Урок в 10 классе по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Тема урока: Культура и духовная жизнь общества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_10_klasse_po_obshchestvoznaniyu.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обществознание 10 класс.
Тема урока: « Культура и духовная жизнь общества».
Цели урока: 1. Обучающие: рассмотреть с традициями и новаторством в культуре; формы и разновидностями культуры: систематизировать и теоретизировать знания учащихся о культуре, путях приращения духовных ценностях общества, широкой вариативности подходов к типологии культур.
2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся характеризовать социальный объект, выявлять признаки понятий, распознавать социальный объект по признакам или проявлениям, уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия, анализировать различные источники социальной информации.
3. Воспитание бережного отношения к культурному наследию всех времен и народов .
Тип урока: урок - изучения новой темы.
Материалы и оборудование: учебник «Обществознание.10 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Москва, «Просвещение» - 2014;
Школьный словарь по обществознанию. Под ред. Л.Н.Боголюбова и Ю.И.Аверьянова
Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание». Авторы издания Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.
Презентация, составленная учителем к уроку.
Количество часов - 2.
Представленные уроки являются первыми в изучении темы 3 «Духовная культура». Первая подтема играет роль введения в проблематику развития духовно-нравственной сферы общественной жизни, позволяет связать текущий материал с изученным ранее (например,§1). Она даёт наиболее общее представление о культуре, углубляя знания, полученные в курсе средней школы.
Новые термины и понятия. Духовная сфера. Духовная жизнь личности. Культура. Религия. Искусство. Массовая культура. Элитарная культура. Субкультура. Диалог культур. Интернационализация культуры.
Ход урока:
Организационный этап. После постановки целей и задач урока.
Актуализация знаний учащихся.
Учитель предлагает учащимся вспомнить и перечислить основные сферы общественной жизни.
Задает вопросы:
- Для чего обществу нужна культура?
- Какую пользу она приносит?
- Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?
Изучение новой темы по плану
- Духовная деятельность.
- Что такое культура.
- Традиции и новаторство в культуре.
- Функции культуры.
- Многообразие культур.
- Духовная деятельность. Работу начинаем с составления поэлементной схемы духовной сферы общественной жизни. Учащиеся самостоятельно в тетрадях (вариант - один ученик на доске) составляют схему.
- Что такое культура. Этот пункт плана изучается путём самостоятельной работы учащихся с учебником и словарём. Подводя итоги этой работе, учитель предлагает обсудить ученикам различное толкование понятия «культура», выделить общее в этих определениях, сформулировать собственное определение. Далее выполняется задание №1 к § 8 «Назовите науки, которые изучают те или иные стороны культуры»
- Вопрос «Традиции и новаторство в культуре» изучается учащимися самостоятельно, с опорой на текст § 8, стр. 80, 4 абзац. После прочтения учащимися указанного отрывка, учитель предлагает привести примеры традиций и новаторства в культуре. Завершает работу по этому пункту плана работа с документом к § 8 «Заметки о русском» академика Д.Лихачёва (см Приложение).
- Функции культуры начинаем изучать с вопроса «Для чего нужна обществу культура?». Выявленные в ходе беседы функции культуры фиксируются на доске и делается запись в тетради в виде таблицы:
Функции культуры | Их сущность |
Познавательная | Целостное представление о народе, стране, эпохе. |
Оценочная | Отбор ценностей, обогащение традиций. |
Регулятивная (нормативная) | Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) |
Информативная | Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Адаптационная | Приспособление человека и общества к условиям среды |
Коммуникативная | Обеспечение взаимодействия между отдельными людьми и общностями |
Социализации | Усвоение новыми поколениями созданной в обществе системы ценностей. |
Накопление, хранение и передача культурных ценностей | Установление непрерывной связи поколений и непрерывность развития общества. |
Целеполагание и регулирование общественной жизни и человеческой деятельности | Создание ценностей, образцов и ориентиров человеческой деятельности |
- «Многообразие культур» просмотр мультимедийного учебное пособие по курсу «Обществознание». Далее организуется работа с текстом учебника, стр. 82-84. итогом становится обсуждение вопроса 5 к § 8. Работа над понятиями «субкультура», «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура» происходит по схеме «ознакомление с текстом учебника - выделение характерных черт культур - роль и влияние культуры на развитие общества».
Подведение итогов урока. Уроки завершаются работой с практическими выводами к § 8.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документ
Фрагмент из Эссе академика Д.С.Лихачёва «Заметки о русском»
До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы… становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей…
Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.
Вопросы и задания к документу.
- Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка?
- Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры?
- как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»?
- Аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры.
- приведите примеры варварского отношения к памятникам культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»
Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Теоретические основы темы по самообразованию учителя истории и обществознания МАОУ «СОШ № 7» города Кургана Корюкиной Т.М. (1 год). МОДУЛЬНО-РЕДУКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Краткие теоретические основы технологии....
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
План работы преподавателя истории и обществознания по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся через исследовательскую деятельность на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
План работы по выявлению и развитию творческих способностей...