Развитие семейного права. Обряды русской свадьбы
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Бородулина Анна Александровна

конспект урока по обществознанию 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razvitie_semeynogo_prava.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Обществознания и технологии

По теме:

«Развитие семейного права.

Обряды русской свадьбы»

(9 класс)

Эпиграф: Не враз женились предки наши

                                                                 Пословица

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с семейным правом

                     2. Познакомится с основными обрядами русской свадьбы

                     3. Вызвать интересы к самостоятельному познанию свадебных  

                         обрядов  и   права в целом.

                                                               

Оборудование: Конституция РФ,  извлечения из Семейного кодекса РФ;

 сарафаны, рубашки, платки, шали, ширинки, венок, ленты, кепки,                                     полотенца, икона, каравай, солонка, поднос, термины свадебных обрядов, словари родства, магнитофон, записи свадебных песен.

Оформление кабинета: на доске – тема, эпиграф, термины, план урока.

На выставке – Полный сборник законов РФ, свадебные полотенца, вышитые девочками данного класса.

На стенах – пословицы и поговорки, а также слова песни «Свадьба».

Ход урока.

  1. Материалы по обществознанию.

Заключение браков в старину и сегодня. 

Учитель обществознания. Сегодня мы переходим к изучению Семейного права. Это отрасль частного права.

Давайте вспомним источники Семейного права?

С принятием христианства на Руси начинает действовать номоканон – собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. Русский перевод номоканона с дополнениями постановлений русских князей получил название - Кормчей книги. 

В наши дни мы придерживаемся Конституции РФ (ст.72, 38). Основным же источником семейного права  является Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 19996 года. Также ряд норм семейного права содержится в Гражданском кодексе РФ. Примером может служить ст. 256, которая регулирует общую совместную собственность супругов.

Что же такое брак и каковы условия вступления в него?

Слово «брак» образовалось от древнерусского «брачити» (отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое), а его омоним «брак», который означает что-то негодное, плохо сделанное, произошел от немецкого слова – «бракованный товар».

Итак, по семейному праву брак – это добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Закон требует, чтобы были соблюдены обязательные условия и порядок заключения брака.

Каковы же были способы и условия вступления в брак у наших предков?

  1. похищение невесты женихом без ее согласия
  2. похищение невест по сговору с ней (на игрищах)
  3. купля невесты у ее родственников – в данном случае права жениха ограничивались, хотя власть все-таки была велика
  4. обручение – сговор, во время которого родители невесты и жениха условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка – заряд, достигавшая иногда значительных размеров.
  5. с принятием христианства – церковное венчание (IX в.), но только у высших слоев населения, у низших – остался языческий обряд заключения брака «у воды».

Давайте вспомним условия заключения союза?

 Брачный возраст для жениха наступал с 15 лет, для невесты с 13 лет. Священникам приписывалось отказывать венчать престарелых лиц. Так же обращалось внимание и на то, что между вступающими в брак не должно быть «великой разницы в летах». Запрещались браки с близкими родственниками и состоящими в духовном родстве, основанном на свершении обряда крещения. Кроме того нельзя было заключать союз при наличии другого не расторгнутого брака. Запрещалось вступать в четвертый брак. В своде канонического права 1551 г. приведены слова Григория Великого: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, свинское есть житие».

Вспомните, ребята, каковы условия вступления в брак в современной России? (Учащиеся работают с документами).

 - брачный возраст для мужчин и женщин  наступает с 18 лет (дееспособность). В других государствах брачный возраст может быть иным. Если имеются уважительные причины, по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен не более чем на 2 года (ст.13 СК). Нельзя вступать в брак:

 - если одна из сторон состоит в другом браке

 -  близким родственникам

 - в случае душевной болезни или слабоумия, если судом кто-то из них  признан недееспособным (ст.14 СК).

  1. Материал по технологии.

Знакомство со старинными свадебными обрядами.

 Вступительное слово учителя.

