Рабочая программа Обществознание 11 класс
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Гагарин Василий Иванович

Рабочая программа по обществознанию среднего (полного) общего образования 11 класс составлена на основе таких нормативно-правовых документов и материалов, как: 

авторской программы по курсу обществознание, авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. 

федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089; 

примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

 базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004. 

федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к· использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Больше-Кочинская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

/А.И.Теплоухова/

____________________

«___» _________ 2017 г.

Рабочая программа

предмета  обществознание

для среднего  общего образования

     в  11  классе (базовый уровень)

Составил:

Гагарин Василий Иванович

- учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

Срок реализации программы: 1 год 
 

с.Б-Коча

2017 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального  компонента Государственного стандарта среднего общего образования (базовый  уровень) 2004 года по предмету «Обществознание»;
  • Примерной  программы среднего общего образования на базовом уровне;
  • Авторской  программы  "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" (140 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год).
  • Письма  Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» (внесенные изменения выделены курсивом).
  • Положения образовательного учреждения «О рабочих программах»

        Федеральный базисный учебный план для среднего общего образования отводит 140 ч для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе: в 10 классе  72 часа и 11 классе 68 ч, из расчета 2ч в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся.

        Содержание среднего обществоведческого образования на базовом  уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: экономики, социологии, политологии, права.

              Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.  Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Развитие  личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • Воспитание  общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • Освоение  системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • Овладение  умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • Формирование  опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

    Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • исследование реальных связей и зависимостей;
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  • владение навыками редактирования текста;
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
  • формулирование полученных результатов;
  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
  • Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности

Преобладающие виды работ:

  • с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
  • анализ современных общественных явлений и событий;
  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);
  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса.

В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития. Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

      2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

    Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

   Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

   Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся  в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого  в этих учебных учреждениях.      

     Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

         3. Итоговая  аттестация обучающихся

     Итоговая аттестация обучающихся  11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного  контроля и в  форме ЕГЭ (тестирования).  Сроки итоговой аттестации  устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

УМК

  • «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, для 11 класса — под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева, — выпущенными издательством «Просвещение».

Цифровые  образовательные ресурсы

  1. ЦОР «Обществознание 10-11» . электронный курс, издательство «Просвещение»
  2.  «Экономика. Электронный учебник»,  http://www.economy-bases.ru/t1.html
  3. Мультимедиа презентации
  4. Интернет ресурсы
  5. Электронные учебники: 1С: Школа.  «Обществознание 10-11 класс»

11 класс (68 ч)

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА (27 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации.  Муниципальные  органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы  и минусы (риски) кредитования граждан.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы  и расходы; навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

   РАЗДЕЛ III. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН (22 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Зачетные работы

№ зачета

 Темя зачета

Методическое обеспечение

1

Экономика

Тест № 1

2

Хозяйство

Тест № 2

3

Финансы

Тест № 3

4

Свобода и сознание

Тест № 4

5

Проблемы духовной жизни

Тест № 5

6

Гражданство и право

Тест № 6

7

Гражданское и трудовое право

Тест № 7

8

Процессуальное право

Тест № 8


Календарно - тематическое планирование по курсу Обществознание 11 класс

11 класс – 2 часа в неделю (68 часов в год)

УМК:

  • Учебник  для ОУ. Базовый уровень «Обществознание, 11 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева, М, «Просвещение», 2012.

Урок

Тема урока

Тип урока

Основные понятия и термины

Требования к
уровню

подготовки
обучающихся

Форма

контроля

МТО

Д/З

Раздел I. Человек и экономика(27 часов)

1-2

Введение.

Экономика  как наука

Изучение нового материала

Экономика, макроэкономика, микроэкономика, мировая (международная) экономика, экономические блага, экономические операции, производительность.

Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Работа с источниками социальной  информации

(словари, текстом учебников)

Презентация «Экономика»

П. 1

Стр.6-9

Задания

2,

3

Экономика как хозяйство

Комбинированный

Качество трудовых ресурсов, экономические величины и показатели, валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП)

Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Уметь решать  познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации.

