Технологическая карта урока на тему: "Межличностные отношения"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Сопина Яна Александровна

Технологическая карта по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhlichnostnye_otnosheniya_6_klass.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

обществознание

Класс

6

Тема урока

Межличностные отношения

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цель

Способствовать  формированию начальных обществоведческих знаний, научить распознавать межличностные отношения в широком многообразии  других, расширить уже имеющиеся учащихся знания о позитивных и негативных чувствах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

После урока учащиеся смогут -дать определения понятиям «симпатия», «антипатия». Ответить на вопрос «В чем состоит особенность межличностных отношений?» Перечислить виды и стили межличностных отношений.

Познавательные: продолжить формирование умений ставить цели, способствовать дальнейшему развитию навыка работы с текстом учебника и иной информацией, совершенствовать умение видения проблемы конкретной темы, а также способов  ее решения.

Коммуникативные: продолжить овладевать нормами формального и неформального общения, развивать далее умение работать сообща, учитывая мнение всех членов группы.

Регулятивные: продолжить формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и коррекцию своих действий и высказываний.

Сохранять мотивацию к учебной деятельности; продолжать учить адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности, сформулировать и высказать свое мнение о значимости для человека различных видов межличностных отношений(особенно о дружбе).

Основные понятия, изучаемые на уроке

Межличностные отношения, симпатия, антипатия, стили общения, виды межличностных отношений.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Орг. момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие  учителя.

Самоконтроль  готовности к уроку.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Перед сообщением темы урока учитель предлагает учащимся   посмотреть на слайд 1 и ответить на вопросы:

 - Чем заняты люди? – Что их объединяет? – Как можно назвать эти отношения?

Устно отвечают на вопросы. Делают вывод, что между всеми людьми в зависимости от различных факторов могут зарождаться соответствующие (разнообразные) взаимоотношения.

3 этап.

Целеполагание

и планирование

 Формулирование темы урока:

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему урока.

Слайд 2 «Межличностные отношения»

Составление плана урока:

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Слайд 3

План урока:

  1. Что такое межличностные отношения?
  2. Чувства – основа межличностных отношений.
  3. Виды межличностных отношений.

Слайд 4

Проблема:

Может ли человек обойтись без межличностных отношений.

Формулируют  (с помощью учителя) тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

С помощью учителя составляют план урока, предлагают вопросы для плана.

- что такое межличностные отношения,

- особенности межличностных отношений;

- какие бывают межличностные отношения.

4 этап. Восприятие и осмысление обучающимися нового материала

  1. Что такое межличностные отношения?

- Назовите ассоциации со словом «отношение», или составьте предложение с этим словом.

- В основном, все эти высказывания указывают на определенную связь человека с окружающими людьми.

Слайд 5

ВыводМежличностные отношения начинаются с общения.

Слайд 6

Межличностные отношения – это взаимосвязь между людьми в процессе общения и совместной деятельности.

Вывод: Межличностные отношения носят обоюдный характер. Обычно эта особенность подчеркивается словом взаимо-.

- Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?

- Составьте слова, которые начинаются с взаимо. Например, взаимовыручка. Попробуйте продолжить …

- Все названные вами слова говорят об определенных отношениях между людьми и все они носят обоюдный характер.

  1. Чувства – основа межличностных отношений

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств.

- Что такое чувства? Приведите примеры чувств.

- Однако всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно разделить на две большие группы.

- Первую составляют те чувства, которые сближают людей, объединяют, вызывают положительное отношение; вторую – те чувства, затрудняют отношения, разъединяют людей, мешают их сотрудничеству.

- Чувства, которые условно могут быть отнесены к положительным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми.

Слайд 7

Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.

Антипатия – отношение, противоположное симпатии.

Работа в парах.

Задание впишите в первый столбик чувства, которые вызывают симпатию к человеку, во второй – антипатию.

чувства, которые вызывают симпатию

чувства, которые вызывают антипатию

Но не торопись с вынесением суждения: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли ты знаешь человека, чтобы так утверждать да еще сделать свое мнение достоянием других людей? Справедливо ли твое суждение? Все ли ты сделал, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?

