Учебный материал
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)


Предварительный просмотр:

                            Лист контроля знаний, самооценки и рефлексии.

ГРУППА _________________________________________________________________

УЧАСТНИК ЗАНЯТИЯ _______________________________________________________

1. Для какого политического режима характерны наличие гражданского общества и принцип разделение властей:

А.Демократия;          Б. Авторитаризм;                 В. Тоталитаризм.

2. Основным признаком тоталитарного режима является:

А. Контроль над церковью;                                    Б. Культ личности вождя;

В. Отсутствие плюрализма мнений;                       Г. Правовое государство..

3. Основным признаком авторитарного режима является:

А. Контроль общества над властью;               Б. Легальная оппозиция;

В. Разветвленный карательный аппарат;       Г. Сильная неограниченная власть главы государства.

4. Совокупность методов осуществления власти – это:

А. Политическая норма;                                          Б. Форма правления;

В. Форма государственного устройства;                Г. Политический режим.

5. Для какого политического режима характерна полная регламентация поведения человека:

А.Демократия;                  Б. Авторитаризм;               В. Тоталитаризм

                                              Вопросы для рефлексии

Выделите основные формы деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было самым трудным в ходе занятия?______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что нового я узнал(а) на занятии?____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день!

Слайд 2

С. Дали «Глаз времени»

Слайд 4

ПОЛИТИКА Политика – это борьба за власть ее использование и удержание. Политика – это деятельность по управлению общественными делами С каким словом ассоциируется? ВЛАСТЬ

Слайд 5

Л. Филатов «Сказ про Федота-стрельца»

Слайд 6

Тема урока: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Слайд 7

«Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие» И.А. Ильин, русский философ

Слайд 8

Политический режим Осуществления Методов Совокупность Средств И Власти Политической

Слайд 9

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность средств и методов осуществления политической власти

Слайд 10

Проблемный вопрос: Можно ли назвать совершенным какой-либо политический режим? Цель урока : выделение существенных признаков политических режимов

Слайд 11

Зимин А. «Витязь на распутье»

Слайд 12

Линии сравнения Демократический Авторитарный Тоталитарный Взаимоотношения народа и власти Народ-источник власти. Контроль общества над властью. Отчуждение народа от власти. Исполнительная власть превосходит законодательную. Гражданское общество не развито. Полное подчинение общества и личности власти. Гражданское общество отсутствует. Политические отношения. Роль лидера Свободные демократические выборы. Разделение властей. Выборный глава государства. Полномочия парламента ограничены. Сильная неограниченная власть главы государства. Все ветви власти под контролем. Господство группы лиц, возглавляемых лидером. Культ вождя. Партийная система Многопартийность Правящая партия огосударствлена . Может быть несколько партий, но они играют несущественную роль. Монопольно властвующая партия. Действия оппозиции Легальная оппозиция Оппозиция запрещена. Запрещение всяких политический оппозиций. Идеология Политический плюрализм Фактическое господство одной идеологии. Цензура над СМИ. Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию. Роль силовых структур Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства. Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.

Слайд 13

«Разрешено все, что не запрещено законом» Демократия «Разрешено все, кроме политики» Авторитаризм «Запрещено все, что не приказано» Тоталитаризм

Слайд 14

Проблемный вопрос: Можно ли назвать совершенным какой-либо политический режим?

Слайд 15

Выполним тестовые задания

Слайд 16

Проверь себя: А Б Г Г В

Слайд 17

Домашнее задание Оценка «3» Составить развернутый план ответа на тему «Политические режимы» Оценки «4», «5» Написать эссе на одну из тем: «Равенство – сущность демократии и наибольшая угроза для демократии» (М. Комар) «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо ) Параграф 15

Слайд 18

РЕФЛЕКСИЯ - «все понятно, все усвоил» - «не все усвоил, надо доработать» - «многое осталось непонятным»

Слайд 19

Мы взглянули с позиций человека XXI века на типы политических режимов и увидели, что в каждом политическом режиме можно выделить положительные и отрицательные стороны. Главное, чтобы каждый из вас понимал, что от вашей активной жизненной позиции зависит очень многое в государстве.

Слайд 20

Всем спасибо за работу! Желаю удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Наша страна в 21 веке.

Слайд 2

Задумаемся : что значит сегодня быть патриотом. Вспомним : что изображено на Государственном гербе России ? Каковы цвета российского флага, что символизируют ?

Слайд 3

План урока : Наша Родина-Россия. Россия- многонациональное государство. Быть патриотом. Конституция Российской Федерации. Участие России в международных отношениях.