Работа с источниками социальной  информации

Документ  стр.14-15

«Экономический рост и развитие» - презентация

Раздаточные листы с задачами: ВВП; ВНП

П.1

Стр.9-16

Задание стр.14-15

Практическая работа с таблицей «Разделы экономической науки» §1, стр.16

4-6

Экономический рост. Экономическое  развитие.

Парламентский урок

Комбинированный

Экономический рост, факторы экономического роста, экстенсивный и интенсивный рост, экономическое развитие.

Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Уметь решать  познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации.

Решение заданий ЕГЭ А 11-15  Задания на выбор из предложенного списка.

Решение практических задач.

Работа с источниками социальной  информации

Анализ документа стр. 27-28

Презентация

http://lesson-history.narod.ru/ob11.htm

Схема: Циклы в экономике

П.2,

Стр17-23,

Задание

1,2

7

Рыночные отношения в экономике

Изучение нового материала

Фазы экономического цикла (подъём, рецессия (спад), депрессия, оживление. Экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние) причины экономического цикла. Традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика, спрос и предложение. Критерии структуры рынка, биржи, фондовый рынок, ценные бумаги.

Знать составные части экономического цикла.

Уметь находить нужную информацию по заданной теме  в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.

Уметь объяснять изучаемые положения на предлагаемых конкретных примерах. Решение заданий ЕГЭ Ч1 11-15  Задания на выбор из предложенного списка.

Работа с источниками социальной  информации

Презентация

http://lesson-history.narod.ru/ob11.htm

Схема: Циклы в экономике

П.3

8

Становление рыночной экономики в России

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Конкуренция, монополия, современная рыночная система, приватизация.

Уметь объяснять изучаемые положения на предлагаемых конкретных примерах.

Формировать умение  применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в ситуациях.

Решение заданий части 1  Задания на установление соответствия. Задания на различение положений фактического и оценочного характера.

Работа с источниками социальной  информации.

Анализ современных процессов в экономике

Схемы по экономике; презентация по теме

П3 подготовка к зачету

9

Зачет № 1 по теме «Экономика»

Тест № 1

10-11

Фирма в экономике.

Система налогообложения

Изучение нового материала

Конкуренция, монополия, современная рыночная система, приватизация.

Фирма, виды доходов, издержки производства, экономическая прибыль

Эффективность (рентабельность) производства, виды налогов предприятия

1. Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

2.Уметь объяснять изучаемые положения на предлагаемых конкретных примерах.

Решение заданий ЕГЭ Ч1 11-15 Задания на выбор из предложенного списка. Задания на установление соответствия, задания на различение положений фактического и оценочного характера. С9 (написание эссе)

Работа со схемой

«Основные типы фирм»

Анализ схемы на стр. 46,

Анализ  документа стр.52-53

Схема: «Основные типы фирм»

Презентация

Схема: «Виды налогов»

П.4

Стр. 43-48

12-13

Правовые основы предпринимательства.

Как открыть свое дело

Комбинированный

Предпринимательство, предпринимательские правоотношения, субъекты предпринимательского права.

1.Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Решение заданий части 1. Задания на различение положений фактического и оценочного характера. С 1-4 Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции

2.Уметь находить нужную информацию по заданной теме  в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.

3.Понимать и уметь объяснить понятия «источники финансирования», «менеджмент», «маркетинг».

Работа с правовыми источниками

Конституция РФ

( ст. 8, 34)

ГК РФ ст.2

Анализ  документа

Стр.65

Схема: «Организационно-правовые формы предпринимательства»

П.5,

14-15

Слагаемые успехи бизнеса.

Маркетинг

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Учредитель и учредительные документы, лицензирование,  государственная регистрация и аккредитация. Менеджер, менеджмент, маркетинг, сегментация как метод изучения рынка, реклама.

