Проблема одиночества
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Герасименко Любовь Александровна

Конспект урока "Проблема одиночества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_odinochestva.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Проблема одиночества

(обществознание, 7 класс)

Цель урока: выяснить, что представляет собой проблема одиночества, и какими способами можно эту проблему решить.

Оборудование: презентация, учебник, фильм,

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Я предлагаю наш урок сегодня начать с рукопожатий. Давайте встанем в круг. Необходимо поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя ребятами одновременно. При этом отпускать одну руку можно только тогда, когда найдёшь того, кто тоже готов поздороваться. Таким образом, руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача: поздороваться, таким образом, со всеми участниками группы (во время упражнения не должно быть разговоров).

После выполнения задания учитель предлагает ребятам занять свои места за партами.

II. Переход к изучению новой темы.

Учитель: Итак, прежде всего я хочу обратить ваше внимание на слайд (см. слайд №1).

Какие ассоциации у вас возникают?

Возможно, вы сможете назвать те чувства, которые испытывают эти люди?

(одиночество, обида, непонимание, злоба, нервозность, отсутствие любви)

Слайд №2. Тема урока.

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдёт о проблеме, с которой сталкивается в своей жизни практически каждый человек – это проблема одиночества.

Мы выясним, что представляет собой одиночество, и каким способом можно выйти из этого состояния.

(Записываем в тетрадях число и тему урока)

III. Изучение новой темы

План

1. Что такое одиночество.

2. Просмотр отрывка фильма «Чучело».

3. Подростковая депрессия.

4. Тренинг «Подарок».

5. Притчи.

6. Высказывания.

1. Учитель: Для начала я предлагаю вам сделать в тетрадях кластер «Одиночество» (см. слайд №3). Выполните это задание самостоятельно. Если кто-то будет затрудняться, обратитесь за помощью к учебнику (стр.148-149)

Ребята высказываются, учитель показывает слайд №3 (сравниваем ответы).

Учитель: Как вы считаете, кто чувствует себя одиноким чаще всего?

Задание: комментированное чтение «Интересных фактов», стр.150 учебника.

Учитель: Скажите, а вы когда-нибудь чувствовали себя одинокими? И с чем это было связано?

2. Учитель: Сейчас я хочу показать вам отрывок художественного фильма «Чучело», который был снят почти 30 лет назад, но те проблемы, которые в нём подняты остаются актуальными и сегодня. После просмотра, я попрошу вас высказаться:

Какие мысли, ощущения у вас возникли?

Какие выводы мы можем сделать?

(после просмотра фильма, ребята отвечают на поставленные вопросы)

3. Учитель: Ребята, есть такое понятие, как подростковая депрессия. Если подросток на протяжении нескольких недель находится в устойчиво тоскливом (или раздражительном, плаксивом) настроении, постоянно недоволен собой, упорно не хочет общаться, перестал радоваться тому, что всегда доставляло ему удовольствие, потерял способность нормально спать, есть- это скорее всего депрессия.

Чем может быть вызвана подростковая депрессия?

(неразделённая любовь, непонимание друзей, конфликты дома или в школе)

Учитель: Каким способом можно побороть депрессию?

(ответы детей)

См. слайд №4.

  • Надо научиться ценить и наслаждаться тем, что имеешь.
  • Перестань неустанно думать о проблемах, отдаваясь

            простым радостям сегодняшнего дня. Счастье – оно реально. Оно там, где мы

            сейчас. Это природа, наши близкие и друзья.    

  • Почаще улыбайся.
  • Носи жизнеутверждающую одежду и помни: чёрное – не носить.
  • Занимайся спортом.
  • Сон. Его, как и настроение, нужно беречь и охранять.
  • Оптимистичные книги, фильмы, музыка.
  • Питание. Уже одно слово «еда» должно вселять оптимизм.
  • Домашние животные – особо эффективное ударное средство. Эти создания

            наделяют жизнь особым смыслом, любовью, воспитывают ответственность,  

            занимают твои мысли.

  • Трудотерапия.

4. Учитель: Сейчас мы будем делать подарок друг другу, каждый по очереди, средствами пантомимы изображая какой-либо предмет, и передавать его своему соседу справа.

(если у ребят будут возникать затруднения, можно воспользоваться слайдом №5)

Учитель: Я тоже приготовила вам подарок – это домашнее задание.

Параграф 21, практикум (письменно)

       5. Слайд №6,7. (беседа с классом)

Притча 1.

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

     – Мама, что это за птицы? – спросил он.

     – Наши друзья, – ответила орлица сыну.     – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

    Удовлетворённый маминым разъяснением, орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

     – Ай-ай, они украли у нас еду!

     – Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

     Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Учитель: Каков смысл данной притчи?

Притча 2.

В одном небольшом посёлке жила обыкновенная женщина. Правда, у неё не было детей, не было мужа, не было родственников. Но женщина была очень добрым и отзывчивым человеком. К ней многие приходили за советом, поддержкой. Всех она встречала добрым, ласковым словом.

     И вот однажды к ней пришла соседка, у которой была большая семья: муж, много детей, внуков. Но женщина была печальна.

    - Мне так одиноко, – сказала она. – Дети выросли, у них своя жизнь, у внуков свои интересы. Остались мы с мужем одни. И я чувствую, что нет между нами былой любви. Я знаю, что тебе меня не понять. Ты всю жизнь одинока. Мне просто больше не с кем посоветоваться и поделиться своими чувствами, вот я и пришла к тебе.

     Женщина подумала немного и ответила:

     - Мне, действительно, тебя не понять, потому что я никогда не чувствовала себя одинокой. Как я могу быть одинока, если вокруг меня целый мир! Мы рождаемся свободными и счастливыми. Одиночество мы создаём себе сами. Каждый день из-за непонимания, недоговорённости мы теряем своих близких и, живя с ними, становимся одинокими.

    Оглянись вокруг, и ты увидишь, что рядом с тобой весь мир, нужно просто идти ему навстречу.

Учитель: Каков смысл данной притчи?

6. Задание: выбрать любое высказывание, записать его в тетрадь и написать краткий комментарий к нему.

Слайд №8.

  • Одиночество – самая тяжёлая пытка, самая тяжёлая мука.
  •  Одиночество – порой лучшее общество.
  •  Тот, кто лишён искренних друзей, поистине одинок.
  •  Одиночество так же необходимо разуму, как воздержание в еде – телу, и точно так же губительно, если оно слишком долго тянется.
  •  Хочешь быть счастливым – будь им.

IV. Рефлексия.

А) Упражнение «Открытый микрофон».

Задание: закончите предложение.

  • Если мне будет одиноко, то я…..
  • Если рядом со мной будет одинокий человек, то я ….

Б) Упражнение «Спасибо»

Учитель: Давайте встанем все в круг. Я предлагаю вам мысленно положить на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на урок, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку, то, что получили на этом уроке нового. А теперь, все вместе, дружно, хлопнем в ладоши и крикнем «Спасибо!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Урок по обществознанию в 7 классе на тему "Проблемы одиночества"

Урок усвоения новых знаний с использованием отдельных структур Сингапурской системы....

Проблемы одиночества

  Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность о...

Конспект урока "Проблема одиночества"

Разработка урока в 7 классе, автор учебника Кравченко...

Методическая разработка "Проблема одиночества в современной русской литературе"

Целью данной работы является анализ проблемы одиночества в современной русской литературе по рассказу В. Астафьева «Людочка».Задачи работы обусловлены целью и заключаются в следующем:- про...

Проблема одиночества (презентация к уроку)

Проблема одиночества (презентация к уроку)...