духовной культуры

Наука в жизни современного общества. Образование , его значимость в условиях информационного общества. Система образования в РФ. Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества.

5

Характеризовать науку как особую систему знаний.

Объяснять возрастание роли науки в современном обществе

Оценивать значение образования в информационном обществе.

Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.

Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.

Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию

Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.

Объяснять сущность и значение веротерпимости.

Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму

5

Социальная сфера жизни общества

Социальная структура общества. Социальные роли. Этнос и нации.

Отношения между нациями.

4

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей

6

Политическая сфера жизни общества

7

Гражданин и государство

8

Основы российского законодательства

9

Экономика

Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Распределение. Потребление. Факторы производства. Типы экономических систем. Собственности.  Инфляция и её последствия. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.

13

Раскрывать роль экономики в жизни общества.

Различать свободные и экономические блага.

Приводить примеры принятия решения на основе экономического выбора

Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства.

Называть  и  иллюстрировать  примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Всего

34

9 класс

Раздел/ тема, содержание темы

Количество часов

УУД

1

Человек. Деятельность человека

2

Общество

3

Социальные нормы

4

Сфера духовной культуры

5

Социальная сфера жизни общества

6

Политическая сфера жизни общества

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Формы правления. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

14

Характеризовать власть и политику как социальные явления

Раскрывать признаки суверенитета.

Различать формы правления и государственного устройства

Сопоставлять различные типы политических режимов.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

Раскрывать сущность гражданского общества.

Характеризовать местное самоуправление

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Приводить примеры гражданственности

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности

7

Гражданин и государство

Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Правоохранительные органы. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

6

Характеризовать Конституцию РФ как закон

высшей юридической силы.

Приводить конкретные примеры с опорой на

текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать  принципы  федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять,  почему  Всеобщая  декларация прав человека не является юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

8

Основы российского законодательства

Правоотношения. Признаки и виды правонарушений. Гражданские правоотношения. Права потребителей, защита прав потребителей. Право на труд и трудовые правоотношения. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Права ребенка и их защита. Особенности административно-правовых отношений. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

14

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений.

Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях объяснять условия заключения и расторжения брака.

Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.

Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки

административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний

Характеризовать  особенности  уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления.

Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

Объяснять сущность гуманитарного права.

Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

9

Экономика

Всего

34

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

- печатные пособия

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15)

2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.. Обществознание. Учебник для 5-го класса. М. «Просвещение». 2014

3. Данилов Д.Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Обществознание» («Зачем изучать общество?»), 5 класс– М. : Баласс, 2013

4.  Ярославцева М.Ю. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание» (Зачем изучать общество?), 5 кл. / М.Ю. Ярославцева, Д.Д. Данилов. – М. : Баласс, 2012

5. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.. Обществознание. Учебник для 6-го класса. М. «Просвещение». 2015

6.Поздеев А.В. Учебно-методическое пособие. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 6 класс. М. «Вако». 2014

- Интернет ресурсы:  

1.http://fcior.edu.ru/

2. http://school-collection.edu.ru/

3. http://standart.edu.ru

4. http://fgos.isiorao.ru e

5. http://ducom.ru

6. http://school2100.com/

- технические средства обучения:

1. компьютер

2. мультимедийный проектор

3. колонки

4.экран

- демонстрационные пособия:

1.Схемы по обществознанию

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

         Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения учителей естественно-гуманитарного цикла ООШ № 30

от «____» августа 2015 года  №1

________________ Фидря В.Н.                

                  СОГЛАСОВАНО

         Заместитель директора по УВР

          ______________ Кияшко Т.И.

          «_____» августа 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...