Ташкент был хлебным городом
статья по обществознанию (10 класс) на тему

Глазунов Александр Николаевич

Статья посвящена проблеме толерантности среди народодов бывшего СССР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tashkent_byl_hlebnymgorodom.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТАШКЕНТ БЫЛ ХЛЕБНЫМГОРОДОМ

О толерантности и не только

Прошлое - лучший пророк будущего. Эти слова, сказанные английским поэтом Джоржем Байроном, как нельзя лучше отражают сегодняшнюю эпоху в нашей стране, эпоху построения капитализма, и не с человеческим лицом, как того хотели молодые реформаторы 20 лет назад, а капитализма с американским звериным оскалом. Девиз этого капитализма - деньги любой ценой. Прочь такие понятия, как милосердие, порядочность, братство, взаимопомощь и взаимовыручка, всё затмил блеск золотого тельца, всё на продажу: честь, достоинство, патриотизм.

Выросло целое поколение людей, не имеющих представления об этих понятиях. Из школьных учебников потихоньку убираются или преподносятся вскользь факты пролетарского интернационализма, когда вся страна приходила на помощь людям в трудную минуту и не важно где это было - в Средней Азии, на Кавказе или в Поволжье.

Недавно опять в новостях транслировали сюжет про мигрантов. Показали очередной подвал, где они живут в нечеловеческих условиях, и стройку, где работают за гроши. Каждый раз, когда смотрю эти сюжеты, мне становится очень обидно за этих несчастных людей. Всем понятно, что не от хорошей жизни они покинули родной кров, уехали на заработки в далёкую Россию. Мигранты готовы браться за любую мало- мальски оплачиваемую работу, потому что у себя на родине они и этого не имеют. Не зная языка, они едут сюда в надежде заработать для своей семьи хоть какие-то средства к существованию. Разве

они виноваты в том, что сегодня, в некогда обеспеченных республиках Средней Азии для них нет работы и нечем кормить семьи. Ни один нормальный отец не может спокойно смотреть в голодные глаза своих детей. Мы пережили девяностые годы относительно благополучно. Но в нашей истории были и другие времена, более тяжёлые...

Голодные двадцатые и тридцатые годы. .Тех, кто их пережил, уже нет, но мы -то, их внуки, ещё живы и не должны забывать о тяжелых временах. Я всегда буду помнить рассказы моей бабушки Плаксиной Натальи Ивановны о событиях 1933 года. Жили они тогда в селе Сёстры Большечерниговского района. Дедушка Плаксин Николай Кузьмич был в работниках у своего зажиточного племянника. Работал в основном за крышу да за хлеб, чтоб семью прокормить. Семья по тем временам была не очень большая, трое детей, но один за другим. И вот он, голодный 1933 год. Дедушка грузит семью на подводу и едет в Самару на железнодорожный вокзал. Как сумели сесть на поезд, честно говоря, не знаю. Много людей бежали тогда из Самары. И они уехали. В Ташкент, в хлебный город. Ехали долго. Дети семи, пяти и трёх лет постоянно хотели есть, и на каждой станции дед пытался выменять что-нибудь из вещей на хлеб или купить что-нибудь из еды. Не всегда это удавалось. И тогда бабушка поила детей кипятком и уговаривала потерпеть до следующей станции, мол там-то уж обязательно что-нибудь купим.

 

На одной из станций, называлась она Кызыл- Орда, случилось чудо - дедушка принес аж пять буханок хлеба. Увидев такое богатство, бабушка тут же начала его уговаривать остаться здесь - хлеб есть, зачем куда-то ехать. Ещё неизвестно, что там будет.

Я пытался найти в Интернете хоть какую-нибудь информацию о том, кто и как занимался размещением таких беженцев, но безуспешно. В открытом доступе никаких сведений нет, и можно только предположить, что этим занимались партийные и советские органы. Но факт остаётся фактом. По приезду в Ташкент их направили в посёлок Кибрай. Дедушку устроили в местную пожарную команду, бабушку - поваром в детский сад. Детей тоже определили: маму в школу, а её братьев в детский сад и ясли. Дали жильё. Соседи, узбеки, первыми протянули руку помощи. Несли им, русским, кто что мог - посуду, постельные принадлежности, детскую одежду.

Бабушка вспоминала, как они, не зная языка, общались поначалу друг с другом только жестами. Потихоньку она начала понимать язык, а потом и разговаривать с узбеками. Они стали хорошими соседями. Жизнь налаживалась, голод вспоминали, как кошмарный сон.

В такие минуты я спрашиваю себя, разве виноваты были люди и мой дедушка в том числе, что бежали в Узбекистан от страшного голода, где их всех приняли, хотя и самим не очень сладко жилось в тридцатых годах. Но ведь никого не оттолкнули. Бабушка всегда с большой благодарностью вспоминала то время и людей, оказавших им помощь в трудную минуту. Мигрантов, работающих в России подсобными рабочими на стройках, дворниками в городах, называют гастарбайтерами. Я никого не собираюсь учить, но мне хочется спросить тех российских работодателей, которые используют их как дешевую рабочую силу, как те будут вспоминать жизнь в спартанских условиях, работу за гроши и, рассказывая об этом своим детям, будут ли при этом высказывать слова благодарности?  Понятно,ч то среди приехавших честно трудиться есть те, кто не в ладах с законом и бежал от правосудия, те, кто не хочет и не умеет работать. Но такие люди есть и среди нас, и с ними нужно поступать по закону. Не потому, что он узбек, таджик или киргиз, а потому, что нарушил закон и должен отвечать за свои поступки. Но остальные-то приехали работать, чтобы помочь семьям, а работать по большому счёту есть где. Просто нужно относиться друг к другу по-человечески, и не забывать историю. О том, что историю нельзя забывать, а тем более искажать, говорил и Президент России В.В. Путин на совещании по выроботке единой концепции нового учебника истории России. А того, кто забудет или будет переписывать её в угоду себе, ждёт такая же участь, как наших братьев-славян в Украине. Но это уже совсем другая история...

А. Глазунов, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Хворостянка, почётный работник общего образования РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения по повести А.С. Неверова "Ташкент - город хлебный"

Урок внеклассного чтения в рамках регионального компонента Ульяновской области. Считаю прочтение и анализ повести А.С. Неверова "Ташкент - город хлебный" важным этапом в формировании личности школьник...

Внеклассное мероприятие в музее «Хлебные культуры нашего края»

Мероприятие проходит в школьном природно-этнографическом музее, где дети знакомятся с местными хлебными культурами, с технологией их обработки....

Хлебное дерево

презентация по географии и биологии 7 класса...

Хлебный колосок

Сценарий познавательно-игрового  занятия-инсценировки с элементами фольклора для детей дошкольного возраста, посвящённое хлебу....

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

«А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный». Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира»

Цель данного урока: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Основные задачи: пробудить интерес к литературе, открыть новое имя писателя А.С. Неверова, ра...

Ташкент был хлебным городом

Статья посвящена проблеме  толерантности между народами бывшего СССР. В частности об отношении к жителям среднеазиатских республик прибывающих на зароботки в Россию....