Статья
учебно-методический материал по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему

Дебаты как образовательная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-2.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

            Руководитель Клуба «Дебаты» в ГБОУ  № 631 Приморского района Пиранашвили Натэла Владимировна, учитель истории, обществознания; кандидат педагогических наук; «Отличник народного просвещения»;

« Слово есть поступок»   (Из опыта работы)

         Опыт, который ребята приобретают, участвуя в проекте Дебаты, чрезвычайно важен. Навыки критического и логического мышления, навык в организации своей мысли и  стиль публичного выступления, умение видеть и анализировать явления в их противоречивой целостности – это то, что развивают и культивируют Дебаты.

        Занятия в Клубе носят регулярный и систематический характер. Это и  еженедельные рабочие встречи (изучение теории, знакомство с механизмами, алгоритмами, модулями образовательного формата Дебаты, тренинги и т.д.) и участие в товарищеских встречах с командами других школ. Число участников  не является фиксированным;  на занятиях, которые проходят отдельно для 9 – 11 классов, 6 – 8 классов занимаются от 8 до 15 человек, но естественной является и ротация, поскольку в школе периодически проводятся «показательные» игры для пропаганды и привлечения новых членов. «Новенькие», приобщаясь к Дебатам, работают таймкиперами на играх. Таким образом, в работе Клуба в течение всего года участвует не менее 30 человек из разных классов и параллелей.

         При подготовке к Играм используются самые разнообразные методы и способы, главными из которых являются: сбор информации, мозговой штурм, составление кейсов, формулирование аргументов и контраргументов, поиски ответов на  возможные вопросы оппонентов. При формировании команд, распределении спикерских ролей важно учитывать не только образовательный уровень и дебатерский опыт, но и психологическую совместимость игроков, особенности их характера.

        Данная образовательная технология может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности, учителями разных предметов и  классными руководителями. Тематическим полем Дебатов могут быть любые значимые для общества или лично для учащихся темы, главное, чтобы сама игра проходила на должном уровне и была интересна участникам и зрителям.            

       Темы, которые дебатировалась на Чемпионате несколько лет назад, но очень хорошо вписываются для Дебатов на уроках истории: «Монголо-татарское иго было благом для русской нации»; «Революция 1917 года способствовала прогрессу России»; «Обучение истории в школе опасно для развития человека и общества». .  

      «Мы живем сегодня лучше, чем жили наши бабушки и дедушки» - тема товарищеской встречи команд 10-х классов.

 Сторона Утверждения вводит А) определение: «бабушки и дедушки» - молодые люди, жившие в 60 – 70 годы, во времена Советского Союза, плановой экономики и жесткой политической системы; Б) критерий: качество жизни!   В) Аргументы:

  • Конституция РФ, ст.№2, «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…»;

Сегодня эти свободы закреплены законодательно и реализуются в российском обществе;

  • Материальный достаток, позволяющий работающему человеку обеспечить достойную жизнь своей семье;
  • Возможности получения качественного образования (ср. с политизированным, идеологизированным образованием времен СССР); Свобода выбора места, страны получения образования; большая мотивация в условиях конкуренции;
  • Более качественное здравоохранение, свобода выбора лечебного заведения, врача – специалиста; качественные материалы, современные технологии и т.д.

Аргументы стороны Отрицания:

  • Бесплатное образование, здравоохранение,
  • Равный доступ к общественным благам,
  • Социальная защищенность и уверенность в завтрашнем дне,
  • Уровень  преступности -  ниже, безопасность граждан – выше,
  • Внешняя политика – нас больше уважали, может быть, боялись, но не пытались унижать и игнорировать как сегодня.

В качестве тренировочных тем используем сыгранные на чемпионатах и турнирах.

      И, если темы Чемпионатов «спускаются сверху», то темы тренировочных игр, товарищеских встреч определяют сами ребята. Например, «Ремень – лучшее педагогическое средство».  Сторона Утверждения доказывала, что в процессе воспитания детей без наказания (ремень, как метафора наказания силой) не обойтись. Страх перед наказанием может уберечь детей от действительно очень плохих поступков или ситуаций, угрожающих их жизни и здоровью. Спикеры команды Отрицания были не менее убедительными, доказывая, что главное в семье – это доверие, понимание и психологический климат. Воспитывает не ремень, а ЛЮБОВЬ!  

      Могут быть и «заказные» игры. По просьбе учителя биологии, для учащихся 10- х классов в актовом зале игралась тема: «Эта палата запретит аборты на всех стадиях беременности»

      Команда Утверждения настаивала на абсолютной ценности самой жизни; предупреждала об опасностях и негативных последствиях рокового решения, защищала интересы российского общества и государства; Команда Отрицания защищала право выбора; напоминала о проблемах  неблагополучных семей, незавидной доли брошенных детей и растущих социальных проблемах.

      «ЭП запретит жестокие виды спорта», тема, которая заинтересует учителя физической культуры и ОБЖ. Сторона Утверждения в качестве критерия выдвигает тезис:  сохранение физического и психического здоровья людей. Под жестокостью понимается  целенаправленное нанесение вреда здоровью и жизни, увечий, травм, в том числе, психических;

    Были предложены следующие Аргументы: страдают и сами спортсмены, а, в случае  травм, летального исхода, родственники, близкие;  Легализация и пропаганда насилия,  поощрение культа силы; Вместе с тем, для развития физического здоровья, ловкости, силы и бойцовских качеств, существуют альтернативные виды спорта;  Существование  нелегальных тотализаторов  также не способствует нравственному климату в  обществе. Сторона Отрицания оппонирует: насилие, жестокость, ненависть в обществе существуют не из-за жестоких видов спорта; их причины в социально – экономических и политических явлениях; Спорт – дело добровольное (в отличие от, например, гладиаторских боев).  Защищаем свободу выбора спортсменом занятия, цели в жизни (слава, деньги, признание, формирование качеств лидера, бойца). Напоминаем о том, что   любой вид спорта травматичен и,  никто не застрахован от  болезни, нападения «лихих» людей, падений на улице и т.д.

        А можно просто отдохнуть и поговорить о…сказках на уроках литературы в тех классах, которые только начинают играть:   «Эта палата считает, что взрослым сказки не нужны», « Со мною без зайца дружить нельзя», «Зимой всем скучно» и т.д. (Предварительно читаем сказки С.Козлова, С.Писахова )

         Участие в Дебатах помогает работе и в других проектах (например, «Модели ООН»), при подготовке к написанию экзаменационных эссе, сочинений. Но дебатёры учатся не только работать с аудиторией, корректно и аргументировано спорить с оппонентами, главное, понимать и брать ответственность за сказанное слово.

                 Удачи  всем в многотрудном  деле  интеллектуального спора!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....