 Кажется, нет в мире ни одного, более торжественного пиршества, которое можно сравнить со старинным русским свадебным обрядом. Подготовка к свадьбе и сама свадьба многодневна, длились от недели и даже до нескольких месяцев. Обряд содержит в себе целый ряд действий и обычаев. Причем, почти повсеместно они повторялись лишь с небольшими изменениями и дополнениями. Да слова свадебных песен разные. Основных этапов русской свадьбы было восемь: 1) сватовство; 2) сговор, рукобитие; 3) смотрины; 4) баня; 5) девичник; 6) приезд за невестой в день свадьбы (выкуп); 7) венчание; 8) свадебный пир.

 Во многих местностях главнее был свадебный пир. Если после венчания не было пира, невесту родители увозили домой, а жених ехал к себе. Они жили раздельно до пира. Но венчаться было нужно обязательно, так как детей невенчанных родителей отказывались крестить.

 Мы покажем вам несколько старинных обрядов и обычаев. Ну, а вы судите – устарели они или нет.

 Часть первая. СВАТОВСТВО.

 (Комната, стол. В Красном углу, за столом сидят родители и дочь. Все заняты своими делами. Входят сваты).

 1сват: Здравствуйте, хозяева дорогие!

 Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые. Далеко ли путь держите?

 2 сват: Да только до вас. Нам нужна не рожь, не пшеница, а красная девица.

 (Невеста уходит сразу)

 1 сват: У вас товар, у нас купец.

 2 сват: У вас цветочек, у нас садочек.

 1 сват: Нельзя ли ваш цветочек пересадить в наш садочек?

 Учитель: Давайте, посмотрим, как ответят родители. Согласны они принять сватов или нет?

Хозяин: Проходите гости добрые. Мы вас слушаем! (имитируют разговор)

 Сваты: Значит, согласны?

 Родители: Согласны.

  (Мать начинает накрывать на стол)

 Сваха: Мы хотели бы взглянуть на невесту. (Мать приводит дочку, она низко кланяется сватам). Прощаются и уходят.

Часть вторая. СГОВОР, РУКОБИТИЕ.

(Чаще всего в доме жениха).

Могут за столом быть родители жениха и невесты, сваха, жених.

Учитель. Обеим сторонам нужно было договориться о дате свадьбы, о приданом, о количестве гостей, о затратах на свадебный пир. А родители должны посмотреть хозяйство жениха, должны знать куда отдают свою дочь. Иногда осмотр был похож на обыск, так как иногда обманывали, если родители не знали жениха, чужое брали, бочки вверх дном переворачивали и насыпали сверху зерном. Если родители невесты были согласны – били по рукам.

(Ребята показывают обряд рукобития)

Учитель.  После этого считалось бесчестным отказываться от свадьбы той или иной стороной. Невеста с этого дня закрыта от посторонних глаз, начинала причитать и плакать. Считалось, что надо как можно больше плакать до свадьбы, чтобы потом быть счастливой.

Невеста – не весть что (ни девка, ни баба). Закрыта, чтоб не сглазили! (Прослушивают причеты).

Часть третья.

В последний вечер перед свадьбой ( в некоторых местностях в утро свадьбы) – «баня» и «девичник»!

 Невеста прощается с девичеством, подругами, передавала «девью красоту».

 (Комната. Подружки окружили невесту. Она держит веночек и причитает:

 - Надо сдать мне-ка, девицы,

Дам честную дивью красоту

Своим сизым-то голубушкам

Да всем милым-то подруженькам.

Так возьмите вы, глубушки,

Мою честну дивью красоту.

Она честная да мирная

Да в домах не убраненная

Она в людях не пристыженная.

Раздает ленты, прощается с девушками. Отдает ближней подруге веночек (девью красоту). Целуются, плачут. Девушки поют песню.

Часть четвертая.

В день свадьбы родители благословляют у себя дома жениха и невесту. Подруги одевали невесту, расчесывали ей волосы и ждали приезда свадебного поезда.

                 (Действия в комнате)

Одна подружка у дверей.

