конспект урока обществознание 5 кл
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему
Урок по обществознанию в 5 кл по теме "Загадка человека" разработан в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Загадка человека (глава «Человек»).
Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
Задачи:
1. Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
2. Развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме.
3. Воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся.
Планируемые результаты:
o Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.
o Познавательные: обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
o Коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, задавать вопросы и давать ответы на вопросы, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками.
o Регулятивные: обучающиеся должны формулировать цель урока, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
o Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания.
Эпиграф:
Только тогда станешь человеком,
Когда научишься видеть человека в другом.
(А. Н. Радищев)
Ход урока
- Орг. момент.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Чтоб пятерки получать, надо очень много знать.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!
-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграф – это тоже своего рода подсказка.
*1 ряд - разгадайте ребусы, слова - «шарада», «ребус».
-С каким понятием, ребята, ассоциируются у вас эти слова? Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «загадка». Записывают слово на доске.
* 2 ряд - разгадайте ребусы, слова – «ребенок», «взрослый».
- А каким общим словом можно назвать и взрослого, и ребенка?
Учащиеся приходят к выводу, что и взрослый, и ребенок - это ЧЕЛОВЕК. Записывают слово на доске. Затем определяют тему урока - «Загадка человека».
- Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать?
Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске о том, что учащимся необходимо узнать:
* в чем отличие человека от животного;
* зачем человек рождается;
* каковы ценности человеческой жизни.
3. Первичное усвоение новых знаний.
- Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое человек? , а что такое ценность?
* самостоятельно дайте определение данных понятий, поработайте со словарями и найти в них данные определения. Затем группы формулируют определения, читают определения из словарей. Далее формулируются более точные определения и записываются в тетрадь.
-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых указаны схемы, стрелками соедините их в логические группы.
Животные членораздельная речь
целеполагание Человек звуки
воля мышление
сознательная творческая деятельность
повадки линька прямохождение
(уч-ся чертят схемы, и далее выявляется, что в человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др.)
-Человек рождается, и чтобы развиваться, ему необходимо слушать и понимать речь других, заниматься какой-либо деятельностью, которая, возможно, пригодится ему в будущем. У вас на столах есть инструктивные карточки, схемы (задание 1), заполняя которые, вы сумеете ответить на вопрос: для чего человек родился.
Инструктивная карточка № 1
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
воспитываться в обществе, чтобы _______________
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться нужно
общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»»
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно.
Часто школьники торопятся поскорее стать взрослыми также, как и герой стихотворения В. Д. Берестова. Обсудите стихотворение и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.
Инструктивная карточка № 2
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно
общаться со взрослыми для того, чтобы _________________________
Ребенок родился. Чтобы ему расти
и развиваться, нужно
ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы _______
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание 2
Прочтите абзац в учебнике «Ты, наверное, уже читал произведение «Маленький принц», §1(стр. 11). Как вы понимаете слова автора произведения? Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами товарищей – это немалая ценность в жизни человека? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.
Группы выполняют задание 1 и затем высказывают свои точки зрения и приходят к единому мнению – зачем человек рождается.
-Молодцы. Вот вы и ответили на вопрос: зачем человек рождается.
- А для чего он живет? Всегда ли в жизни человека есть место подвигу, как писал когда-то М. Горький? (задание 2).
Вывод: детство – важный период в жизни человека, в котором есть немало доброго, хорошего.
умение сопереживать, гордиться победами близких людей - это тоже немаловажные ценности.
Физминутка.
- Первичная проверка понимания .
-Важнейшие ценности для человека – жизнь, умение прийти на помощь в трудную минуту, рискуя часто собственной жизнью. И добру нас часто учат детские сказки.
Но … Внимание. Обратимся к слайдам.
* В мультфильме про бременских музыкантов разбойники поют: «Ой-ля-ля, ой-ля-ля, завтра грабим короля» (слайд 3).
* В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк пела о том, что: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя» (слайд 4).
-Согласны ли вы с такими позициями сказочных героев? Свой ответ аргументируйте.
- Первичное закрепление.
- Игра «Я вам слово – вы мне 7».
Учитель называет слово, учащиеся называют 7 слов, которые ассоциируются с эти понятием. Слово: человек.
-Вот и заканчивается наш урок. И приводя примеры-ассоциации, вы сами выявили, что человечность, ответственность, умение прийти на помощь в трудную минуту – это то, что отличает людей от животных, самое главное, важное в любом человеке. Это – Загадка Человека. Человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.
- Информация о домашнем задании.
написать послание жителям других планет, где кратко охарактеризовать человека как уникального создания планеты Земля.
- Рефлексия.
(оценка собственной деятельности на уроке, своего настроения на разных этапах урока).
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс
Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/04/picture-39203.jpg)
Конспект урока обществознания "Конституция России"
Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...
план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова
Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/05/picture-162983-1707134986.jpg)
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/25/picture-14142.jpg)
План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"
Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-137488-1352925892.jpg)
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...