Деловая игра "Предприниматель"
план-конспект урока по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Деловая игра "Предприниматель" направлена на формирование представление о предпринимательской деятельности и способствует повышению финансовой грамотности учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predprinimatel.docx53.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Предприниматель»

Формат  мероприятия – деловая игра, которая позволяет вовлечь в образовательную деятельность большое количество участников, что обеспечивает интерактивную форму взаимодействия. Деловая  игра позволяет смоделировать реальную жизненную ситуацию и сформировать и отработать умения, необходимые для грамотного экономического поведения.  Образовательная игра, решая учебные задачи, в то же время обеспечивает непринужденную обстановку, заинтересованность участников благодаря эффекту соревнования.

Игра рассчитана прежде всего на учащихся 10-11 классов, но в зависимости от подготовки детей может быть рассчитана как  на детей более младшего возраста, так  и на  студентов.

Число участников -  20-24 человека, но аудитория может быть как уменьшаться, так и увеличиваться до 40 человек, путем увеличения числа команд и заданий.

Задача каждой команды – набрать наибольшее количество условных единиц – монет в конце игры. Игра состоит из шести этапов и подведения итогов, рефлексии. При ограниченности времени, а  также в связи с особенностями конкретной аудитории  допускается пропустить некоторые этапы.

Для проведения мероприятия необходим один ведущий и четыре помощника для работы на локациях на третьем этапе. Также предполагается наличие жюри в составе трех членов.

        Цель игры: – сформировать у школьников представление о предпринимательской деятельности и разумной стратегии поведения на рынке финансовых услуг.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • познакомить школьников с основами предпринимательской деятельности;
  • познакомить школьников с основами презентации в бизнесе;
  • отработать умения  грамотно распоряжаться денежными средствами;
  • предоставить школьникам возможность потренироваться в выборе наиболее выгодных условий кредита;
  • сформировать у школьников представление об условиях предоставления кредитов;
  • показать на реальных примерах действие инфляции;
  • развить у школьников навыки работы в команде.
  • Развить творческие способности школьников.

Оборудование: ноутбук, проектор  для демонстрации презентации, денежные единицы-монеты,  реквизиты для ярмарки (воздушные шары, денежные единицы, маркеры, ватманы, чашка кофе, гантели, семена, комнатные цветы, хлеб, одежда, ткань, ножницы идр.), бумажные листы для записей, ручки, таблички для команд, конверты с бизнес-идеями.

Для создания разработки использовались следующие интернет –ресурсы:

1. http://www.mathematics-repetition.com/tag/matematika-povtorenie-tem-protsent

2. https://4brain.ru/blog

3. http://advokat-pravo24.ru/praktika/zapreshhennaya-i-ne-etichnaya-reklama/

4. http://edu.pacc.ru/

Ход игры

Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок-игра, на котором мы поговорим об успехе, и прежде всего об успехе в открытии вашего личного дела.

Сегодняшний урок мы хотели бы начать с короткой лекции Билла Гросса – американского финансиста о причинах успеха стартапов – новых проектов в бизнесе (слайд 1)

1. Подготовительный этап (10 минут).  Просмотр видео (слайд 2, 7 минут)

 https://www.youtube.com/watch?v=6nps_lXs7eA

Итак, какова же основная причина успеха в  бизнесе по мнению Билла Гросса? (умение приспосабливаться, работа в команде)

И сегодня мы предлагаем вам почувствовать себя начинающими предпринимателями, поработать в команде и попробовать запустить свою бизнес-модель. И именно командная работа поможет вам продвинуть свой бизнес и победить в нашей игре. Готовы? Тогда начинаем! (слайд 1)

Чтобы наша работа проходила более эффективно, мы разделимся на четыре команды, каждая их которых представляет собой грамотных управляющих фирмы. На время урока все мы станем деловыми людьми и успешными бизнесменами. Оценивать вас будет компетентное жюри, которые выступит в роли инвесторов. В роли оценок будут выступать условные денежные единицы – монеты. Команда, у которой в конце игры, останется больше всего монет станет победителем и получит ценный приз. Согласны с условиями игры? Тогда начинаем!  (участники одной команды рассаживаются вокруг стола).

Итак, как верно отметил Билл Гросс, любой бизнес начинается с идеи. Сегодня вам будут предложены уже готовые бизнес-идеи, которые будут распределены между командами путем жеребьевки.

(От каждой команды выходит по одному человеку и путем жеребьевки им выдаются в конверты  с бизнес-идеей. У ведущего должно быть 5 конвертов для того, чтобы оставался выбор  у четвертой команды).