Сбор информации для обучающей игры «Как открыть свое дело»

Анализ  документа

Стр. 77

Рабочие листы; Презентация по теме

П. 6. стр. 67-69, эссе по теме

16-17

Экономика и государство.

Государственное регулирование экономики

Изучение нового материала

Государственный контроль и регулирование в экономике. Экономическая политика, экономические функции государства, инструменты регулирования экономикой. Государственный контроль и регулирование в экономике. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации.  Муниципальные  органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.

Знать и понимать сущность экономической политики государства, цели российской экономической политики, механизмы государственного регулирования,

Закрепить умение учащихся обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

системах.

Решение заданий ЕГЭ Ч1.Задания на выбор из предложенного списка, С9

Анализ  документа

Стр. 89

http://www.proshkolu.ru/user/alexeenko66/file/803177/

презентация

П.7, подготовка к зачету

18

Зачет № 2 по теме «Хозяйство»

Тест № 2

19-20

Финансы в экономике.

Инфляция

Комбинированные уроки

Банковская  система, банки и их функции, пассивные и активные операции банка.

Финансы, Пенсионный фонд, инвестиционные кампании, страховые кампании, фондовые биржи, межгосударственные финансово-кредитные институты

Ползучая инфляция, галопирующая инфляция, гиперинфляция, инфляция спроса, инфляция издержек

Знать и понимать сущность банковской системы и финансовых институтов.

Анализ документа стр 101

Выполнение заданий стр 102

Схемы по экономике; презентация по теме

презентация

П. 8.стр.91-95

Знать и понимать виды, причины и последствия инфляции.

презентация по теме

П. 8, стр. 95-98,

Задание

№1-4

Знать и понимать сущность государственной политики в области занятости населения, основы трудового законодательства РФ.

Уметь объяснять изучаемые положения на предлагаемых конкретных примерах.

Закрепить умение  обосновывать выбор профессии.

 Решение заданий ЕГЭ части 1 и С 1-4 Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Схема: «Инфляция и её виды»

Стр. 98-100,

21-22

Занятость и безработица.

Виды безработицы

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Рынок труда, заработная плата, прожиточный минимум, безработица, фрикционная и структурная безработица Формы регулирования рынка труда.

Написание эссе.

раздаточный материал

Подбор информации

из СМИ,

п.9, стр.103-

107

23-24

24.Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики.

Изучение нового материала

Мировая экономика, международное разделение труда, экспорт, импорт, сальдо торгового  баланса. Протекционизм, свободная торговля, методы протекционистской политики (тарифные и нетарифные), глобализация, электронная и информационная революция.

Знать и понимать сущность процессов в мировой экономике.

Уметь находить нужную информацию по заданной теме  в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.

Анализ документа стр 126

Выполнение заданий

Стр.127

http://ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/politicheskoe_soznanie_i_politicheskoe_povedenie/5-1-0-66

презентация

П.10,

Задание

№1-3

25-26

Человек в системе экономических отношений.

Рациональное потребление.

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Потребитель, формы размещения сбережений. Доходы  и расходы; навыки планирования. Главные вопросы экономики, производительность труда.

 Учиться применять полученные знания для определения экономически рационального, правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях

Решение заданий ЕГЭ Ч1  11- 15 Задания на выбор из предложенного списка, С 5-8

Анализ документа стр 135

Выполнение заданий стр 137

Ознакомление с ФЗ

Ситуации на знание прав потребителя

П.11, подготовка к зачету

27

Зачет № 3 по теме «Финансы»

Повторительно-обобщающий урок

Материал пройденной темы

Обобщить и систематизировать знания и умения по теме «финансы»

Тест № 3

Раздел 2 « Социально-политическое развитие общества». 16 часов

28-29

Свобода в деятельности человека.

Свобода и ответственность.

Изучение нового материала

Мера свободы  в сознании человека.

Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Анализ документа

Стр.147

Написание эссе.

http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm

презентация

Урок-беседа по вопросам и заданиям §12

30-31

Общественное сознание. Индивидуальное  сознание.

