Исследовательский проект учащегося по основам налоговых знаний. Открытие аптечного киоска: налоговые аспекты.
творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) на тему

Токарева Кристина Анатольевна

Работа ученика 10 класса была написана в рамках индивидуального тура олимпиады школьников по основам налоговых знаний. Номинация "Хочу открыть свой бизнес". Исследование носит социологический характер. Ученик рассматривает открытие индивидального предприятия с точки зрения налоговой ситуации современной России, а также пытается охарктеризовать отношение сверстников к ведению легального бизнеса. К самой работе прилагается презентация, в которой иллюстрируется проведенное исследование. Содержит диаграммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_nalogi.docx120.72 КБ
Файл nalogi_prezentatsiya.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

 г. Новоалтайска Алтайского края

Тема проекта: «Открытие аптечного киоска: налоговые аспекты»

Номинация: «Хочу открыть свой бизнес!»

Выполнила

ученица 10 класса МБОУ «СОШ №3» г.Новоалтайска,

Яковлева Ксения

Педагог-куратор исследовательского проекта,

учитель истории,

Токарева Кристина Анатольевна

Новоалтайск 2018


Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3

  1. Система налогообложения в моем будущем бизнесе……………………..………4
  1. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя………………...4
  2. Общая система налогообложения…………………………………………….4
  3. Упрощенная система налогообложения……………………………………..5
  4. Патентная система налогообложения………………………………………..5
  5. Уменьшение налога на сумму уплаченных страховых взносов……………..6
  1. Уровень знаний старшеклассников о налогообложении ИП……………………….7

Заключение……………………………………………………………………….………………..8

Список литературы………………………………………………………………………………..9

Приложение 1…………………………………………………………………………………….10

Приложение 2……………………………………………………………………………………10

Приложение 3……………………………………………………………………………………11

Приложение 4…………………………………………………………………………………….11

Приложение 5…………………………………………………………………………………….12

Приложение 6…………………………………………………………………………………….13


Введение

В настоящее время наша страна нуждается в развитии среднего и малого бизнеса. Для их развития необходимы несколько условий, а именно: четкое налоговое законодательство, развитый механизм налогообложения и сервис налоговых служб, активная помощь со стороны государства. Но одним из главных условий для развития малого и среднего бизнеса является правовая грамотность в сфере ведения своего дела и уплаты налогов.[2]

Государство в данное время ставит в приоритет развитие малого и среднего бизнеса среди молодежи.[1] Но готова ли молодежь к ведению собственного дела?

Так, при опросе старшеклассников МБОУ СОШ №3 г. Новоалтайска выяснилось, что в 10 классе 33% учащихся не владеют информацией об основах предпринимательской деятельности и 46% ничего не знают о налогах, которые предстоит платить предпринимателю. В 11 классе ситуация несколько лучше – все владеют знаниями об основах бизнеса, но о налогах предпринимателя не знают 19%. [приложение 1, 3]. Хотя в будущем планируют открыть свое дело 33 %  учащихся из 10 класса и 67% из 11 класса [приложение 2]. Как видно из диаграмм, у большинства старшеклассников есть желание заниматься собственным делом, но для успешной реализации своих планов необходимы основы знаний о предпринимательстве и налогах. Поэтому актуальность данного исследовательского проекта продиктована тем, что в современном российском обществе существует противоречие между знаниями школьников о предпринимательской деятельности и о желании правительства повысить уровень количество предпринимателей в молодежной среде.

Целью данного исследовательского проекта является создание инструкции открытия моего будущего бизнеса с учетом налоговых аспектов.

Задачи проекта:

  1. Исследовать системы налогообложения индивидуальных предпринимателей и определить систему налогообложения, которая наиболее применима к моему планируемому бизнесу
  2. Выявить уровень знаний старшеклассников о предпринимательской деятельности и налогах.
  3. Изучить отношение старшеклассников к ведению честного бизнеса и уплате налогов.

Методы исследования: теоретический метод – сравнительный анализ; эмпирический метод – анкетирование.


  1. Система налогообложения в моем будущем бизнесе
  1. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя

В  будущем я планирую заниматься предпринимательством. Чтобы открыть свой бизнес, нужно:

  1. Обосновать предпринимательскую идею.
  2. Определить потенциального потребителя услуг или продукции.
  3. Выбрать организационно-правовую форму бизнеса.
  4. Сделать государственную регистрацию своего дела и платить налоги.