В конвертах могут быть следующие  бизнес-идеи:

1. Хлебная мануфактура

2. Ателье по пошиву одежды

3. Кофейня

4. Фитнес-центр

5. Магазин семян и саженцев.

2. «Презентация в лифте» (17 минут, слайд 3). С бизнес-идеями мы определились, тогда идет дальше. Второй этап нашей игры называется «Презентация в лифте». Итак, после того, как ваша идея определена, необходимо найти средства на создание бизнеса. Как вы знаете, один из вариантов – это привлечение инвесторов. Но чтобы инвестор вложился в ваш бизнес-проект, необходимо его правильно презентовать. Для этого вам предлалагается использовать распространенную на сегодняшний день в сфере бизнеса презентацию в стиле, elevator pitch (elevator speech, элевэйтор питч / спич или презентация в лифте) – это формат презентации или выступления в условиях ограниченного времени, обычно одной минуты. Почему одна минута? В среднем ровно столько происходит  движение лифта в высотном здании. Особенность презентации в лифте заключается в том, что в течение одной минуты, предприниматель должен объяснить суть своей бизнес идеи и ее привлекательность для инвестора.

Данная форма выступления появилась еще в середине XXвека. Начинающие предприниматели пытались нарочно выловить вечно занятых потенциальных инвесторов, пока те едут в лифте на верхние этажи небоскреба, чтобы рассказать им про свой проект. Одним из ярких примеров такой презентации произошел с основателями компании Google. В далеком 1998 году, тогда еще начинающие предприниматели, Сергей Брин и Ларри Пейдж получили на развитие своей еще несуществующей компании 100 тысяч долларов, потому что успели доходчиво объяснить опаздывающему на встречу Энди Бехтольшайму выгодность вложения в Google.

Прежде чем вы начнете составлять такую презентацию, предлагаем прислушаться вам к нескольким рекомендациям (слайд 4):

1) Привлеките внимание слушателя в самом начале, используя эмоциональный факт, неожиданность, парадоксальность, которые вероятнее всего привлекут инвестора.

2) Подчеркните выгодность и преимущества вашего проекта, в отличие от остальных.

3) В конце, сделайте небольшое, щедрое предложение для инвестора. Однако важно не перехвалить себя, а наоборот сказать, о важности роли именно этого инвестора для вас и попросить помочь вам.

Опираясь на эти нехитрые рекомендации и используя свою творческую энергию попробуйте презентовать  свой проект. И помните: у вас есть всего 60 секунд! На подготовку проекта командам дается 5 минут. (Во время подготовки презентации звучит музыка. После выступления каждой команды жюри оценивает презентацию команд монетами. Максимально жюри могут дать участникам 30 монет).

3. «Фрилансер» (слайд 5, 17 минут). Все команды отлично справились с заданием и получили первые средства для организации своего бизнеса. Однако этого, как вы понимаете, является недостаточным. Предлагаем вам выступить в роли фрилансеров и попытаться заработать  для своей команды необходимые монеты. Второй этап нашей игры называется «Фрилансер».

Вам предстоит перемещаться по локациям, на которых вам будут предлагаться задания, за которые вам будут выплачиваться условные денежные единицы. Вы сможете попробовать себя в роли трех профессий: финансиста, поэта и математика. Кроме того, есть четвертая локация, которая называется «Сюрприз» и которая включает в себя самые разные задания. (Руководит каждой локацией помощник ведущего).

На каждой локации участники команды могут взять не более трех заданий (руководитель локации ведет учет).

Цель команды – заработать как можно большее количество денег для организации своего бизнеса.  За выполнение каждого задания вы можете заработать 50 монет. Однако если задание выполнено верно лишь частично, руководитель локации может снизить  количество монет, поэтому старайтесь выполнять задания максимально точно.  Обратите внимание для выполнения некоторых заданий понадобятся калькулятор и видеокамера. На то, чтобы заработать деньги для вашего бизнеса у вас есть ровно 15 минут.  Всем ясны правила? Тогда начинаем.