Комбинированные уроки

Характер общественного сознания, общественное назначение и функции сознания

Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Ум уметь обосновывать суждения, давать определения,  приводить доказательства.

Анализ документа стр 157

Выполнение заданий стр 158

http://www.rusedu.ru/detail_11299.html

презентация

§13. Работа с документом (стр.157-158), вопросы и задания к документу

32-33

Политическое сознание. СМИ и политическое сознание

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Уровни политического сознания. Классификация идеологий, политическая психология, политическая пропаганда

 Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства

Решение заданий ЕГЭ части  1 Задания на установление соответствия, задания на различение положений фактического и оценочного характера и С5-8 Уметь применять полученные знания для определения социально-одобряемого поведения и порядка действий в ситуациях.

Анализ документа стр 170

Выполнение заданий стр 170

http://ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/politicheskoe_soznanie_i_politicheskoe_povedenie/5-1-0-66

презентация

§14. Подготовка к зачету

34

Зачет № 4 по теме «Свобода и сознание»

Тест № 4

35-36

Политическое поведение. Политический терроризм.

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Субъекты и объекты политической деятельности. Массовые беспорядки, агрессия, террор.

Знать и понимать процессы формирования в России политической элиты.

Уметь применять полученные знания для определения социально-одобряемого поведения и порядка действий в ситуациях.

Решение заданий ЕГЭ части 1 и С9

Анализ документа

Стр. 180

Анализ статистических данных.

Анализ предвыборной борьбы (на основе материалов СМИ)

http://www.rusedu.ru/detail_12428.html

презентация

Работа в группах «Портрет политического лидера». (ситуация «Если бы я был политиком…»

37-38

Политическая элита.

Политическое лидерство.

Комбинированный

Классификация современных элитарных групп. Ролевые функции политического лидера, типы лидерства.

Понимать и уметь определять сущность демографической проблемы в РФ.

Уметь находить нужную информацию по заданной теме  в источниках различного типа и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах.

Решение заданий ЕГЭ Ч1 21-25 Задания на выбор из предложенного списка., С1-4 Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Анализ подборки документов из периодической печати, Интернета

http://www.rusedu.ru/detail_11299.html

презентация

Краткие сообщения о представителях современных элитарных групп России

39-41

Демографическая ситуация в РФ.

Проблемы неполной семьи

Демографические проблемы Пермского края

Лабораторное занятие по документам

Демография, демографический кризис

Анализ Концепции

Демографического развития на период до 2015г.

http://www.rusedu.ru/detail_11332.html

презентация

Задания на стр. 192 – 193

42

Религиозные организации в России.

Лекция с элементами лабораторной  работы

Религиозные конфессии, типичные и специфические права религиозных организаций

Знать и понимать проблемы современного мира в области религиозных отношений Уметь применять полученные знания для определения социально-одобряемого поведения и порядка действий в ситуациях.

Выполнение заданий стр. 212

Ознакомление с ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях»,

 С ФЗ «О противодействиях экстремистской деятельности»

http://buhancev.ru/load/presentation/obshhestvoznanie/politicheskaja_ehlita_i_politicheskoe_liderstvo/16-1-0-82

презентация

§18. Работа с документом (стр.210-211), вопросы и задания к документу

43

Проблема поддержания религиозного мира.

Комбинированный

Религиозная нетерпимость, религиозный антагонизм. Место православия в межрелигиозном мире.

http://www.rusedu.ru/detail_12428.html

презентация

Работа с текстом Закона «О свободе совести и религиозных объединений»

44

Зачет № 5 по теме «Проблемы духовной жизни»

Повторительно-обобщающий урок

Классификация проблем, пути решения

Обобщить и систематизировать знания и умения по теме.

Тест № 5

Раздел 3  «Правовое регулирование общественных   отношений» 22 часа

45

Современные подходы к пониманию права.

Изучение нового материала

Нормативный подход к праву, естественное и позитивное право,

Понимать и уметь определять сущностные характеристики изучаемого объекта.

Написание эссе

http://www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/345846/

презентация

Задания на стр. 227

46

Законотворческий процесс  в РФ.

