программа внеурочной деятельности 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

  Мамаева Галина Юрьевна

программа внеурочной деятельности 5 класс обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Твои прав и обязанности»  5 класс   17ч.

Пояснительная записка

   Учебный курс «Твои права и обязанности» направлен на изучение международного и российского законодательства и судебной практики в  вопросах  правового регулирования прав ребенка и связью этих прав с повседневной  жизнью детей. Обучение школьников их правам является важной составляющей гражданского образования. Цивилизованный мир от признания прав человека  пришел к признанию прав ребенка  как естественной нормы  человеческого общежития

Тема курса актуальна, т.к. вопросы защиты прав ребенка в Российской Федерации постоянно выходят на первый план – мы часто слышим о нарушениях прав ребенка в семье, в школах,  в иностранных семьях, усыновивших российских детей.… Почему это происходит? Быть может, причина в незнании этих прав?  Но наивно полагать, что получение знаний о правах ребенка автоматически приведет к их полной реализации. Однако без этих знаний, без осознания их ценности, без сформированных установок на недопустимость нарушения прав ребенка общество не добьется своей цели – защитить ребенка. Курс призван познакомить школьников с их правами, с возможностью отстаивания этих прав на разных уровнях, а также школьники познакомятся с информацией о том, где они могут получить поддержку и помощь в случае нарушения их прав. Актуальность темы подтверждается вниманием к ней Российского государства  (политика в сфере защиты детей приобрела статус приоритетной) и мерами, предпринимаемыми государством в направлении повышения уровня жизни детей и их правовой защищённости.

Курс предлагается для преподавания в основной школе.

Рабочая программа курса конкретизирует содержание предметной  темы «Право» образовательного стандарта в курсе обществознания, предлагается 17 учебных  часов с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.  

В структуру курса входят практикумы. Они содержат комплекс заданий, упражнений, игр, способствующих развитию практических умений и навыков. Практикум позволяет школьникам лучше усвоить, систематизировать и закрепить пройденный материал, приобрести умения и практические навыки, обучиться способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. На эту работу учащихся отводится значительная часть  учебного времени. Как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

В ходе реализации курса используются различные формы организации учебного процесса: практическое занятие, решение задач, упражнения, защита проектов учащихся – все это направлено  на закрепление теоретических знаний.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

•        извлечение социальной информации из разнообразных, в первую очередь, правовых источников и ее осмысление;

•        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации по теме «права ребенка»;

•        формулирование собственных оценочных суждений о состоянии дел с правами ребенка в современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

•        наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

•        оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и жизненной рациональности;

•        участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по теме «права ребенка»;

•        конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

Цели:

        на основе изучения и анализа международных, государственных и региональных документов по правам ребенка создать у школьников теоретическую и практическую основу для отстаивания своих прав в современном обществе.

        развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политико-правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

         воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

         освоение системы знаний о правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

        овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

         формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

В достижении поставленной цели решаются следующие задачи:  

  1. Познакомить школьников с историей развития международного законодательства в области защиты прав ребенка;

2.  Дать понятие  прав ребенка в системе международного права;

3. Изучить законодательное закрепление личных, социальных, политических прав ребенка, а так же прав ребенка в условиях экстремальной ситуации;

4. Рассмотреть вопрос о реализации  норм  защиты прав ребенка в Российской Федерации, выявить проблемы в этой области и сконструировать пути их решения.

Нормативной основой УМК стали:    

•        Федеральный компонент государственного стандарта основного и полного (среднего) образования,

•        Всеобщая декларация прав человека,

•        Декларация прав ребенка,

•        Конвенция о правах ребенка, иные международные нормативно-правовые акты,

•        Конституция РФ,

•        Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иное федеральное законодательство РФ, законодательство субъектов РФ,

•         практика Европейского суда по правам человека, практика российских судов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:

В результате изучения курса ученик должен

  Знать/понимать

•        свое место и роль  в системе общественных отношений;

•        необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм,  гарантирующих защиту прав ребенка;

 Уметь:

•        характеризовать основные права ребенка, выделяя их существенные признаки;  

•        анализировать актуальную  информацию о правах ребенка, выявляя  ее суть и содержание;

 Объяснять:

•        причинно-следственные связи изучаемых  социальных объектов в области прав ребенка;

•        Раскрывать на примерах общественной жизни  изученные теоретические положения;

•        осуществлять  поиск социальной информации из различных источников; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по теме курса;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

•        оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм;

•        формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по проблемам в области прав ребенка;

•         подготовить устное выступление, творческую работу по проблематике в области прав ребенка;

•        применять обществоведческие знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным проблемам в области прав ребенка;

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        реализации и защиты прав человека и гражданина, прав ребенка, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

•        успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

•        совершенствования собственной познавательной деятельности;

•        критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

•        решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

•        ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

•        предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

•        оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                               

Содержание программы

Введение

Права человека

   Понятие «права человека». Классификация прав человека.  Всеобщая декларация прав человека. Ограничение прав человека. Права и обязанности. Личные (гражданские) права. Политические права. Экономические и социальные права. Права человека в России.

Права ребенка. Отличие прав ребенка от прав взрослых.

Формирование декларативных и конвенционных норм о правах ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция «О правах ребенка» ООН.

   Закрепление в российском законодательстве международных стандартов о правах ребенка. Законы, регулирующие права детей в России: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон об образовании, Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Права человека в школе. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса. Основные нарушения прав ребенка в школе. Возможности обеспечения прав человека в деятельности ОУ.

Права ребенка в семье. Семейное законодательство о правах ребенка. Право знать своих родителей. Право на заботу родителей. Право на воспитание своими родителями. Право выражать свое мнение. Право на фамилию, имя, отчество. Имущественные права.

Ребёнок и труд. Регулирование труда работников в возрасте до 18 лет. Правовая охрана труда несовершеннолетних

Защита прав ребенка. Институт Уполномоченного по защите прав ребёнка.

Ребенок и правоохранительные органы: прокуратура, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства.

Международная защита прав детей: Международная организация труда (МОТ); Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ);  Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);  Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ);  Фонд ООН по народонаселению; Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Тематическое планирование

Тема

количество часов

1

Введение

1

2-3

Права человека

2

4

Права ребенка

1

5-6

Декларация прав ребенка. Конвенция «О правах ребенка» ООН.

2

7-9

Законы, регулирующие права детей в России

3

10

Права человека в школе

1

11

Права ребенка в семье

1

12

Ребёнок и труд

1

13

Защита прав ребенка

1

14

Ребенок и правоохранительные органы

1

15

Международная защита прав детей

1

16-17

Итоговое повторение.   Защита проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...