Урок "Деньги, их функции"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Обществознание
Класс, профиль: 7 класс.
Учитель: Денисова Анастасия Владимировна
Программно-методическое обеспечение: УМК под редакцией Боголюбова Л. Н. «Обществоведение», 7 класс
Тема урока: «Деньги и их функции»
Цели урока:
- познакомиться с понятием «деньги» и историей их возникновения, выяснить роль и функции денег в современном обществе.
Тип урока: комбинированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный
1. Организационный момент
Вступительное слово
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятиями обмен, торговля и реклама. Давайте вспомним прошлый урок и поработаем с заданиями. (Задания по подготовке к ГИА на слайде)
Ребята, как вы думаете, все ли были довольны своей прибылью при бартере? Почему?
Какой же выход нашли люди в данной ситуации?
Сегодня мы переходим к изучению темы: «Деньги и их функции». Обратите внимание на план работы на уроке. Сегодня мы поговорим об истории денег и об их основных функциях. На следующем уроке мы изучим развития денежного обращения на Руси.
2. Переход к изучению новой темы
План изучения новой темы
- Деньги и история их возникновения
- Функции денег
- Основные виды денежных знаков
Просмотр фильма и работа с вопросами
- Что такое деньги?
- Как называется безденежный натуральный обмен?
- Назовите самые ценные предметы, которые служили посредником между товарами.
- Назовите три вида денег, названных в фильме.
- Зачем нужны цифры на деньгах?
Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.
Запись в тетрадь: Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Деньги – всеобщее платежное средство, мера стоимости товара или услуги.
Рассказ учителя об истории денег с опорой на иллюстративный ряд
Учитель: Считается, что первые монеты появились в Китае и в Лидии в 7 в. до н. э. Около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий ввел монеты вместо бартера. Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах). Марко Поло писал, что бумажные деньги – способ достичь той цели, к которой стремились алхимики. В 13 в. правительство Чингисхана обменивало бумажные деньги на золото, и их стали подделывать. В 1500 г. в Китае прекратили выпуск бумажных денег из-за финансовых трудностей, но некоторые частные банки все равно продолжали эмиссию. В разное время в разных странах деньгами были слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т. д.
Дополнительно учитель может привести ряд интересных фактов из истории денег с опорой на иллюстративный материал
- Жители острова Яп использовали в качестве денег огромные каменные диски диаметром до 4-х метров.
- Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.
- Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.
- 1993 год. Изобретены "цифровые деньги" - DigiCash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты - карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете.
Ребята, подумайте и скажите, каким образом можно использовать деньги?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег» и будьте готовы объяснить каждую из функций.
Работа с заданиями (на слайде)
Ребята, Буратино назвал нам несколько видов денег зарубежных стран. Но наши коллеги познакомят нас с некоторыми из них.
Выступления учащихся (сообщения о различных денежных валютах)
Практическая работа учащихся
Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета)
Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.
Одному из учащихся предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена.
В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.
Учитель: Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет.
Запись в тетрадь: Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал
Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.
Номинал – нарицательная стоимость монеты
Легенда – надписи на монете
Гурт – боковая поверхность монеты
Работа с высказыванием
4. Закрепление изученного материала
Ответьте на следующие вопросы:
- Почему у человека появилась потребность в деньгах?
- В чем преимущества и недостатки бартера?
- Почему появились металлические деньги?
- Каковы основные функции денег?
- Какую информацию может дать изучение монеты?
5. Подведение итогов
Учитель: Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами
5. Домашнее задание
Учитель: Дома вы изучите § 13 учебника до раздела «Человек в истории» (с. 135-141) и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» (с. 147). Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси», «Денежная реформа С. Ю. Витте»
6. Выставление учащимся оценок за работу на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-214845-1382186044.jpg)
Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.
видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-343905-1385142621.jpg)
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-300111-1379773117.jpg)
Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.
Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/12/picture-551393-1502527371.jpg)
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.
Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893837-1486988684.jpg)
Разработка открытого урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме: «Окрестность точки. Предел функции в точке. Теоремы о пределах функций. Предел функции при х→0 »
открытый урок по теме "пределы" для старшеклассников (в помощь учителю математики)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-858034-1480287583.jpg)
Тестовые задания «Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»
Тестовые задания в двух вариантах по 28 вопросов в каждом на темы:«Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»...