9 класс.Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
консультация по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема №1
Общество и человек
План
1.Общество (широкое и узкое понимание).
2.Структура общества
3.Сферы жизни общества.
4.Ступени развития общества.
5.Развитие общества.
6.Наука и общество. НТР и её последствия.
7. Глобализация.
1.Общество.
Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).
Возникновение человека и возникновение общества — это единый процесс. Нет человека — нет общества. Нет общества — нет и человека.
Общество (широкое и узкое понимание)
Общество в узком смысле | Общество в широком смысле | ||
Определение | Примеры | Определение | Примеры |
Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность | Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста | Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения | Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием |
Исторический этап развития человечества | Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое индустриальное | Всё человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии | Глобальные проблемы современного общества |
Социальное окружение | Дурное общество | ||
Национально-государственное образование | Французское общество, американское общество, западноевропейское общество |
2.Структура общества
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.
Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.
Классификация социальных групп
Группы подразделяют на большие и малые.
Большие группы
Большие группы делятся на:
1. Неорганизованные, стихийно возникшие
К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:
Примеры: толпа, публика, аудитория.
2.Организованные, длительно существующие
Примеры: классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.
Малые группы
Малой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.
Малые группы делятся на:
1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.
2.Неформальные коллективы (приятельская компания)
Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.
Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.
Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.
3.Основные сферы жизни общества
Сфера жизни общества | Характеристика |
Экономическая сфера(институт) | Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. |
Социальная сфера(институт) | Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга. |
Политическая сфера (институт) | Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп. |
Духовная сфера(институт) | Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения. |
Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.
На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.
Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.
Эти нормы могут иметь форму:
- Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
- Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
- Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать
Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.
4.Ступени развития общества.
Ступени развития общества | Характеристика |
Традиционное(аграрное) общество | Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Цель общества – поддержать существование человека как вида. Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории. |
Индустриальное общество XIX –XXвв. | Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе. Цель общества: Производство товаров массового потребления. Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники. Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки. |
Постиндустриальное(информационное) общество | Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями. В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы. Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти. Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии. Человек властвует над силами природы. Влияние на природу: Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство. Цель общества: Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию. |
5.Развитие общества.
Движущие силы исторического процесса
Народные массы | Социальные группы | Исторические личности |
Стремятся к повышению уровня жизни. Защищают свои интересы | Объединения, классы, сословия племена, народности нации, партии
| А.Гитлер, В.Ленин и др. |
Общество как динамическая система
1.Изменяется и развивается общество в целом
2.Изменяются и развиваются его элементы
3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга
4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются
Два направления развития общества
- Прогресс
Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;
К большей устойчивости жизнеспособности общества.
- Регресс
Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;
от лучшего к худшему; к нестабильности.
Основные формы развития общества
- Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
- Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
- Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.
6.Наука и общество. НТР и её последствия.
Наука и общество
Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.
НТР и ее социальные последствия
- Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
- Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.
Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.
Примеры технического прогресса
- Скачок в развитии техники в эпоху неолита — появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
- Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
- Появление управляющих машин.
Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.
- Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
- Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
- Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.
Социальные последствия НТР
- Положительные достижения
Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.
- Отрицательные последствия
Достаточно вспомнить об экологических проблемах.
Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе — от них страдают и люди.
Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых — стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.
И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.
7. Глобализация.
Глобализация (проблемы появляются в XX веке)
Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами
Положительное
- Способствует развитию экономики
- Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
- Предостерегает государства от крайних действий
Отрицательное
- Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
- Диктуются правила выгодные развитым странам
- Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
- Появляются глобальные проблемы
Глобальные проблемы
Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.
Можно выделить следующие глобальные проблемы
- Угроза новой мировой войны.
- Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
- Неравномерность экономического развития стран.
- Увеличение числа техногенных катастроф.
- Угроза мирового терроризма.
- Проблема народонаселения (угроза голода).
- Болезни.
- Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
- Кризис духовности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум по обществознанию для 9 класса. подготовка к ГИА
Задания по обществознанию , подготовка к ГИА, задания части А, части В, Части С....
Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...
Презентация по обществознанию 9 класс подготовка к ОГЭ
Презентация по обществознанию 9 класс. Подготовка к ОГЭ...
Презентация по обществознанию, 9 класс подготовка к ОГЭ
Презентация по обществознанию, подготовка к ОГЭ - 9 класс...
Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ являет...
Презентация по обществознанию тема : "Деятельность" для повторения в 10-11 классе (подготовка к ГИА)
Данная презентация предназначена для подготовки (повторительно-обобщающий урок 10-11 класс) к итоговой аттестации по обществознанию...
Мастер-класс : «Подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию: формы, методы и приемы»
Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, ...