Моя цель – открыть аптечный бизнес. А именно, аптечный пункт, киоск или магазин. Там я смогу продавать только лекарственные препараты, да и то, лишь те, что не отпускаются по рецепту. А продажа косметической продукции, так же, как и собственное мини-производство лекарств, для меня находится под запретом. [5]

Организационно-правовой формой своего бизнеса я вижу индивидуальное предпринимательство. Так как я узнала, что налогообложение индивидуальных предпринимателей несколько ниже, чем налогообложение организаций, и требования к ведению учета, также более мягкие[2].

Перед тем, как обратиться в налоговую службу, нужно сформировать пакет документов. В этот пакет документов входят: заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, копия российского паспорта, квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей. [10]

Так как я выбрала организационно-правовую форму ИП, то регистрация будет происходить по месту жительства. Я живу в городе Новоалтайске, Алтайского края, я могу обратиться в налоговую инспекцию по адресу Алтайский край, г. Новоалтайск, 22 Партсъезда ул., д. 12. Или же в многофункциональный центр по адресу Алтайский край, город Новоалтайск, улица Космонавтов, 6. [10]

Теперь мне предстоит выбрать вид налогообложения. Мое индивидуальное предприятие может регулироваться общей системой налогообложения.

  1. Общая система налогообложения

Общая система налогообложения (ОСНО) – традиционная и самая сложная система налогообложения, которая включает уплату полного перечня налогов (Налог на прибыль, НДС, налог на имущество и т.д.) и ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Если при регистрации бизнеса в налоговую службу не подавать никаких заявлений, то организация или ИП автоматически становятся плательщиками ОСНО.

Но общая система выгодна лишь тем предпринимателям, у которых: бизнес связан с экспортом товаров, то есть внешнеэкономической деятельностью, так как на таможне всегда учитывается НДС; бизнес предполагает большие денежные обороты. Так как при ОСНО отсутствуют ограничения на прибыль, штат сотрудников, размер торговых площадей и т.д. [10]

Предпринимателю, который открыл шиномонтажный автосалон, маникюрный салон, или как я, аптечный киоск, общая система налогообложения не выгодна.

Помимо общей системы налогообложения я вправе применить специальную систему налогообложения. Существуют два вида налогообложения: патентная и упрощенная. [10]  Эти системы налогообложения законодатели придумали для привлечения людей в малый и средний бизнес.

  1. Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) является добровольным режимом налогообложения. УСН – один из самых «гуманных» налоговых режимов, который используют большинство небольших организаций и ИП. Данная система налогообложения освобождает юридическое лицо или ИП от уплаты таких налогов как НДС, налог на имущество, налог на прибыль. [9]

Для применения упрощенной системы надо выполнить определенные условия: количество сотрудников не должно превышать 100 человек; доход не превышает 150 млн. руб.; остаточная стоимость также не должна превышать 150 млн. руб.; [9]

Также плюсами УСН является: более упрощенная процедура ведения бухгалтерского учета; упрощенная сдача отчетности в налоговую инспекцию.

На мой взгляд, упрощенная система налогообложения подходит для ведения аптечного бизнеса начинающим предпринимателем.

  1. Патентная система налогообложения

Патентная система налогообложения тоже способствует развитию малого бизнеса. Патент выдается налоговым органом индивидуальному предпринимателю по месту его постановки на учет и действует на территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте. Патент получают на срок от 1 до 12 месяцев (и не более). [5]

В налоговом кодексе выделено 47 видов деятельности, по которым действует патентная система налогообложения. Это такие виды деятельности как парикмахерские услуги, ремонт жилья, транспортные услуги, розничная торговля и т.д.  Применять патентную систему могут только индивидуальные предприниматели, при этом средняя численностью работников, за налоговый период, не должна превышать 15 человек, а выручка в течении календарного года не должна быть более 60 млн. руб. [6]

Плюсы патентной системы налогообложения: налоговая декларация при применении патентной системы налогообложения в налоговые органы не представляется; стоимость патента не зависит от конечных результатов хозяйственной деятельности предпринимателя (в отдельных случаях это минус).

Минусы патентной системы налогообложения: отсутствует возможность уменьшить налог на сумму уплаченных страховых взносов; срок действия патента не более 1 года, при этом ограничены сроки получения патента; патентную систему могут применять только ИП.

Поэтому передо мной стоит выбор УНС или патент. Так как услуги аптечный киоска не входят в перечень предпринимательских видов деятельности по патентной системе налогообложения, я выбираю УНС.

Радует так же тот факт, что упрощенная система налогообложения в отличие от патента может использовать уменьшение налога на сумму уплаченных страховых взносов.

