Урок по теме "Неравенство доходов вред или польза?" 6 rкласс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Свириденко Олег Николаевич

Опыт преподования обществознания в контексте ФГОС 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Олег\Desktop\slide_9.jpg

C:\Users\Олег\Desktop\бюджет.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\Олег\Desktop\налоги.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Свириденко Олег Н иколаевич учитель обществознания МБОУ Абанская ООШ № 1 Конкурсное испытание «Открытый урок»

Слайд 2

ГТГ. «Сватовство майора» Федотова Павла Андреевича . 1848 год

Слайд 3

ГТГ «Посещение бедных» Маковского Владимира Егоровича. 1874 год

Слайд 5

Тема урока: «Неравенство – вред или польза?» Доходы граждан и прожиточный минимум Неравенство доходов Перераспределение доходов Экономические меры социальной поддержки «Богатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им». Испанский писатель Мигель де Сервантес (1547—1616 гг.)

Слайд 6

Доход – общая сумма денег, необходимая для приобретения благ и услуг. Доходы граждан Доход от собственности Наследство Заработная плата Доход от предпринимательской деятельности Государственные выплаты

Слайд 7

Совокупный доход Э то сумма денежных средств и материальных благ , полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени

Слайд 9

Потребительская корзина - перечень необходимых продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг (Прожиточный минимум в Красноярском крае в 2016 году 10821 рублей) В России –156 наименований В развитых странах – более 300

Слайд 10

Прожиточный минимум это минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определѐнного уровня жизни в стране. субъект федерации период ( квартал ) для трудоспособного населения для пенсионеров для детей Москва III - 2014г. 13 919 8 646 10 316 Санкт-Петербург III - 2014г. 8 765 6 310 7 669 Краснодарский край III - 2014г. 8 286 6 365 7 283 Ставропольский край III - 2014г. 7 240 5 536 6 900 Адыгея III - 2014г. 7 357 5 653 6 856

Слайд 11

III квартал 2016 года

Слайд 12

Прожиточный минимум 1 , 3, 4, 6, 7,9 Предметы роскоши 2 , 5, 8, 10, 11, 12

Слайд 13

Термин Определение 1.Совокупный доход А) минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определённого уровня жизни в стране 2. Потребительская корзина Б) это сумма денежных средств и материальных благ 3. Прожиточный минимум В) набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей

Слайд 14

«Распределение доходов. Неравенство – вред или благо?» Работа в группах

Слайд 15

Группа № 1.«Неравенство доходов – в любой стране доходы не равны » Алгоритм работы 1. Распределение ролей: аналитики (анализ, подбор информации), художники - оформители, докладчики. Определение роли каждого ученика в защите мини – проекта. 2. Ознакомление с дополнительной информацией. Обсуждение ответов на вопросы: • Каковы причины неравенства в государстве? • Как изменялся размер прожиточного минимума в Красноярском крае за последние два года? • Почему опасна поляризация доходов населения? 3. Оформление мини – проекта на компьютере, в режиме презентации (если нет возможности использовать компьютер, учащиеся работают с печатными материалами, оформляют мини – проект в виде интеллект – карт, инфокарт ). 4. Презентация мини – проектов.

Слайд 16

Группа № 2 «Перераспределение доходов» Алгоритм работы 1. Распределение ролей: аналитики (анализ, подбор информации), художники - оформители, докладчики. Определение роли каждого ученика в защите мини – проекта. 2. Ознакомление с дополнительной информацией. Обсуждение ответов на вопросы: • Каковы механизмы перераспределения доходов в государстве? • Какой обязательный платеж (налоги) • Виды налогов (прямые, косвенные). Бюджет. Дефицит. • Социальные фонды Красноярского края. 3. Оформление мини – проекта на компьютере, в режиме презентации (если нет возможности использовать компьютер, учащиеся работают с печатными материалами, оформляют мини – проект в виде интеллект – карт, инфокарт ). 4. Презентация мини – проектов.

Слайд 17

Рабочий лист № 3 «Экономические меры социальной поддержки государства» Алгоритм работы 1. Распределение ролей: аналитики (анализ, подбор информации), художники - оформители, докладчики. Определение роли каждого ученика в защите мини – проекта. 2. Ознакомление с дополнительной информацией. Обсуждение ответов на вопросы: • Каковы меры социальной поддержки в государстве? • Каковы основные пункты программы социально – экономического развития Красноярского края на 2013 – 2017 гг.? 3. Оформление мини – проекта на компьютере, в режиме презентации (если нет возможности использовать компьютер, учащиеся работают с печатными материалами, оформляют мини – проект в виде интеллект – карт, инфокарт ). 4. Презентация мини – проектов.

Слайд 18

Проблема поставленная в начале урока: «Распределение доходов. Неравенство – благо или вред?» Корректировка системы распределения доходов Качественная система социальных услуг Активная политика на рынке труда направленная на создание и сохранение рабочих мест Эффективные инвестиции в здравоохранение и образование Снижение неравенства, экономический рост государства

Слайд 19

Тренинговое упражнение «Ромашка откровений» Домашнее задание: Параграф №18. Рубрика «В классе и дома» и «Проверь себя». Дополнительно (по желанию): на основе изученной темы, опираясь на материал учебника, письменно поразмышлять над высказыванием испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547 — 1616): «Бо­гатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».



Предварительный просмотр:

Урок ___   .  Неравенство доходов – вред или польза? (6 класс)

Учитель обществознания: Свириденко Олег Николаевич

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 6  класс.

Форма урока: урок с элементами тренинга и проектной деятельности.

Цель урока: познакомить с понятием «неравенство доходов», с опорой на термины  «совокупный доход», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «уровень бедности».

Задачи:

Предметные:

1.        Раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум»,  «потребительская корзина».

2.        Описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).

3.        Ответить на вопрос: «Неравенство доходов – вред или благо?».

Метапредметные:

1.        Развивать аналитико-синтезирующее мышление (делать обобщающие выводы).

2.        Углублять познавательные умения (выделять главное), умения частично-поисковой деятельности.

3.        Формировать умения работать в группе, использовать информационно-компьютерные технологии.

Личностные:

1.        Содействовать развитию интереса к изучаемому предмету и внутренней позиции школьника.

2.        Развивать чувство ответственности за порученное дело.

3.        Развивать умение оценивать свои результаты.

Оборудование: учебники, тетради, мультимедийное оборудование, компьютеры  и раздаточный материал для работы в группах, репродукции картин, корзинка для тренинга.

Структура урока:

1.        Организационный этап, мотивирование.

2.        Подведение к формулированию темы и постановке задач урока.

3.        Выявление темы, актуализация знаний.

4.        Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

5.        Планирование деятельности.

6.        Поиск решения проблемы ("Открытие" нового знания).

7.        Учебные действия по реализации плана. Выражение решения, применение нового знания.

8.        Рефлексия (итог урока).

9.        Комментирование домашнего задания (разноуровневое).

 «Богатство — не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им».

Испанский писатель Мигель де Сервантес (1547—1616 гг.)

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Форма контроля

  1. Организационный момент (не более 2 мин.)

Приветственное слово  учителя. (У учащихся на столах тренировочный материал «Потребительская корзина», «Ромашка откровений»… для работы с кластером и работы в группах)

Приветствие учащихся

  1. Подведение к формированию темы и постановке задач урока

(4 – 5 мин)

Учитель. Вот и закончились весенние каникулы, скажите, пожалуйста, как вы их провели, что интересного  узнали, где побывали? (Ответы детей).

Ребята  если бы вы побывали в  Москве, то посетили «Третьяковскую галерею» и получили  потрясающие впечатления. И сейчас я хотел поговорить с вами о двух картинах.

Внимание на экран. Я сейчас покажу вам, ребята, изображения картин, которые находятся в «Третьяковской галерее»,  а вы расскажите мне, о чем, по вашему мнению, пойдет речь сегодня на уроке.   (Слайды с изображениями).