Задания  для локации «Финансист»:

Дайте определения терминам:

1) реструктуризация долга

2) овердрафт

3) тело кредита

4) капитализация процентов

5) акция

6) неустойка

7) облигация

8) депозит

9) инфляция

10) демпинг

11) девальвация

12) диверсификация

Задания для локации «Поэт»:

1) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения А. С. Пушкина
2) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения С. А. Есенина

3) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения А. А. Аматовой

4) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения М. И. Цветаевой

5) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения А. Т. Твардовского

6) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения И. А. Бродского

7) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения В. В. Высоцкого

8) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения Р. И. Рождественского
9) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения Э. А. Асадова

10) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения М. И. Исаковского

11) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения М.Ю. Лермонтова

12) вспомните и расскажите четыре строчки из стихотворения Е. А. Евтушенко

Задания для локации «Математик» с решениями:

 Задача 1. Вода составляет 76% картофеля. Сколько килограммов воды в 35 кг картофеля?

Решение. Вода составляет 76% от 35 кг. По правилу нахождения процентов от данного числа (чтобы найти проценты от данного числа нужно обратить проценты в десятичную или обыкновенную дробь, а затем умножить данное число на эту дробь) получаем  0,76∙35=26,6 кг.

Ответ: в 35 кг картофеля содержится 26,6 кг воды.

Задача 2. В классе 28 учеников. 75% из них занимаются спортом. Сколько учеников в классе занимаются спортом?

Решение. Так как 75%=0,75, то умножая число 28 на дробь 0,75 получаем: 0,75·28=21.

Получается, что 21 человек посещает спортивные кружки.

Ответ: 21 ученик в классе занимается спортом.

Задача 3. В классе 20 человек. Контрольную работу по математике 25% учащихся написали на «5», 35 % написали на «4», 10% всех учащихся получили «2». Сколько пятерок, четверок, троек и двоек получил класс?

Решение. Количество пятерок составляет 25% от 20. По правилу нахождения процентов от данного числа это 0,25∙20=5 учащихся. Четверки получили 35% от 20. Это 0,35∙20=7 учащихся. Двоек 10%. Это  1/10 часть от 20 учащихся, т.е. 2 человека. Остальные учащиеся получили оценку «3». Их 20-5-7-2=6 человек.

Ответ: оценку «5» получило 5 учащихся; оценку «4» получили 7 учащихся; оценку «3» получило 6 учащихся и оценку «2» получили 2 ученика.

Задача 4. В школьной библиотеке 5780 учебников, что составляет 85% всех книг, имеющихся в библиотеке. Сколько всего книг в школьной библиотеке?

Решение. Потребуется найти число по его процентам. Применяем правило нахождения числа по его процентам (чтобы найти число по его процентам нужно обратить проценты в десятичную дробь, а затем разделить данное число на эту дробь). 1) 85%=0,85; 2) 5780:0,85=578000:85=6800 книг.

Ответ: всего в библиотеке 6800 книг.

Задача 5. Токарю нужно было сделать 120 деталей, но он перевыполнил план на 10%. Сколько деталей изготовил токарь?

Решение. 10% от 120 деталей – это одна десятая часть от 120, т.е. это 12 деталей. Токарь изготовил 120+12=132 детали.

Ответ: 132 детали изготовил токарь.

Задача 6. Фирма платит рекламным агентам 5% от стоимости заказа. На какую сумму нужно выполнить заказ, чтобы заработать 2000 рублей?

Решение. 2000 рублей – это 5% от заказа. Число (все его 100%) по его процентам мы найдем по правилу нахождения числа по его процентам. Обращаем 5% в десятичную дробь и делим 2000 на эту дробь. 1) 5%=0,05; 2) 2000:0,05=200000:5=40000.

Ответ: заказ должен быть на сумму 40000 рублей.

Задача 7. После уценки на 10% цена холодильника стала 11430 рублей. Какова была цена холодильника  до уценки?

Решение. Имеем: 11430 рублей – это 90% от начальной цены холодильника. Находим число по его процентам. 1) 90%=0,9; 2) 11430:0,9=114300:9=12700 рублей.

Ответ: до уценки холодильник стоил 12700 рублей.

Задача 8. Сколько процентов число 36 составляет от 48?

Решение. По соответствующему правилу: чтобы найти, сколько процентов составляет первое число от второго нужно первое число разделить на второе и результат умножить на 100% —  записываем:

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2014/03/2014-03-29_101942.jpg

Ответ: 75% составляет число 36 от числа 48.

Задача 9. За 1 час станок-автомат изготовлял 240 деталей. После реконструкции этого станка он стал изготовлять в час 288 таких же деталей. На сколько процентов повысилась производительность станка?

Решение. Производительность станка повысилась на 288-240=48 деталей в час. Нужно узнать, сколько процентов от 240 деталей составляют 48 деталей. Для того чтобы узнать, сколько процентов число 48 составляет от числа 240 нужно число 48 разделить на 240 и результат умножить на 100%.

