Конспект урока по обществознанию в 8 классе "Совесть и долг"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Филиппенкова Наталья Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа-гимназия № 10 им. Э.К. Покровского"

г. Симферополя

Филиппенкова Наталья Александровна

Тема урока: «Совесть и долг»

Цель урока:

-сформировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»;

-создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся;

-способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся;

-развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления;

-воспитать уважительное отношение к окружающим.

 Методическое обеспечение: учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова  «Обществознание 8 класс».

Оборудование:  презентация, компьютер.

Методы и приемы: словесный, эвристический

Формы организации познавательной деятельности: продуктивное чтение, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником информации.

 

Ход урока

I.                  Организационный момент

II.               Проверка домашнего задания (тест).

1.Мораль относится к  ............... сфере.

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

д) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы д) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду д) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д) не

формальность; е) связь с религиозными нормами.

III. Создание проблемной ситуации/ без объявления темы урока предложить прослушать притчу.

«Прости меня…»


   Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:

- Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

    Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!

Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив, видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно.  В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.

- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?

( Ему стало стыдно)

- Что проснулось в душе человека? (совесть)

 IV. Сообщение темы урока

Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.

Запись темы урока в тетради.

V. Целеполагание

 Учитель: Ребята давайте  с вами вспомним важнейшие моральные ценности.  

(это взгляды, чувства, интересы, идеи, мысли, явления, жизнь, честь. У каждого человека формируется своя личная система взглядов.)

VI. Изучение нового материала

Учитель: так что же такое совесть?

Работа со словарем учебника

Запись определения  в тетрадь:

Совесть – личное глубокое осознание своего долга и совести.

- Слова совесть часто встречается в оборотах речи. Как вы думаете, слово стыд и совесть близки по своему значению, может они совершенно различны?

 

(Стыд-это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд  перед самим собой, даже если люди тебя сами не осудили.)

Учитель: в пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!»

-Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

-Есть ли у Вас обязанности?

Мозговой штурм: что такое долг?

-Это и есть вторая часть темы нашего урока.

Формулировка определения и запись его в тетрадь.

Долг - объективные обязанности, которые мы приобретаем, вступая в отношения с другими людьми.

-Знакомо ли Вам слово объективный?

Объективный - независимый от наших желаний.

Учитель: теперь мы рассмотрим несколько ситуации, когда люди безответственно относились к своему долгу.

Чтение учебника стр. 65

-Приведите собственные примеры подобных ситуации.

Работа со схемой

                                                             Долг

 
 image

 

 

 

 

                            общественный                       моральный

 это все объективные обязанности,                 превращение требования морали

 которые  необходимо выполнять                   в личную задачу.

  человеку в обществе.

Самостоятельная работа учащихся

Опираясь на текст учебника стр. 68 составить кластер на тему: «Контроль исполнения долга».

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Внешний                                            Внутренний

          (общественное мнение)                                  (совесть)        

 

 

VII. Закрепление материала

 

Решение проблемных задач:

1)    Некоторые учёные считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите и обоснуйте ваше мнение.

2)    Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Раскройте смысл изречения.

VIII. Рефлексия:  в тетради закончите предложения:

    - Для меня совесть – это….

    - Всегда ли я поступаю по совести?

          - Что мне мешает это сделать?

 IX. Домашнее задание: параграф 8. Прочитать рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolg_i_sovest.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 8 КЛАССЕ

Тема урока: «Совесть и долг»

Цель урока: 

формировать у учащихся мотивацию к осознанному нравственному поведению через знакомство с понятиями «долг» и «совесть»;

-создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развивать нравственные ценности учащихся;

-способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся;

-развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления;

-воспитать уважительное отношение к окружающим.

 Методическое обеспечение: учебник Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова  «Обществознание 8 класс».

Оборудование:  презентация, компьютер.

Методы и приемы: словесный, эвристический 

Формы организации познавательной деятельности: продуктивное чтение, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания (тест).

1.Мораль относится к                          сфере.

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

б) природа

в) здание музея

д) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы д) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду д) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение; д) не

формальность; е) связь с религиозными нормами.

III. Создание проблемной ситуации/ без объявления темы урока предложить прослушать притчу.

«Прости меня…»


 
Однажды человек пришел к Будде, который занимался с учеником, и плюнул ему в лицо. Будда вытер лицо и спросил:

- Это все или ты хочешь чего-нибудь еще? Ученик Ананда все видел и, естественно, пришел в ярость. Он вскочил и, кипя злостью, воскликнул:
- Учитель, только позволь мне, и я покажу ему! Его нужно наказать!
- Ананда, - ответил Будда. Этот бедняга и так слишком много страдал. Ты только посмотри на его лицо, на его глаза, налитые кровью! Наверняка он не спал всю ночь и терзался, прежде чем решиться на такой поступок. Плевок в меня – это исход этого безумия. Это может стать освобождением! Будь сострадательным к нему. Ты можешь убить его и стать таким же безумным, как и он!

