Парламентский урок
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Мельник Виктория Олеговна

Урок парламентаризма       «Парламентаризм в современной России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melnik_urok_parlamentarizma.docx198.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок парламентаризма       «Парламентаризм в современной России»

Цели урока:

1) создать условия для отработки навыков анализа  избирательных  систем  РФ, полномочий    законодательной ветви власти  РФ и Хабаровского края.

2) создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

 3) способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения

Материалы и оборудование: Конституция РФ, фломастеры, листы белой бумаги, цветные карточки с заданиями.

Почётные гости  урока  -

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вступление к уроку

Звучит Гимн России

Точкой отчёта становления парламентаризма является 27 апреля 1906г.  – день, когда прошли первые в истории России раздельные заседания Государственного совета в Мариинском дворце, а Государственной думы в Таврическом дворце.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.

Представительство народных интересов предполагает, что граждане делегируют свои властные полномочия депутатам.

- Как называется парламент в РФ?

- Есть ли у Хабаровского края свой парламент?

- Ребята, что вы знаете о    Законодательной  Думе  Хабаровского края?

- Какими качествами и знаниями, на ваш взгляд, должны обладать парламентарии?

Ответы обучающихся

Создание проблемной ситуации

-  Вы представитель молодежной  общественной организации и у вас появилась интересная идея урегулирования отношений между РФ и США в свете событий в Сирии.

 Куда вы должны обратиться с этим предложением и как оформить его?

Инициативная группа жителей  Хабаровского края настаивают на введении войск армии РФ в Сирию. С этим предложением  через  вашу молодёжную общественную организацию они  хотят  обратиться  в Верховный суд РФ. По адресу ли они планируют  обратиться?

Предположения обучающихся

Анализ проблемной ситуации

- В результате анализа этой правовой  ситуации   какой возникает вопрос: кто обладает законодательной инициативой в РФ?

- Почему простые граждане не обладают законодательной инициативой? Не ущемляются ли тем самым их право на управление государством?

И, во-вторых, каковы полномочия органов государственной власти?

Ответы обучающихся

Ст. 104 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РФ

Формулирование проблемы

- В чём  важность  разграничения полномочий   в системе органов  государственной   власти РФ? И как это осуществляется на практике?

Какие полномочия есть у каждого органа государственной власти РФ?

Почему их надо знать? Какие органы власти РФ обладают законодательной инициативой?

Актуализация

Какие знания нам помогут ответить на этот вопрос?

Знания Конституции РФ, знания об органах власти РФ

Создание плана урока

Нам необходимо систематизировать наши знания об одной из ветвей власти РФ – законодательной власти РФ.

Открытие нового знания

(работа в группах)

Задание «Синий ящик»: определить, что  за термин лежит в синем ящике. Ребусы (Приложение 1)

1.Конституция

2. Парламент

3.Демократия

Работа в командах

Открытие нового знания

(работа в группах)

Задание «Правовая мозаика»: исправь возможные ошибки в перечне полномочий органов власти РФ (Приложение 2)

1 команда – находит полномочия Государственной Думы;

2 команда – находит полномочия Совета Федерации;

3 команда – находит полномочия Правительства.

Работа в командах

Открытие нового знания

(работа в группах)

Задание «Термины»: определите, о каком термине, понятии идет речь.

1 команда:

 1)избранным признается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов ( 50 % + 1 голос избирателя); 2) 1 или 2 тура голосования;

 3)голосование  за конкретного человека;

4)персональная ответственность кандидата за свои предвыборные обещания; 5)создаются одномандатные избирательные округа.

( -Какие должностные лица выбираются в РФ по мажоритарной системе?

Назовите достоинства и недостатки этой избирательной системы)

2 команда:

1)установлен минимальный проходной барьер;  

2) голосование проходит по партийным спискам; 3) партия получает места в парламенте согласно

набранным голосам.

 ( -Назовите достоинства и недостатки этой избирательной системы)

См ниже

Вопрос: (на слайде)

18 сентября 2016 г. состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ  седьмого созыва. В результате выборов было избрано 450 депутатов, из них 225 депутатов избрано в одномандатных округах и 225 депутатов в едином федеральном избирательном округе по спискам политических партий. На выборы по единому федеральному избирательному округу были зарегистрированы списки 14 политических партий. По итогам выборов депутатами Государственной Думы стали представители шести политических партий. Какая сфера общественной жизни нашла отражение в этих данных?   На основании указанных данных сделайте вывод о том, по какой избирательной системе проходили выборы

3 команда:

1)представительное, 2) прямое, 3)случайное (разовое), 4)«по совместительству»,

5) профессиональное.

(-Участие граждан в выборах – это право или обязанность?

 Что такое абсентеизм?

В чём его негативная сторона?)