1-я Едут! Едут! Песня «Из-за гор высоких» (магнитофонная запись). Входит подружка –

  Здравствуйте, тетки, лебедки, шелковые застежки! Нет ли у вас продажного красного товара – куниц, лисиц, да красных девиц? Кабы нам такой товар попался, уж мы бы что ни дать, а дали!

Девушка: Есть у нас такой товар!

Дружка: Ну что же дать вам за девицу?

Девушка: Да что? Уж мы больно дорожиться не станем: давай 200 рублей и ведро вина!

Дружка: Больно дорого! Вот вам 100 рублей и ведро вина!

Девушка: Полно скупиться? Мало!

Дружка: Ну так уж и быть, уж куда не шло. Возьмите.

Девушка: Веди жениха (Дружка уходит, девушки закрываются платками и стоят)

Дружка: Ну, любезный, выбирай любую. Мы за ценой не стояли, а теперь уж твое дело. (Жених выбирает невесту и за руку ведет за стол, все рассаживаются. Стол накрыт).

Отец невесты: Вот тебе жена.

От Бога создана.

Сей, спрашивай с нее рубашки

Пой, корми и одевай,

На работу посылай.

Кланяются отцу в ноги. Уходят на венчание.

Часть пятая.

После венчания едут в дом  жениха. Встречают молодых родители. Невеста закрыта. (Дорожку постелить). Девушки перед ними разметают дорожку, обсыпают зерном и хмелем. Свекровь открывает невесту: «Дрема на вас, дрема на вас, а нашей невесте, чтобы петь, веселиться!»

Свекор: Милости просим! Совет вам да любовь!  (подает каравай).Молодые отламывают и съедают по кусочку.

Учитель. Итак, мы посмотрели несколько коротких обрядов. Какие обряды вы видели на современных свадьбах? И какие из увиденных можно использовать на современных свадьбах? А теперь получите на память словари родства, чтобы вы знали, как будут называться ваши будущие родственники.

  1. Материал по обществознанию.

Права и обязанности супругов.

Учитель. С момента регистрации брака у обоих молодоженов по отношению друг к другу определяются права и обязанности. Они подразделяются на личные и имущественные.

На Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни и смерти в отношении своей жены. Однако муж мог распоряжаться ее свободой. Например, в Летописи 1022 года свидетельство о том, что князь Мстислав и Кисожский Редедя, вступая в единоборство, условились, что тому, кто победит другого, достанутся имение, казна, жена и дети побежденного.

С принятием христианства женщина выступает как  самостоятельное лицо.

В период Московской Руси для женщин наступает  «эпоха терема». Что касается имущества, то муж владел и пользовался имуществом жены, но  не мог им распоряжаться без ее согласия.

Еще княгине Ольге принадлежал Собственный город, свои места птичьей и звериной ловли.

 - А в современной России, какие существуют права и обязанности супругов? (Учащиеся работают с документами).

Личные права и обязанности супругов основаны на принципах равноправия (ст 1 СК):

 - право выбора фамилии

 - право выбора занятий, профессии и места жительства («Где муж, там и жена», «Куда иголочка, туда и ниточка»).

Имущественные права _ все приобретенное до брака остается личной раздельной собственностью мужа и жены, а нажитое в браке становится общей совместной собственностью супругов. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения совместной собственностью, вне зависимости от весомости вклада. В случае развода совместная собственность прекращается.

А что вы знаете о брачном контракте? Что в него входит?

  1. Права и обязанности родителей и детей.

В брак люди вступают добровольно, как правило, хорошо сознавая не только свои права, но и обязанности. Но вот у супругов появляются дети. И родители вступают в новые правовые отношения – отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей.

Отношения между родителями и детьми в Древней Руси строились на отцовской власти. Законность происхождения еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и повсеместного распространения наложничества главным было признание ребенка своим отцом. С принятием христианства ситуация изменилась.

Уложение 1648 года запрещало узаконение внебрачных детей даже в случае брака родителей. Дети не состояли в правовой связи с отцом и признавались только родственниками своей матери. Родительская власть была сильна. Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Родители имели право отдавать детей в холопство.

