Урок по обществознанию "Собственность"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Козлова Людмила Геннадьевна

Урок в 8 классе по разделам "Экономика" и "Право". Урок соответвует требованиям ФГОС. На уроке используется системно-деятельностный и индивидуальный подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 8 классе51.07 КБ

Предварительный просмотр:

  IV конкурс учителей истории, обществознания и права
«Через урок - к правовому просвещению»

Козлова Людмила Геннадьевна

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ п. Ключи

Кирово-Чепецкого района

Кировской области

Предмет: Обществознание 8 класс

Тема раздела:    Экономика.

Тема урока: Собственность.

Общедидактическая цель: создать условия для формирования у учащихся знаний о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.

Обучающая цель: способствовать усвоению знаний о понятии собственность через работу с различными источниками информации

Развивающая цель способствовать обучению умения сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; презентовать и самостоятельно оценивать итоги своей работы:

Воспитательная цель:  средствами учебного занятия воспитание уважительного отношения к праву собственности

Тип урока: изучение нового материала

ФОПД: индивидуальная   самостоятельная работа, парная

Форма урока по организации содержания:  урок-практикум

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного обучения

Предполагаемые результаты урока:

Личностные результаты

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к собственности через разрешение различных жизненных ситуаций

Метапредметные результаты

умение собирать информацию  из  различных источников и её фиксировать в виде таблицы, схемы;

Предметные результаты

умение понимать и правильно использовать основные экономические термины

характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности;

решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

Средства обучения: презентация урока, медиаматериалы,  объяснение учителя, раздаточные материалы, Интернет.

Учебники и литература:

«Обществознание» 8 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение,2010;

Тесты по обществознанию. 8класс. К учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. «Обществознание. 8 класс». ФГОС

Средства Интернет

Ход урока.

  1. Организационный момент. Учащиеся проверяют готовность к уроку: памятки, пакет материалов, учебники, тетради

2. Мотивация. Учитель предлагает игру «Заявка», т.е.  написать как можно больше терминов, связанных с темой «Экономические системы»,   используя буквы слова производитель. Учащиеся вспоминают термины, В это время учитель создает ситуацию-провокацию, забирая одну из вещей, принадлежащих детям прямо из портфеля, вызывая естественное недоумение и  недовольство учащихся.

Учитель организует обсуждение ситуации, выявляя затруднения.

- Что вызвало у вас недоумение? Почему?

- Зачем я дала вам задание? (Чтобы отвлечь от своих действий)

-  Что чувствовал каждый из вас, видя мои действия? Учащиеся дают пояснения, пытаются доказать, что портфель, все, что в нем находится,  являются личными  вещами, собственностью ученика. Тот, в чей рюкзак заглянул учитель,   испытали недовольство, унижение.

3. Целеполагание. Учитель формулирует тему урока «Собственность» (слайд 1), предлагает цель и задачи урока. (Слайд 2). Какие вопросы у вас возникли по теме? Предлагаю обозначить уровень знаний по теме и интересующие вас вопросы в векторе развития, а в тетради записать вашу личную задачу урока с опорой на Слайд 2: узнать, научиться, понять, применить в практической деятельности.

Учащиеся в векторе развития (Приложение 1) определяют уровень знаний по теме и аргументируют выбор, ставят собственную задачу, афишируют на векторе развития.

4. Актуализация знаний и умений. Учитель организует индивидуальную работу с понятием «Собственность» через выбор заданий на учет ассиметрии головного мозга (Приложение 2).

Учащиеся презентуют работу, выделяют существенные признаки понятия Слайд 3.

Учитель рассказывает о субъектах и объектах собственности Слайд 5 и предлагает задание для закрепления понятия. Что лишнее? Слайд 4. – Человек не может быть собственностью. Это рабство. Оно запрещено Конституцией РФ.

5. Первичное восприятие информации. Учитель предлагает парам выбрать и выполнить задания. Приложение 3.

6. Осознание и осмысление информации.

Пары презентуют результаты деятельности. Вывешивают на доску в виде «Педагогического забора»

Учитель предлагает задавать уточняющие вопросы и предлагает задание для закрепления.

- С какой целью на слайде 7 указан сайт – источник. – Учащиеся: это способ защиты права собственности.

- Какие еще способы защиты права собственности Вы знаете? – Учащиеся анализируют слайд 13-14 и говорят, что есть законные и незаконные способы защиты. Использование незаконных способов влечет юридическую ответственность. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ материальная ответственность наступает с 14 лет.

По окончании выступлений учащиеся вновь оценивают уровень знаний по теме в векторе развития.

7. Закрепление ЗУН

Учитель предлагает пройти к доске, вывешенной информации, прочитать, зафиксировать в тетради, задать уточняющие вопросы.

8. Применение учебного материала в знакомой ситуации.

Учащиеся выполняют задания на Слайд 10- 11. Вставьте пропущенные термины и назовите способ создания собственности.

9. Применение учебного материала в новой ситуации.

Учитель предлагает выполнить индивидуальные задания: охарактеризовать правовую ситуацию по плану. (Приложение 4, Слайд 14, 15)

В МКОУ СОШ п. Ключи по распоряжению главы администрации Кирово-Чепецкого района установлена пожарная сигнализация.  – Субъект  Орган местного самоуправления; объект Сигнализация; Основание Создание; правомочие  Распоряжение; форма Муниципальная

10. Контроль ЗУН

Учащиеся  выполняют уровневые тестовые задания

 11. Рефлексия

Учитель предлагает отметить уровень достижения результатов на векторе развития, проанализировать выполненные на уроке задачи, ответив  на вопросы:

- Чему я научился на уроке?

- Какие мои действия способствовали достижению личной и общей цели?

 - Какая форма работы была наиболее результативной?

- В каких жизненных ситуациях я могу использовать знания и умения, полученные на уроке?

- Над чем еще предстоит работать?

12. Домашнее задание (разноуровневое по выбору)

Параграф 13 стр. 101 – 107

1.Выучить понятия, записи в тетради

Задание 2 ответы  на вопросы учебника

Задание 2 на выбор  Написать эссе

«У собственности есть свои обязанности, так же как и права» У.Драммонд

Приложения к уроку.

Приложение 1

Задачи урока

- называть   характерные черты и признаки собственности, субъектов и объекты собственности, формы собственности

- приводить примеры правомочий собственника,  оснований приобретения права собственности

- описывать способы защиты права собственности,

- оценивать поведение человека с точки зрения прав собственника


Приложение 2

Задания для индивидуальной работы на выбор с учетом ассиметрии головного мозга

1. Составьте понятие на доске, изменяя существительные именительного падежа.

2.Используя учебную статью, выпишите главное понятие урока

3. Составьте собственное понятие

4.Найдите в Интернет понятие Собственность.

5. Нарисуйте понятие собственность и объясните свой рисунок.

Приложение 3

Задания парам

 

Группа 1 Основания приобретения права собственности

  1. Рассмотрите слайд 4, опишите с опорой на учебник стр105 – 106 основания приобретения права собственности,
  2. Дополните перечень, представьте рассказ  

Группа 2. Правомочия собственника

  1. Используя фрагмент Гражданского Кодекса РФ и статью учебника стр. 103  абзац 1-3 составьте схему  Правомочия собственника
  2. Представьте  схему и приведите примеры правомочий

 

Группа 3. Формы собственности в России 

  1. Используя текст учебника стр 105 абзац 1-3, фрагмент Гражданского кодекса РФ  ст. 212,214,215 и Конституцию РФ ст. 8, 35,36 составьте таблицу «Формы собственности в России»
  2. Представьте таблицу на бумаге, приведите примеры различных форм собственности

 

Формы собственности

Частная

Государственная

Муниципальная

Иные формы

Объекты

Магазин, земля, предприятие, литературное произведение

Шельф, золотой запас, памятники культуры, ВМФ, военный завод

МКОУ СОШ п. Ключи, медпункт, детский сад

Здания, транспорт, офисная техника

Кто распоряжается

Физические и юридические лица

Государство Субъекты Российской федерации

Муниципальные органы власти городов, сел, поселков

Общественные организации

Религиозные организации

Объединения

фонды

 

Приложение 4.

Ситуации для анализа.

План.

  1. Объект собственности (что?)
  2. Субъект  собственности (кто?)
  3. Основания приобретения права собственности
  4. Правомочие собственника
  5. Форма собственности
  6. Способ  защиты собственности

В МКОУ СОШ п. Ключи по распоряжению главы администрации Кирово-Чепецкого района установлена пожарная сигнализация.

Покупатель, приобретший  телевизор ненадлежавшего качества  имеет право обменять его на аналогичный качественный телевизор на основе Закона о защите прав потребителей.

Фирма «Вятка-тур»  обратилась в суд на гражданина, не оплатившего экскурсию по Золотому кольцу.

Гражданина Р., скрывшего от государства найденный клад золотых монет, привлекли к уголовной ответственности.

 

Гражданин Н, завещал сыну  построенный семьей дом.

Н.Нырялкин, спасая утопающего, угнал и сломал катер лодочной станции.

Гонщиков решил покататься на асфальтоукладчике, но не смог пригнать его обратно, оставив в придорожной канаве.

Приложение 5

Тестовые задания для контроля ЗУН

1. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) Наследовать

2.Ниже приведен ряд терминов, все они за исключением одного, относятся к понятию «собственность». Найдите термин, выпадающий из общего ряда.

Владение, пользование, распоряжение, охрана, определение судьбы вещи, извлечение пользы.  

3. Отметь знаком + основания приобретения права собственности

Хищение чужого имущества

+Изготовление вещи для индивидуального пользования

Присвоение имущества

+Получение имущества по наследству

Вымогательство имущества

+Получение имущества в подарок

Вымогательство имущества

4. Закончи фразы

Государственной собственностью может быть ---------

Частной собственностью не может быть ---------

  1. Вставьте пропущенные термины

Основой любой экономической системы является та или иная форма собственности.

 Хотя часто собственность понимается как имущество, однако,  собственность это не вещь, а отношения между людьми по поводу вещей.

В современной экономике  есть место и для государственных предприятий, например в сфере оборонной промышленности и транспорта, и для акционерных, и для частных.

 Все формы собственности равно защищены законом, им предоставлены равные условия для развития.

Но все же именно частная собственность является основой инициативы и предприимчивости, динамичного развития общества.

Частная собственность в её многообразных формах является фундаментом рыночной экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...