1 команда: мажоритарная избирательная система

2 команда: пропорциональная избирательная система

Сфера – политическая; избирательная система – смешанная;

3 команда: политическое участие

Применение нового знания

Решение задач

1 команда

В государстве Z для избрания представителей в парламент создаются курии крупных землевладельцев, горожан, рабочих, крестьян. Представители избираются собраниями, состоящими из выборщиков от каждой курии. Так, земледельческая курия избирает 50% выборщиков. При этом доля крупных землевладельцев в стране не превышает 10% населения. Какой принцип демократического избирательного права нарушается в данной ситуации? Приведите ещё два принципа избирательного права в условиях демократии и раскройте их суть.

2 команда

 Законодательное собрание одной из республик РФ утвердило законопроект, предложенный правительством республики. Согласно этому закону в целях борьбы с утечкой капитала в республике вводилась своя денежная единица. Имеет ли право законодательный орган республики утвердить данный законопроект? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

3 команда

 В стране Z правительство формируется политической партией (блоком партий), победившей на выборах. Депутатские места (мандаты) распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий, преодолевших 7-процентный барьер.

К какому типу относится избирательная система страны Z? Назовите два достоинства и два недостатка данной избирательной системы.

Ответ 1

 - нарушено равное избирательное право; дополнительные принципы – всеобщность избирательного права, альтернативность выборов. Примеры: Всеобщность избирательного права означает, что все граждане с 18 лет, являющиеся дееспособными, обладают правом участвовать в выборах. Альтернативность выборов предполагает выдвижение не менее 2-х кандидатов на одно место.

Ответ 2 

Законодательный орган республики не имеет права утверждать законопроект, касающийся введения собственной валюты:

- в целях сохранения государственной целостности Конституция РФ право на установление валютного регулирования оставляет за государством;

- Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Ответ 3

пропорциональная избирательная система;

 2) достоинства данного типа избирательной системы, например:

— предполагает активную деятельность политических партий, в т. ч. оппозиционных;

— стабильность политических элит, проводимого политического курса;

3) недостатки данного типа избирательной системы, например:

— отсутствует персональная ответственность парламентариев перед избирателями, нет механизма отзыва депутатов населением;

— в парламенте, как правило, не представлены малые партии, не способные преодолеть избирательный барьер;

— затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит.

Вопрос от депутата

обучающимся

        

Применение нового знания

Вернёмся к проблемной ситуации  урока.

-  Вы представитель молодежной  общественной организации и у вас появилась интересная идея урегулирования отношений между РФ и США в свете событий в Сирии.

 Куда вы должны обратиться с этим предложением и как оформить его?

- Внесете ли вы изменения или  добавления в свой первоначальный ответ?

Что вы посоветуете инициативной группе

 жителей  Хабаровского края, которая  настаивают на введении войск армии РФ в Сирию. С этим предложением  через  вашу молодёжную общественную организацию они  хотят  обратиться  в Верховный суд РФ. По адресу ли они планируют  обратиться?

- Почему так важны четкие разграничения полномочий и права законодательной инициативы  в системе органов  государственной   власти РФ?

Что такое система сдержек и противовесов?

Ответы учеников

Граждане имеют право обращаться лично, направлять свои индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы власти и органы местного самоуправления  (ст. 33 Конституции РФ)

Рефлексия

Игра «Самолёт»

Учитель:

Представим, что самолет – это наше государство.

1.Кто будет командиром нашего самолета?

2.Кто вторым и третьим  пилотами?

3.Чем может являться корпус нашего воздушного судна?

4.А кто пассажиры?

5.Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника?

- Как видим, от слаженной работы всех субъектов политической деятельности  зависит курс нашего самолёта.

Подведение итогов урокаю

Ответы учеников  

1.Кто будет командиром нашего самолета? (Президент)

2.Кто вторым и третьим  пилотами? (Правительство и Федеральное собрание)

3.Чем может являться корпус нашего воздушного судна? (Федеративное устройство)

4.А кто пассажиры? (Народ)

5.Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника? (Местное самоуправление)

Приложение 1

Ребусы:  1.Конституция                2. Парламент                    3.Демократи                                                                                                                    

Приложение 2

Правовая мозаика (1 команда – находит полномочия Государственной Думы; 2 команда – находит полномочия Совета Федерации; 3 команда – находит полномочия Правительства)

Государственная дума

Совет федерации

Правительство

1.  федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение …..

2. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

4. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

5. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

6. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

7. объявление амнистии;

8. Федеральные законы принимаются…

9. состоит из 450 депутатов

10. осуществляет управление федеральной собственностью;

11. по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти;

12. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

13. назначение выборов Президента Российской Федерации

14. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации

15.  решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

Ответ

Государственная дума

Совет федерации

Правительство

№ 3, 5, 7, 8, 9

№ 2, 13, 15, 1, 11, 14

№ 4, 6, 10, 12

1.  федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение …..

2. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

3. решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

4. разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

5. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

6. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

7. объявление амнистии;

8. Федеральные законы принимаются…

9. состоит из 450 депутатов

10. осуществляет управление федеральной собственностью;

11. по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти;

12. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

13. назначение выборов Президента Российской Федерации

14. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации

15.  решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок 2011

Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

Парламентский урок

Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

Парламентский урок

Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

Парламентский урок.

Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

Парламентский урок

С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....