Научно-исследовательские работы учащихся на основе ФГОС
статья по химии по теме

Куцапкина Людмила Васильевна

Новое в образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Секция химия и биохимии

Научно-исследовательские работы учащихся на основе ФГОС

Куцапкина Людмила Васильевна

( Санкт-Петербург, ГБОУ гимназия 343 Невского района Санкт-Петербурга)

     Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ранее и до сих пор существующая и ныне действующая система образования. Если рассматривать эти отличия, то в первую очередь заметно изменение социальной ситуации развития детей нынешнего века:

  1. резко возросла информированность детей, доступно много информации из интернета (как полезной, так и вредной);
  2. современные дети очень мало читают, особенно классическую и научно-популярную литературу ( для знакомства с заданным произведением пользуются  кратким содержанием, найденным все в том же интернете);
  3. современные дети имеют ограниченность общения со сверстниками;
  4. у большинства из них наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

Для проведения современных уроков, руководствуясь ФГОС, следует помнить, что основными целями системно-деятельного современного подхода в образовании являются следующие цели:

  1. Научить учащихся самостоятельности в усвоении нового материала, то есть в будущем уметь определяться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию;
  2. Помочь в усвоении ключевых умений (компетентности) , которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.                      

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, перед которым стоит выбор - наполнять учеников знаниями и навыками, или использовать урок для развития понимания этих знаний, навыков, умений, одновременно создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. При этом школа должна стать не столько источником информации, сколько школой, которая учит учиться. Учитель при этом будет уже не проводником знаний, а личностью, обучающей способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Следует признать, что современный урок– это урок-открытие, урок- познание, в котором есть место самореализации, мотивации, интереса к изучаемому материалу, профессионализму, активной деятельности, развитию, росту, самопознанию, выбору, уверенности, инициативности, потребности в знаниях, движению вперед. Но самое главное в современном уроке,  как и раньше,  было и остается творчество учителя и его личность. Современный учитель должен отчетливо понимать, что на смену «готовым» урокам приходит качественно новый, заставляющий детей мыслить. К величайшему сожалению, приходится сознавать, что «переход» к современному уроку остается для многих педагогов невероятно сложным. Учителя, имеющие педагогический стаж 25  и более лет, с колоссальным опытом, наработанным годами, умеют и учить, и учиться. Приходится сознавать, что  в большинстве своем они не понимают смысла перехода на ФГОС, потому что по-прежнему за счет своего умения и знания психологии детей добиваются и знаний, и умений, и способности мыслить, порой не сознавая, что по сути уже частично переходят на новую ступень преподавания.

Конечно, первоначально можно начинать с внеурочной деятельности, которая должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций, поэтому именно с нее и начинается внутренняя перестройка учителя.

Для выполнения научно-исследовательских работ в соответствии  с ФГОС можно использовать технологическую карту, в которой прописана поэтапная деятельность как учителя, так и ученика. Рассмотрим пример такой карты и важнейшие этапы в работе.

  1. Выбор темы и постановка задач. Целью этого этапа служит создание проблемной ситуации и фиксация задачи. Деятельность учителя направлена на организацию погружения в тему, проблему выбранной темы, создание ситуации разрыва. (Ученик понимает и принимает предложенную тему, затем знакомится с проблемой. Для ученика это не является новым. В то же время он понимает, что знаний, имеющихся в его запасе, явно недостаточно для изучения темы. Поэтому появляется потребность в поиске нового материала, его отборе, в расширении имеющихся знаний).  Деятельность ученика  состоит в попытке решить проблему известным способом, прислушиваясь и следуя советам учителя. При этом они фиксируют проблему и понимают поставленную задачу.
  2. Совместное исследование проблемы и работа по составлению плана. Цель этого этапа- поиск решений поставленной задачи, составление плана научно-исследовательской работы.     Деятельность учителя состоит в  организации анализа поставленной задачи. Он фиксирует выдвинутые учеником гипотезы, обсуждает их и направляет ученика к составлению плана работы над выбранной темой.  Ученик же анализирует,  доказывает, аргументирует свою точку зрения, обсуждает способы работы. Затем самостоятельно составляет  первый набросок по работе над темой, а с помощью учителя корректирует план работы.
  3. Моделирование. Цель: фиксация основных направлений изучаемого объекта.  Деятельность учителя на данном этапе сводится к организации учебного взаимодействия с учеником, выполняющим работу и последующее обсуждение основных направлений его работы, а также в коррекции плана. Работа ученика состоит в принятии и сохранении поставленной цели и задачи. Он выделяет главное, работает по созданному плану, находит новые и интересные факты и на их основе корректирует план.
  4. Конструирование нового способа действия. Цель этого этапа состоит в конструировании нового способа действия.  Учитель на этом этапе организует учебное исследование для выделения главной темы работы. Ученик совместно с учителем проводит необходимое исследование и участвует в обсуждении содержания материала и проводимого исследования.
  5. Переход к этапу решения частных задач. Цель: осуществление первичного контроля за правильностью выполнения способа действия.   Функцией учителя является диагностика хода работы на каждом этапе и оценивание выполнения каждой операции. Ученик старается выражать свою точку зрения при работе над темой, последовательно отвечая на каждый вопрос темы.
  6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Цель: коррекция отработки способа. Деятельность  учителя будет заключаться в коррекции, обсуждении и исправлении ошибок, а также поиске перспектив в изучаемой теме. Ученик отрабатывает вопросы темы, в которых допущены ошибки, анализирует их. Совместно с учителем осуществляется пошаговый контроль за выполнением работы.

     Данная технологическая карта, построенная в соответствии с требованиями ФГОС , очень помогает при организации научно-исследовательской деятельности ученика, вызывая у последнего нарастающий интерес к выбранной теме. Исходя из сказанного, можно выделить несколько важных действий учителя: заинтересовать, направить, заставить мыслить, помочь, научить выражать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы и кратко излагать суть выполненной работы.

     Итогом этой деятельности  ученика является выступление на научно-практической конференции, проводимой каждый год в конце апреля- мае. Здесь ученик не просто представляет свою работу ( и в виде краткого изложения сути, и в виде презентации по выбранной теме) ,он показывает и доказывает ее значимость. В этом случае становится понятным, что для выступающего важно владеть речью, четко и эмоционально выступая перед слушателями секции.

Плюсами применения нового ФГОС в данной работе являются: сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование, развитие творческих способностей личности ученика, внедрение в практику обучения исследовательской деятельности, развитие интереса к науке через работу над темой,  возвращение воспитательной функции, стимулирование мыслительной деятельности, развитию умения кратко выделять главное. Минусом, как это не покажется странным, является колоссальная загруженность учителя, на плечи которого ложиться дополнительная нагрузка постоянного контроля за ходом выполнения работы, за постоянным укреплением интереса к выбранной теме ( в виде «подкидывания» тех или иных занимательных фактов, вопросов и проблем для  работы ученика над темой). Сложностью является исследовательская часть, так как зачастую нет возможности провести ее так, как хотелось бы и ученику, и учителю (нет экспериментальной площадки).

Результатом работы с учениками в этом году по этой технологической карте явился выход двух учениц девятого класса 343 гимназии в финал конкурса    всероссийского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо», который состоится 29-31 марта в Москве.

Литература:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  2. «Управление внедрением ФГОС основного общего образования в образовательном учреждении». Статья Е.Ю. Ривкина, канд. пед. наук, доц. Московского института открытого образования. окружного управления образования г. Москвы
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования  / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: