Урок "Гражданское право"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Урок-практикум в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0005dab4-f3449384.docx756.5 КБ
Файл 0005dad6-61f783b9.pptx868.87 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Урок «Гражданские правоотношения»

Цель урока:

сформировать понимание овладения правовой культурой, сформировать ответственность подростков за свои поступки и обязательства, научить юридически правильно защищать свои права.

Задачи урока:

  1. Сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений
  2. Развивать умение проводить правовой анализ социальной информации
  3. Создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам, учить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений

Тип урока: урок-практикум

План урока:

  1. Проверка домашнего задания=актуализация знаний
  2. Выполнение практических заданий по направлениям
  1. Сущность гражданского права
  2. Особенности гражданских правоотношений
  3. Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних
  4. Защита прав потребителя
  1. Подведение итогов. Рефлексия
  2. Домашнее задание
  3. Оценивание работы учащихся

  1. Проверка домашнего задания (Актуализация знаний)

Учащимся предлагаются задания разного уровня сложности А и В (дифференцированный подход)

  1. Уровень А.

  1. Уровень В.

  1. Уровень А

  1. Уровень В

  1. Уровень А

  1. Уровень В

  1. Уровень А

  1. Уровень В

  1. Уровень А

  1. Уровень В

  1. Уровень А

  1. Уровень В

  1. Уровень А

  1. Уровень В

  1. Задание

Итак, ребята:

Можно ли данный случай отнести к гражданским правоотношениям? Почему?

  1. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока, цель и задачи.

Учащиеся называют тему рока, цель и задачи.

Вернемся к нерешенной правовой задаче.

Кто должен нести ответственность перед магазином и гражданином Д.? (родители Павла Г., и рабочий Николай Б.) Почему?

Сегодня мы будем разбирать ситуации, с которыми вы можете столкнуться и в повседневной жизни.

Работа в парах по карточкам.

Карточка № 1

Задача 1

Ответ (нет, так как Гришину нет 14 лет, он не дееспособен для совершения таких сделок. Обращение родителей обосновано)

Задача 2

           В день рождения 12-летний Иван получил в подарок от друзей 100 рублей. Иван решил не тратить деньги, положить их в банк, а когда вклад прирастет, купить себе роликовые коньки.

Может ли Иван самостоятельно заключить с банком договор банковского вклада? 

Ответ (нет, так как Ивану нет 14 лет)

Карточка № 2

Задача 1

Ответ (недвижимое имущество, если в договоре указана пристройка, и она есть в плане, то спор будет решен в пользу покупателя)

Задача 2

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел
к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, заявив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет.

1. Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками?
2. Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы?

(Сделка не действительна, нужно доказать, что родители не давали согласия не эту сделку)

Карточка № 3

Задача 1

Ответ (Сделка по дарению скутера законна. Роман вправе иметь любое имущество на праве собственности (вытекает из правоспособности). Обмен должен производиться с согласия родителей)

Задача 2

Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье.

Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита? Какой ответ должен быть дан гражданину С.?

Ответ:

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.152.1) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина. Так как права гражданина С. нарушены, он вправе обратиться в суд за их защитой.

Карточка № 4

Задача 1

 Гражданин Н. приобрел у ООО «Ы» тестомешалку, произведенную фирмой «Z». На второй день после покупки он обнаружил, что тестомешалка не работает. Н. обратился к ООО «Ы» с претензией о качестве товара, в которой потребовал заменить ему купленную тестомешалку на аналогичный товар надлежащего качества. ООО «Ы» отказало в удовлетворении претензий Н., сославшись на то, что продавец не отвечает за качество товара, но отвечает за него производитель, и порекомендовало обратиться ему с данной претензией в представительство фирмы «Z». Обоснован ли отказ? К кому и какие требования вправе был предъявить Н.?

Ответ:

Отказ ООО «Ы» заменить товар является необоснованным, так как покупатель вправе в случае продажи товаров ненадлежащего качества потребовать как от продавца, так и от изготовителя, уполномоченной организации или импортера замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, а также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. (ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Задача 2

Ответ (Право собственности движимого имущества не подлежащего регистрации возникает с момента поступления во владение, соответственно Константинов собственником не является. Вместе с тем, Яковлев исполнил условия договора. Константинов прав ущерб должен быть возмещен виновными в краже лицами. При доставке нарочным ничего не меняется, в случае утери нарочный несет ответственность)

Карточка № 5

Задача 1

Ответ (Фермеру нужно было обратиться в местные исполнительные органы и подать хозяина в розыск.. , после истечения определённого срока (предусм ГКРК) корову можно было бы забить.. или ещё чего. Так как фермер этого не сделал, он просто в гражданском порядке возместить ущерб хозяину)

Задача 2

       В 2007 г. Павлов решил продать деревянный дом, в котором он проживал с 1987г. Однако выяснилось, что право собственности на дом не зарегистрировано. Отец Павлова, умерший 4 года назад, самовольно занял в 1985 г. пустовавший дом.

        Может ли Павлов приобрести право собственности на дом и распорядиться им? Ответ обоснуйте.

Ответ (Может по приобретательной давности путем признания права собственности через суд, т. к. открыто пользуется данным имущество более 15-и лет.)

Карточка № 6

Задача 1

Ответ (собирать плоды имеет тот, на чьей земле стоит дерево, но только со стороны своего участка. зайти к соседу и собрать с его стороны со своего дерева он может лишь с разрешения соседа. В свою очередь сосед не может собирать плоды с чужого дерева, но может потребовать от собственника устранить ветки дерева над своим участком.)

Задача 2

     Сидоров по договоренности со своим родственником Спичкиным передал последнему в пользование по договоренности новый автомобиль «Жигули» сроком на три года. По истечении срока действия договоренности Сидоров выписал на имя Спичкина новую доверенность, также сроком на три года. Спустя шесть лет Спичкин отказался вернуть автомобиль, мотивируя это тем, что он владел автомобилем открыто, законно и непрерывно более 5 лет. Поэтому автомобиль по праву приобретенной давности принадлежит не Сидорову, а ему, Спичкину. Сидоров обратился в суд с иском об истребовании автомобиля у Спичкина.

        Как суд должен разрешить данный спор?   

(Суд должен вернуть автомобиль собственнику)

Карточка № 7

Задача 1

Муниципальная школа №… заключила с ООО «Молоко» устный договор на поставку свежего молока в школьную столовую. Поставки осуществлялись ежедневно. Через месяц ООО прекратило поставки, так как на его счет от школы не поступило никаких средств. Обратившись к школе за разъяснениями, ООО узнало, что школа хотела лишь наладить деловые связи с ООО, считая, что поставки ООО производило в рекламных целях.

        Является ли школа юридическим лицом? Что значит аббревиатура ООО? В какой форме должны  заключаться договоры между юридическими лицами? 

Ответ (В письменной форме)

Задача 2  

Кононенко обнаружил на скамейке около своего садового участка оставленный кем-то плеер « SONY». Владелец плейера ему был неизвестен, установить его не удалось. Кононенко заявил о находке в милицию. Плейер остался у него. Через восемь месяцев к Кононенко пришел некто Рожанцев и потребовал вернуть плейер, заявив, что оставил его прошлым летом, отдыхая на скамейке около участка Кононенко. Тот факт, что это был его плейер, он, доказал, указав на его особые приметы.

        Как поступить Кононенко? Кто является собственником спорного плейера? 

Ответ (вернуть плеер, собственник Рожанцев)

2 практическое задание

Уровень А
Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):

1. заключение брачного договора , 2. заключение договора о поставке продукции, 3. конфискация имущества,

4. установление авторства, 5. нарушение дисциплины труда, 6. совершение покупки в магазине, 7. публикация стихов в газете, 8. признание права собственности на объект недвижимости, 9. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника,

10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры.

Имущественные

Личные  неимущественные

Уровень В

Практикум: Укажите элементы гражданских правоотношений на конкретных примерах.

1. Гражданка Панина заказала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенному  договору, должны были быть установлены в течение трех дней.

2. 17-летний  Сидоров  на  свою  первую  стипендию  приобрел в музыкальном магазине  «Мьюзикшоп» диски  с  записями  его  любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным.

3. Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

Уровень С

Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.

а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;

б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;

в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;

г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.

д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.

  1. Подведение итогов. Возвращение к задачам, поставленным в начале урока. Рефлексия

  1. Домашнее задание

п.16 читать. Подобрать по одной ситуации гражданских правоотношений из жизни.

  • Графическая: на доске таблица со знаками

Задачи урока

+ (все понятно)

- (ничего не понял)

? (интересно, хочу узнать подробнее)

Сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений

Развивать умение проводить правовой анализ социальной информации

Создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам, учить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений

  1. Оценивание работы учащихся

9 класс

Урок «Собственность. Предпринимательство. Гражданское право»

Цели: ознакомить учащихся с основами предпринимательской деятельности; подвести учащихся к пониманию важности имущественных отношений в жизни современного общества; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

 

Тип урока – комбинированный

План урока:

  1. Актуализация знаний
  2. Изучение нового материала
  1. Имущественные отношения
  2. Собственность
  1. Подведение итогов
  2. Домашнее задание
  3. Оценивание работы учащихся

  1. Актуализация знаний

Работа с карточками

Проверка выполнения домашнего задания в тетради. ВАРИАНТ Б

 Подберите определения:

 1.  Безработный

2.  Трудовые отношения

3.  Трудовой договор

4.  Профсоюз

5.  Социальное партнерство

6.  Трудовая книжка

 

 

А.Добровольное соглашение между работником и работодателем

Б. Согласование интересов работников и работодателем по вопросам регулирования трудовых отношений

A.  Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности

Г. Документ, подтверждающий трудовую деятельность

Д. Лицо, не имеющее работы и постоянного заработка, зарегистрированное в службе занятости

 Е. Объединение работников предприятия, для защиты своих интересов в рамках действующего трудового законодательства

Проверка выполнения задания, помощь, консультирование.

  1. Изучение нового материала

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 254—257) или учебник 2 (с. 97-101).

Задание для учащихся: объяснить, что такое право собственности. Кому может принадлежать собственность? Как становятся собственником?

3.  Беседа по прочитанному тексту

Вариант ответа:

Право собственности - совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность имущества отдельным лицам или коллективам и основанные на этом полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Владение - фактическое обладание вещью. Пользование—извлечение из имущества полезных свойств. Распоряжение - возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. «...В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Конституция РФ, ст. 8).

Собственниками или субъектами права собственности в нашей стране могут быть граждане, юридические лица, государство и органы местного самоуправления (см. схему ниже).

Собственником можно стать:

     изготовив самостоятельно вещь с соблюдением закона;

     в результате использования имущества, полученных плодов, продукции, доходов;

     получив по наследству в соответствии с завещанием или законом имущества умершего;

     покупая имущество или получая его в подарок;

     в законном порядке приобретая право собственности на имущество, не имеющее собственника;

     став членом потребительского кооператива и выплатив полностью свой пай-взнос.

        

Задание для учащихся: определите, какими качествами предпринимателя обладает продавец в стихотворении С.В. Михалкова. Соблюдал ли продавец права потребителя? Какую цель ставит перед собой предприниматель?

На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

-    Хозяин, продашь нам корову свою?

-    Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

-    Не много ли просишь, старик, за нее?

-Да где наживаться! Вернуть бы свое!

-    Уж больно твоя коровенка худа!

-    Болеет, проклятая. Прямо беда!

-    А много ль корова дает молока?

-    Да мы молока не видали noKai...

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

-   Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

-   Корову продашь?

-   Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

-Да так ли! Уж выглядит больно худой!

-   Не очень жирна, но хороший удой.

-   А много ль корова дает молока?

-   Не выдоишь за день - устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

-   Зачем я, Буренка, тебя продаю? -

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому! [37]

Домашнее задание. П.20 прочитать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задания уровня А Задания уровня В 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание 7 задание 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание 7 задание

Слайд 9

124

Слайд 10

124

Слайд 11

345

Слайд 12

345

Слайд 13

завещанию

Слайд 14

145

Слайд 15

право на жизнь

Слайд 16

Николай Б. и родители Павла Г.

Слайд 17

Тема урока: ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ Цель урока: сформировать понимание овладения правовой культурой, сформировать ответственность подростков за свои поступки и обязательства, научить юридически правильно защищать свои права. Задачи урока: Сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений Развивать умение проводить правовой анализ социальной информации Создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам, учить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений

Слайд 18

В день рождения 12-летний Иван получил в подарок от друзей 100 рублей. Иван решил не тратить деньги, положить их в банк, а когда вклад прирастет, купить себе роликовые коньки . Может ли Иван самостоятельно заключить с банком договор банковского вклада? 1 2

Слайд 19

12-летний Костя Н. получил в подарок от деда велосипед. Поскольку Косте срочно понадобились коньки, он продал велосипед знакомому подростку 16 лет, а на вырученные деньги купил коньки. Отец Кости, узнав об этом, расценил поступок сына как неуважение к деду, пошел к подростку-покупателю с намерением вернуть деньги и забрать велосипед. Однако купивший велосипед подросток взять деньги и вернуть велосипед отказался, заявив, что цену он дал за покупку нормальную, а Костя продал велосипед, принадлежащий не отцу, а самому Косте, что каждый может сам распоряжаться принадлежащим ему имуществом, и оснований для расторжения договора нет. 1. Имеет ли юридическую силу договор купли-продажи велосипеда между упомянутыми подростками? 2. Каковы права отца Кости в этой ситуации и как они могут быть реализованы? 1 2

Слайд 20

Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье. Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита. Какой ответ должен быть дан гражданину С.? 1 2

Слайд 21

Гражданин Н. приобрел у ООО «Ы» тестомешалку, произведенную фирмой «Z». На второй день после покупки он обнаружил, что тестомешалка не работает. Н. обратился к ООО «Ы» с претензией о качестве товара, в которой потребовал заменить ему купленную тестомешалку на аналогичный товар надлежащего качества. ООО «Ы» отказало в удовлетворении претензий Н., сославшись на то, что продавец не отвечает за качество товара, но отвечает за него производитель, и порекомендовало обратиться ему с данной претензией в представительство фирмы «Z». Обоснован ли отказ? К кому и какие требования вправе был предъявить Н.? 1 2

Слайд 22

В 2007 г. Павлов решил продать деревянный дом, в котором он проживал с 1987г. Однако выяснилось, что право собственности на дом не зарегистрировано. Отец Павлова, умерший 4 года назад, самовольно занял в 1985 г. пустовавший дом. Может ли Павлов приобрести право собственности на дом и распорядиться им? Ответ обоснуйте. 1 2

Слайд 23

1

Слайд 24

Сидоров по договоренности со своим родственником Спичкиным передал последнему в пользование по договоренности новый автомобиль «Жигули» сроком на три года. По истечении срока действия договоренности Сидоров выписал на имя Спичкина новую доверенность, также сроком на три года. Спустя шесть лет Спичкин отказался вернуть автомобиль, мотивируя это тем, что он владел автомобилем открыто, законно и непрерывно более 5 лет. Поэтому автомобиль по праву приобретенной давности принадлежит не Сидорову, а ему, Спичкину . Сидоров обратился в суд с иском об истребовании автомобиля у Спичкина . Как суд должен разрешить данный спор? 2

Слайд 25

Муниципальная школа №… заключила с ООО «Молоко» устный договор на поставку свежего молока в школьную столовую. Поставки осуществлялись ежедневно. Через месяц ООО прекратило поставки, так как на его счет от школы не поступило никаких средств. Обратившись к школе за разъяснениями, ООО узнало, что школа хотела лишь наладить деловые связи с ООО, считая, что поставки ООО производило в рекламных целях. Является ли школа юридическим лицом? Что значит аббревиатура ООО? В какой форме должны заключаться договоры между юридическими лицами? Кононенко обнаружил на скамейке около своего садового участка оставленный кем-то плеер « SONY ». Владелец плейера ему был неизвестен, установить его не удалось. Кононенко заявил о находке в милицию. Плейер остался у него. Через восемь месяцев к Кононенко пришел некто Рожанцев и потребовал вернуть плейер, заявив, что оставил его прошлым летом, отдыхая на скамейке около участка Кононенко. Тот факт, что это был его плейер, он, доказал, указав на его особые приметы. Как поступить Кононенко? Кто является собственником спорного плейера? 1 2

Слайд 26

Уровень А Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид): заключение брачного договора , заключение договора о поставке продукции, конфискация имущества, 4 . установление авторства, 5 . нарушение дисциплины труда, 6 . совершение покупки в магазине, 7 . публикация стихов в газете, 8 . признание права собственности на объект недвижимости, 9 . выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника, 10. ссора и драка между соседями коммунальной квартиры. Имущественные Личные неимущественные

Слайд 27

Уровень В Практикум: Укажите элементы гражданских правоотношений на конкретных примерах : Гражданка Панина заказала в частной фирме новые окна, которые, согласно заключенному договору, должны были быть установлены в течение трех дней. 2. 17-летний Сидоров на свою первую стипендию приобрел в музыкальном магазине « Мьюзикшоп » диски с записями его любимой рок-группы. Однако один из дисков оказался бракованным . 3. Гражданин Гусев, после смерти своего отца решил опубликовать его стихи в одном из издательств, о чем был заключен договор. Издательство стихи опубликовало, но под другим именем.

Слайд 28

Уровень С Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях: а) семья Федоровых приобрела собственную дачу ; б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем ; в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров ; г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку . д ) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.

Слайд 29

Задачи урока + ( все понятно) - ( ничего не понял) ? ( интересно, хочу узнать подробнее) Сформировать базовые знания в области гражданских правоотношений Развивать умение проводить правовой анализ социальной информации Создать условия для воспитания ответственности по отношению к принятым обязательствам, учить защищать свои права в сфере гражданских правоотношений РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 30

п.16 читать. Привести пример ситуации гражданских правоотношений из жизни. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...

Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования

презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...

Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»

Учебный проект урока по теме  « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...