" Свобода в деятельности человека"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

ПОПОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА1

Разработка урока обществознания в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Никольска» Вологодской области

Урок по обществознанию  в 10 классе

«Свобода в деятельности человека»

Учитель Попова Ольга Николаевна

 высшая квалификационная категория

Цель-ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»

Задачи:

-проанализировать некоторые философские, морально-этические аспекты понятия «свобода»

-раскрыть взаимосвязь понятий свобода и ответственность, свобода и необходимость, свобода и ее границы

- развивать умение работать с письменными источниками, объяснять позицию автора источника, формулировать и аргументировать свою точку зрения

- формирование отношения к свободе как одной из высших ценностей общества

Технология ТРКМ( технология развития критического мышления)

Тип урока - изучение нового материала

Форма работы – в парах

Используемые средства - раздаточный материал

Этапы урока:

1.Орг.момент

2.Стадия 1.ВЫЗОВ. Актуализация знаний.

3.Стадия 2.ОСМЫСЛЕНИЕ. Изучение нового материала. Информационно- аналитический блок.

4.Стадия3. РЕФЛЕКСИЯ .

5.Подведение итогов.

Ход урока

1.Орг. момент- приветствие, организованное начало урока

2.Стадия 1. ВЫЗОВ

Задачи:

• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

• пробуждение интереса к изучаемой теме;

• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

• побуждение ученика к активной деятельности.

Вопрос учащимся: что было написано на знамени рабов Древнего мира, содержалось в требованиях восставших крепостных в России, участников восстаний в английской колонии Индии? ( учащиеся называют – свобода).

Таким образом, учащиеся определяют тему урока, которая записывается на доске и в тетради.

Учащимся предлагается составить первичный кластер- что они уже знают об этом понятии.( т.к. они знакомились  с некоторыми аспектами этого понятия раннее).Предполагаемые ответы учащихся- выбор, ответственность, желания и другое.

Философ и социолог Е.В.де Роберти полушутя отметил, что тот, кто сумеет дать общепризнанное определение понятия свободы, достоин полной Нобелевской премии.

Вопрос учащимся - что имел ввиду ученый?

Учащиеся предполагают, что понятие свобода - сложное, многогранное, по- разному понимается учеными.

Таким образом, учащиеся подводятся к формулировке цели урока - ознакомиться учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода»

3.Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ

Задачи:

• активное получение новой информации;

• осмысление новой информации;

• соотнесение новой информации с собственными знаниями;

• отслеживание процесса познания и собственного понимания.

Учащиеся в парах работают с раздаточным материалом( см.Приложение) и выполняют задание1.

При этом они используют прием « инсерт»- отмечают, какая информация им известна, что нового они узнали, что им непонятно.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

4.Стадия 3. РЕФЛЕКСИЯ - РАЗМЫШЛЕНИЯ

Задачи:

• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

• выявление еще не опознанного;

• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

Учитель предлагает  классу задания:

1.Выполнить задание № ( раздаточный материал)

2.Дополнить первичный кластер новой информацией о понятии свобода, которую они приобрели на уроке.

3.  Вписать в соответствующую колонку таблицы понятия: ответственность, независимость от чужой воли, возможность реализовать любое желание, строгое соблюдение законов, уважение прав других людей, совесть, взаимопонимание, сила воли, способность к самоограничению.

Понятия, связанные со «свободой» / Понятия, не связанные со « свободой

4.Ознакомиться с заданием 2 и поразмышлять над высказываниями, написав дома эссе на основе любого из предложенных высказываний.

5.Подведение итогов урока.

Самооценка учащихся, оценка учащимися друг друга и оценка учителя.

Критерии оценки: по 2 балла за каждый.Всего 10 баллов.

- верно сформулирована точка зрения философа, изложенная в источнике

- верно выполнено задание 3 в раздаточном материале

- в кластере добавлена новая информация

- правильно распределены слова по колонкам

- аргументировано высказывалась собственная точка зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по обществознанию по темам «Свобода в деятельности человека», «Политическая деятельность»

1. Одним из компонентов политической системы является: 1) политические нормы; 3) политическая традиция; 2) политическая этика; 4) политическая мораль. 2. Политология – это система: 1) социальных и...

Методическая разработка урока "Свобода в деятельности человека"

Интерактивный урок изучения , анализа  различных смыслов понятия «свобода» и создание модели свободного общества...

Свобода в деятельности человека.

Разработм   урока по материалам методического пособия(10 класс)....

Технологическая карта урока "Свобода в деятельности человека"

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе в соответствии с ФГОС...

Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс

Урок -   самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач. Рассматриваются вопросы  о свободе выбора и ответственности, о внутренней и ...

Конспект урока " Свобода в деятельности человека" Обществознание 11 класс

Урок  обществознания 11" Свобода в деятельности человека" На уроке  работа с понятийным аппаратом ,работа в парах, обсуждение вопросов, сообщения.  Осуществляется работа с раз...

Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.

11 класс Урок-исследование по обществознанию....