Ярчайшим образцом творчества стала картина «Сватовство майора» Федотова Павла Андреевича, созданная в 1848 году. В основе сценария картины заурядный брак по расчету между дочерью зажиточного купца и разорившегося майора-дворянина. В то время подобные сделки были обычным делом: одни стремились заполучить деньги, а другие – звания в обществе, да и просто семье необходимо было выжить, банкротство было неминуемым крахом.

Яркой социальной направленностью отличается картина «Посещение бедных» (1874). Маковского Владимира Егоровича. Запечатлена типичная сцена для того времени, когда благотворительность среди богатых стала модной. Богатая барыня, нарядная и надменная, снизошла до посещения семьи, находящейся в крайней бедности. С презрением взирает сопровождающий ее лакей на убогую обстановку комнаты. По-разному реагируют члены семьи на неожиданное посещение «благотворительницы»: изможденная, бедно одетая пожилая женщина униженно и выжидательно смотрит на вошедшую, ее муж за занавеской торопливо и с раздражением натягивает на себя старый сюртук, а их дочь с выражением безнадежной горечи на лице оцепенело стоит у дверного косяка. «Картинная галерея»

Побуждающий диалог по картинам: «Сватовство майора» Федотова Павла Андреевича. «Посещение бедных» (1874) Маковского Владимира Егоровича (Ответы учащихся).

Какая тема картины?

О какой сделке автор говорит?

Кому она выгодна и почему?

А сейчас встречаются подобные браки?

Какая тема картины?

Кто главные герои?

Можно ли назвать искренним поведение героев, почему?

Какие у вас возникают чувства по отношению к главным героям «благотворительницы» и лакею, женщине, мужчине и их дочери из бедной семьи?

Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

  1. Выявление темы, актуализация знаний

Учитель. Правильно вы догадались, речь сегодня пойдет о доходах и их распределении.

Работа со схемой с. 141. Тренинг «Вспомнить больше»; цель: актуализировать имеющиеся знания (фиксация ответов на доске)

Тема урока : «Неравенство – вред или польза?»

Цель урока: познакомить с понятиями  «Неравенство доходов» «совокупный доход», «прожиточный минимум»,  «уровень бедности». 

Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...)

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения.

Актуализация имеющихся знаний, способов действий в новых условиях; формирование умения задавать вопросы.

  1. Создание проблемной ситуации. Формирование проблемы (5 мин)

Актуализация знаний.

Планирование деятельности. Целеполагание (3 мин)

Поиск решения проблемы («Открытие нового знания»)

Организация исследований в группах (10 мин)

Учитель. Проводит элемент тренинга «Потребительская корзина». «Ролик потребительская корзина».

Учитель. Обратите внимание на факты в учебнике на с. 141. Как вы можете охарактеризовать эти данные? Я попрошу вас, опираясь на имеющиеся знания, ответить на проблемный вопрос темы нашего урока «Неравенство доходов – вред или польза?» Как вы думаете, неравенство доходов в обществе имеет только отрицательные стороны или положительные тоже присутствуют в данном явлении? Предлагаю в группе обсудить этот вопрос и составить кластер показав  «+» и    «-».

Работа в группе обсуждение предложенных ответов.

Учитель. Спасибо за работу, далее мы вернемся к нашему «Кластеру».

Легко ли было ответить на вопрос? Чего не хватает для качественного ответа? (Знаний) Для этого предлагаю обратиться к тренинговому приему  «Рабочий лист» и подготовить переквалифицировавшись в журналистов, три статьи для журнала «Экономика и жизнь» (групповые мини – проекты)

 

Учитель. Предлагаю выти  представителям каждой команды и провести  жеребьевку, какая тема кому достанется. (Ребята определяют темы)

Темы для самостоятельного изучения: «Неравенство доходов», «Перераспределение доходов», «Экономические меры социальной поддержки населения».

Алгоритм работы в группах:

Распределение ролей: аналитики (анализ, подбор информации); художники – оформители, докладчики; определение роли каждого ученика в защите мини – проекта.

Учитель. Прочитайте предоставленную информацию. Обсудите ответы на вопросы. (вопросы групп).

