урок обществознания в 9 классе по теме "Семейные правоотношения"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Головко Наталья Николаевна

На данном уроке учащиеся получат возможность узнать о том, что основные аспекты семейной жизни регулируются Семейным кодексом РФ, семья находится под защитой государства.На уроке будут сформированы базовые знания в области семейных правоотношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx75.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 6» села Саблинского

Александровского района Ставропольского края

Конспект

 отрытого урока по обществознанию

9 класс

Тема урока: «Семейные правоотношения»

Методическая тема:  «Условия самореализации учащихся на уроках истории и обществознания как основа успешной социализации в обществе»

 Учитель истории и обществознания

Головко Наталья Николаевна

Дата проведения урока  – 27 февраля 2018 года

Место проведения – МОУ СОШ№6 села Саблинского

Уровень – районный

Тип урока: комбинированный с элементами практической работы

 

Цель урока:

закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научиться применять их на практике. 

Задачи урока:

воспитательные:

  • формирование представления о социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений.

образовательные:

  • знакомство с семейным законодательством;
  • формирование базовых знаний в области семейных правоотношений;

развивающие:

  • формирование коммуникативных способностей, внимания, логического мышления;
  • формирование навыков обобщения и анализа;
  • приобщение к самостоятельной деятельности и работе в группе и работе с документами.

Методы и приёмы обучения: словесный, частично-поисковый, практический, индивидуальная, групповая  работа.

Оборудование:  выдержки  из Семейного кодекса РФ, Конституция РФ,

карточки с заданиями, мультимедийный проектор.

Планируемые результаты:

Учащиеся узнают, что: основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ; семья находится под защитой государства, так же как и материнство, отцовство и детство.

Учащиеся научатся: объяснять понятия семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака.

Учащиеся получат возможность  научиться: аргументировать свои ответы; осуществлять поиск нужной информации, систематизировать  её и выделять главное; высказывать собственную точку зрения.

 Основные источники информации:

1. Базовый учебник Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев « Обществознание»

9 класс, Москва, «Просвещение», 2014 г.

Ход урока

 I. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Ваша задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. 

II. Изучение нового материала.

1 этап Мотивационная часть.

- Ребята,  на протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп. А как называется первая социальная группа в которую мы попадаем с момента нашего рождения ? Верно! Мы все являемся членами семей.

- На слайде вы видите ромашку, символом чего она является? ( ответы учащихся). ( Символ - Дня семьи, любви и верности, который отмечают 8 июля). ( слайд 1)

- Теперь , думаю, вы уже поняли, что речь на этом уроке снова пойдет о семье.

Далее учащимся на слайде демонстрируется фото семьи ( папа-мама-ребенок). ( слайд 2)

     - Ребята, посмотрите внимательно на фото и  попытайтесь определить ключевой вопрос нашего урока и цель нашего сегодняшнего урока ? ( учащиеся высказывают свои предположения) (правоотношения в семье;  закрепление полученных на прошлом уроке знаний, расширение их в ходе выполнения заданий; научиться применять их на практике).  ( слайд 3)

2 этап Проверка домашнего задания

- Жил один человек, встретил свою «половинку». Заключил брак, создал семью. ( презентация и слайды - одинокие люди, парочка влюбленных, регистрация брака и их уже трое…).( слайд 4)

-  Что для вас значит слово «семья»?  (ответы учеников)

-   В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями, вытекающими, прежде всего из официально оформленного брака.( слайд 5)

-   Чтобы проверить насколько вы хорошо разобрались в вопросах семьи и брака, вам необходимо будет выполнить задания, которые вы сможете найти в «кейсах». Уровень задания для себя определите сами: базовый, повышенный и высокий. Данное задание выполняете самостоятельно. (Приложение 1).  Не забудьте подписать ваши работы. На выполнение задания всего 3 минуты.

Основная часть

3 этап Работа над понятием «семья»

 Учитель:  Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. Семья – обязательная часть любого общества, любого государства.

