Представление педагогического опыта
материал

Зотова Елена Анатольевна

Представлен педагогический опыт по проблеме «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках обществознания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_opyt.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Зотовой Елены Анатольевны,

учителя обществознания

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

 городского округа Саранск

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

В. Г. Белинский

Курс «Обществознание» в общеобразовательной школе имеет важное значение для успешной социализации обучающихся.

В процессе изучения обществознания важно создавать условия получения знаний для полноценного выполнения выпускником типичных для молодёжи социальных ролей. Обучающийся должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют, в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознания» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Размышления над этими проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными суждениями была выдвинута следующая тема моего исследования «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках обществознания». 

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования  ускорение темпов развития общества. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Мы должны готовить учеников к жизни, поэтому нужно воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Данная концепция присутствует в государственном образовательном Стандарте второго поколения.

Учитывая сказанное выше, я считаю, что тема моего исследования  «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках обществознания» достаточно актуальна.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Становление моего педагогического опыта осуществлялось и продолжает осуществляться на занятиях по обществознанию с обучающимися МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» городского округа Саранск.

Переход к новым образовательным стандартам подразумевает вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения данных задач является формирование ключевых компетенций обучающихся.

Успешное решение поставленных задач требует от учителя:

- во-первых, такого построения урока, который мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создавать условия, способствующие наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний и применения их в конкретных жизненных ситуациях.

3. Теоретическая база опыта

В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

А. В. Хуторской, основываясь на главных целях образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе, выделяет следующие группы ключевых компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности; от них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Названные компетенции связаны с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственными основами жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологическими основами семейных, социальных, общечеловеческих явлений и традиций; ролью науки и религии в жизни человека. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы деятельности логической, методологической и общеучебной. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. Эти компетенции предполагают навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу.

5. Коммуникативные компетенции. Данные компетенции включают знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

6. Социально-трудовые компетенции. Это компетенции, связанные с выполнением роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента и т.д.; с правами и обязанностями в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования. Эти компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

В целом, большинство авторов сходятся во мнении, что компетентностью нельзя «владеть»  это не сумма чего-то, что можно освоить как, например, сумму знаний, умений и навыков. Но компетентность может формироваться (в процессе освоения того или иного вида деятельности) и может проявляться в том, насколько успешной будет у человека эта освоенная им деятельность. Возникает вопрос, как помочь ребенку стать потенциально компетентным в любом виде деятельности, с которым его может столкнуть жизнь. Вот тут-то и может идти речь о так называемых ключевых компетенциях как об особых способностях, которые и позволяют человеку максимально эффективно становиться компетентным в тех или иных областях деятельности.

Таким образом, на первое место в общем образовании выходит задача сформировать у выпускника некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности. Что это за особый ресурс и как его сформировать  это и есть главная проблема «компетентностного подхода».

Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих учителю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого в модельной среде.

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются специалистами. Разрабатываются формы реализации компетентностной модели образования, стандарты нового поколения (А. Г. Асмолов, В. А. Болотов, Е. Н. Бондаревская, А. Н. Дахин, Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспржак, А. М. Кондаков, В. В. Сериков); решаются проблемы отбора содержания, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов с позиций компетентностного подхода (Д. А. Иванов, Г. С. Ковалева, В. В. Краевский, В. В. Лебедев, О. Е. Лебедев, К. Г. Митрофанов, А. А. Пинский, И. Д. Фрумин, С. Е. Шишов); рассматриваются с различных позиций структура и типология ключевых компетенций, технологии их проектирования (И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Г. К. Селевко А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков); большое внимание уделяется изучению зарубежного опыта, проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в отечественном образовании, месту компетентностного подхода среди других подходов (А. Л. Андреев, А. Г. Бермус, В. А. Болотов, В. В. Гузеев, В. К. Загвоздкин, Б. Д. Эльконин).

Стандарт второго поколения основан на системно-деятельностном подходе. Такой подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков  к определению цели как формированию умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

4. Ведущая педагогическая идея

Постоянное в определенной системе формирование ключевых компетенций на уроках обществознания может обеспечить достаточно высокое качество усвоения предмета. В связи с этим моя педагогическая идея сводится к необходимости систематического применения в той или иной форме способов действий для анализа социальных явлений. Я считаю, учителю необходимо правильно организовать учебный процесс, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Я считаю, что учителю так же необходимо создать условия для развития творческих способностей, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Непременно на уроках обществознания нужно предлагать обучающимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и аргументировано, искать и извлекать нужную информацию по заданной теме, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. То есть, необходимо развивать аналитические и творческие способности обучающихся.

Человека нельзя научить, развить, воспитать, он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться. Роль же учителя – мотивировать ученика, помочь ему совершенствовать свои знания. Наша задача, не просто пройти программу, а научить детей мыслить, понимать изучаемый материал, уметь применять знания, полученные на уроках. Для учителя важно, чтобы ученик избежал формального подхода при изучении предмета и сохранил интерес к нему.

Этой идеей обусловлено: 

 создание в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности;

 применение новых информационных технологий;

 внеурочная деятельность;

 участие в олимпиадах, конкурсах;

 практическая деятельность;

Одним их эффективных методов формирования компетенций учащихся считаю использование практических методов. Обращение на уроке к решению задач, отражающих типичные социальные ситуации, причинно-следственный анализ конкретных примеров объясняется тем, что это стимулирует учащихся к активному участию в уроке их личной заинтересованности, возможности соотнести полученные теоретические знания с реальной жизнью.

5. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

 Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

Создание мотивации к изучению обществознания невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми и перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные достижения.

 Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании обществознания является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Я на уроках часто работаю с презентациями, с интерактивной доской. Они удобны и для учителя, и для учеников. Обучающиеся защищают свои работы, включают картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. Так же применяю проектные формы работы.

Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к изучению различных сфер жизни общества, воображение, творческое мышление, самостоятельность.

 Внеурочная деятельность

В школе ведётся курс по выбору для обучающихся 8 класса «Духовная культура», который направлен на углубление и расширение знаний обучающихся в духовной сфере общества, а также на формирование духовной культуры личности школьников.

Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Кроме этого, во внеурочной деятельности отсутствует страх «плохой» отметки, что помогает обучающимся более свободно и творчески решать учебные задачи. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

 Участие в  олимпиадах, конкурсах

Участие обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде по обществознанию.

Ежегодное участие в олимпиаде на школьном этапе учащихся 6-11 классов. По результатам победители принимают участие в муниципальном этапе.

В 2015 г. Минликаева Ольга (8 класс) стала призёром муниципального этапа.

Участие в олимпиаде по предпринимательству «БизнесStart»

2016-2017 гг. В школе проводится олимпиада по предпринимательству «БизнесStart». Команда-победитель принимала участие в данной олимпиаде на муниципальном уровне.

Участие в квест-игре «Знатоки избирательного права».

2018-2019 гг. Команда обучающихся 9-11 классов приняла участие в квест-игре по избирательному праву, которая проводилась на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11». Конкурс проводился Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия.

В школе в течении трёх лет проводится квест-игра, посвящённая Дню Конституции РФ, в которой принимают участие школьники 6-11 классов.

Участие в олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Олимпиады мотивируют обучающихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся русским языком.

 Практическая деятельность.

Практическая деятельность является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Данный вид работы позволяет учащимся формулировать свою точку зрения, приводить аргументы в её защиту. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Ещё одним видом практической деятельности является поиск и анализ актуальной информации в сети Интернет, обсуждение наиболее интересных событий в стране и мире, составление таблиц и схем с опорой на текст учебника.

Методы обучения применяю различные:

  • Объяснительно-иллюстративный, чтобы привлечь внимание обучающихся, заинтересовать. На уроках изучения нового материала систематически использую создание презентаций как своих, так и учеников.
  • В среднем звене основным является частично-поисковый метод: комментирование текста, составление опорных схем и таблиц.
  • В старших классах применяю исследовательские методы: самостоятельное изучение дополнительного материала, его интерпретация; изучение нескольких источников для поиска общих положений; доклады, рефераты, дискуссии, социально-значимые проекты.

6. Анализ результативности.

Использование разных способов стимулирования обучающихся к изучению обществознания отличный помощник для учителя. Результатом является:

- активность обучающихся на уроках и во внеклассных мероприятиях;

- повышена мотивация к предмету;

- участие в олимпиадах и конкурсах;

- участие в предметных неделях и декадах.

Успеваемость и качества знаний в динамике по годам следующие:

класс

2013/2014

2014/2015

2015/2016

2016/2017

2017/2018

Успева-емость %

Качест-во

%

Успева-емость %

Качест-во

%

Успева-емость %

Качест-во

%

Успева-емость %

Качест-во

%

Успева-емость %

Качест-во

%

5

-

-

-

-

100

77

100

78

100

71,4

6

100

80

100

66,6

100

66,6

100

61

100

66,7

7

91

54,5

100

80

100

58

100

54

100

69,2

8

100

69

100

54,5

100

70

100

41,6

100

50

9

100

56

100

53,8

100

60

100

70

100

58,3

10

100

66,6

100

100

100

71,4

100

83

100

83,3

11

100

60

100

66,6

100

100

100

85

100

100

Итоги административных контрольных работ по обществознанию:

класс

2015/2016

2016/2017

2017/2018

Успева-емость %

Качест-во

%

Успева-емость %

Качест-во

%

Успева-емость %

Качест-во

%

5

100

35

55,5

33,3

75

50

6

100

55,5

91

54,5

87,5

75

7

100

25

83,3

50

92,3

53,8

8

100

80

63,6

27,2

83,3

33,3

9

100

55,5

100

77,7

91,6

50

10

100

100

100

60

100

100

11

100

66,6

80

60

100

80

Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся в форме ЕГЭ и ОГЭ следующие:

Год

11 класс

9 класс

Количество участников

Средний балл по школе

Кол-во участников

Качество знаний %

Средний балл

2014

9

55

2015

4

51,6

2016

3

52

10

40

3

2017

6

50

10

20

3

2018

5

52,4

11

45,4

3,5

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

- непрерывный рост объема знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;

- единые требования к изучению обществознания и разный уровень учебных возможностей школьников;

8. Адресные рекомендации по использованию опыта

Основные формы и приёмы работы с обучающимися представлены в выступлениях на педагогических советах школы, на заседаниях предметного МО, делюсь опытом, провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, делюсь накопленными материалами.

9. Наглядное приложение.

Конспекты открытых уроков, исследовательские работы учащихся, педагогический опыт, представлены на Интернет-портале

Сайт: 

http://ziksar.schoolrm.ru/sveden/employees/10819/286946/

https://nsportal.ru/zotovaea

http://proshkolu.ru/user/zotovaea/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...