Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Середенина Надежда Викторовна

Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"

Скачать:


Предварительный просмотр:

        КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Фамилия, имя, отчество педагога

Середёнина Надежда

Викторовна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

МБУ ДО

«Детско-юношеский центр»

 г. Кулебаки

Программа  ( указать  название программы,  тип, направленность по образовательным областям, по педагогическим целям образовательная или досуговая, по срокам реализации, по охвату детей, по особенностям контингента обучающихся :общая, для одаренных детей, коррекционная и др.)

Театральная студия        «Искра»,

художественная,

образовательная,

3 года,

общая.

Тема занятия

Сценическая речь в движении

Возраст обучающихся

10 лет

Тип занятия

Изучение нового материала

Цели и задачи занятия

Цель урока: формирование правильного дыхания и  произношения звуков во время движения.

1.Разучить комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.

2.Научить самостоятельно показывать упражнения.

3. Привить навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, игры.

Форма занятия

Учебное

Методы

Словесный, наглядный, практический

Дидактические средства

Рисунки, карточки, зеркало, таблицы,  компьютерная презентация.  

Техническое оснащение

Компьютер, мультимедийная установка.

Содержания занятия

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Приветствие

Взаимное приветствие учащихся и педагога

Приветствие учащихся

Приветствие педагога

Организационный этап, мотивация

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

                             ( В.Брюсов)

Обеспечение мотивации обучающихся.

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности.

Повторение изученного материала

 

Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и совершенствовать. Правильная, ясная речь характеризует правильное мышление. «Речь – это человек. Нет, речи нет человека»,- писал известный деятель русского театра князь Сергей Волконский. И мы с вами на каждом занятии стараемся научиться чётко и правильно произносить звуки, слова.

Все возьмите карточки- картинки «Артикуляционная гимнастика», зеркальце. Ваши  губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

 

 Выполняем упражнения для губ «Улыбка – хоботок». Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.  Повторяем упражнение.

 

 Следующее упражнение «Часы». Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Получается?

 

Упражнение «Веселый пятачок». Выполняем на счет «раз», сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов. Повторяем упражнение.

 

Заканчивая упражнения, предлагаю полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Обеспечение эмоционального настроя обучающихся.

Предоставление данных для усвоения материала.

Выполняют упражнения.

Ответы детей.

Изучение нового материала  Разучиваем новое упражнение - разминка «Лилипуты и великаны»            Жили- были лилипуты, лилипуты удальцы. Ели- ели, пили- пили, примеряли колпаки.

 Идём по кругу, нагнувшись, как маленькие человечки, останавливаемся лицом в круг и показываем как ели-ели, гладим по голове себя, примеряем  колпаки.

Жили- были великаны, великаны удальцы.

Ели-ели, пили- пили, примеряли колпаки.

Идём по кругу с поднятыми руками и на цыпочках – как  великаны, останавливаемся лицом в круг и делаем те же движения, едим и гладим себя по голове, только как великаны. Упражнение делаем медленно, потом быстрее.

  При быстром выполнении упражнения у нас участилось дыхание, слова стали не чёткими.

 Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

 Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

 Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания. Посмотрите на экран. По рисунку можно проследить, как работает  речевой аппарат.

 Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос – очень важное качество устной речи.

 Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов. Что такое резонатор?

 Для того, чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.

Например:

выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:

МММИ – МММЭ – МММА – МММО – МММУ – МММЫ.

 Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно, переходя от низких к высоким,  и наоборот, от высоких нот к низким.

Сегодня на занятии мы с вами  разучим  упражнения на 3 вида дыхания.

1 вид – обслуживает спокойную, плавно звучащую речь.

Свистит ветер – ССССССС…

Шумят деревья – ШШШШШ…

Летит пчела – ЖЖЖЖЖЖ…

Звенит комар – ЗЗЗЗЗЗЗЗ…

2 вид – обслуживает волевую, но сдержанную речь.

Работает насос – СССС! ССССС!

Метет метель – Ш Ш Ш Ш! ШШШШ!

Сверлит дрель  - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!

3 вид – обслуживает эмоциональную    речь в быстром темпе

Кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила – С! С! С! С!

Заводится мотор – Р! РР!

«Мотоцикл»

Заводим мотор: Р! Р! Р!... РРРРР! РРРРР! РРРРР! РРРРРРРРРРРРРРРР

 Все упражнения по голосу и дыханию способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса.

 Попробуйте выполнить несколько упражнений. Возьмите карточки со стихами.

 Произнесите на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнесите две следующие строки, снова добрать воздух и произнесите сразу три строки и т. д.

 Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование. У вас получается?

  Занимаясь голосом, необходимо:

1. Не переутомлять голосовой аппарат.

2. В обычной речи не кричать.

3. Не откашливаться, если «першит» в горле.

4. Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков.

5.При малейшем недомогании обращаться к врачу.

А сейчас немного отдохнём. Игра «Аквалангист»  на развитие диапазона голоса.

Чтоб овладеть грудным регистром

Я становлюсь аквалангистом.

Всё ниже опускаюсь, ниже,

А дно морское ближе, ближе.

И вот уж в царстве я подводном

Хоть опустился глубоко,

Но голосом грудным, свободным

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром

Полезно стать аквалангистом.

Практическая работа.

 А сейчас мы разучим несколько упражнений в движении.  Встанем в круг. Для этого нам понадобятся мячики.

 И так упражнение «Лошадка с мячиком».

Подкидываем мячик вверх и делаем вдох.  Ловим мячик одной рукой и делаем выдох как лошадка, сквозь губы, при этом губы расслаблены. Когда ловим мяч,  следим за мячом, колени слегка согнуты, спина прямая, рука с мячом плавно опускается вниз. Делать нужно 3 раза одной рукой, затем 3 раза другой. После чего чередуем, с одной руки перекидываем на другую, не забывая следить за дыханием, движением рук, ног и головы.

А сейчас  упражнение «Игра с мячом».

Кидаем в разные стороны мячик и ловим его. Не забываем произносить звук лошадки.

 Следующее  упражнение  двигаемся с мячом и говорим сочетания букв,  которые в таблице на доске ВЗГРИ, ВЗГРЫ, ВЗГРА, ВЗГРУ. Ходить можно как угодно, вперёд, назад, по кругу и т.д. Не забываем следить  за мячиком, сгибать колени на каждый шаг и отводить руку слегка назад, спина прямая. Делаем медленно, потом быстрее.

Сейчас я вам покажу упражнение на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

Первое упражнение «Свечка». Ребята ставим палец перед ртом. Набираем и устанавливаем правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось. Повторите ещё раз.

Второе упражнение «Погреем руки». Ребята, ставим перед ртом ладонь и широко раскрыв  его  медленно выпускаем воздух на ладошку. Опять повторяем.

Третье упражнение «Комарик». Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается. Повторяем упражнение. Ребята, важно помнить, что во время выполнения  каждого дыхательного упражнения индивидуально, нужно определять, насколько хватит дыхания у вас. Нельзя  стремиться  быть в этих упражнениях первыми, задерживая дыхание дольше, так как это плохо отражается на связках.  

  Все эти упражнения направлены на развитие дыхания. Мы постепенно увеличиваем объём воздуха в лёгких.  Учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

Обеспечение эмоционального настроя учащихся, подготовка к основному этапу усвоения нового материала.

Предоставление данных для усвоения материала.

Обеспечение восприятия детей

 

Повышение интереса к данному материалу

Предоставление данных для усвоения материала.

Предоставление данных для усвоения материала.

Обеспечение восприятия детей.

Подготовка обучающихся  к практической работе.

Предоставление  данных для усвоения материала.

Повышение интереса к данному материалу.

Проверка внимательности.

Настроение детей к восприятию нового материала.

Дети выполняют

упражнения.

Дети слушают педагога, запоминают данный материал, рассматривают слайды.

Доклад о резонаторе.

Дети рассматривают слайды.

Выполняют упражнения.

Работа с карточками.

 

Дети выполняют упражнение.

Ответы детей.

Выполняют практические

упражнения.

Самостоятельное

выполнение заданий.

     Закрепление нового материала

 Предлагаю вам игру,  где  мяч - объект борьбы. А сейчас работаем в парах. Один впереди с мячом, другой сзади. Первый двигается в разных направлениях, работая с мячом и произнося скороговорку, стараясь увернуться от партнёра, второй пытается отобрать мячик. Трогать партнёра нельзя. Когда мячик окажется у второго, то они меняются. Он пытается уйти от партнёра, произнося скороговорку,  Вы дети выбираете скороговорку сами. У каждой пары своя скороговорка.

 Хорошо, молодцы! И с этим заданием вы справились.

                                     

Предоставление  данных для усвоения материала.

Помощь обучающимся во время работы.