-  Почему семья так важна в жизни каждого человека? (ответы учеников)  ( слайд 6). У вас в «кейсах» есть лепесточки на них напишите кратко, почему для вас лично важна семья?

 

   -  Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет ряд социальных функции, важных для общества, необходимых для жизни каждого человека.

Можете ли назвать основные  функции семьи, если я вам сообщу, что «  Функции семьи - сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов»  (затем они воспроизводятся на слайде 7 )

- Чтобы разобраться в вопросе функций семьи, я предлагаю вам прослушать песню «Гимн семье» и выполнить задания. Смысл его заключается в том, что вы используя строчки из этой песни определить некоторые функции семьи, которые имеются в этой песни. Отнесите строчки из песни и функции семьи. (Приложение 2) (слайд 8)

Проверим ( слайд 9)

  • Репродуктивная  И мать сидит у колыбели, дитя лаская тихой песней.
  • Воспитательная Живите в ладу и гармонии.
  • Социализация. И учит бабушка внучонка словам: «Отчизна», «Мама», «Храм».
  • Хозяйственно-экономическая
  • Социально-статусная  Семья – опора государства, страны моей, моей России
  • Защитная  Друг друга храните во все времена,
  • Духовного общения, досуга  И грусть, и радость, и печали - одни на всех, неразделимы.

-  Аристотель еще в 4 веке до н.э. сказал: «Всякая семья составляет часть государства». С помощью закона Государство защищает семью. Основная роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ говорится, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства.  Важнейшим документом, который регулирует семейные взаимоотношения супругов, детей и родителей является  Семейный кодекс РФ.  (слайд 10)  

4 этап  Правоотношения между супругами

 

-   Для каждого из нас привычна такая ситуация: Утро. Школа. Малышей ведут за ручку, привозят на машинах папы, мамы, дедушки, бабушки. Наши родные заботятся о нас, воспитывают нас. Подобные ситуации можно и нужно воспринимать как норму. Но наша задача на уроке заключается в том, чтобы увидеть в этих ситуациях правовые семейные отношения.  

    1)​ В чем сущность и каковы особенности семейных правоотношений?

     Семейные правоотношения это урегулированные нормами отношения, выраженные в правах и обязанностях членов семьи и возникающие из брака, родства и других оснований. ( задания для групп на слайде 11)

 (Приложение 4)

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака. И первым заданием для групп будет работа по теме «Правоотношения супругов»

- У каждой группы в задании есть вопрос и задача. Правильный ответ вы сможете дать обратившись к Семейному Кодексу РФ. У вас в «кейсах» имеются выдержки из «Семейного Кодекса».   (Приложение 3). На данный вид работы у вас будет не более 5 минут, а затем вам будет предоставлена 1 минута для ответа.

Задание для группы 1 

- Что такое личные права и обязанности супругов? (ст.31 и 32 СК РФ)

Задача 1.

При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

Правильный ответ на слайде 12

Задача 1.

В соответствии со ст.  31 СК РФ

п. 2 … вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

п. 3 Супруги должны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи…

Задание для группы 2

- Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества? ст.33 -35 СК РФ. 

Задача 2.

Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец ее купила Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль.

Как разрешить данную ситуацию?

Правильный ответ на слайде 13

Задача 2.

 В соответствии со ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью… независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

 Задание для группы 3

- Какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества?  ст.36 -37 СК РФ.

Задача 3.

В ходе бракоразводного процесса гражданин В. ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему тридцатилетию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке делиться пополам. Прав ли гражданин В. Свою точку зрения объясните?

Верный ответ ( слайд 14)

 Задание для группы 4

- Как можно защитить интересы и законные права супругов, вступающих или уже вступивших в брак?   Учащимся предлагается изучить статьи 41-42 СК    и ответить на вопросы:

Вопросы:

  1. Где заключается брачный договор?
  2. В какой период времени можно заключить брачный договор?
  3. Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?
  4. Брачный договор регулирует имущественные отношения или межличностные?

