Урок в 10 классе по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Тема урока: Культура и духовная жизнь общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_10_klasse_po_obshchestvoznaniyu.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание 10 класс.

Тема урока: « Культура и духовная жизнь общества».

Цели урока: 1. Обучающие: рассмотреть с традициями и новаторством в культуре; формы и разновидностями культуры:  систематизировать и теоретизировать знания учащихся о культуре, путях приращения духовных ценностях общества, широкой вариативности подходов к типологии культур.

                     2. Развивающие: совершенствовать умения учащихся характеризовать социальный объект, выявлять признаки понятий, распознавать социальный объект по признакам или проявлениям,  уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия, анализировать различные источники социальной информации.

                     3. Воспитание бережного отношения к культурному наследию всех времен и народов .

Тип урока: урок - изучения новой темы.

Материалы и оборудование: учебник «Обществознание.10 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Москва, «Просвещение» - 2014;

Школьный словарь по обществознанию. Под ред. Л.Н.Боголюбова и Ю.И.Аверьянова

Обществознание 8-11 класс. Мультимедийное учебное пособие по курсу «Обществознание». Авторы издания Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.

Презентация, составленная учителем к уроку.

Количество часов - 2.

Представленные уроки являются первыми в изучении темы 3 «Духовная культура». Первая подтема играет роль введения в проблематику развития духовно-нравственной сферы общественной жизни, позволяет связать текущий материал с изученным ранее (например,§1). Она даёт наиболее общее представление о культуре, углубляя знания, полученные в курсе средней школы.

Новые термины и понятия. Духовная сфера. Духовная жизнь личности. Культура. Религия. Искусство. Массовая культура. Элитарная культура. Субкультура. Диалог культур. Интернационализация культуры.

Ход урока:

Организационный этап. После постановки целей и задач урока.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель предлагает учащимся вспомнить и перечислить основные сферы общественной жизни.

 Задает вопросы:

- Для чего обществу нужна культура?

- Какую пользу она приносит?

 - Как вы оцениваете свой личный уровень культуры?

Изучение новой темы по плану

  1. Духовная деятельность.
  2. Что такое культура.
  3. Традиции и новаторство в культуре.
  4. Функции культуры.
  5. Многообразие культур.

  1. Духовная деятельность. Работу начинаем с составления поэлементной схемы духовной сферы общественной жизни. Учащиеся самостоятельно в тетрадях (вариант - один ученик на доске) составляют схему.
  2.  Что такое культура. Этот пункт плана изучается путём самостоятельной работы учащихся с учебником и словарём. Подводя итоги этой работе, учитель предлагает обсудить ученикам различное толкование понятия «культура», выделить общее в этих определениях, сформулировать собственное определение. Далее выполняется задание №1 к § 8 «Назовите науки, которые изучают те или иные стороны культуры»
  3. Вопрос «Традиции и новаторство в культуре»  изучается учащимися самостоятельно, с опорой на текст § 8, стр. 80, 4 абзац. После прочтения учащимися указанного отрывка, учитель предлагает привести примеры традиций и новаторства в культуре. Завершает работу по этому пункту плана работа с документом к § 8 «Заметки о русском» академика Д.Лихачёва (см Приложение).
  4. Функции культуры начинаем изучать с вопроса «Для чего нужна обществу культура?». Выявленные в ходе беседы функции культуры фиксируются на доске и делается запись в тетради в виде таблицы:

Функции культуры

Их сущность

Познавательная

Целостное представление о народе, стране, эпохе.

Оценочная

Отбор ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная)

Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

Информативная

Передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Адаптационная

Приспособление человека и общества к условиям среды

Коммуникативная

Обеспечение взаимодействия между отдельными людьми и общностями

Социализации

Усвоение новыми поколениями созданной в обществе системы ценностей.

Накопление, хранение и передача культурных ценностей

Установление непрерывной связи поколений и непрерывность развития общества.

Целеполагание и регулирование общественной жизни и человеческой деятельности

Создание ценностей, образцов и ориентиров человеческой деятельности

  1.  «Многообразие культур»  просмотр мультимедийного учебное пособие по курсу «Обществознание». Далее организуется работа с текстом учебника, стр. 82-84. итогом становится обсуждение вопроса 5 к § 8. Работа  над  понятиями   «субкультура», «массовая культура», «элитарная культура», «народная культура» происходит по схеме «ознакомление с текстом учебника - выделение характерных черт культур - роль и влияние культуры на развитие общества».

Подведение итогов урока. Уроки завершаются работой с практическими выводами к § 8.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Документ

Фрагмент из Эссе академика Д.С.Лихачёва «Заметки о русском»

До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы… становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей…

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

Вопросы и задания к документу.

  1. Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка?
  2. Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры?
  3. как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»?
  4. Аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры.
  5. приведите примеры варварского отношения к памятникам культуры.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...