Лекция с элементами лабораторной работы

Стадии  законотворческого процесса в РФ

Знать основные нормативно-правовые документы РФ, их основное содержание.

Схемы: разделение властей

Работа с текстом ФЗ «О гражданстве РФ»

47-48

Гражданин РФ.

 Права  и обязанности гражданина РФ.

Лабораторное занятие по документам

Основания приобретения гражданства. Права и обязанности налогоплательщика.

Окружающая среда: природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты

Знать основные нормативно-правовые документы РФ, их основное содержание.

Развивать у учащихся умение применять полученные знания для определения правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий.

Решение заданий ЕГЭ Ч1 25-30. Задания на выбор из предложенного списка

Работа  со статьями правовых документов:

Конституция РФ,

ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»,

Налоговый кодекс РФ

http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/Pravo/Ekologicheskoe-pravo.html

презентация

 

Задания на стр. 238

49-

Экологическое право.

Экологические правонарушения.

Комбинированный

ФЗ «Об охране окружающей среды»

Гражданские правоотношения, субъекты и объекты гражданского права, гражданская дееспособность, имущественные и неимущественные права.

ФЗ «Об охране окружающей среды»

Гражданские правоотношения, субъекты и объекты гражданского права, гражданская дееспособность, имущественные и неимущественные права.

Знать основные нормативно-правовые документы РФ, их основное содержание.

Развивать у учащихся умение применять полученные знания для определения правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий.

Решение заданий ЕГЭ часть 1. Задания на установление соответствия.  

С. Задания на реконструкцию смысла высказывания. Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Анализ документа из экологической доктрины РФ стр 248.

Выполнение заданий стр.250

Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

ФЗ «Об охране окружающей среды»

http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Brak/Semejnoe-pravo.html

презентация

Задания на стр. 249 §22. Работа с документом (стр.210-211), вопросы и задания к документу

50

51

Зачет № 6 по теме «Гражданство и право»

Тест № 6

52-53

Гражданское право.

Правовые документы гражданского права

Лабораторное занятие по документам

Система права, основной предмет и основные принципы гражданского процесса, участники гражданского процесса, доказательства и доказывания, процессуальные сроки, стадии прохождения дела в суде.

Основные принципы и участники уголовного процесса, меры процессуального принуждения, досудебное и судебное делопроизводство

Уметь решать  познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации

 

Знать основные нормативно-правовые документы РФ, их основное содержание.

Развивать у учащихся умение применять полученные знания для определения правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий.

Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

Гражданский кодекс.

 Анализ документа стр.260-261

Разбор ситуаций

http://19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/pravo/9

гражданский процесс

Работа с текстом Семейного Кодекса РФ, решение ситуативных задач.

54-55

Семейное право.

Брачный контракт

Комбинированный

Правовая связь членов семьи, права и обязанности супругов, брак, брачный договор, права и обязанности детей и родителей, лишение родительских прав, усыновление.

Уметь решать  познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации.

Знать основные нормативно-правовые документы РФ, их основное содержание.

Развивать у учащихся умение применять полученные знания для определения правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий

Написание эссе

Работа с правовыми документами; анализирование правовых ситуаций.

Особенности административной юрисдикции - http://19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/pravo/9-1-2

П.23

56

Трудовое право.

Комбинированный

Трудовые правоотношения, порядок приёма на работу, трудовой договор, социальные гарантии работника, социальное обеспечение, социальный пакет..

Уметь решать  познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации в трудовой деятельности.

 Знать основные нормативно-правовые документы РФ, трудовой кодекс, их основное содержание.

Развивать у учащихся умение применять полученные знания для определения правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий

Анализ документа стр.284-285

обществознание в таблицах и схемах.

§27. Работа с документом (стр.318-319), вопросы и задания к документу, решение ситуативных задач.

57

Трудовой договор

Урок формирования и применения знаний, умений и навыков

Уметь решать  познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации в трудовой деятельности.