Задача 4.

   Светлана и Игорь поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не  расставаться и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали  в  Брачном договоре, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями. Накануне свадьбы Игорь, вернувшись из командировки, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она не против  расстаться, если бы не Брачный договор. Разрешите данную ситуацию.

 (Верный ответ слайд 15)

 5 этап Правоотношения  детей и родителей( слайд 16)

- Вы уже знаете, что родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Им принадлежит также право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Они вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их. Права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребёнком 18 лет (совершеннолетия)

Задание для группы 1 

-  Право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. Подумайте: а что будет родителям, которые не выполняют свои родительские обязанности?

 Верный ответ.(слайд 17)

В соответствии со ст.69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав.

Задание для группы 2

По закону  Ребёнку принадлежит право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Оцените следующую  ситуацию с точки зрения закона.

     Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Их дочь Ирина со вдохом заметила, что дача на которой она всегда проводит свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».

  Верный ответ.(слайд 18)

 В соответствии со ст.57 СК РФ Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

 Задание для группы 3

В соответствии с законом ребенок  имеет право собственности на полученные им доходы, на имущество, полученное в дар или наследуемое. Оцените ситуацию с точки зрения закона.

   Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.

 Верный ответ.( слайд 19)

В соответствии со ст.60 СК РФ ребёнок имеет право собственности на доходы полученные им, имущество полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребёнка.

Задание для группы 4

Ребёнок имеет право на защиту. Какие права детей нарушили злые мачехи. В сказке «Золушка» - мачеха с утра до ночи заставляет девочку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

В сказке "12 месяцев"  девочку  ночью, в метель отправляют в лес за подснежниками.

Посоветуйте, каким образом девочкам из этих сказок можно защитить свои права?

 Верный ответ. ( слайд 20)

В соответствии со ст.56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

6 этап  Этого не может быть, но…

- Почему так происходит :

-  « Из каждых 10 детей, находящихся сегодня в детдомах, лишь двое не имеют родителей. По данным аппарата уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова ( с 9 сентября 2016з  Анна Юрьевна Кузнецова) за последнее десятилетие число детей, пострадавших от рук собственных родителей, возросло в 1,7 раза: с 2269 человек в 2002 году до 4091 человека в 2011-м (в эти показатели, помимо разного рода убийств, входят и другие преступления против детей, например побои)»

«Почему сегодня мы стакиваемся с тем, что дети бросают беспомощных родителей, убивают своих родителей, заказывают убийство родителей.»

      Учитель :  - Семья - это то, что формирует человека, как личность. Семья закладывает глубокие психологические основы, которые с детства и до глубокой старости определяют поведение, мироощущение и поступки человека, выстраивая сценарий его судьбы. Все основы, на которых родители строили свои личные и семейные отношения закладываются глубоко в подсознание их ребенка. Все, что родители делали правильно и разумно, как в зеркале отражается в их детях, равно как и все родительские ошибки могут безвозвратно исказить психологию и мировосприятие ребенка. Формирование личности начинается с пеленок. Ребенок, как губка впитывает  в себя все, что видит и слышит, даже находясь еще в неразумном младенческом состоянии. Семья делает из него личность. Здоровая семья вырастит психологически здорового человека, проблемная же семья заложит в подсознание ребенка множество комплексов, обид, злости, ненависти и массу  других негативных факторов, которые вряд ли будут хорошим подспорьем для человека в его жизненном пути. Помните об этом всегда. Пройдет немного времени, и каждый из вас станет по закону «свободным от родительской опеки», а значит, и полностью ответственным не только за свою судьбу, свои дела и поступки, но и за воспитание своих будущих детей.  

(Слайд 21)

У каждого на свете
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог –
Родимая семья!
 

V. Закрепление  изученного материала . 

На завершающем этапе урока мне хочется проверить насколько хорошо вы разобрались в вопросах семейных правоотношений.