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2014/03/2014-03-29_102409.jpg

Ответ: производительность станка повысилась на 20%.

Задача 10. Организм взрослого человека на 70% состоит из воды. Какова масса воды в теле человека, который весит 76 кг?

Решение

1) 76 : 100 = 0,76 (кг) 1% от массы человека;

2) 0,76 * 70 = 53,2(кг).

Ответ: масса воды 53,2 кг.

Задача 11. Металлический конструктор состоит из 300 деталей. 12% этих деталей гайки. Сколько гаек в металлическом конструкторе?

Решение

1) 300 : 100 = 3(детали) 1% всех деталей конструктора;

2) 3 * 12 = 36 (гаек).

Ответ: в конструкторе 36 гаек.

Задача 12. В грушах сладких сортов содержится сахара 15% от их массы. Сколько кг сахара будет содержаться в 6 кг груш?

Решение

1) 6 : 100 = 0,06 (кг) 1% от шести килограмм;

2) 0,06 * 15 = 0,9 (кг).

Ответ: в шести кг груш будет содержаться 0,9 кг сахара.

Задания для локации «Сюрприз»:

1) Сколько букв в английском алфавите?

2) придумайте стихотврение, используя слова «яблоко», «цветы», «облака»

3)  придумай и сними на видео рекламу кредита

4) назови основные правила выбора продуктов в магазине

5) нарисуй самую главную достопримечательность Парижа

6) назови семь стран с их столицами

7) назови пять круглых красных предметов

8) назови пять известных отечественных актеров

9) придумай  и сними на видео рекламу пуговице

10)назови пять крупных рек, протекающих в России

11) назови семь героев Великой Отечественной войны

12)   расскажи  о важности соблюдать чистоту в городе на 2 минуты и сними видеоролик.

4. «Проценты по кредиту» (слайд 6, 11 минут). Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями и смогли заработать еще денег для открытия своего бизнеса. И теперь вам не хватает всего 900 монет. Где же их взять? (ребята высказывают свои варианты). Конечно можно взять кредит! Однако огромное количество финансовых организаций предлагает нам кредиты на разных  условиях и сейчас вам предстоит решить ответственную задачу – выбрать кредитное учреждение, которое предлагает кредит на 6 месяцев с минимальной переплатой. Перед вами три варианта сравнительная таблица кредитов трех банковских организаций. Вам предстоит выбрать банк, в котором вы будете брать кредит, а также верно подсчитать сколько составит переплата по кредиту. (Каждая команда получает раздаточный материал со сравнительной таблицей).

Солярис-банк

Банк Оптимист

Внешнеторговый банк

Сумма кредита

900

900

900

Срок возврата кредита

6 месяцев

6 месяцев

6 месяцев

Проценты по кредиту

25%

30%

15%

Комиссия за выдачу кредита

0, 03%

-

3%

Комиссия ежемесячная за обслуживание кредита

3%

2%

4%

Штрафы

1%

1%

-

Вам необходимо заполнить таблицу, в которой должна быть записана переплата по кредиту каждого банка и обвести красным цветом тот банк, в котором вы будете брать кредит. На выполнение задания вам дается 10 минут.

Банк

Переплата по  кредиту

Солярис-банк

Банк Оптимист

Внешнеторговый банк

Правильный ответ:

Банк

Переплата по  кредиту

Солярис-банк

274,77

Банк Оптимист

216

Внешнеторговый банк

310,5

После выполнения задания бланки сдаются жюри. За правильные расчеты команда получает дополнительно 50 монет.

5. «Величайшее искусство XX века» (слайд 7, 30 минут) . Итак, мы накопили достаточно капитала для открытия предприятия, теперь можно переходить к рекламе своего товара или услуги. Наш следующий этап называется «Величайшее искусство  XX века»  Что является двигателем бизнеса?  (ответы команд). Конечно же реклама. Именно ее канадский философ Маршал Маклюен назвал величайшим искусством XX в. Но прежде чем вы придумаете рекламу своего товара, давайте посмотрим, какая реклама оказалась  ненадлежащей с точки зрения закона. Перед вами – реальные примеры такой рекламы, которая недопустима в использовании (материал из презентации).

1. «NIKE PRO. Секретное оружие спортсмена» (слайд 8)

 Упоминание слова оружие в рекламе по ФЗ о рекламе недопустимо.
2. «В связи с открытием — у нас самые низкие цены на австрийские люстры Elgo в Москве» (слайд 9)

Использование в рекламе бездоказательного утверждения «самые низкие цены» — запрещено Федеральным Законом о рекламе.