А в современной России? (Учащиеся работают с документами).

В современной России родители имеют следующие права (являющиеся также и обязанностями):

  • Определять имя, отчество и фамилию, гражданство и национальность своих детей;
  • Представлять своих детей, т.е защищать свои права и интересы, пока они недееспособны;
  • Определять местожительство своих детей и истребовать их от лиц, незаконно удерживающих детей;
  • Воспитывать своих детей, давать им образование (ст. 80-83)

 Супруги обретают родительские права с момента рождения ребенка или после его усыновления. Эти права сохраняются за ними до тех пор, пока их собственное поведение и отношение к своим родительским обязанностям соответствует требованиям морали и права.

Увы, моральный облик некоторых родителей никак не укладывается в рамки норм нашего общежития. Лишая  родительских прав государство устраняет неблагоприятное вредное влияние на их детей. Лишившись родительских прав, родители не освобождаются от обязанностей по содержанию детей. Они должны платить алименты тем, кому ребенок  передан на воспитание. Кроме того, закон лишает их соответствующих прав по гражданскому, трудовому праву.

 - «Тот не умирает, кто детей не покидает»

                                                                            Пословица.

 - А дети? Существуют древние нравственные традиции почитания родителей. Кроме того, Семейный кодекс (ст. 87) обязывает совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Для защиты своих прав родители могут обратиться в суд.

 5. О расторжении браков.

 Когда семья распадается, это плохо для всех – и для самих супругов, и для детей, и для общества и государства в целом. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим (каждый третий). Что же определяло крушение семейного  корабля в Древней Руси?

  • Прелюбодеяние ( так как развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии)
  • Различные заболевания (проказа, бесплодие)
  • Принятие монашества (многие принуждали, хотя это было запрещено, например, Петр 1 отправил в монастырь жену Евдокию).
  • По обоюдному согласию (но это не приветствовалось). «Как по своей воле сошлись, так по доброй воле и разошлись».
  • Смерть.

Развод совершался свободно. А если жена была с приданным, то она чаще всего и выступала инициатором. Но со временем этот процесс усложнился.

 Причины разводов в наши дни?

  • Эгоизм кого-либо из супругов, игнорирование интересов другого.
  • Основная питательная почва эгоизма – пьянство(в наши дни это составляет 50%)
  • Супружеская неверность
  • Безразличное отношение к детям, их воспитанию
  • Безответственность, грубость, расточительство.

 Брак расторгается в суде, либо в органах Загса. После регистрации развода в органах загса взаимные права и обязанности супругов считаются прекращенными.

6.Алиментные обязательства.

В Древней Руси отец после расторжения союза обязан был содержать своих детей и бывшую жену. А незаконнорожденным детям и их матерям тоже выплачивали содержание, но не как алименты, а как плата за вред который причинил мужчина.

 Сегодня, в России, мужчина выплачивает 25% от  своего дохода  на содержание ребенка.

 Итог урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обрядовый фольклор. Традиции русской свадьбы"

Данный материал представляет собой конспект урока-театрализации по литературе в 6 классе. Конспект был создан в рамках проектной работе по теме "Обрядовый фольклор"....

Игра по семейному праву "По лабиринту семейного права"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания и права в 9-11 классах....

Внеклассное мероприятие по теме "Изучение семейных традиций,обрядов и праздников.Зимние праздники".

       Методическая разработка представляет собой методику проведения внеклассного мероприятия по теме «Праздники, обряды и традиции. Зимние праздники»....

урок обобщения по теме семейное право "Калейдоскоп семейного права"

Обобщить знания учащихся об основах семейного права; Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;Способствовать формированию ответственного отн...

Обществознание. Лекция. Семейное право и семейные правоотношения

Тема занятия: «Семейное право и семейные правоотношения»Цель занятия: - раскрыть основные положения семейного права и семейных правоотношений.Задачи: Объяснить понятие семейного права и се...