Да- «+» Нет – «-»

1.​ Отсутствие у жениха счета в банке делает невозможным вступление в брак.

2.​  Родители, лишенные родительских прав, теряют право на получение от ребенка содержания.

3.​ Брачный договор заключается в ЗАГСе.

4.​  Права и обязанности супругов возникают с момента регистрации брака.

5.​ Имущество, нажитое супругами во время брака, считается их индивидуальной собственностью.

6.​  Право личной собственности не распространяется на подарки, полученные во время брака.

7.​ Право любого ребенка жить и воспитываться в семье.

8.​ Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

9.​  С  14-летнего возраста ребенок вправе сам обратиться в суд за защитой своих прав.

10.​ После развода супруги делят имущество нажитое до брака.

11.​  Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течение  беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

12.​ Брачный договор имеет возможность ограничивать дееспособность и правоспособность одного из супругов.

Взаимопроверка ( слайд 22)

 1 – нет   2 – Да    3- нет   4 – да  5- нет   6 – нет   7 – да   8 – да   9 – да  10 – нет  11 – да  12 – нет ( осуществляем взаимопроверку,  неверный ответ просто зачеркнуть и подсчитать количество верных ответов).

Рефлексия: 

    Прошу Вас оценить свою работу на уроке по 5-бальной системе, выставить набранное количество баллов за последнюю работу. Далее я проверю ваше первое задание на уроке, учту вашу степень активности на данном уроке и выставлю и  итоговую оценку.

Итак, наш урок подходит к концу.    Предлагаю завершить наш урок комплиментом-похвалой  ( комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого).

Домашнее задание: параграф 18, письменные задания

 

Приложение №1

Ф.И. ____________________________________

Проверка домашнего задания: ( базовый уровень)

1. Что является причиной отказа в регистрации брака?

  1. дееспособность                                    2) большая разница в возрасте  

 3)  отсутствие общих интересов             4)  общие близкие родственники

2. Причиной лишения родительских прав является:

  1. минимальная заработная плата         2) отсутствие образования  

3) политические убеждения                    4) жестокое обращение с детьми

3.  В Российской Федерации имеет юридическую силу только

1) фиктивный брак                                 2) фактический брак  

 3) церковный брак                                4) брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа

4.  К обязательным условиям заключения брака относится

1) согласие родителей                             2) медицинская справка  о состоянии здоровья

3) достижение брачного возраста          4) наличие свидетелей

5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «семейные правоотношения». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Брак    2) родство  3) отцовство   4) дети   5) профессия   6) семья

Проверка домашнего задания: ( повышенный уровень)

1.Верны ли суждения о функциях семьи?

 А. Подготовка молодого поколения к жизни является репродуктивной функцией семьи.

Б. Хозяйственно-экономическая функция семьи предполагает ведение домашнего хозяйства и заботу о нетрудоспособных членах.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о функциях семьи? 

А. Семья является институтом первичной социализации человека.

Б. Семья наделяет своих членов определённым социальным статусом.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

3. Верно ли, что:

А. Супруги имеют право на свободный выбор фамилии.

Б. Супруги имеют право пользования совместно нажитым имуществом.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

4. Верно ли, что:

А. После подачи заявления в ЗАГС нельзя отказаться от вступления в брак.

Б. Брак регистрируется в органах ЗАГСа.

 1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

5. Верны ли суждения о порядке  регистрации брака?

А. Подача заявлений о вступлении в брак по осуществляется по почте.

Б. Регистрация брака не раньше чем через месяц после подачи заявлений.

  1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

 

 Проверка домашнего задания: ( высокий уровень)

Задача 1.  М оряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребёнок. Одновременно она просила  ответить, согласен ли он на заключении брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс и, объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

Как должны поступить работники загса?