3. «Евросеть. Всем труба!» (слайд10)

Запрещенный образ в рекламе — государственный флаг РФ (запрещенная реклама) 

Согласно закону Федеральному Закону "О рекламе", официальная государственная символика не может использоваться в коммерческих целях.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) может возбудить дело против "Евросети". Крупнейший сотовый ритейлер РФ обвиняется в использовании в своей рекламе российского флага.

4. «Нужны деньги? Приходи, напечатаем!» (слайд 11)

 Рекламный постер, изображающий запрещенную законом деятельность.
       5.Кейт Мосс снималась в наращенных ресницах, эта реклама была запрещена (слайд 12).
         Заведомо ложная реклама (ненадлежащая и недобросовестная реклама).

Реклама туши «Rimmel» с участием Кейт Мосс (Kate Moss) была запрещена к показу после того, как двое зрителей направили жалобы на рекламу Magnif’Eyes, обещающей удлиннить ресницы на 70%. Негодование зрителей вызвало то, что в рекламе модель использует накладные ресницы. Эксперты выяснили, что для рекламы туши «Rimmel» британская «звезда» Кейт Мосс снималась в наращенных ресницах, эта реклама была запрещена.

А теперь ваша очередь придумать свою рекламную кампанию, не нарушая закон.  Естественно, что для зрелищности и красочности вашей рекламы вам понадобится реквизит, который можно купить за ваши монеты на нашей ярмарке. Однако помните, что как и на обычном рынке у нас на ярмарке происходит постепенное обесценивание денег-инфляция, что будет выражатся в поднятии цен через каждый три минуты на 10  монет. Поэтому спешите приобрести необходимый реквизит по оптимальной цене. На подготовку рекламы и покупку реквизита вам дается 15 минут. На представление рекламы у вас будет 3 минуты. При этом голосовать за ваше рекламу монетами будут другие команды и жюри. При этом каждый участник команды и член жюри может отдать свои 10 монет только одной команде (за исключением своей для участников команд).

После подготовки команды представляют свой рекламный ролик.

6. «Полоса препятствий» (слайд 13, 5 минут). Итак, ваше предприятие почти работает, но вдруг вы столкнулись с трудностями. Как вы их будете решать? Насколько вы готовы преодолевать препятствия покажет наш конкурс. Каждая команда по очереди тянет жребий, на которых написана какая-либо трудность:

1) не дали кредит

2) не покупают товар

3) на рынке появился конкурент с более низкими ценами

4) вы допустили ошибку в расчете прибыли предприятия, и оно принесло дополнительные убытки

За каждый выход из ситуации команда получает по 10 у. е. Команда соперник может также предлагать выход из ситуации.

Завершился наш шестой этап. Заработаны деньги и пора выплачивать кредит.  И выигрывает та команда,  у которой останется  больше монет после оплаты кредита или у которой будет меньше долг. Прошу все команды оплатить свой кредит в банке (Помощник ведущего принимает деньги у команд в импровизированном банке. После этого подсчитывается количество моент у каждой команды и определяется победитель).

Итак, ребята, наша игра завершилась. Надеюсь, что каждый из вас смог почувствовать себя успешным предпринимателем. Победители конечно, получают свои призы (например, блокнот и ручку).  Закончить нашу игру мне хотелось бы напутствием, помните о нем всегда, в независимости от того, собираетесь ли вы открывать свою фирму или это не входит в ваши планы.

«Именно в мечтах рождаются новые идеи… Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека»
Алексей Яковлев

(высказывание выводится на слайд презентации)

В завершении игры предлагаю заслушать мнения участников команд об игре, обсудить все трудности, с которыми вы, возможно, столкнулись при выполнении заданий, а в «Книге отзывов и предложений» оставить свое письменное мнение (10 минут)

Спасибо всем за участие!


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс. Деловая речь и деловое письмо

Материал представляет из себя презентацию, планирование, тесты, конспекты уроков...

Элективный курс «Деловая речь. Деловое письмо»

Элективный курс знакомит с правилами служебного этикета, деловой речи, видами делового общения; совершенствует умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами....

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

"Грамматические нормы деловой речи". Разработка урока элективного курса «Деловой русский язык», 11 класс

Важность урока заключается в том, что он является необходимым для раскрытия специфики делового стиля, отличительной особенностью которого является стандартизация. Основной содержательный компоне...

Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

Деловая речь. Деловое общение.

Элективный курс по русскому языку для 10-11 классов....