 Знать основные нормативно-правовые документы РФ, трудовой кодекс, их основное содержание.

Выполнение заданий стр.250

Работа со статьями документов:

обществознание в таблицах и схемах

Составить договор

58

Зачет № 7 по теме «Гражданское и трудовое право»

Тест № 7

59

Процессуальное право:

Гражданский процесс

Изучение нового материала

Субъекты административной ответственности, административные наказания, стадии конституционного судопроизводства

Уметь самостоятельно создавать  алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Разбор ситуаций.  Гражданский кодекс.

 Анализ документа стр.260-261

обществознание в таблицах и схемах

§28. Работа с документом (стр.318-319), вопросы и задания к документу, решение ситуативных задач.

60

Процессуальное право:

Арбитражный процесс.

Комбинированные уроки

Знать основные нормативно-правовые документы РФ, их основное содержание.

Развивать у учащихся умение применять полученные знания для определения правомерного и социально-одобряемого поведения и порядка действий.

Решение заданий ЕГЭ  Ч1

С 1-4 Задания на работу с жизненным опытом. Задания на проблематизацию. Задания на отбор аргументов. Задания на формулирование авторской позиции.

Работа со статьями документов:

Конституции РФ,

Разбор ситуаций

(сборник  задач по обществознанию под редакцией Кравченко)

http://www.proshkolu.ru/user/rizingelena/file/345846/

презентация

Стр. 331-

332

Стр. 348-349

61

Процессуальное право:

Уголовный процесс.

Уметь самостоятельно создавать  алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

П.25, стр. 286-295

обществознание в таблицах и схемах

62

Процессуальное право:

Административная юрисдикция.

Международные организации по защите прав человека

Уметь самостоятельно создавать  алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

П.25, стр.

295-298

http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/Pravo/Ekologicheskoe-pravo.html

презентация

Записи в тетради

63

Конституционное право.

Изучение нового материала

Конституция РФ. Конституционное право

Уметь самостоятельно создавать  алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

П.27,  конспект в тетради

http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Pravo-2/Grazhdanskoe-pravo.html

презентация

П. 28

Задание стр. 328-330

64

Зачет № 8 по теме Процессуальное право»

Тест № 8

65

Международное право.

Лабораторное занятие по документам

Международный Уголовный трибунал, Международный Уголовный суд.

Знать основные правовые международные документы, регламентирующие права человека и их защиту.

П.28 работа с документами после параграфа

http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Brak/Semejnoe-pravo.html

презентация

Дискуссия «Смертная казнь: за и против»

66

Взгляд в будущее

беседа

П.29

67-68

Итоговое повторение

Проверить и оценить знания и умения учащихся по  курсу.

Решение заданий на основе материалов ЕГЭ.

Индивидуальная работа

(тест по типу ЕГЭ)

Тесты:

  1. Статград 2014 – 2015 – тематические и итоговые работы по курсу обществознания 11 класса.
  2. Тесты по обществознанию. 11 класс. К уч. Боголюбова Л.Н. и др. (базовый уровень). Краюшкина С.В.

                                                                                               Нормы оценок по обществознанию. Базовый уровень

Критерии

5 (отл.)

4(хор)

3 (уд)

2 (неуд.)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение, основная часть, заключение); определение темы; ораторское искусство (при устном ответе).

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы.

2.Умение анализировать и делать выводы.

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме, ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны, не все противоречия выделяются.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны и задаются только с помощью учителя, противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему, неумение задать вопрос, даже с помощью учителя, нет понимания противоречий

3.Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствует друг другу

Смешивается теоретический и практический материал, между ними нет соответствия

4.Научная корректность, точность в использовании фактического материала

Отсутствуют фактические ошибки, детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные, факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются, факты отделяются от мнений.

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях, детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем. Факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы.

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно, правильное доступное описание.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятие, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6.Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности.

Автор критериев: доцент Федеральной академии повышения квалификации, кандидат исторических наук А. Н. Иоффе



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...