_____________________________________________________________________________

Задача 2.   В орган загса обратились с заявлением о расторжении брака супруги Ивановы, имеющие совершеннолетних детей. Совместно нажитое имущество ими было разделено по взаимному согласию. Однако в органе загса супругам в регистрации развода было отказано, так как, по мнению работников загса, они не предоставили достаточно веских доказательств невозможности сохранения семьи. Вправе ли был орган загса отказать супругам Ивановым в регистрации развода? Ответ поясните. _____________________________________________________________________________

Задача 3.Николай, когда ему исполнилось шестнадцати лет, вступил в брак со Светланой. На момент вступления в брак Николай находился на попечительстве Валентины Матвеевны. Остается ли Николай на попечительстве Валентины Матвеевны после вступления в брак? Ответ обоснуйте

 _____________________________________________________________________________

Ключи к проверке

Базовый уровень – 1-4   2-4   3-4     4-3     5- 5

Повышенный уровень - 1-2   2-3   3-3     4-2    5- 2

Высокий уровень

Задача 1. В соответствии со ст.11 СК РФ  Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

Задача 2.

 Орган ЗАГС неправомерно отказал супругам в регистрации расторжения брака, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 19 СК РФ при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах ЗАГС

Задача 3.

Нет. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

                                                                                                   Приложение №2

«Гимн семье»   слова- И.Резник, музыка- А.Лунёв

Хрустальным голосом капели звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели, дитя лаская тихой песней.
И дом молитвой освященный, стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка словам: «Отчизна», «Мама», «Храм».

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Семья – любви великой царство. В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства, страны моей, моей России.
Семья - источник изначальный, небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали - одни на всех, неразделимы.

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Пусть повторятся в поколеньях Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный, любовь любимых охрани.

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.  

  • Репродуктивная   _____________________________________________________
  • Воспитательная    _____________________________________________________
  • Социализация.   _______________________________________________________
  • Социально-статусная  __________________________________________________
  • Защитная  ____________________________________________________________
  • Духовного общения, досуга ______________________________________________

                                                                             

                                                                                       Приложение №3

      Извлечения из Семейного кодекса Российской  

Глава 6. Личные права и обязанности супругов.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Глава 7. Законный режим имущества супругов.

 Статья 33. Понятие законного режима имущества супругов

1. Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

2. Права супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяются статьями 257 и 258 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты …

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов

1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.

2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.

 3. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Статья 36. Имущество каждого из супругов

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью

Имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Глава 8. Договорной режим имущества супругов.

 Статья 41. Заключение брачного договора

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42. Содержание брачного договора

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности…

Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака…

2. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными сроками…  

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов.. .

  Глава 11. Права несовершеннолетних детей.

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.  

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.

Статья 60. Имущественные права ребенка

1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Глава12. Права и обязанности родителей.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

                                                                                     Приложение №4

Задание  №1 для группы 1 

- Что такое личные права и обязанности супругов? (ст.31 и 32 СК РФ)

Задача 1.

При заключении брака Сергей Павлов сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил Женю взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа Женя тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

Оцените эту ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

 Задание №2 для группы 1 

-  Право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. Подумайте: а что будет родителям, которые не выполняют свои родительские обязанности?

Задание №1 для группы 2

- Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?

ст.33 -35 СК РФ. 

Задача 2.

Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец ее купила Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль.

Как разрешить данную ситуацию?

 

Задание №2  для группы 2

По закону  Ребёнку принадлежит право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Оцените следующую  ситуацию с точки зрения закона.

     Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Их дочь Ирина со вдохом заметила, что дача на которой она всегда проводит свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мать, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».

  Задание №1 для группы 3

- Какие права и обязанности имеют супруги в отношении   личного имущества?  ст.36 -37 СК РФ.

Задача 3.

В ходе бракоразводного процесса гражданин В. ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему тридцатилетию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке делиться пополам. Прав ли гражданин В. Свою точку зрения объясните?

  Задание №2 для группы 3

В соответствии с законом ребенок  имеет право собственности на полученные им доходы, на имущество, полученное в дар или наследуемое. Оцените ситуацию с точки зрения закона.

   Семиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что ей очень нравится тяжелый рок и на все деньги она накупит дисков.