Слайд 8

Понять другого  – важное условие межличностных отношений.

  1. Виды межличностных отношений.

Слайд 9

Таблица «Виды межличностных отношений».

Работа по учебнику (чтение с.52-53 виды межличностных отношений)

Обсуждение содержимого таблицы.

Слайд 10

На слайде приведены примеры межличностных отношений. Опираясь на таблицу «Виды межличностных отношений» (у каждого она распечатана), назовите каждый из этих видов.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече (знакомство).

2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями (приятельские отношения).

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу (товарищество).

4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь (дружба).

5. Наталья и Виктор решили пожениться (любовь)

Физкультминутка.

Учащиеся составляют предложения:

- У меня хорошие отношения с одноклассниками.

- У меня прекрасные отношения с родителями.

- Мне нравятся мои отношения с друзьями.

- У меня плохое отношение к уроку музыке.

- Отношения нашей страны с Америкой ухудшилось.

- На уроке математики я находила отношение шести к двум

Делают вывод.

Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся отвечают на вопрос. Составляют слова, которые начинаются с взаимо (взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие и т.д.).

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры чувств.

Симпатия: сближение, внутреннее расположение, привлекательность, готовность к сотрудничеству.

Антипатия: отдаление, неприязнь, нежелание сотрудничать.

Записывают в тетрадь.

Заполняют таблицу. Называют чувства.

Учащиеся соглашаются (не соглашаются) с учителем

Учащиеся называют виды

1. (знакомство).

2. (приятельские отношения).

3. (товарищество).

4. (дружба).

5. (любовь)

5 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

  1. Знакомство с притчей «О дружбе и любви» (Прил.1)

Беседа  по вопросам:

– Почему дружба так важна для людей?

– Кого ты можешь назвать настоящим другом?

– Какие качества важны в дружеских отношениях?

Сделайте вывод дружба - …

  1. Назовите литературных героев или героев мультфильмов кого можно назвать друзьями?

  1. Дружбу ценили во все времена. Недаром народ сложил много пословиц и поговорок. Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?

4. Самым важным в дружбе является умение внимательно слушать друг друга. Сейчас мы и выясним умеете ли вы внимательно слушать.

Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества. Каждый, по очереди, назовет свое имя и положительную черту своего характера, которая начинается на ту же букву, что и имя. Наша цель: Услышать друг друга! Даю пять секунд на размышление (ведет вслух отсчет времени).

5. Знакомство  с памяткой «Учимся взаимодействовать с окружающими» (учебник стр.58). Давайте выполним первые два правила: улыбнемся друг другу и скажем комплименты. Слайд 11.

6. Золотое правило нравственности кто знает?

7. Весы. Представьте себе весы, на одной чаше которых находится богатство, а на другой – дружба. Вам предоставляется возможность заполнить чаши, поставив на них гирьки. Условие: вы можете поставить только одну гирьку. Какой выбор вы сделаете? Почему?

Знакомятся с притчей, активно принимают участие  в ее обсуждении, высказывают собственное мнение.

Делают вывод: Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь. С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту.

Отвечают на вопрос (Кай и Герда, Буратино и Мальвина, дядя Федор и кот Матроскин, Чебурашка и Крокодил Гена).

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Учащиеся называют свое имя и свое достоинство на туже букву. 

Например: Б – бдительный, бережливый, бескорыстный.

В – вежливый, великодушный, веселый.

Учащиеся поворачиваются друг к другу, улыбаются и говорят комплименты.

Отвечают: Относись к человеку так, ка ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Учащиеся выходят к доске и заполняют чаши весов гирьками.

6 этап. Рефлексия и оценивание

Возвращение к основной проблеме урока. Слайд 12.

 Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Рефлексия. Слайд 13. Выберите предложение, которое выражает ваше мнение по усвоению нового материала.

Я все очень хорошо понял, мне было интересно

Мне все понятно, но  было не всегда интересно

Я не все понял, но мне было интересно

Я ничего не понял и на уроке скучал

Выставление оценок.

Отвечают.

8 этап. Домашнее задание

Выполнить №4, № 5на с. 57 (составить словесный портрет своего друга;  найти и принести стихи о дружбе и любви).

Приложение 1

                                               

                                              Притча о дружбе и любви

Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил:

– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.

Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

Виды межличностных отношений

Название

Характеристика

  1.    Знакомство

Все люди, которых знаешь

  1. Приятельство

Взаимная тяга, стремление к контакту

  1. Товарищество

Деловые связи, общая цель

  1. Дружба

Общие интересы, опора, доверие

  1. Любовь

Особые отношения двух людей

Виды межличностных отношений

Название

Характеристика

  1. Знакомство

Все люди, которых знаешь

  1. Приятельство

Взаимная тяга, стремление к контакту

  1. Товарищество

Деловые связи, общая цель

  1. Дружба

Общие интересы, опора, доверие

  1. Любовь

Особые отношения двух людей

Виды межличностных отношений

Название

Характеристика

  1. Знакомство

Все люди, которых знаешь

  1. Приятельство

Взаимная тяга, стремление к контакту

  1. Товарищество

Деловые связи, общая цель

  1. Дружба

Общие интересы, опора, доверие

  1. Любовь

Особые отношения двух людей

Виды межличностных отношений

Название

Характеристика

  1. Знакомство

Все люди, которых знаешь

  1. Приятельство

Взаимная тяга, стремление к контакту

  1. Товарищество

Деловые связи, общая цель

  1. Дружба

Общие интересы, опора, доверие

  1. Любовь

Особые отношения двух людей

        

Работа в парах.

Задание впишите в первый столбик чувства, которые вызывают

симпатию к человеку, во второй – антипатию.

чувства, которые вызывают симпатию

чувства, которые вызывают антипатию

Работа в парах.

Задание впишите в первый столбик чувства, которые вызывают

симпатию к человеку, во второй – антипатию.

чувства, которые вызывают симпатию

чувства, которые вызывают антипатию

Работа в парах.

Задание впишите в первый столбик чувства, которые вызывают

симпатию к человеку, во второй – антипатию.

чувства, которые вызывают симпатию

чувства, которые вызывают антипатию

Приведен  пример межличностных отношений.

Опираясь на таблицу «Виды межличностных отношений», назовите вид.

  1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

Приведен  пример межличностных отношений.

Опираясь на таблицу «Виды межличностных отношений», назовите вид.

  1. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.

Приведен  пример межличностных отношений.

Опираясь на таблицу «Виды межличностных отношений», назовите вид.

  1. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу

Приведен  пример межличностных отношений.

Опираясь на таблицу «Виды межличностных отношений», назовите вид.

  1. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.

Приведен  пример межличностных отношений.

Опираясь на таблицу «Виды межличностных отношений», назовите вид.

5. Наталья и Виктор решили пожениться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания в 6 классе на тему "Межличностные отношения"

Данный урок представлен в виде технологнической карты и построен в соответствии с требованиями ФГОС. В обязательном порядке в самом начале данного документа прописаны так называемые планируемые образо...

Технологическая карта урока математики в 6 классе "Отношения и пропорции"

Итоговый урок по теме "Отношения и пропорции" входе которого учащиеся открывают понятие "Золотое сечение"...

Технологическая карта урока "Отношение "Входит в состав"

Технологическая карта урока информатики в 6 классе...

Технологическая карта урока "Сравнение понятий. Отношения противоположности"

Тип урока  урок развития уменийЗадачи - развитие умения устанавливать отношения противоположности между понятиями, развитие способности к самооцениванию...

Технологическая карта урока математики по теме "Отношения чисел"

Технологическая карта урока математики в 6 классе по учебнику Никольского....

Технологическая карта урока по теме "Имущественные отношения"

Урок обществознания 10 класс по теме "Имущественные отношения" Учебник Обществознание 10 класс .Л.Н. Боголюбова М. "Просвещение"  Урок построен на основании системно- деятельн...