  1. Уменьшение налога на сумму уплаченных страховых взносов

Я, как будущий индивидуальный предприниматель, планирую иметь наёмных рабочих (фармацевты, провизоры в аптечном киоске) и выплачивать им заработную плату. Поэтому я буду обязана вносить страховые взносы не только за себя, но и за своих работников. Таким образом, для уменьшения налоговой базы необходимо вести учёт всех уплаченных в отчетный период страховых взносов. Сюда входят не только обязательные страховые взносы, но и выплаты по «больничным» листам. Условий, по которым появляется возможность снизить налог, всего две: 1) налог не может быть уменьшен более чем на 50%; 2) в расчет берутся взносы, уплаченные строго в течение расчетного периода. [4]

После регистрации, выбора системы налогообложения, уменьшения страховых взносов мне нужно приобрести фармацевтическую лицензию. Так как я планирую открыть аптечный киоск, то мне нужна будет розничная фармацевтическая лицензия. Этот документ уже не связан с налоговой службой, а связан с Министерством здравоохранения Алтайского края. Адрес приема документов и выдачи лицензий: Алтайский край, улица Кулагина, 10, кабинет 205. [3]

Подводя итог, можно сказать, что к открытию своего индивидуального предприятия нужно подходить основательно. Разрабатывая бизнес-план, необходимо изучить все важные документы, связанные с ИП, понять порядок регистрации ИП, выбрать для себя подходящую систему налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей больше подходит упрощенная или патентная система налогообложения.


  1. Уровень знаний старшеклассников о налогообложении ИП

Хотя система налогообложения в России не проста –  количество бумаг, необходимых для регистрации, кажется огромным. Поэтому многие люди не регистрируются и занимаются  бизнесом незаконно. Так, например, проводя опрос в 10-11 классе МБОУ СОШ №3, я выясняла, что из 33 человек, участвовавших в опросе, 26 собираются быть честными предпринимателями и пройти всю процедуру регистрации своего дела. Но семь человек не хотят регистрировать свой бизнес вообще. Вот причины, которые указывают мои сверстники в ходе опроса [приложение 6] а) Хочу прибыль оставлять себе  - 9 человек; б) Слишком маленький доход от намечающегося предприятия – 12 человек; в) Не хочу заморачиваться с документами – 8 человек. Таким образом, основная причина отказа от регистрации –  нежелание платить налоги, так как полагают, что налоги «съедят» большую часть доходов, и только на втором месте молодежь отпугивает от легального бизнеса обильная документация.

Интересно проанализировать причины, по которым опрашиваемые собираются быть добросовестными предпринимателями. А) Боятся уголовной ответственности 8 человек, Б) привыкли всё делать  в установленном законом порядке – 15 человек; В) Налоговые отчисления – пополнение бюджета страны, они необходимы – 3 человека; Г) Чистый бизнес – залог здорового общества – 7 человек. Таким образом, я вижу, что осознание и понимание важности легального ведения бизнеса и уплаты налогов имеется только у 10 человек, которые выбрали В и Г. Остальными же двигает только привычка делать все по закону или даже страх перед наказанием. [приложение 6]

Также мне интересно было узнать, откуда берут информацию мои сверстники о бизнесе и налогах. Я выяснила что большинство в 10 классе (67 %) ищут информацию самостоятельно, на школу приходится 13 %, а семью – 10 %. В 11 классе ситуация несколько отличается – только 48 % ищут самостоятельно, а на школу приходится 31%, семью – 14%.  Таким образом, большую информационную  роль выполняет интернет и СМИ, сам ученик ищет информацию. [приложение 5] Но всегда ли он способен понять полученную информацию, а затем реализовать в жизни. В экономических и юридических вопросах всегда необходима квалифицированная помощь. При опросе выяснилось, что 100% учеников 11 класса и 56%  - 10 класса полагают, что необходимо изучать в школе основы предпринимательской деятельности. [приложение 4]

На мой взгляд, просто необходимо среди старшеклассников проводить больше разъяснительной работы о сфере предпринимательства и уплаты налогов, чтобы ведение бизнеса не казалось им чем-то далеким и недоступным. А также объяснять им всю важность ведения честного бизнеса для экономического развития страны.

Заключение

Целесообразность моей работы заключается  в том, что содержание моего проекта будет способствовать в будущем открытию моего малого бизнеса, а именно аптечного киоска

Во-первых, благодаря проекту я создала для себя инструкцию открытия аптечного киоска. Я знаю теперь весь пакет документов, необходимых при регистрации, а также адреса соответствующих государственных служб.

Во-вторых, я определила для себя упрощенную систему налогообложения как самую удобную для ведения моего бизнеса, узнала о существовании множества полезных сайтов, которые пригодятся при ведении бизнеса

В-третьих, работая  над проектом, я поняла, что открыть свой бизнес – это непросто, но государство идет навстречу малому бизнесу, создает различные системы налогообложения, делает налоговые льготы. Также я узнала о существовании множества сайтов, которые информируют в сфере налогов и облегчают жизнь предпринимателя в оформлении документов.

В-четвертых, работая над проектом, я поняла, что большинство моих друзей и одноклассников не имеют знаний по основам предпринимательской деятельности и налогам, а также они не понимают всю важность ведения честного бизнеса и уплаты налогов. Но так как в нашей школе очень мало часов выделяется для изучения этих тем, то я для себя вижу решение этой проблемы в создании памятки начинающему предпринимателю.

Поэтому мой проект «Хочу открыть свой бизнес», а также созданная в процессе проекта технологическая карта послужит в дальнейшем для создания памятки «Правовые основы предпринимательской деятельности»

Таким образом, практическая значимость моего проекта важна для меня и моего будущего бизнеса, а также пригодится для моих одноклассников, а возможно станет базой для введения школьного кружка по основам предпринимательской деятельности.


Список литературы

  1. Выбор системы налогообложения [Электронный ресурс] – Электр. дан. – ABCbiznes.ru: портал о малом бизнесе – Режим доступа: http://abcbiznes.ru/stati-o-biznese/43-vybor-sistemy-nalogooblozheniya.html, (дата обращения: 16.02.2018)
  2. Джаарбеков Станислав. Индивидуальные предприниматели. [Электронный ресурс] / С. Джаарбеков (24.10.2017) – Электрон. дан. – TaxSlov.ru: Налоги. Бухучет. Право. Налогово-правовой словарь. – Режим доступа: http://taxslov.ru/n23.htm, свободный (дата обращения: 02.02.2018)
  3. Лицензирование [Электронный ресурс] – Электр. дан. – Министерство здравоохранения Алтайского края: официальный сайт – Режим доступа: http://zdravalt.ru/specialist/licensing/, (дата обращения: 18.02.2018)
  4. Налог для ИП. Уменьшение на сумму страховых взносов.[Электронный ресурс] – Электр. дан. – Делопроизводство. Правильное составление документов. 2006-2018. Режим доступа:  http://bfmac.com/nalogovoe-pravo/nalog-dlya-ip-umenshenie-na-summu-strahovyh-vznosov.html (дата обращения: 08.03.2018)
  5. Открываем аптечный киоск. [Электронный ресурс] – Электр. дан. - biznesprost.com. 2015-2018. – Режим доступа: http://biznesprost.com/otkryt-biznes/aptechnyj-kiosk.html (дата обращения: 07.02.2018)
  6. Патентная система налогообложения [Электронный ресурс] – Электр. дан. – ФНС России 2005-2018. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn22/ip/ip_pay_taxes/patent/, свободный (дата обращения: 01.03.2018)
  7. Порядок регистрации индивидуального предпринимателя. [Электронный ресурс] – Электр. дан. – ФНС России 2005-2018. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn63/ip/interest/reg_ip/petition/, свободный (дата обращения 10.02.2018)
  8. Струкова Ю.Д. Условия развития малого бизнеса в России. [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум 2015. – Электр. дан. – Российская академия естествознания. 2012-2014. – Режим доступа:  https://www.scienceforum.ru/2015/1211/12847 (дата обращения: 09.03.2018)
  9. Упрощенная система налогообложения. [Электронный ресурс] – Электр. дан. – ФНС России 2005-2018. Режим доступа:  https://www.nalog.ru/rn22/taxation/taxes/usn/, свободный (дата обращения 01.03.2018)
  10. Федеральная налоговая служба Российской Федерации: офиц. сайт. – Электр. дан. – ФНС России 2005-2018. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn22/, свободный (дата обращения: 03.02.2018)

Приложение 1

Владеете ли вы информацией об основах предпринимательской деятельности?  

 

 

Приложение 2

В будущем планируете открыть свое дело?


Приложение 3

Знаете ли вы, какие налоги предстоит платить предпринимателю?

Приложение 4

Важно ли в школе изучать основы предпринимательской деятельности?

Приложение 5

Откуда вы получаете информацию о предпринимательской деятельности и налогах?

 

Приложение 6

Уважаемый старшеклассник, ответь на вопросы анкеты моего исследовательского проекта «Хочу открыть свой бизнес». Помни, «правильных» ответов здесь нет. Отвечай так, как думаешь. Анкета анонимна. Спасибо за сотрудничество!

  1. Владеете ли вы информацией об основах предпринимательской деятельности?

а) да             б) нет             в) частично

  1. Что именно вы знаете о правовых основах предпринимательства?
  1. Ничего
  2. Я разбираюсь в организационно-правовых формах предпринимательства (ИП, ЗАО, ОАО, товарищество и т.д.)
  3. Примерно представляю, как открыть своё дело
  4. Знаю, какие налоги предстоит платить предпринимателю
  5. Всё знаю
  6. Свой вариант

_____________________________________________________________________________

  1. В будущем планируете открыть своё дело?

а) да             б) нет             в) не думал(а) над этим вопросом

  1. Знаете ли вы, какие налоги следует платить предпринимателю?

а) да             б) нет             в) частично

  1. Если вы планируете заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, то вы…
  1. Зарегистрируйтесь официально в налоговой службе, будете исправно платить налоги
  2. Не будете регистрироваться, и платить налоги
  1. Если вы будете зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, то вы платите налоги потому что…
  1. Боитесь уголовной ответственности
  2. Привыкли всё делать  в установленном законом порядке
  3. Налоговые отчисления – пополнение бюджета страны, они необходимы
  4. Чистый бизнес – залог здорового общества
  5. Свой вариант

________________________________________________________________________

  1. Если вы будете не зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и не платить налоги потому что…
  1. Хочу прибыль оставлять себе
  2. Слишком маленький доход от намечающегося предприятия
  3. Не хочу «заморачиваться» с документами
  4. Никто из чиновников не узнает о моём бизнесе
  5. Свой вариант

____________________________________________________________________________

  1. Важно ли изучать в школе основы предпринимательской деятельности?
  1. Да.
  2. Нет.
  1. Откуда вы получаете информацию о предпринимательской деятельности и налогах?
  1. Семья
  2. СМИ
  3. Ищу сам на сайтах
  4. Друзья
  5. Школа
  6. Образовательные курсы
  7. Свой вариант

___________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Хочу открыть свой бизнес! «Открытие аптечного киоска: налоговые аспекты» Подготовила: ученица 10 класса Яковлева Ксения МБОУ СОШ №3 г.Новоалтайска 2018 год

Слайд 2

Владеете ли вы информацией об основах предпринимательской деятельности?

Слайд 3

Знаете ли вы, какие налоги предстоит платить предпринимателю? 10 класс 11 класс

Слайд 4

В будущем планируете открыть свое дело?

Слайд 5

Пакет основных документов при регистрации ИП

Слайд 6

Системы налогообложения

Слайд 7

Упрощенная система налогообложения

Слайд 8

Общая система налогообложения

Слайд 10

Отношение старшеклассников к ведению бизнеса

Слайд 11

Почему ты не будешь вести легальный бизнес? а) Хочу прибыль оставлять себе – 9 человек ; б ) Слишком маленький доход от намечающегося предприятия – 12 человек ; в) Не хочу заморачиваться с документами – 8 человек.

Слайд 12

Почему ты будешь вести легальный бизнес? А) Боюсь уголовной ответственности – 8 человек, Б ) привык всё делать в установленном законом порядке – 15 человек; В ) Налоговые отчисления – пополнение бюджета страны, они необходимы – 3 человека; Г ) Чистый бизнес – залог здорового общества – 7 человек.

Слайд 13

Откуда вы получаете информацию о предпринимательской деятельности и налогах?

Слайд 14

Важно ли в школе изучать основы предпринимательской деятельности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

Одна из задач моей работы – применение на практике знаний, полученных учащимися на уроке, развитие творческого интереса  школьников к математике, через их сис...

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции"

Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции" проводится в 11 классе. Он призван расширить знания учащихся об эволюционном ...

Семинар "Развитие исследовательской деятельности учащихся на основе курса «Сочиведение»

Данная презентация посвещена организации научно-исследоватеской деятельности учащихся в рамках курса "Сочиведение", реализуемой на базе МОБУ СОШ № 7 г.Сочи....

Научно-исследовательские работы учащихся на основе ФГОС

презентация к выступлению на совещании учителей химии...

Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья

Представлено описание проекта (мониторинга), изучения  мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...

Исследовательский проект учащегося (8 класс) «Лексикон учащихся 7-х классов МОУ лицея №3 г. Галича Костромской области»

На сегодняшний день существует проблема «загрязнения родного языка». Подростки засоряют язык, грубо выражая свои мысли. Речь школьников – безлика и стандартна.Работа над данным учебн...