Задание №1 для группы 4

- Как можно защитить интересы и законные права супругов, вступающих или уже вступивших в брак?   Учащимся предлагается изучить статьи 41-42 СК (приложение 5)  и ответить на вопросы:

Вопросы:

  1. Где заключается брачный договор?
  2. В какой период времени можно заключить брачный договор?
  3. Имеет ли брачный договор юридическую силу, если брак не зарегистрирован?
  4. Каково содержание брачного договора?
  5. Чего нельзя писать в брачном договоре?

Задача 4.

   Светлана и Игорь поклялись друг другу в верности на всю жизнь. Свое обязательство никогда не  расставаться и сопровождать друг друга пожизненно они зафиксировали  в  Брачном договоре, скрепив подписями, положили в шкатулку с фамильными ценностями. Накануне свадьбы Игорь, вернувшись из командировки, признался, что полюбил другую женщину. Светлана сказала, что она не против  расстаться, если бы не Брачный договор. Разрешите данную ситуацию.

Задание №2 для группы 4

Ребёнок имеет право на защиту. Какие права детей нарушили злые мачехи. В сказке «Золушка» - мачеха с утра до ночи заставляет девочку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

В сказке "12 месяцев"  девочку  ночью, в метель отправляют в лес за подснежниками.

Посоветуйте, каким образом девочкам из этих сказок можно защитить свои права?

 

 Домашнее задание. 9 класс. Урок 23.____________________________________

 

  1. Прочтите текст и выполните задания

   Решите задачи

  1. Гражданка Панина заключила брак с гражданином Ивановым–Зареченским. Супруги обратились в ЗАГС с просьбой соединить их фамилии (таким например образом: Панина-Иванова-Зареченская). Но ЗАГС отказал им в просьбе. Обоснован ли этот отказ?

__________________________________________________________________________

  1. При разделе имущества супруга попросила оставить ей приватизированную ею до брака квартиру. Удовлетворит ли суд просьбу супруги?

__________________________________________________________________________

  1. Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в Нижний Новгород. Как бы ты к этому не относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». Прав ли муж с точки зрения законодательства?

__________________________________________________________________________

  1. В ходе бракоразводного процесса гражданин В. ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему тридцатилетию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке делиться пополам. Прав ли гражданин В. Свою точку зрения объясните?

__________________________________________________________________________

  1. Подав в суд заявление о разводе со своей женой, гражданин А. ходатайствовал и о разделе имущества. Он готов был оставить жене с двумя детьми кое-какие мелкие вещи, а все самое ценное просил присудить ему. Он считал себя собственником всего имущества, приобретенного им в период брака с женой, поскольку та на протяжении 10 лет брачной жизни воспитывала двух детей, в связи с чем не работала и не имела другого дохода. Дом в котором проживали супруги, перешел к жене по наследству, но находился в таком состоянии, что А. его капитально отремонтировал и поэтому также считал своей собственностью. Автомобиль «Волга», который он приобрел в период брака «на свои кровные», считал принадлежащим только ему. Своим он считал и гараж, «построенный собственными руками» после заключения брака. Какое решение в соответствии с законом должен принять суд по разделу имущества супругов?   

__________________________________________________________________________

  1. Лариса вышла замуж за Игоря с целью получить право на его жилплощадь. Убедившись в этом, Игорь подал в суд заявление о признании брака недействительным, приложив соответствующие доказательства, в частности признание Ларисы. Осталось только провести судебное заседание, на котором без всякого сомнения, брак был бы признан недействительным. Но вскоре после этого Игорь серьезно заболел, и Лариса, чувствуя себя виноватой перед ним, стала ухаживать за бывшим мужем. Неожиданно для самой себя Лариса полюбила Игоря. Они решили возобновить свои брачные отношения. Но обоим пришла повестка о судебном заседании о признании брака недействительным. Как, с вашей точки зрения, может и должна разрешиться эта ситуация?

__________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...