Оформление мини -  проекта в режиме презентации (если нет возможности использовать компьютер, учащиеся работают с печатными материалами и оформляют мини – проект в виде интеллект – карт, инфо – карт).

Презентация мини – проектов.

Выступление представителей групп. Презентация информационных мини – проектов по темам: «Неравенство доходов», «Перераспределение доходов», «Экономические меры социальной поддержки населения».

Вспоминают изученный материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум).

(Работа с учебником, элементы тренинга «Дискуссионные качели». Цель: мотивирование учащихся на активную мыслительную деятельность)

Работа в группах, оформление кластера

Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Работа в группах. Обобщение результатов  наблюдения, составление  плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия «нового знания»

Представители от групп сообщают о результатах  коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое «открытие». Оценивают правильность своих выводов, решений.

Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества

Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием

Изучение нового материала посредством стимулирования мыслительной деятельности учащихся.

Развитие аналитического мышления, познавательных умений, развитие навыков частично – поисковой деятельности, умения работать в группе ; стремления открывать новые знания. Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в грппах.

Учебные действия по  реализации плана.

Выражение решения.

Применение нового знания (5 мин)

Учитель. Какая проблема была поставлена  в начале урока? (Отвечают ли найдены решения на вопрос  «Неравенство доходов – вред или польза?») Дополнение кластера «Неравенство доходов – вред или польза?» новыми выгодами. Корректировка полученных  знаний. (Корректировка системы распределения доходов, качественная система социальных услуг для бедных, активная политика на рынке труда, направленная на  создание и сохранение рабочих мест, эффективные инвестиции в здравоохранение и образование могут не только снизить неравенство, но  и способствовать экономическому росту государства)

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

Познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ)

Рефлексия деятельности (итог урока) (4 – 5 мин)

Подведение итогов работы.

Учитель. Сейчас вам предлагаю оценить  свою работу  на уроке, выполнив тренинговое упражнение «Ромашка откровений» (анализ эффективности деятельности учителя, используемых методов, приемов обучения. Упражнение позволяет получить своевременную обратную связь и учесть особенности и потребности конкретных учеников в дальнейшей работе. Учащиеся вербально /письменно выражают свои впечатления от урока/ занятия адресно или в целом).

 

Учитель. На столах лежат лепестки ромашки, на них вы можете записать впечатление от работы; оценить урок в целом и работу друг друга. У кого появится желание высказаться вслух, я буду очень рад

Работа с лепестками «Ромашки откровений».

Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей

Домашнее задание

(2 мин)

Параграф 18. Рубрика «В классе и дома» и «Проверь себя».

Дополнительно (по желанию): на основе изученной темы, опираясь на материал учебника, письменно поразмышлять над высказыванием испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547 - 1616): «Богатство – не в самом обладании богатством, а в умении целесообразно пользоваться им»;

Оформить интеллект – карты по темам: «Совокупный доход», «Прожиточный минимум», «Потребительская корзина»

Запись учащихся задания в дневники



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Учитель: Свириденко Олег Николаевич

Предмет: обществознание

Тема: Неравенство доходов вред или польза?

Тип знаний: понятие

Тип урока: открытия новых знаний

Предметные умения:  уяснить сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум»,  «потребительская корзина».        Описывать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).
Метапредметные умения: 

Личностные: развивать интерес  внутреннюю позицию школьника; развивать чувство ответственности за порученное дело;

Регулятивные: умение самостоятельно  фор определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебной деятельности, работать по алгоритму, развивать умение оценивать свои результаты.

Познавательные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; способность  решать творческие задачи ; представлять результаты своей деятельности, работать с учебником, выделять главное, делать обобщающие выводы.

Коммуникативные:  давать устный монологический ответ,  работать в группе  (взаимодействовать).

Обязательный минимум: овладение основным понятием «неравенство доходов», с опорой на термины  «совокупный доход», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «уровень бедности», выражать  свое отношение к  неравенству доходов.

Цель: познакомить с понятием «неравенство доходов», с опорой на термины  «совокупный доход», «прожиточный минимум», «потребительская корзина», «уровень бедности».

