конспект урока обществознание 5 кл
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Рыжкова Людмила Владимировна

Урок по обществознанию в 5 кл по теме "Загадка человека" разработан в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznanie_5_kl_fgos.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Загадка человека (глава «Человек»). 

Цель: Формирование целостных представлений учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.

Задачи:
1. 
Образовательная: сформировать целостные представления учащихся о том, зачем человек рождается, для чего живет, в чем отличие человека от животных, каковы ценности человеческой жизни.
2. 
Развивающая: развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сознательно строить речевое высказывание в устной форме.
3. 
Воспитательная: воспитывать уважение личности, культуру общения учащихся.

Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся должны осознавать, каково предназначение человека на Земле, осознавать, что человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.
Познавательные: обучающиеся должны научиться раскрывать на конкретных примерах цели и ценности человеческой жизни, преобразовывать информацию из одной формы в другую, составлять ответы на вопросы.
o Коммуникативные: обучающиеся должны уметь слушать, задавать вопросы и давать ответы на вопросы, уметь сотрудничать с педагогом и одноклассниками. 
Регулятивные: обучающиеся должны формулировать цель урока, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Предметные: учащиеся могут объяснить и конкретизировать примерами смысл понятий «человек», «ценности человеческой жизни», уметь применять знания в своей деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания.

Эпиграф: 
Только тогда станешь человеком, 
Когда научишься видеть человека в другом.
(А. Н. Радищев)

Ход урока

  1. Орг. момент.

  1.  Мотивация к учебной деятельности.


- Чтоб пятерки получать, надо очень много знать.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок!

-Ребята, вы, вероятно, обратили внимание на тот факт, что на доске не записана тема урока, но имеется эпиграф (читает эпиграф). Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам разгадать ребусы, эпиграф – это тоже своего рода подсказка.

*1 ряд -   разгадайте  ребусы, слова - «шарада», «ребус».
-С каким понятием, ребята, ассоциируются у вас эти слова? Учащиеся приходят к выводу, что ключевое слово здесь – «загадка». Записывают слово на доске.
* 2 ряд - разгадайте ребусы, слова – «ребенок», «взрослый».
- А каким общим словом можно назвать и взрослого, и ребенка?
Учащиеся приходят к выводу, что и взрослый, и ребенок - это ЧЕЛОВЕК. Записывают слово на доске. Затем определяют тему урока - «Загадка человека».
- Ребята, а чего о человеке вы еще не знаете, но хотели бы узнать?
Учащиеся отвечают, ставят учебную цель. Учитель записывает на доске о том, что учащимся необходимо узнать:
* в чем отличие человека от животного;
* зачем человек рождается;
* каковы ценности человеческой жизни.

3. Первичное усвоение новых знаний.

- Ребята, а как бы вы сами ответили, что такое человек? , а что такое ценность?

*  самостоятельно дайте определение данных понятий, поработайте со словарями и найти в них данные определения. Затем группы формулируют определения,  читают определения из словарей. Далее формулируются более точные определения  и записываются в тетрадь.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых указаны схемы, стрелками соедините их в логические группы. 
Животные                                     членораздельная речь
целеполагание                              Человек звуки
воля                                                 мышление
сознательная творческая деятельность
повадки                линька                      прямохождение
(уч-ся чертят схемы, и далее выявляется, что в человек от животного отличается более сложными моделями поведения (членораздельная речь, воля, сознательная творческая деятельность и др.)

-Человек рождается, и чтобы развиваться, ему необходимо слушать и понимать речь других, заниматься какой-либо деятельностью, которая, возможно, пригодится ему в будущем. У вас на столах есть инструктивные карточки, схемы (задание 1), заполняя которые, вы сумеете ответить на вопрос: для чего человек родился.

Инструктивная карточка № 1
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти 
и развиваться нужно
воспитываться в обществе, чтобы _______________
* Ребенок родился. Чтобы ему расти 
и развиваться нужно
общаться с ровесниками для того, чтобы ___________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание 2
Прочтите стихотворение В. Д. Берестова «Кому двенадцать лет…»»
Кому двенадцать лет, тот в детский сад
Ходил тысячелетия назад.
Об этом самом детстве золотом
Он вспоминает чуть не со стыдом.
Забыть его скорее! Ведь оно В геройской биографии пятно.
Часто школьники торопятся поскорее стать взрослыми также, как и герой стихотворения В. Д. Берестова. Обсудите стихотворение и опровергните (или согласитесь) мнение о том, что детство – это «в геройской биографии пятно». Можно ли утверждать, что мир детства – это волшебный мир, а детские годы - это одна из ценностей человеческой жизни»? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске. 


Инструктивная карточка № 2
Задание 1
Закончите выражения:
* Ребенок родился. Чтобы ему расти 
и развиваться, нужно
общаться со взрослыми для того, чтобы _________________________
Ребенок родился. Чтобы ему расти 
и развиваться, нужно
ставить цель и заниматься разнообразной деятельностью, чтобы _______
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Задание 2
Прочтите абзац в учебнике «Ты, наверное, уже читал произведение «Маленький принц», §1(стр. 11). Как вы понимаете слова автора произведения? Можно ли утверждать, что осознавать свою ответственность за что-либо, гордиться победами товарищей – это немалая ценность в жизни человека? Почему?
В ответе можно использовать цитаты и эпиграф, написанные на доске.
Группы выполняют задание 1 и затем высказывают свои точки зрения и приходят к единому мнению – зачем человек рождается.

-Молодцы. Вот вы и ответили на вопрос: зачем человек рождается.

- А для чего он живет? Всегда ли в жизни человека есть место подвигу, как писал когда-то М. Горький? (задание 2).

Вывод:  детство – важный период в жизни человека, в котором есть немало доброго, хорошего.

               умение сопереживать, гордиться победами близких людей - это тоже немаловажные ценности.

Физминутка.

  1. Первичная проверка понимания .

-Важнейшие ценности для человека – жизнь, умение прийти на помощь в трудную минуту, рискуя часто собственной жизнью. И добру нас часто учат детские сказки.

Но … Внимание. Обратимся к слайдам.
* В мультфильме про бременских музыкантов разбойники поют: «Ой-ля-ля, ой-ля-ля, завтра грабим короля» (слайд 3).
* В мультфильме про Чебурашку и крокодила Гену старуха Шапокляк пела о том, что: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя» (слайд 4).
-Согласны ли вы с такими позициями сказочных героев? Свой ответ аргументируйте.

  1. Первичное закрепление.

- Игра «Я вам слово – вы мне 7».

Учитель называет слово, учащиеся называют 7 слов, которые ассоциируются с эти понятием. Слово: человек.

 -Вот и заканчивается наш урок. И приводя примеры-ассоциации, вы сами выявили, что человечность, ответственность, умение прийти на помощь в трудную минуту – это то, что отличает людей от животных, самое главное, важное в любом человеке. Это – Загадка Человека. Человеческая жизнь - высшая на Земле ценность.

  1. Информация о домашнем задании.

         написать послание жителям других планет, где кратко охарактеризовать человека как уникального создания планеты Земля.

  1.  Рефлексия.

(оценка собственной деятельности на уроке, своего настроения на разных этапах урока).

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Конспект урока обществознания "Конституция России"

Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...

план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова

Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...