Рабочая программа по предмету: обществознание 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Дмитриева Ольга Григорьевна

Пояснительная записка

 

 

1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 9 класса разработана на основании авторской программы учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов Л.Н. Боголюбова, А.И.Матвеева, Е.И.Жильцовой. Обществознание. 9 класс, Москва, Просвещение, 2016.
  • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

 

2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • создание условий для социализации личности;
  • формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
  • формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
  • содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

В соответствии со стандартом образования изучение обще­ствознания направлено на развитие личности, ее познаватель­ных интересов, критического мышления, способности к самооп­ределению и самореализации, на освоение необходимых для со­циальной адаптации знаний об обществе, государстве и овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных от­ношений.

Изучение обществознания в 9 классе в курсе общего образования направлено на достижение следующих задач:

  •  формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретения опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • развитие личности, ее духовно-нравственной, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении законов и порядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию. Анализировать полученные знания;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

 

 

 

 

3. Место курса в учебном плане.

            На предмет «Обществознание» в 9 классе учебным планом предусмотрено 34 учебных часа в год, 1 час в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9a_kl.rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДЕНА»

                                                                                                                            Приказом главного  врача

                                                                                                                     СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк»

                                                                                                                   №118-ш  от «30» августа 2018г.  

                                                                                                                     _____________А.А.Фалинский

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения

«Восстановительный центр детской ортопед        ии и травматологии «Огонёк»

Рабочая программа                                                                                                     по предмету: обществознание                                                                                         9а класс                                                      

 

УМК: Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И. Жильцова. Обществознание.

9 класс, Москва, Просвещение, 2017.

Учитель: Дмитриева Ольга Григорьевна

     Квалификационная категория: первая

Санкт-Петербург

2018г.

Пояснительная записка

1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897.
  • Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 9 класса разработана на основании авторской программы учебного курса для обучающихся общеобразовательных школ авторов Л.Н. Боголюбова, А.И.Матвеева, Е.И.Жильцовой. Обществознание. 9 класс, Москва, Просвещение, 2016.
  • Образовательная программа основного общего образования СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк».

2. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • создание условий для социализации личности;
  • формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
  • формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
  • содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

В соответствии со стандартом образования изучение обществознания направлено на развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления, способности к самоопределению и самореализации, на освоение необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве и овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, на формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Изучение обществознания в 9 классе в курсе общего образования направлено на достижение следующих задач:

  •  формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретения опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • развитие личности, ее духовно-нравственной, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении законов и порядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение системы знаний об экономической деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию. Анализировать полученные знания;
  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.

3. Место курса в учебном плане.

            На предмет «Обществознание» в 9 классе учебным планом предусмотрено 34 учебных часа в год, 1 час в неделю.

4. УМК.

Курс «Обществознание» включает обучение на основе учебников:

  • Л.Н. Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И. Жильцова. Обществознание. 9 класс, Москва, Просвещение, 2017
  • Л.Н.Боголюбов. Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 9класс. Москва, Просвещение, 2016;
  • О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, Москва, Просвещение, 2017.
  • О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. Москва, Просвещение, 2017
  • Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2016.
  • Т.В. Коваль. Обществознание. Тестовые задания. 9 класс. Москва, Просвещение, 2016.
  • Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, А.Ю. Лазебникова. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. Москва, Просвещение, 2016.
  • Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва, Просвещение, 2014.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

    В результате изучения обществознания в основной школе ученик должен знать и уметь:

  • Выделять главную мысль, составлять план;
  • описывать изучаемый предмет,
  • сравнивать социальные объекты или источники;
  • знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их,
  • знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;
  •  объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;
  • характеризовать (описывать) основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества;  социальные конфликты; семью как малую группу; виды органов государства; социальные нормы; гражданские права; свобода; закон; армия; патриотизм; милиция; презумпция; нормативно – правовые акты; бизнес; реклама; семейный бюджет; экономика.

6. Информация об организационных формах урока:

Используемые технологии:

  • проблемное обучение,
  • технология проектов;
  • личностно - ориентированная,
  • ИКТ.

При реализации рабочей программы используются:

  • традиционные формы уроков,
  • инновационные технологии и методики преподавания предмета:
  • Урок-практикум
  • Урок-презентация
  • Модульное обучение
  • Работа в группах
  • Проектная деятельность учащихся
  • Элементы исследовательской деятельности
  • Урок-зачет

7. Средства диагностики  степени достижений учащихся:

  • Терминологические диктанты
  • Тестирование (обучающее, контрольное, итоговое)
  • Контрольные работы,
  • ДКР в формате ОГЭ
  • практические работы с текстом
  • итоговая контрольная работа в конце года.

Содержание курса

Введение (1ч)

Глава 1. Политика и социальное управление (12ч)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Глава 2. Право (19ч)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания.

