Урок обществознания для 6 класса по теме "Домашнее хозяйство"
методическая разработка по обществознанию (6 класс)

Чебарева Ольга Валентиновна

Урок «Домашнее хозяйство», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 ч и является 4 уроком в разделе «Экономическая сфера общества».

Основная цель урока: познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими; дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету; развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения; способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни; прививать интерес к изучаемой теме, предмету.

В данной методической разработке используются сингапурские обучающие структуры, которые позволяют проектировать в учебном пространстве урока условия для формирования самостоятельности обучающихся, развития критического мышления, развития навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию технологии деятельностного подхода и в конечном итоге формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия.

Автор разработки надеется, что предложенные материалы помогут интересно и педагогически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в школе в условиях внедрения ФГОС ООО.

Методическая разработка предназначается для учителей обществознания и экономики, а также всем тем, кто интересуется устройством и принципами функционирования экономики с целью использования в учебно-воспитательном процессе.

В разработке представлены план-конспект урока; самоанализ урока; приложение, включающее мультимедийную презентацию к уроку; раздаточный материал для работы в группах и методические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Чистопольского муниципального района

Домашнее хозяйство

                                           

                                            ФИО автора: Чебарева Ольга Валентиновна

                                  Должность автора: учитель истории и обществознания

Чистополь, 2018

План

1. Аннотация

2.План-конспект урока

3. Самоанализ урока

4. Учебно-методическое обеспечение

5. Приложения:

    Мультимедийная презентация (Power Point)

    Методические рекомендации

    Раздаточный материал

Аннотация

Урок «Домашнее хозяйство», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 ч и является 4 уроком в разделе «Экономическая сфера общества».

Основная цель урока: познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими; дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету; развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения; способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни; прививать интерес к изучаемой теме, предмету.

В данной методической разработке используются сингапурские обучающие структуры, которые позволяют проектировать в учебном пространстве урока условия для формирования самостоятельности обучающихся, развития критического мышления, развития навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию технологии деятельностного подхода и в конечном итоге формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия.

Автор разработки надеется, что предложенные материалы помогут интересно и педагогически правильно организовать учебно-воспитательный процесс в школе в условиях внедрения ФГОС ООО. 

Методическая разработка предназначается для учителей обществознания и экономики, а также всем тем, кто интересуется устройством и принципами функционирования экономики с целью использования в учебно-воспитательном процессе.

В разработке представлены план-конспект урока; самоанализ урока; приложение, включающее мультимедийную презентацию к уроку; раздаточный материал для работы в группах и методические рекомендации.

План-конспект урока

Образовательная область: обществознание

Класс: 6

Форма урока: комбинированный.

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: Домашнее хозяйство.

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.
  2. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.
  3. Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье.
  4. Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость.
  5. Развивать умения работать в группе.
  6. Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
  7. Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.

Формируемые компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи.

Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Социально-трудовые: знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета.

Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал для ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, карточки для СОРТ КАРДС

Основные понятия и термины: домашнее хозяйство, семейный бюджет, доходы и расходы семьи, дефицитный бюджет, профицитный бюджет, сбалансированный бюджет.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

Используемые технологии:

  • информационные;
  • коммуникативные;
  • критического мышления;
  • рефлексивные;
  • сотрудничества.

Методы обучения: словесный (слово учителя); репродуктивный (беседа по иллюстрации); наглядно-иллюстративный (слайды презентации); исследовательский (творческие работы: задания учащихся на самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений); практический (анализ практической ситуации).

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель: Прозвенел звонок

                 Начинаем наш урок                             

                           Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

                      Только лишь оценку «5».

Молодцы. У нас всё готово к уроку? Сели все правильно, удобно.

II. Мотивационно-целевой этап

Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала.

Показ практической значимости и постановка учебной задачи.

Учитель: Несколько уроков назад мы начали изучение экономической сферы жизни общества.

Задание: Я предлагаю, вам посмотреть внимательно на экран: подумать и ответить на вопросы:

  • Что вы видите?
  • Что объединяет эти картинки?
  • Что вы думаете об этом?  (слайд 1).

Учащиеся рассматривают раздражитель (картинки) и описывают свои наблюдения в деталях.

Учащиеся размышляют/приводят толкование того, что они видят, и делятся своими идеями с другими; формулируют тему урока (структура СИ-ФИНК-УАНДЭ).

«Домашнее хозяйство» и есть новая тема сегодняшнего урока. (слайд 2)

Задание: подумайте, и попытайтесь сформулировать цели нашего урока.

Учащиеся высказывают свои мысли и формулируют цели урока.

Учитель обобщает ответы учащихся:

Цель нашего урока – познакомиться с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими, рассмотреть понятие семейный бюджет и источниками его формирования, познакомиться с основными статьями доходов и расходов семьи.

Моя задача – дать вам первоначальные навыки планирования семейного бюджета, а также формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету. (слайд 3)

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

III. Работа по теме урока.

1. Домашнее хозяйство.

 Учитель: Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Семья является

  1. самой малой частью общества;
  2. каждая семья ведет свое домашнее хозяйство.

Что это слово обозначает?

Домашнее хозяйство - все имеющиеся ресурсы и собственность семьи.

Учащиеся обращаются к его определению на слайде (слайд 4) 

Работа с тетрадью: запись определения.

Как и для чего организуется это хозяйство?

На слайде по ходу ответов учащихся появляется схема. (слайд 5)  работа по схеме

Учитель: Таким образом, мы видим, что в собственности семьи могут находиться: квартира, дача, приусадебный участок, транспорт, мебель, одежда, бытовая техника, денежные средства, драгоценности и т.д.

Вопрос: что нужно для того, чтобы все это иметь?

Учащиеся отвечают: (деньги)

Задание группам:

Какой деятельностью может заниматься семья, чтобы заработать деньги?

Возьмите листы бумаги, поделенные на четыре части. Подумайте и запишите максимальное количество идей по теме на своей части листа.

Обменяйтесь своими идеями по очереди. Придя к консенсусу запишите эту идею в центральный квадрат. (слайд 6)

Учащиеся выполняют задание учителя в группах, используя структуру ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС.

 Затем озвучивают результат.

Обобщение учителя: Итак, семья может заниматься разными видами деятельности: бизнесом, быть собственником фирмы, работать на заводе, заниматься фермерством, иметь акции во владении магазином, химчисткой и заводом, предпринимательской деятельностью. (слайд 7)

Экономика означает бережливость, экономность, т.е. разумную трату средств, и не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья.

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (интерактивная презентация с героем из мультфильма)

2. Семейный бюджет.

Задание: посмотрите внимательно на слайд: что вы видите? Что вы об этом думаете? Кто изображен на картинке? (слайд 8)

Как вы думаете - кто такой эконом?

Работа по иллюстрации на слайде: ответы на поставленный вопрос.

Обобщение учителя: Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.

В словаре В. Даля читаем: «Скопидом – человек, который копит, строит дом, эконом, хороший, бережливый хозяин».

Благосостояние любого хозяйства, будь то огромное хозяйство страны или хозяйство семьи, зависит от правильного, рационального исполнения бюджета.

Если говорить о семейном бюджете, то бюджет - это денежный план семьи за определенный период времени (слайд 9).  Он состоит из двух статей.

Задание по группам: из каких двух статей состоит бюджет?

Чтобы выполнить данное задание вам необходимо взять конверт с карточками у себя на столе и разделить их на две категории, объяснив причины своего выбора.

Учащиеся выполняют задание используя СОРТ КАРДС: делят карточки на две категории и называют их, обосновывая свой выбор.

 Обобщение учителя: Итак, бюджет семьи – это доходы и расходы семьи за определенный период времени (неделю, месяц, год) (слайд 10)

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Расходы-затраты денежных средств в семье, бывают двух видов: обязательные и произвольные (на доске появляется схема). (слайд 11)

 Прежде всего, осуществляются обязательные расходы, которые нам необходимы для нормального существования и которые мы обязаны осуществить по закону.

Задание по группам: определите к какой группе расходов относятся предложенные примеры на карточках?

Учитель: Для этого возьмите карточки № 1; зачитывая свои ответы по кругу, все остальные ученики записывают на своих листках.

Учащиеся выполняют задание, используя структуру ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН.

Обобщение учителя: Итак, проверяем выполнение задания (слайд 12)

Учитель: Бюджет может иметь три вариантах:

Расходы < доходов  – профицит бюджета; или избыточный, т.е. после покупок у семьи останутся средства
расходы = доходам  – бюджет сбалансированный;
Расходы > доходов  - дефицит  бюджета (слайд 13)

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Учитель: Я предлагаю вам взять карточки №2. Вам предложены ситуации. Определите, пожалуйста, какой вид бюджета будет в данной семье. Если он окажется дефицитным, назовите ресурсы семьи, при помощи которых можно пополнить семейный бюджет.

На выполнение работы вам отводится 2 минуты, отвечать предстоит одному представителю от группы.

Учащиеся работают в группах.

Ответы от каждой группы.

V. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: а сейчас я предлагаю вам закончить предложения (ПОПС-формула): 1. «Я считаю, что домашнее хозяйство …» (позиция)

2. «Потому что…» (объяснение)

3. «Я могу доказать это на примере…» (пример)

4. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…(суждение) (слайд14)

Формулировка вывода

Итак, каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Семьи имеют семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов. (слайд 15)

Понравилась ли вам такая форма урока?

Что нового вы узнали?

Пригодится ли вам это в жизни?

Домашнее задание.

Параграф 10 читать, термины учить.

Мальчикам: Как ваша семья связана с экономической жизнью страны? Приведите примеры.

Девочкам: Перечислите, какие главные правила необходимо соблюдать, чтобы хозяйство семьи было успешным? (слайд 16)

Выставление оценок. (слайд 17)

Планирование семейного бюджета – дело сложное. Хочу пожелать вам, чтобы ваш семейный бюджет был сбалансированным или профицитным! Спасибо вам за работу на уроке!

Учебно-методическое обеспечение.

1.  Обществознание. 6 класс. Поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова. Иванова Л.Ф.  – М.: Просвещение, 2015

2. Интегрированный урок по теме «Семейный бюджет. Основы проектирования». Авторы Кашина И.В., Коржова Е.А. http://festival.1september.ru/articles/532759/ .

3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию к УМК Л.Н.Боголюбова. 6 класс. – М.:ВАКО, 2015

Самоанализ урока.

Тема урока: «Домашнее хозяйство»

Дети в классе по уровню развития разные, поэтому при работе я учитывала возможности каждого ученика.

Данный урок 4 в разделе «Экономическая сфера общества». В это раздел вошли темы, раскрывающие роль и значение экономики в современном обществе, дающие первоначальные ознакомительные сведения о мире экономики.

Тема урока: Домашнее хозяйство.

Форма урока: комбинированный.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «семейный бюджет» и источники его формирования.

2. Познакомить учащихся с основными статьями доходов и расходов семьи.

3. Дать первоначальные навыки планирования семейного бюджета; выявить с учащимися резервы экономии в семье.

4. Формировать бережное отношение к семейному и личному бюджету, предприимчивость.

5. Развивать умения работать в группе.

6. Развивать умение видеть проблему и намечать пути ее решения.

7.Способствовать применению знаний экономической культуры в современной жизни.

Формируемые компетенции:

Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль в формировании, расходовании и экономии средств семейного бюджета; нести ответственность за нецелесообразное расходование средств как личного, так и семейного бюджета перед собой и членами семьи.

Общекультурные компетенции: уметь оценивать действия субъектов семьи с точки зрения экономической рациональности; предвидеть возможные последствия дефицитного бюджета; владеть культурой экономических знаний, культурой экономических взаимоотношений в семье.

Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; выявлять причины дефицитного бюджета; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией.

Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию.

Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.

Социально-трудовые: знать основные статьи доходов и расходов как личного бюджета, так и семейного; знать резервы экономии средств; владеть способами планирования личного и семейного бюджета; уметь использовать ресурсы семьи для пополнения бюджета.

В ходе урока применялись следующие методы обучения:

1. Словесный (слово учителя)

2. Репродуктивный (беседа по иллюстрации)

3. Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации)

4. Исследовательский (творческие работы: задания учащихся на

    самостоятельное обобщение на основе собственных практических наблюдений)

5. Практический (анализ практической ситуации)

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

  • информационные;
  • коммуникативные;
  • критического мышления;
  • рефлексивные;
  • сотрудничества.

Рассмотрим реализацию задач на различных этапах урока.

В начале урока, шло формирование способности учащихся полноценно воспринимать и осознанно усваивать новый материал решение предметных задач, поставленных на урок. Рассматривая визуальный раздражитель (картинки) учащиеся думали, размышляли, приводили толкование того, что видят, делились своими идеями с другими (структура си-финк-уандэ). Таким образом, у ребят развивается умение извлекать необходимую информацию из увиденного  и делать самостоятельные выводы (познавательные УУД), дети учатся  контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по  (регулятивные УУД)

 Положительная результативность данной работы видна в правильной постановке учащимися темы урока и цели.

Основной этап урока по своей структуре делится на 2 стадии.

  1. На первой стадии – при изучении вопроса о домашнем хозяйстве, в результате фронтальной беседы по конструктивным вопросам – Что такое домашнее хозяйство? - способствующим углубленному пониманию материала, установлению взаимосвязей между понятиями и толкованиями, а также активизации мышления учеников, ребята проявили активность. Из 16 человек, присутствующих, 14 подняли руку, желая высказать своё предположение, т. к. это работа где не страшно ошибиться и ребята смело высказывают своё мнение. На данном этапе реализовывались личностные, предметные и метапредметные задачи.

Также учащиеся, работая по структуре плейсмэт консенсус, записывая свои идеи и производя обмен ими между собой, пришли к совместному выводу о разных видах деятельности, осуществляемой семьей, т.е. использовался прием технологии критического мышления. Данный прием способствует лучшему пониманию материала, путем генерирования идей и принятия командного решения т.е. решались предметная задача и формировались познавательные и коммуникативные УУД.

  1. На второй стадии – при рассмотрении вопроса о семейном бюджете и его составляющих, использовалась групповая работа (две структуры сингапурской методики сорт кардс и ол райт раунд робин). Она помогает каждому ребёнку участвовать в работе, слушать и слышать других, учит договариваться, распределять роли, представлять работу своей группы, слушать и понимать речь других, учит самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания, т. е. формирует коммуникативные УУД.

Результативность: на данном этапе дети активно включались в диалог (более 50% детей), ученики не боялись высказывать свои мысли, делиться своими выводами. Я считаю, что на данном этапе все задачи, поставленные мною, полностью реализовались.

На стадии первичного закрепления изученного – были предложены карточки для проведения практической работы для того чтобы обнаружить и устранить пробелы по изучаемому материалу.

Безошибочное выполнение данного задания, позволяет сделать вывод о владении первоначальными навыками планирования семейного бюджета.

На заключительном этапе урока на стадии рефлексии   для обобщения работы я задала вопросы, ответив на которые ребята не только продемонстрировали мне понимание изученного материала, но и свои чувства и эмоции, которые в свою очередь показали, что предметная задача поставленная на урок успешно выполнена.

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому.

 Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ребенка, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Активность, расположенность к творческой деятельности, желание познания – такая психологическая атмосфера царила на уроке. Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

Считаю, что цели и задачи урока реализованы. Урок состоялся.

Приложение 2

Методические рекомендации

В целях реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан  2010-2015гг «Килэчэк» («Будущее») в нашей республике запущен новый проект «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан». Этот проект разрабатывался совместно с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited, которая предложила в качестве основы свою программу «Преобразование обучения в 21 веке». 

Образование в Сингапуре понимается не как у нас, в России – академическим достижением, оценками, успеваемостью в теоретических дисциплинах, аттестатами, дипломами. Образование в Сингапуре подразумевает гармоничное воспитание человека – совокупность его нравственного, интеллектуального, физического, социального и эстетического развития. Именно поэтому сингапурская система образования уделяет большое внимание развитию творческого мышления, лидерских качеств, навыков решения учебных и жизненных задач. Такая система делает преподавание более эффективным, поощряет гибкость, инициативу и творчество в школах. Кооперативный метод обучения, который используется в школах Сингапура, основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т.д..

Отработанные и систематизированные педагогами Сингапура методы и приемы, которые они называют обучающими структурами, дают возможность реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся.  Сами сингапурцы не скрывают, что в основе их образовательной системы лежат лучшие достижения мировой педагогической науки, в том числе и идеи советского ученого Л.С.Выготского, опыт педагогов – новаторов 60-80-х годов двадцатого века.

Основная инновационная идея программы «Преобразование обучения в 21 веке» - это проектирование в учебном пространстве урока условий для формирования самостоятельности обучающихся, развития критического мышления, развития навыков эффективного сотрудничества со сверстниками и учителем. Образовательные структуры, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию технологии деятельностного подхода и в конечном итоге формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия.

Образовательные структуры, предложенные сингапурскими педагогами, позволяют учитывать возрастные психологические особенности учащихся, т.е. интеллектуальные, эмоциональные, психические возможности и темп умственной деятельности детей на каждой возрастной ступени. Это продуманная система методов, которые можно использовать на каждом уроке по любой учебной дисциплине.

Работа по «сингапурской технологии» начинается с правильной рассадки учащихся: за одним столом (сдвоенными ученическими партами) сидят 4 ученика: те обучающиеся, что сидят рядом, называются «партнерами по плечу», а те, что сидят напротив – «партнерами по лицу». Такая рассадка дает учащимся возможность видеть друг друга, а не спины одноклассников, работать в паре, работать в группе. Пары и группы – не постоянные, у учителя есть возможность рассадить учащихся в зависимости от целей, которых он хочет добиться на данном уроке.

Умение вести диалог, предлагать свои идеи, умение взаимодействовать предусматривается в каждой обучающей структуре.  Каждая обучающая структура предполагает ясный, четкий инструктаж по выполнению заданий, а точная постановка учебных вопросов позволяют добиться исчерпывающих ответов. Постоянная работа по обучению детей формулировать вопросы не только репродуктивные, но и конструктивные, фасилитирующие (чего, к сожалению, еще не умеют делать наши учащиеся), помогает развивать регулятивные УУД. Обучающие структуры, позволяющие развивать коммуникативные универсальные действия, - это ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, СОРТ КАРДС и  ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin).

ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС – учитель задает тему, ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа, ученики по очереди обмениваются своими идеями, если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат, идеи записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.

СОРТ КАРДС – учитель задает тему(проблему), ученики генерируют идеи на отдельных листочках бумаги, используя методы мозгового штурма, учитель определяет количество категорий, в командах ученики сортируют карточки в зависимости от категорий и объясняют причины своего выбора.

ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (All Write Round Robin) «все пишут раунд робин» - обучающая структура, в которой учащиеся по одному зачитывают свои ответы по кругу, а остальные записывают новые идеи на свои листках.

На первый взгляд, обучающие структуры, предложенные сингапурским педагогами, очень сложны и непонятны, но для тех учителей, кто знаком с технологией развития критического мышления через чтение и письмо, будет приятно узнать знакомые методы и приемы. Структура СИ–ФИНК-УАНДЭ, в которой учитель представляет визуальный раздражитель (картинка, график), ученики рассматривают и описывают свои наблюдения в деталях, ученики размышляют/ приводят толкование, того, что они видят, и делятся своими идеями с другими, напоминает упражнение, часто используемое на стадии вызова ТРКМЧП. 

Обучающие структуры, где ученик взаимодействует с учеником, создают безопасную и благоприятную для мозговой деятельности среду, а там, где происходит взаимодействие ученика и учебного материала, после обработки материала есть возможность установить связи, порефлексировать. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

В данной методической разработке использованы сингапурские обучающие структуры, которые, как один из вариантов организации деятельности обучающихся, позволяют обеспечить реализацию положенного в основу ФГОС деятельностного подхода, результатом которого призваны стать универсальные учебные действия.

Приложение 3

Раздаточный материал

Карточки для СОРТ КАРДС.

Заработная плата членов семьи

Процентные выплаты по денежным вкладам

Доходы от предпринимательской деятельности

Пособия на детей

Питание

Одежда

Квартплата

Транспорт

Налоги

Покупка дорогостоящих вещей

Доходы от собственности (сдача в аренду квартиры, земельного участка)

Пенсии, стипендии

Карточка №1 для ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН.

1

Питание

2

Драгоценности

3

Налоги

4

Бытовая техника

5

Квартплата

6

Проезд на транспорте

7

Дорогостоящие предметы

8

Транспортное средство

9

Одежда

10

Туристические путевки

Карточка № 2 для закрепления.

Семья Петровых состоит из 5 человек – бабушка, дедушка, папа, мама и внучка 5 лет.

Бабушка с дедушкой – пенсионеры и их общая сумма пенсии составляет 10 тысяч рублей; папа работает водителем, его заработок – 8 тысяч рублей; мама – швея, ее заработок – 5 тысяч рублей.

Общая сумма дохода этой семьи – 23 тысячи рублей.

В ноябре семья израсходовала на питание – 11 тысяч рублей, коммунальные услуги – 5 тысяч, на оплату детского сада – 1 тысячу, на покупку обуви – 6 тысяч.

Общая сумма расходов составляет – 23 тысячи рублей.

Определите вид бюджета семьи Петровых.

Карточка № 2

Семья Ивановых состоит из трех человек (мама, папа и сын-школьник).

Глава семьи – Иван Петрович работает учителем в школе и получает зарплату 20 тысяч рублей. Мама – Татьяна Ивановна работает библиотекарем в районной библиотеке, ее заработок составляет – 8 тысяч рублей.

Месячные доход семьи составил – 28 тысяч рублей.

Определите вид бюджета семьи Ивановых, если их расходы в ноябре состояли из следующих: выплата кредита – 5 тысяч, оплата коммунальных услуг – 3 тысячи, расходы на продукты питания – 10 тысяч; питание в школе – 1 тысяча, расходы на бензин – 2 тысячи, услуги мобильной связи – 500 рублей, покупка подарка бабушке на юбилей – 3 тысячи, приобретение зимних ботинок сыну – Коле за 2 тысячи рублей.

Общая сумма расходов составила – 26500 рублей.

Карточка № 2

Семья Сидоровых неполная и состоит из мамы - Веры Ивановны и сына Миши, ученика 6 класса.

Доход их семьи составляет: 8200 рублей и состоит из зарплаты мамы – 6 тысяч рублей, алиментов – 2 тысячи рублей и детского пособия – 200 рублей.

В ноябре семья Сидоровых израсходовала 5 тысяч на питание, 2 тысячи на коммунальные услуги, 4 тысячи – на покупку зимней куртке Мише и зимних сапог Вере Ивановне.

Общая сумма расходов составила – 11 тысяч рублей.

Определите вид бюджета этой семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что вы видите? Что объединяет эти картинки? Что вы думаете об этом?