Слайд 4

Наша Родина-Россия У каждого есть Родина. Это страна, где он родился. Мы граждане России, наша Родина- Российская Федерация. Она состоит из отдельных частей- субъектов. Россия- самая большая страна в мире. Её площадь составляет более 17 миллионов квадратных километров. Население более 150 млн человек . Она расположена на материке Евразии и лежит в двух частях света. Наше государство граничит сразу с 18 странами . В России проживает более 160 различных народов : русские, татары, башкиры, чуваши, буряты, немцы, чеченцы и др. Каждый из них имеет свой язык и культуру. Но общим языком является русский язык .

Слайд 5

Важнейшие ресурсы для развития России : Высокий уровень образования граждан. Большие запасы полезных ископаемых. Развитая транспортная сеть, связывающую все регионы страны. Современные технологи .

Слайд 6

ДОСТИЖЕНИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ Жорес Иванович Алфёров (1930 - 2019) - один из крупнейших учёных в области физики и техники полупроводников. Его работы получили мировое признание. В 2000 г. Алфёров получил Нобелевскую премию по физике — самую высокую награду в научном мире.

Слайд 7

ДОСТИЖЕНИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ Софья Ковалевская. Сделала ряд математических открытий. За работу о вращении твердого тела (1888 год) получила премию Шведской королевской академии наук.

Слайд 8

ДОСТИЖЕНИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ Михаил Ломоносов. Сделал немало открытий в разных областях науки, в частности, впервые сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения (1760 год), создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, основал науку о стекле. Разработал проект первого в России классического университета – Московского университета (1755 год).

Слайд 9

ДОСТИЖЕНИЯ НАШЕЙ СТРАНЫ Достижения нашей страны велики, но ещё больше предстоит сделать. Требуется развивать новейшую технику и технологии, создавать умную экономику.

Слайд 10

РОССИЯ-МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. В нашей стране проживают представители более ста наций и народов. Самой многочисленной нацией являются русские, составляющие более 80% населения страны. Русский народ — создатель и строитель нашего государства, носитель великой русской культуры

Слайд 11

РОССИЯ-МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. Вопросы к кроссворду по горизонтали: 1. Как называлось наше государство? 2.Столица нашей Родины? 3.От какого слова образовалось слово русский? 4.Маленькая ячейка общества? 5.Торжественный символ России? 6.На нем говорят.?

Слайд 12

БЫТЬ ПАТРИОТОМ Каждый год в России и многих других странах проводится День белых журавлей . В память о воинах, погибших во время войны , дети делают белых журавлей, пишут на них имена своих прадедов и затем запускают журавликов в небо . Этот поэтический образ возник благодаря жившему в маленьком горном ауле поэту Расулу Гамзатову

Слайд 13

БЫТЬ ПАТРИОТОМ

Слайд 14

БЫТЬ ПАТРИОТОМ

Слайд 15

БЫТЬ ПАТРИОТОМ Патриотизм-это любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Патриот верен своей стране. Патриот солидарен с её народом. Патриот любит свою семью. Патриот любит свой край. Патриот любит своё Отечество. Патриот видит достоинства и недостатки. Патриот стремиться сделать жизнь своей страны лучше.

Слайд 16

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Конституция Российской Федерации , которая была принята всенародным голосованием в 1993 г. и применяется на всей территории страны. В ней содержатся главные правила общественного и государственного устройства . Конституция является основой для всех других законов государства, и ни один из них не может ей противоречить.

Слайд 17

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Конституции России перечислены основные символы нашего государства: государственные флаг, герб и гимн России .

Слайд 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла

Слайд 19

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

Слайд 20

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

Слайд 21

УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Выстраивая международные отношения, Российская Федерация стремится к обеспечению собственной безопасности и национальных интересов, развитию сотрудничества и взаимодействия с другими государствами . Само понятие «международные отношения» обозначает деятельность государств , представляющих интересы своих народов на мировой арене. Государства могут сотрудничать друг с другом в области политики и права, экономики и культуры, образования и научно-технических достижений. В зоне интересов большинства государств находятся торговля, экспорт и импорт оружия, военной техники, а также совместная борьба с международной преступностью и терроризмом.

