Рабочая программа Обществознание 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Новикова Альбина Артуровна

Рабочая программа Обществознание 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl_obshch.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.Пояснительная записка.  

         Рабочая программа создана на основе  

Законы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).

- Примерной    образовательной    программы основного общего образования по обществознанию,    рекомендованной    к использованию Министерством образования и науки РФ,  с учетом авторской программы основного общего образования по обществознанию  под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова и др. Москва «Просвещение», 2011.

- Устав ОУ

- Основная образовательная программа ОУ на 2017-2018 учебный год;

- Положение о рабочей программе учителя ОУ

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, вариантом реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;

Содержание курса способствует формированию и углублению понимания учащимися исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных и социальных систем.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания обществознания в школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование ключевых компетентностей:

  •  Целостно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с целостными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  •  Общекультурные компетенции – круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
  •  Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
  •  Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная запись, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  •  Коммуникативные компетенции. Включают знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  •  Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя).

2.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс обществознания в 9 классе ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.

Ведущие принципы.

Принцип направленности обучения (направлен на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания, общего развития учащихся).

Принцип научности (требует, чтобы содержание обучения знакомило с объективными научными фактами, понятиями, теориями).

Принцип систематичности и последовательности (требует, чтобы знания, умения, навыки формировались в системе, определенном порядке).

Принцип доступности (т.е. обучение должно строиться на уровне реальных учебных возможностей школьников)

Принцип наглядности.

Принцип многофакторности (позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность  мира).

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип воспитывающего обучения.

Принцип индивидуального подхода к учащимся.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь её выпускникам осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. 

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Программа для 9 класса, согласно учебному плану ОУ,  рассчитана на 34 учебных часа при недельной нагрузке в один час.

 4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного    учебного предмета, курса. 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и

 согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и фядушими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  1. использование элементов причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

перевод информации из одной знаковой системы в Другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  1. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  2. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  3. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

 5.Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Политика и социальное управление ( 10 часов)

  1. Политика и власть. Основные направления политики.  Формы   проявления   влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в  качестве  политического института  общества.   Властные отношения и социальная  иерархия.   Роль политики в жизни общества.
  2. Государство. Определение      политической   системы   общества. Признаки  государства. Понятие и значение суверенитета.  Причины и условия  появления  государства. Внешние  и внутренние функции государства. Виды монополии государства: общие и частные.  Формы государства: форма правления, форма устройства, политический режим. Природа и сущность республики. Законодательная и исполнительная ветви власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
  3. Политические режимы. Понятие политического режима. Сущность и классификация политических режимов. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
  4. Правовое государство. Государство как основной политический институт. Понятие и признаки правового государства и история его становления. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
  5.     Гражданское общество и государство. Гражданское общество. Признаки гражданского общества. Пути и условия формирования гражданского общества в РФ. Борьба за гражданские права. Местное самоуправление как атрибут гражданского общества. Муниципальная собственность.
  6. Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль референдума в политической жизни. Голосование как форма участия в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Опасность политического экстремизма.
  7. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Роль политических партий в обществе. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 2. Право (23 часа)

2.1. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых  актов (законы, указы, постановления). Иерархия нормативно-правовых актов. Система законодательства. Основные отрасли права. Право, его роль в жизни государства и общества.

2.2. Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

2.3. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

2.4. Правоохранительные органы. Структура и функции правоохранительных органов РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

2.5. Конституция РФ. Конституция как основной закон РФ, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Институт президентства в России. Состав и функции Правительства. Республиканские и местные органы власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

2.6.Права и свободы человека и гражданина. Гражданин – человек, имеющий права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

2.7.Гражданские правоотношения. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Закон о защите прав потребителей.

2.8. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

2.9. Семейные правоотношения. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Органы опеки и попечительства.

2.10. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Признаки виды административных правонарушений. Виды административных наказаний. Субъекты применения взысканий.

2.11. Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Основные виды наказаний. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

2.12. Социальные права. Социальные права. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения.

2.13. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

2.14. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

3. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.  

Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Введение (1 ч)

Урок 1. Вводный урок

Что мы уже знаем и умеем.

Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

Как добиваться успехов в работе в классе и дома

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 9 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся

Политика. Власть. Внутренняя и внешняя политика

Урок 3. Государство

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства

Раскрывать признаки суверенитета. Различать формы правления и государственного устройства

Политический режим. Демократия

Урок 4. Политические режимы

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире

Сопоставлять различные типы политических режимов.

Называть и раскрывать основные принципы демократического устройства

Правовое государство. Верховенство права

Урок 5. Правовое государство

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ

Раскрывать принципы правового государства. Характеризовать разделение властей

Гражданское общество и правовое государство

Урок 6. Гражданское общество и государство

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ

Раскрывать сущность гражданского общества. Характеризовать местное самоуправление

Участие граждан в политической жизни. Местное самоуправление

Урок 7. Участие граждан в политической жизни

Участие граждан в политической жизни. Гражданская активность. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.

Проиллюстрировать основные идеи темы на примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.

Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.

Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

Урок 8. Политические партии и движения

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности

Политика

Уроки 9—10. Практикум по теме «Политика»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные понятия.

Находить нужную социальную информацию, адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Анализировать реальные социальные ситуации.

Выбирать адекватные способы деятельности.

Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности

Право (18 ч) Право, его роль в жизни человека, общества, государства

Урок 11. Роль права в жизни общества и государства

Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное право.

Характеризовать основные элементы системы российского законодательства

Правоотношения, субъекты права

Урок 12. Правоотношения и субъекты права

Сущность и особенности правоотношений, различия и возможности осуществления действий участников правоотношений, мера дозволенного, субъекты правоотношений, правоспособность и дееспособность, физические и юридические лица, юридические действия, правомерные и противоправные юридические действия, события

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.

Раскрывать смысл понятий «субъективные юридические права» и «юридические обязанности участников правоотношений».

Объяснять причины субъективности прав и юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.

Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Объяснять причины этих различий.

Называть основания возникновения правоотношений

Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения

Урок 13. Правонарушения и юридическая ответственность

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности

Различать правонарушение и правомерное поведение.

Называть основные виды и признаки правонарушений.

Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения.

Объяснять смысл презумпции невиновности

Правоохранительные

органы

Урок 14. Правоохранительные органы

Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат

Называть основные правоохранительные органы РФ.

Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства

Уроки 15—16. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя

Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Главные задачи Конституции.

Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя

Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей юридической силы.

Приводить конкретные примеры с опорой на текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека и статусом гражданина

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан

Уроки 17—18. Права и свободы человека и гражданина

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ

Объяснять смысл понятия «права человека».

Объяснять, почему Всеобщая декларация прав человека не является юридическим документом.

Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав)

Как защищаются права человека в России. Особенности гражданских правоотношений. Гражданско-правовые споры

Урок 19. Гражданские правоотношения

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Защита прав потребителя

Характеризовать особенности гражданских правовых отношений.

Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.

Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

Находить и извлекать информацию о правах потребителя, предусмотренных законом РФ.

Раскрывать на примерах меры защиты прав потребителей

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя

Урок 20. Право на труд. Трудовые правоотношения

Трудовые правоотношения.

Трудовой кодекс РФ. Право на труд. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Называть основные юридические гарантии права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Семейные правоотношения. Правоотношения родителей и детей

Урок 21. Семейные правоотношения

Семейные правоотношения. Семейный кодекс РФ. Сущность и особенность семейных правоотношений. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей

Объяснять условия заключения и расторжения брака.

Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.

Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа

Административные правоотношения. Административные правонарушения

Урок 22. Административные правоотношения

Административные правоотношения. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Виды административных наказаний

Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом. Характеризовать субъектов административных правоотношений. Указывать основные признаки административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних

Урок 23. Уголовно-правовые отношения

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Характеризовать особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления.

Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

Социальная политика государства

Урок 24. Социальные права

Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона

Называть основные социальные права человека.

Раскрывать понятие «социальное государство».

На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства

Международное гуманитарное право.

Урок 25. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

Объяснять сущность гуманитарного права. Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

Международное гуманитарное право.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов

Указывать методы и средства ведения войны, которые запрещены.

Объяснять значение международного гуманитарного права.

Раскрывать смысл понятия «военное преступление»

Законодательство в сфере образования

Урок 26. Правовое регулирование отношений в сфере образования

Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность

Объяснять смысл понятия «право на образование».

Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.

Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование

Право

Уроки 27—28. Практикум по теме «Право»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.

Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях, нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Урок 29. Заключительный урок

Провести диагностику результатов обучения в 9 классе.

Подвести итоги учебной работы за год

Резерв 6ч

7.Описание учебно-методического  и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  • Мультимедийный компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран проекционный.

Для учащихся:

Учебник:

Боголюбов Л.Н., А.Ю.Лазебниковаи др. 9 класс. - М. : Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

Для учителя:

  • Боголюбов и др. Обществоведение. Человек. Право. Экономика. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.
  • Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.
  • Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011
  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  Рабочие программы Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. БОГОЛЮБОВА  5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных организаций З-е издание Москва «Просвещение» 2014

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. – М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. – М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы ; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. – М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.

8.Планируемые результаты  изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

• биосоциальную  сущность  человека,  основные  этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе  решения  познавательных  задач  по  актуальным  социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением

Контрольные работы: 5 часов.

  1. Входная контрольная работа – сентябрь
  2. Тестирование –итоги 1 четверти – октябрь
  3. Тестирование –итоги 2 четверти- декабрь
  4. Тестирование –итоги 3 четверти – март
  5. Годовая оценка знаний.- май

VII. Календарно-тематическое планирование по обществознанию для 9-го класса.

Тема урока

Часы

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Задание на
дом

Дата проведения

1

1 четверть

Вводный урок. Политика и власть

1

Водный урок

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Составить словарь темы

§1

2

Государство

Входной контроль

1

Урок изучения нового материала.

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Фронтальный опрос

§2, вопросы

3

Политические режимы

1

Комбинированный урок. Урок обобщения и закрепления

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Фронтальный опрос

§3

4

Правовое государство

1

Урок изучения нового материала.

 Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Фронтальный опрос

§4

5

Гражданское общество и государство

1

Урок изучения нового материала

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Характеризовать основные понятия. Объяснить, почему важно знать, в чьих руках находиться власть в государстве. Доказывать свою точку зрения.

Фронтальный опрос

§5

6

Участие граждан в политической жизни

1

Урок изучения нового материала.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос

§6

7

Политические партии и движения.

1

Урок изучения нового материала.

Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России.

Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Опрос

П.7

8

Контрольная работа. 
Тема: «Политика»

1

Урок обобщения и закрепления

Проблемы политического развития современной России.

Знать основные положения темы . Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Решение проблемных заданий.

9

повторение темы «Политика»

1

Систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Контрольный тест

10

2 четверть

Политические партии и движения

1

Урок изучения нового материала.

Урок обобщения и закрепления.

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Классификация политических партий. Роль политических партий в жизни общества

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Составить таблицу «Политические партии»

§7, вопросы

11

Право, его роль в жизни общества и государства.

1

Урок изучения нового материала.

 Комбинированный

Урок.

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Знать:

- что мораль и право неразрывно связаны.

- что право связанно с юридическими законами и государством.

Составить схему «Виды юридической ответственности».

§8,9

12

Правоотношения и субъекты права

1

Урок изучения нового материала.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Тест

§9

13

Правоотношения и юридическая ответственность

1

Комбинированный

урок.

Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Составить таблицу «Преступления»  

§10

14

Правоохранительные органы

Комбинированный

урок.

Государственные правоохранительные органы: функции, цели и задачи.

Знать основные функции, цели и задачи.

Тестовый контроль

§11,

15

Контрольная работа за 2 четверть

Тестирование
Тема: «Право»

1

Урок обобщения и закрепления.

Систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Контрольный тест

16

Права и свободы человека и граждан.

1

Комбинированный

урок.


Понятие основ конституционного строя. Формы правления, государственного устройства.

Знать что конституция :

 - обладает высшей юридической силой.

- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина.

Работа над статьями конституции РФ.

§12, вопросы

17

3 четверть

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя.

1

Комбинированный

урок.

Конституция как основной закон государства. Признаки и особенности Конституции как основного закона страны

Конституционный строй. Основы государства. Основы статуса человека и гражданина. Основные принципы конституционного строя

Работа над статьями конституции РФ.

§13, вопросы

18

Права и свободы человека и гражданина.

1

Урок изучения нового материала.

Гражданин - человек, имеющий права. Конституция РФ. Конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Составить словарь темы.

§14-15

19

Гражданские правоотношения

1

Комбинированный

урок.

Имущественные отношения. Право собственности

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Составить словарь темы.

§16

20

Урок практикум

1

Комбинированный

урок.

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

21

Право на труд.

1

Урок изучения нового материала.

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения.

Знать :

- основные возникновения трудовых отношений;

- стороны трудовых отношений;

- рабочее время и время отдыха. Решать практические задачи.

Работа с трудовым кодексом.

§17, вопросы

22

Трудовые правоотношения

1

Урок изучения нового материала.

Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство

Знать: - стороны трудовых отношений;

- рабочее время и время отдыха. Решать практические задачи

Работа с трудовым кодексом.

Вопросы и задания

23

Семейные правоотношения

1

Комбинированный

урок.

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Работа с семейным кодексом

§18

24

Административные правоотношения

1

Комбинированный

урок.

Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Работа с документом

§19, , Задание №2, письменно.

25

Уголовно – правовые отношения

1

Комбинированный

урок.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления.

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с документом

§20

26

Тестирование по итогам 3 четверти.

контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся.

27

Преступление и наказание.

1

Комбинированный

урок

Уголовно-правовые отношения

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны.

Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Работа с документом

28

4 четверть

Правовая ответственность несовершеннолетних

1

Комбинированный

урок

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Знать основные положения урока.

Работа с документом

29

Социальные права

2

Комбинированный

урок.

Социальные права. Конституция РФ. Приватизация. Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Составить словарь темы.

§21, ,№4, письменно

30

Международно – правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

Комбинированный

урок.

Основные положения международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. I-IV Женевские конвенции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста. Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Работа с документами по предложенным заданиям.

§22

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

Комбинированный

урок.

Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование

Знать основные положения урока. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения и уметь его обосновывать.

Составить словарь темы.

§23

32

Реферат Тема: «Право»

1

Урок обобщения и закрепления.

Систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Знать основные положения темы. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Контрольный тест

Повторить §1-23

33

Повторение

1

Урок обобщения и закрепления.

Систематизация и контроль качества знаний учащихся.

Знать основные положения курса. Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Контрольный тест

34

Годовая оценка знаний

1

контроль

Систематизация и контроль качества знаний учащихся.

10.Приложение к программе.  

   

Критерии оценивания устного и письменного ответа:

    Отметку"5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...