Слайд 2

Домашнее хозяйство

Слайд 3

Цель урока: п ознакомиться с понятием «домашнее хозяйство» и его составляющими

Слайд 4

Домашнее хозяйство- все имеющиеся ресурсы и собственность семьи

Слайд 5

Цель домашнего хозяйства – удовлетворение потребностей домочадцев Организует быт Осуществляет домашнее питание Распределяет время на труд и отдых Приобретает товары и услуги Мини-экономика семьи Все ресурсы семьи Собственность: квартира; приусадебный участок; дача; транспорт; мебель; одежда и т.д.

Слайд 6

Обсудите, какой деятельностью может заниматься семья, чтобы заработать деньги? ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС

Слайд 7

Итак, семья может заниматься: 1. Предпринимательской деятельностью. 2. Бизнесом. 3. Быть собственником фирмы. 4. Иметь свою долю акций во владении магазином, химчисткой и заводом. 5. Члены семьи часто составляют ядро фермерского хозяйства. 6. Заниматься частным извозом на личном транспорте. 7. Иметь личное подсобное хозяйство по выращиванию овощей, фруктов, цветов, домашних животных и т.д.

Слайд 8

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения «СКОПИДОМ – человек , который копит, строит дом, эконом, хороший, бережливый хозяин» В.ДАль

Слайд 9

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – ЭТО ДЕНЕЖНЫЙ ПЛАН СЕМЬИ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ (НЕДЕЛЮ, МЕСЯЦ,ГОД) Задание по группам: ИЗ КАКИХ ДВУХ СТАТЕЙ СОСТОИТ БЮДЖЕТ? СОРТ КАРДС Распределите карточки на две категории В каждой категории может быть разное количество карточек

Слайд 10

СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ – ЭТО ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ (НЕДЕЛЮ, МЕСЯЦ, ГОД) ДОХОДЫ РАСХОДЫ Заработная плата членов семьи Питание Доходы от предпринимательской деятельности Одежда Доходы от собственности (сдача в аренду квартиры, земельного участка Квартплата Процентные выплаты по денежным вкладам Транспорт Пенсии, стипендии, Покупка дорогостоящих вещей (бытовой техники, транспорта, путёвок) Пособия на детей Налоги

Слайд 11

Задание по группам: Определите: к какой группе расходов относятся предложенные примеры на карточках ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН

Слайд 12

Виды расходов: Обязательные расходы Произвольные расходы На питание На одежду На квартплату На транспорт Налоги На приобретение дорогостоящих предметов; бытовая техника, транспортное средство, туристические путевки драгоценности

Слайд 13

Если : Расходы < доходов – профицит бюджета; расходы = доходам – бюджет сбалансированный ; Расходы > доходов - дефицит бюджета

Слайд 14

З акончите предложения: 1 . «Я считаю, что домашнее хозяйство …» (позиция) 2. «Потому что…» (объяснение) 3. «Я могу доказать это на примере…» (пример) 4. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…(суждение)

Слайд 15

Итак, каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Семьи имеют семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов. Подведение итогов занятия

Слайд 16

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 10 читать, термины учить. Мальчикам: Как ваша семья связана с экономической жизнью страны?, приведите примеры. Девочкам : Перечислите, какие главные правила необходимо соблюдать, чтобы хозяйство семьи было успешным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9 классе "Коллективизация сельского хозяйства".

Презентация к уроку истории в 9 классе пожет учителям разнообразить урок,сделать его более занимательным....

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Хозяйство Центрально-Черноземного района"

Презентация содержит диаграммы, при анализе которых обучающиеся сделают вывод о том, хозяйство какого экономического района будет изучаться на данном уроке. Далее перечислины некоторые особенности эко...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Презентация по обществознанию 8 класс. Тема : "Мировое хозяйство и международная торговля"

Мировое хозяйство и международная торговля.Заполни таблицуВсемирный банк—международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам—Цели ...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...