Задачи:

Образовательные: раскрыть сущность понятий «совокупный доход», «прожиточный минимум»,  «потребительская корзина»; описать явления и процессы, которые складываются в сфере распределения (охарактеризовать причины неравенства доходов, объяснить необходимость перераспределения доходов в обществе, показать конкретные меры государственной политики по защите малоимущих).

Развивающие:  продолжить формировать способности решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности, работать с учебником, выделять главное, делать обобщающие выводы, умение работы в группе.

Воспитательные: воспитывать толерантность и уважительное отношение к людям независимо от доходов.

Технологии: проблемного обучения, ИКТ, тренинга и проектной деятельности.

  1. Этап постановки проблемы

Прием. Создание противоречия основанное на описании и сравнении картин «Сватовство майора», «Посещение бедных» выяснить главную идею картины и тему сюжета и прийти к формированию темы, целей и проблемы урока (побуждающий диалог).

Итог. Назвали тему, цель , задачи, проблему «Неравенство доходов вред или польза?»

Умения:

Регулятивные (определять цель и составлять план, действовать по алгоритму)

Познавательные (извлекать информацию, перерабатывать ее, и представлять в различных формах)

Коммуникативные (высказывать суждения, понимать других).

Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, неравенство доходов в обществе имеет только отрицательные стороны или положительные тоже присутствуют в данном явлении? Предлагаю в паре обсудить этот вопрос и составить кластер показав  «пользу» или    «вред».

Предметные: выделять существенные признаки «неравенства доходов».

  1. Поиск решения (открытия новых знаний)
  1. Знакомство с основными понятиями (тренинг)

Определить основной смысл понятий, закрепление в форме мини теста

  1. Работа в группе мини – проекты

Алгоритм:

А) Распределение ролей: аналитики (анализ, подбор информации); художники – оформители.

Б) Знакомство с предоставленной  информацией.

В) Обсуждение вопросов

Г) Оформление мини -  проекта.

Д) Презентация мини – проектов.

Задание для трех групп

«Неравенство доходов», «Перераспределение доходов», «Экономические меры социальной поддержки населения».

Итог. Выделить общие признаки неравенства доходов, уяснение терминов «совокупный доход», «прожиточный минимум», «потребительская корзина».

Регулятивные: действовать по алгоритму, работать в группе, оценивать свой результат.

Познавательные: извлекать информацию и перерабатывать ее (анализ, систематизация), представлять её в разных формах.

Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать, давать монологический ответ.

Личностные: оценивать поступки, объяснять и давать нравственные оценки.

Вывод по проблеме: «Неравенство доходов вред или польза?»

  1. Выражение решения (применение нового знания) фронтальная работа по основным понятиям урока.
  2. Подведение итогов работы оценивание с опорой на рабочий лист к теме (ученик, группа, учитель).
  3. Рефлексия
  4. Знакомство с домашним заданием.

Методы: проблемного обучения, частично – поисковый, проектной деятельности.

Задания: продуктивной направленности, используется системно – деятельностный подход в обучении обществознания.



Предварительный просмотр:

Неравенство доходов вред или польза?

На уроке  я узнал…

Для меня было самым  сложным на уроке…

Мне понравилось на уроке …

Над чем мне следует поработать …

Лучше всего у меня получается …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни"

Разработка урока экономики по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни" Методы обучения: словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам; наглядные –...

Антинаркотический урок с презентацией "О вреде наркотиков - языком математики"

Данный урок проводится в 5 классе после изучения темы «Проценты», как обобщающий по теме с целью отработки практических умений и навыков при работе с процентами, переноса знаний в новую ситуацию, с це...

Урок в 8 классе "Вред курения"

Урок знакомит учащихся с негативными последствиями влияния курения на организм...

Экологический урок "Отходы в доходы"

Презентация для экологического урока...

Урок-мероприятие " Математика о вреде курения"

Данный материал можно использовать в 7, 8 классах....

Урок-мероприятие " Математика о вреде курения"

Данный материал можно использовать в 7, 8 классах....