Слайд 23

ДОМАШНЯЯ РАБОТА ПАРАГРАФ 14 РУБРИКА « ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ » № 2 ( ПИСЬМЕНО )- В ТЕТРАДЯХ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кондинская средняя общеобразовательная школа

Номинация «Мое лучшее  внеурочное, внеклассное, внешкольное  занятие»

Похожее изображениеМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного  мероприятия

«Поклон тебе, солдат России»           

                                                   Воложанина Ольга Петровна

                                                                учитель истории и обществознания

                                                МКОУ Кондинская СОШ

                                  г.п.Кондинское

                                     ул. Советская д. 6

         

                                                                   

                                                                           г.п.Кондинское

                      Пояснительная записка к внеклассному мероприятию

 «Поклон тебе, солдат России»

В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия различными методами и формами: урок-беседа с применением технологии критического мышления, групповых и индивидуальных форм работы учащихся.

Цель мероприятия: формирование патриотических чувств, памяти и  гордости за героическое прошлое  народов России.

Задачи:

  1. Воспитывать  патриотическое сознание у учащихся
  2. Сохранить историческую память о героях войны
  3. Способствовать формированию интереса к истории своей страны

Этапы урока:

  1. Организационный (приветствие учащихся)
  2. Ориентированно-мотивационный этап ( мотивация обучения и включение учащихся в совместную деятельность)
  3. Операционно-познавательный этап (групповая и индивидуальная работа, направленная на восприятие, запоминание и анализ материала )
  4. Осмысление и применение изученного материала
  5. Подведение итогов
  6. Рефлексия

Планируемые результаты:

Познавательные:

- иметь представление о простом солдате  Великой Отечественной войны;

Регулятивные:

- умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения;

Личностные:

- выражать положительные эмоции, сочувствовать;

- отдавать дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи  

   имена так и не удалось установить.

                         

                              «Поклон тебе, солдат России» (слайд 1)

Ход  мероприятия:

Вступительное слово учителя:

Ребята, добрый день! Сегодня наше занятие посвящено очень трогательной странице в истории нашей страны с названием  «Поклон тебе, солдат России».  Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение  слова - ПАМЯТЬ?  (слайд 2)       (ответы учащихся)

ПАМЯТЬ – это сохранение информации о событиях прошлого. Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. (слайд 3)

Война… это слово ассоциируется с чем-то страшным и жутким. Мы с вами никогда не  видели войны, знаем о ней из книг, рассказов, фильмов. Всё это потрясает  до глубины души. А люди, жившие во время войны. Что с ними? Они жили, сражались и пронесли боль войны через всю свою жизнь. Мало осталось тех, кто прошёл эти страшные мучения, но память о них жива всегда. (слайд 4)

Эпиграфом к нашему занятию, являются слова, взятые из стихотворения Ю.И. Коринец   «Неизвестный солдат»: (слайд 5)

                                                                   «…Неизвестный солдат

                                                                    Пал в жестоком бою.

                                                                     Неизвестный солдат –

                                                                     Чей-то сын или брат…»

Прошло уже много лет с того дня, как началась война, а наша память вновь и вновь возвращается к тем годам борьбы с фашизмом. Ведь эта война была не только бедой, коснувшейся каждой семьи, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и величие советского человека, истинная цена которых, с годами, раскрывается все полнее. (слайд 6)

Давайте вспомним о жертвах этой войны (учащиеся образуют небольшие группы и работают с раздаточным материалом) и сделаем обобщающие выводы.

1 гр.  Потери СССР.

2 гр. Разрушения в СССР.

3 гр. Потери Германии.

Работа в группах. Выступления учащихся от каждой группы.

Учитель:

Ребята, скажите, кого вы знаете из героев Великой Отечественной войны?

(ответы учащихся)

А есть ли такие, о ком, к сожалению,  до сих пор ничего не известно? Как мы называем этих людей?  (ответы учащихся).

Звучит музыка, учащийся читает стихи:

Там, на краю его отвесном -

скажу во имя тех, кто пали

за неизвестных и известных,

чьё имя вписано в скрижали.

За тех, кто из траншеи смятой,

с запёкшимися в кровь губами,

зажав последнюю гранату - вставал!

рванув кольцо зубами.

…. Я той Войны остался - болью...

Незримой, как бы неуместной,

став для неё на ранах солью,

 вошедший в память -   Неизвестным.         (А. Досталь)

Учитель: Это они, простые солдаты, отдали свои жизни за наше мирное небо над головой.

3 декабря  в нашей стране отмечается  День Неизвестного солдата. Закон, согласно которому в России установлена новая памятная дата, был подписан президентом России Владимиром Путиным 5 ноября 2014 года.  «Установление Дня Неизвестного солдата - это не просто дата в календаре, это день, когда еще один раз в году будет отдаваться дань памяти всем тем, кто погиб при защите Отечества и чьи имена так и не удалось установить», — говорится в заявлении Министерства обороны Российской Федерации.

И эта дата не случайна. Напомню, именно в этот день в 1996 г. в честь 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе и торжественно захоронен в Александровском саду.

На плите, которая лежит на месте захоронения, написано: "Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен". Могила Неизвестного Солдата – это архитектурный мемориальный ансамбль в городе Москве, у стен Кремля, в Александровском саду. В центре композиции уже 34 года  пылает Вечный огонь  (Мемориальный комплекс был торжественно открыт 8 мая 1967 г.). Люди приходят к памятнику, чтобы поклониться бойцу, отдавшему жизнь за свою Отчизну.   Могила Неизвестного солдата  - святыня всего народа. Наша вечная боль. Наша вечная гордость. Наша память. Наша совесть….(слайд 7)

Учащийся читает стихи:

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле Неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.         (М. Исаковский)

Учитель: Сюда идут матери и отцы, те, кто не дождался своих родных и близких – вдовы, дети, внуки. И каждый думает, что, может быть, под этим красным камнем лежит его родной человек. Неизвестный солдат шагнул в бессмертие.

Учащиеся выступают с подготовленной заранее,  мини-сценой «Мать и сын» (Приложение 2)

Учитель: Немало было подвигов совершено нашими солдатами во время Великой Отечественной войны. Молодые воины жертвовали собой ради долгожданной победы. Многие из них не вернулись домой,  и каждого можно считать героем. Ведь именно они ценой своих жизней вели Родину к великой победе. Сознание своего долга перед  Отчизной  заглушало чувство страха, и боль, и мысли о смерти.

   

    Воевали везде: на фронте с оружием, в оккупации в партизанах, в тылу и на полях. Это было великое испытание силы русского характера. Каждый вносил свою долю в будущую победу, приближал её. 

Во время Великой Отечественной погибло и пропало без вести  много солдат, и имена многих из них до сих пор не установлены. Мы живем с осознанием того, что «Никто не забыт и ничто не забыто». Даже спустя 70 лет мы пытаемся узнать имена погибших и без вести пропавших. Для нас нет неизвестных солдат. Они все для нас герои. Сегодня работают молодежные поисковые отряды, которые на ежегодных Вахтах памяти, поднимают останки бойцов Красной армии и пытаются узнать их имена.

1 ученик:  Солдат умирает дважды: первый раз – там, на поле боя, когда его настигнет пуля; второй раз – в памяти народной.

2 ученик: Второй раз умирать страшнее, второй раз солдат должен жить, а мы, живущие ныне на земле, должны сделать все для этого.

Звучит музыка,  ученица читает стихи (в руках маленькая свечка):

Держу  в ладонях огонек

Как символ той войны далекой,

Где незнакомый паренек

Закрыл собою мир жестокий.

Он навсегда остался там,

Чтоб мы сегодня в мире жили.

И солнце чтоб светило нам,

Солдаты головы сложили.

Пылай, гори, не затухай,

Ты – Вечного огня частица!

Забыть войну сердцам не дай!

Забвению не дай случиться!

Все зажигают свечи  и объявляется минута молчания!  

Учитель:  Ребята,  давайте минутой молчания память героев почтим. Давайте вспомним о каждом, хоть имя его неизвестно.

 (Метроном)

Рефлексия.

Учитель: Великая Отечественная война навсегда останется в истории нашей страны народной войной против фашизма. Память о каждом солдате, защищавшем нашу Родину, священна.

В заключение  нашего занятия мне хочется попросить вас написать несколько строк для Неизвестного солдата.

В подготовленный заранее большой почтовый конверт, на котором написан адрес:  «НЕИЗВЕСТНОМУ СОДАТУ»  учащиеся кладут свои записи.

Звучит музыка, ученик читает стихотворение:

Давно окончилась война,

Фашистов логово разбито,

Но наш девиз звучит всегда:

Никто не забыт, и ничто не забыто!

Учитель:  Помните про подвиг наших предков, про страшное прошлое нашей Родины. Помните и передавайте эту память следующим поколениям, чтобы не допустить больше повторения подобного ужаса.

Спасибо всем за хорошую работу! (слайд ….)                                                                             

                                                               

                   

https://cyberleninka.ru/article/n/neizvestnyy-soldat-samyy-izvestnyy-soldat-vtoroy-mirovoy

http://i.shkola12nov.ru

http://razdeti.ru/yenciklopedija-prazdnikov/9-maja-den-pobedy/klasnyi-chas-na-temu-9-maja-den-pobedy-9-10-klas.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.

Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...

Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.

Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...

9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...

Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.

Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...

Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.

Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...