    Человек слышал весь диалог. Он был смущен и озадачен. Реакция Будды была полной неожиданностью для него. Он хотел унизить, оскорбить Будду, но, потерпев неудачу, почувствовал себя униженным. Это было так неожиданно – любовь и сострадание, проявленные Буддой! Будда сказал ему:
- Пойди домой и отдохни. Ты плохо выглядишь. Ты уже достаточно наказал себя. Забудь об этом происшествии; оно не причинило мне вреда. Это тело состоит из пыли. Рано или поздно оно превратится в пыль, и по нему будут ходить люди. Они будут плевать на него; с ним произойдет множество превращений.

Человек заплакал, устало поднялся и ушел. Вечером он пришел обратно, припал к ногам Будды и сказал:
- Прости меня!

Будда произнес:
- Нет вопроса о том, чтобы я прощал тебя, потому что я не был рассержен. Я тебя не осудил. Но я счастлив, безмерно счастлив, видеть, что ты пришел в себя и что прекратился тот ад, в котором ты пребывал. Иди с миром и никогда больше не погружайся в такое состояние!

- Ребята, наш урок мы начали с притчи не случайно.  В ней то, о чем мы сегодня будем говорить.

- Почему человек сначала был смущен и озадачен, а потом заплакал и ушел?

( Ему стало стыдно)

- Что проснулось в душе человека? (совесть)

 IV. Сообщение темы урока

Именно «Совесть» и будет темой нашего урока.

Запись темы урока в тетради.

V. Целеполагание

 Учитель: Ребята давайте  с вами вспомним важнейшие моральные ценности.  

(это взгляды, чувства, интересы, идеи, мысли, явления, жизнь, честь. У каждого человека формируется своя личная система взглядов.)

VI. Изучение нового материала

Учитель: так что же такое совесть?

Работа со словарем учебника

Запись определения  в тетрадь:

Совесть – личное глубокое осознание своего долга и совести.

- Слова совесть часто встречается в оборотах речи. Как вы думаете, слово стыд и совесть близки по своему значению, может они совершенно различны?

(Стыд-это тяжелое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд  перед самим собой, даже если люди тебя сами не осудили.)

Учитель: в пьесе советского драматурга В. Розова «А,Б,В,Г,Д…». есть эпизод когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!»

-Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

-Есть ли у Вас обязанности?

Мозговой штурм: что такое долг?

-Это и есть вторая часть темы нашего урока.

Формулировка определения и запись его в тетрадь.

Долг - объективные обязанности, которые мы приобретаем, вступая в отношения с другими людьми.

-Знакомо ли Вам слово объективный?

Объективный - независимый от наших желаний.

Учитель: теперь мы рассмотрим несколько ситуации, когда люди безответственно относились к своему долгу.

Чтение учебника стр. 65

-Приведите собственные примеры подобных ситуации.

Работа со схемой

                                                             Долг

                            общественный                       моральный

 это все объективные обязанности,                 превращение требования морали

 которые  необходимо выполнять                   в личную задачу.

  человеку в обществе.

Самостоятельная работа учащихся

Опираясь на текст учебника стр. 68 составить кластер на тему: «Контроль исполнения долга».

                     Внешний                                            Внутренний

          (общественное мнение)                                  (совесть)        

VII. Закрепление материала

Решение проблемных задач:

  1. Некоторые учёные считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. Выскажите и обоснуйте ваше мнение.
  2. Есть мудрое китайское изречение: «Те, кто не испытывает стыда, уже не люди». А каково ваше мнение? Раскройте смысл изречения.

VIII. Рефлексия:  в тетради закончите предложения:

    - Для меня совесть – это….

    - Всегда ли я поступаю по совести?

          - Что мне мешает это сделать?

 IX. Домашнее задание: параграф 8. Прочитать рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию "Долг и совесть"

В результате осознания неразрывной связи с окружающими людьми понимать свою ответственность перед ними; уметь сравнивать долг общественный и долг моральный; анализировать ситуации морального выбора; о...

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

План-конспект урока по обществознанию "Повторительно-обобщающий урок"

План - конспект урока по обществознанию в 5 классе на тему "Повторительно-обобщающий урок"...

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....