Самостоятельное выполнение задания, требующее применения полученных на занятии знаний, умений.

Подведение итогов

Подошло к концу наше занятие.

Сегодня  мы с вами разучили  комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для  правильного дыхания и произношения звуков во время движения.

Ребята, с какими видами дыхания мы познакомились сегодня на занятии?

А понравилось вам занятие или нет, вы сейчас оцените с помощью солнышко.

Удивлённое  солнышко означает, что вы узнали много нового и интересного.

 Солнышко с улыбкой означает, что занятие всем понравилось, грустное солнышко -  не  понравилось.

  На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы.

Все сегодня поработали очень хорошо. Молодцы! Спасибо!

Закрепление полученных знаний, подведение итогов.

Отвечают на вопросы, применяя полученные на занятии знания, умения.

Дети оценивают

занятие.

Приложение 1      Артикуляционная гимнастика в картинкахhttp://www.logoped1.ru/wp-content/gallery/gimastika/gimnastika4.jpghttp://www.logoped1.ru/wp-content/gallery/gimastika/gimnastika2.jpg

http://www.logoped1.ru/wp-content/gallery/gimastika/gimnastika3.jpg

http://www.logoped1.ru/wp-content/gallery/gimastika/gimnastika1.jpg

Приложение 2

Скороговорки

Сшила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

 Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

 

 Шесть мышат в камышах шуршат.

 

 Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

 Король орел, орел король.

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Слишком много ножек с сороконожек.

 Жук над лужею жужжа ждал до ужина ужа.

Карл у Клары украл кораллы.

На дворе трава, на траве дрова.

 Есть Кирилл присел, да кисель кисел

Кондрата куртка коротковата.

Есть Кирилл присел, да кисель кисел.

 Шакал шагал, шакал скакал

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Пилил Филипп поленья из лип

 

На рынке Кирилл ложку и кружку купил.

Баран буян залез в бурьян.

Приложение  3

Стихи

Лис и мышонок 
– Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
– Землю копал.
– Для чего землю копал

– Норку делал.
– Для чего норку делал?
– От тебя, лис, прятаться.
– Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
– А у меня в норке спаленка.
– Кушать захочешь, вылезешь.
– У меня в норке кладовочка.
– Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.
– А я от тебя в отнорочек – и был таков!

Медведь и лиса 
– Ты куда идёшь, медведь?
– В город ёлку посмотреть.
– Где поставишь ты ее?
– В дом возьму к себе, в жильё.
– А зачем тебе она?
– Новый год встречать пора.
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко, лучше принесу

К нам пришла зима сама!
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лед, снежинки,
Санки, лыжи и коньки!»
2) «Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше!
 

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше!


Стихотворение В.Берестова.

Стоял человек на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и пол подметал,

«Победа!» – раздался ликующий крик:

Где право, где лево узнал ученик.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи

Не позволяй душе лениться,

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день, и ночь.

                             ( В.Брюсов)

Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаем.

Знаем лево, знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка!

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Управление образования администрации Кулебакского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»

Подростковый клуб «Солнышко»

        

                                                     

Конспект занятия

«Сценическая речь в движении»

Автор:

Середёнина Надежда  Викторовна,

педагог дополнительного образования

первой  квалификационной  категории

г. Кулебаки, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изучения нового материала по теме "Броуновское движение"

Урок изучения нового материала, представлен, чтобы углубить знания о молекулярном строении вещества, рассмотреть причины броуновского движения, познакомить с молекулярными силами взаимодействия и их п...

Урок изучения нового материала "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение молекул"

     Материал урока способствует развитию познавательного интереса к физике. В изложении нового материала применяется ранее изученный материал, используются межпредметные связи –...

Урок изучения нового материала в свете новых требований

Каждый урок имеет свое место и предназначение в системе уроков по данной тематике. Простор для творчества учителя представляют уроки изучения нового материала. Тут можно по-разному скомпоновать у...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Опорные таблицы как наиболее оптимальная форма изучения нового материала и повторения изученного при подготовке к аттестации (Методические рекомендации по использованию опорных таблиц на уроках литературы)

Использование на уроках литературы опорных таблиц или схем позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность обучающихся в течение всего учебного времени, отводимого н...

Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движении Тип урока: Изучение нового материала Класс: 9

КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИКИ Тема: Перемещение при прямолинейном равномерном движенииТип урока: Изучение нового материалаКласс: 9Цели урока:Образовательные. Познакомить учащихся с характерными особеннос...