Повторение (2 часа)


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем, разделов, модулей

Количество часов

Введение.

1

Политика.

12

Право.

19

Повторение/ резерв

2

Итого:

34 часа

Приложение

к рабочей программе по предмету

 «Обществознание» для 9а класса

Календарно-тематическое планирование на 2018-2019 учебный год

№ урока

Дата проведения

Раздел. Тема урока

Виды и форма урока.

Контроль знаний

Планируемые результаты обучения

Дата план

Дата факт

1.

05.09

05.09

Введение

2

12.09

12.09

Политика и власть.

Знать        

Особенности политики; роль политики в жизни общества.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

3

19.09

19.09

Государство.

Знать

История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

4

26.09

26.09

Государство

История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

5

03.10

03.10

Политические режимы

Знать

Виды  и особенности политических  режимов

Уметь

Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

6

10.10

10.10

Политические режимы

Знать

Виды  и особенности политических  режимов

Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

7

17.10

17.10

Правовое государство

Уметь

Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти»  Признаки правового гос-ва

Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

8

24.10

24.10

Правовое государство

Уметь

Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти»  Признаки правового гос-ва

Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

9

07.11

07.11

Гражданское общество и государство

Знать

Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление

Знать

Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества.

Условия  формирования  гражданского государства.  Составить таблицу «Этапы формирования гражданского общества»,

10

14.11

14.11

Участие граждан в политической жизни

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

11

21.11

21.11

Политические партии и движения

Знать, что такое

Общественно-политические движения;

Политические партии, различия партий и движений

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

12

28.11

28.11

Политические партии и движения

Практическая работа

Знать понятия

Общественно-политические движения;

Политические партии, различия партий и движений

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

13

05.12

05.12

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика»

Контрольная работа

Уметь анализировать, систематизировать, отвечать на вопросы.

14

12.12

12.12

Право, его роль в жизни общества и государства

Знать

понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права

Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать  естественное право. Аргументировать свою точку зрения

15

19.12

19.12

Правоотношения и субъекты права

Репродуктивный уровень: 

Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений

Продуктивный уровень

Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

16

26.12

26.12

Правоотношения и субъекты права

17

16.01

16.01

Правонарушения и юридическая ответственность

Знать

Признаки  и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

18

23.01

23.01

Правоохранительные органы

Знать

Структура правоохранительных органов; принципы правосудия

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

19

30.01

30.01

Конституция РФ

Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация  прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания

20

06.02

06.02

Конституция РФ

Практическая работа

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

21

13.02

13.02

Права и свободы человека и гражданина

Знать

Права человека, история развития прав человека; общечеловеческие правовые документы; права ребенка

Юридические гарантии и система защиты прав человека

22

20.02

20.02

Права и свободы человека и гражданина

Знать основные понятия по теме

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

23

27.02

27.02

Гражданские правоотношения

Знать

Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя

Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

24

06.03

06.03

Гражданские правоотношения

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

25

13.03

13.03

Право на труд. Трудовые правоотношения

Знать

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.

26

20.03

20.03

Право на труд. Трудовые правоотношения

Практическая работа

Решать  практические   задачи  по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом)

27

03.04

03.04

Семейные правоотношения

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы  счастливого детства. Права и обязанности супругов.  Имущественные отношения супругов

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

28

10.04

10.04

Административные правоотношения

Знать

Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

29

17.04

17.04

Уголовно-правовые отношения

Знать

Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних

Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные  ситуационные  задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ.

30

24.04

24.04

Социальные права

Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять  свою точку  зрения

31

08.05

08.05

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права.  Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания  и функции  ООН.

 Особенности и  значение международного права

32

15.05

15.05

Повторительно-обобщающий  урок по теме «право»

 Итоговое повторение

Итоговое тестирование

33

22.05

22.05

Итоговое повторение

34

Итоговое повторение

ИТОГО:     34 часа        

Лист  корректировки календарно - тематического планирования

Предмет: обществознание

Класс      9а

Учитель  О.Г.Дмитриева

                                                                                    2018-2019 учебный год

№ урока

Дата по

основному ктп

Даты

проведения

Тема урока

Количество

часов

Причины

 корректировки

Способ

 корректировки

По плану

Дано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Обществознание 6 класс на основе авторской программы А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой

Рабочая  программа по обществознанию  для  6  класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российс...

Рабочая программа по предмету «Обществознание» для 5 класса по учебно-методическому комплексу под редакцией Боголюбова Л.Н.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когд...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9 класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для 5 - 9  класса, базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11 класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»» для 10 - 11  класса. базовый уровень, МО учителей истории и обществознания...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа по предмету «Обществознание. 5 класс» на основе УМК Боголюбова Л.Н., учитель обществознания Косырева О.А.

Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС и Методическим письмом Министерства образования Челябинской области, 2017 год...