Технологическая карта урока математики по теме "Отношения чисел"
материал по математике (6 класс) по теме

Федорова Наталья Геннадьевна

Технологическая карта урока математики в 6 классе по учебнику Никольского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnosheniya_chisel.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  математики в 6 классе

Тема: Отношения чисел.

Тип урока: урок открытия нового  знания.

Цель:

1) ознакомление учащихся с новым понятием «Отношение двух чисел»;

2) создание условия для закрепления решения задач по теме «Отношения»;

3) развивать речь, логическое мышление, организовать самостоятельность.

Задачи урока:

  1. Личностные: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи.
  2. Метапредметные: развивать умение понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  3. Предметные: развивать понятие отношения; выведение  правила  отношения чисел; формировать умение  приводить примеры.

Этапы урока.

Ход урока

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

- Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!»

 А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»                          

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:                                                                                

Я хороший,                                                                                                                        Я всё знаю,                                                                                                                          Я всё умею,                                                                                                                                     Я буду стараться,                                                                                                              У меня всё получится.

Личностные:

 -самоопределение, регулятивные:

-волевая саморегуляция

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

_- Чему мы с вами научились в 5 классе?

Умеем выполнять все действия с натуральными числами, обыкновенными дробями.

-Сколько арифметических действий вы знаете?

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из действий.

Я загадала это действие, а вы попробуйте его угадать.

  1. Подсказка Это действие можно заменить другим действием (деление).
  2. Ответьте на вопросы:
  • Какое это действие?
  • Назовите компоненты этого действия.
  • Как можно его записать, не используя арифметических знаков?
  • Каким действием можно его заменит?
  • Какие числа называются взаимно обратными?
  • Как называется результат деления?

  1. Вычисли устно:

а) 0:5,  0:, 4:1;   1:;    12: ;   12:                                   

б) Найти  от 15;    от 16                

в) Чему равно произведение дробей 3/5 и 5/3?                            

г) Чему равно отношение чисел 20 к 4?             

Познавательные:

-умение структурировать знания

-использование знаково-символических средств

-смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

-достаточно точное  и полное выражение  своих мыслей, учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

-фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

3.Выявление места и причины затруднений.

 

Итак, перед нами возникла проблема!                                          

-Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

-Ребята, скажите, как вы понимаете слово «отношение», где оно встречается в жизни? (Высказывания учащихся: дипломатические отношения,  международные отношения, деловые отношения, отношения между людьми, дружеские отношения)

Вывод: т.е. отношения, возникающие при общении между кем-нибудь.

Но так как у нас урок математики, то мы будем говорить с вами об отношениях в математике.

Что может являться связью в математике и между чем оно возникает? Вернемся к нашему примеру.

Итак,  вывод:  мы будем говорить о взаимосвязи между числами.    

Проблема:   Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

Кто попробует сформулировать тему урока?

Итак, тема нашего урока «Отношения двух чисел»

Запишите число и тему нашего урока.                                            

Познавательные:

-анализ, сравнение, постановка и формулировка проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные:

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

-выражение своих мыслей,

аргументация

-учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4.Построение проекта выхода из ситуации затруднения.

-Какова же цель нашего урока? Какие задачи сегодня нужно рассмотреть?

(Что такое отношение, где встречается,  научится решать задачи по данной теме, практическое применение)

Я буду очень рада, если к концу урока мы сможем ответить, хотя бы на ряд вопросов. Это и будет целью нашего урока.

Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

Вывод: в математике отношение записывают при помощи знака деления или дробной черты, например 17:2 или 17/2.                              

Как можно найти отношение чисел 20 и 4?

Надо 20:4 =5 или =5

- Дайте полное определение, что называют отношением двух чисел?

(Отношение чисел a и b  - частное двух не равных нулю чисел a и b)

- Что показывает это отношение? 20:4 =5 или =5

- Что показывает это отношение? 1:3 =

Свойство отношения : Отношение не изменится, если его члены умножить или разделить на одно и тоже число, не равное нулю.

Познавательные:

-умение структурировать знания

-использование знаково-символических средств

-смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Коммуникативные:

-на основе выбранного метода выдвинуть  и обосновать гипотезу; учет разных мнений учащихся

Регулятивные:

-применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

5.Реализация построенного проекта

(Работа с учебником) стр.7 № 3 (устно)

- По образцу прочтите,  используя термин «отношения»:

7:2;   ; 1:5;                                                                            

Физкультминутка  

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске  и сборе информации, умение выражать свои мысли

Познавательные: построение логической цепи  рассуждений, обоснование

Регулятивные:

-познавательная инициатива

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. -Открыли учебники и еще раз прочитайте правило (расскажите друг другу).
  2. Решить № 5, № 6 (а, в), № 7 (а, б, в), № 9 (д, е, ж)

3) В цветочный магазин привезли 180 гвоздик. Из них 60 гвоздик белые, а остальные красные.  Найдите

  - отношение количества белых гвоздик к количеству красных. __1/2________

  - отношение количества красных гвоздик к количеству белых ____2______

  - отношение количества красных гвоздик к общему количеству гвоздик ___2/3_____

  - отношение общего количества гвоздик к количеству белых _____3_______

Что означают эти числа для данной задачи?

     - белые гвоздики составляют половину красных

     - красных в два раза больше, чем белых

    - красные составляют 2/3 от числа всех цветов

    - белых в три раза меньше чем всех цветов

   

Познавательный:

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.

Регулятивные:

контроль, коррекция

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-А сейчас каждый проверит себя, насколько он понял,  что такое отношение двух чисел:

В букете 7 роз, 6 гвоздик, 5 ромашек.  Найти отношение:

  1. Количество роз к количеству ромашек.
  2. Количество ромашек к количеству гвоздик.
  3. Количество роз к общему количеству цветов в букете.
  4. Количество гвоздик к общему количеству цветов.
  5. Ромашек к сумме роз и гвоздик.

Регулятивные:

-самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале,

-самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив

Познавательные:

-анализ, синтез, использование общих правил

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Оцените своего одноклассника словесно. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

-если вы хорошо усвоили тему урока, то поднимите зеленую карту;

-если остались непонятными какие-то моменты, то поднимите желтую сигнальную карту;

-если вообще не усвоили тему, то поднимите красную сигнальную карту.

 Вы талантливые дети, так как самостоятельно определили тему урока, делали выводы, отстаивали свое мнение.

Я рада, что все этапы цели нами достигнуты. Спасибо за урок.

Домашнее задание:

п.1.1(1 часть), № 4, № 6(б, г), № 7 (г, д, е), № 9 (а, б, в)

Познавательные

-рефлексия способ и условий действия

-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

-адекватное понимание причин успеха или неуспеха,

-внутренняя позиция ученика

Коммуникативные:

- аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества