Рабочая программа ОУД.10
рабочая программа по обществознанию на тему

Рабочая программа по дисциплине "Обществознание (вклчая экономику и право), профиль технический

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oud.10_rp_tehn.doc392.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Специальность:

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Укрупненная группа специальностей:

09.00.00 Информатика и вычислительная техника

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

Урай, 2018


Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Организация – разработчик:

БУ «Урайский политехнический колледж»

Разработчик: Преподаватель Исанчурина Г.М

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

Протокол №

от

«

»

20

1

г.

Руководитель кафедры

/

/

подпись

ФИО


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        8

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА        27

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        30

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        33


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный № 24480 от 7 июня 2012 года, рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 06-259), на основе примерной программы дисциплины «Обществознание», рекомендованной ФГАУ ФИРО (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право) представляет собой целостный документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристику основных видов учебной деятельности, контроль и оценку результатов обучения.

  1.  Профиль освоения образовательной программы - технический. Уровень освоения дисциплины – базовый.

Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины обеспечивается более глубоким изучением ключевых тем и понятий экономического, правового и социального разделов программы, обеспечивающих грамотное взаимодействие с окружающими людьми и социальными институтами, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. При планировании внеаудиторной самостоятельной работы определены такие виды деятельности обучающихся, которые необходимы для комплексного формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, формирующих гражданскую позицию ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок.

1.2.        Общая характеристика учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Обществознание» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся профессиональных образовательных организаций СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.

В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они должны получить достаточно полные представления о  возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» завершается подведением итогов в рамках промежуточной аттестации студентов в форме дифференцированного зачета во 2 семестре в процессе освоения ППССЗ.

1.3.         Место учебной дисциплины в учебном плане

Учебная дисциплина «Обществознание» (включая экономику и право) относится к предметной области «Общественные науки» и входит в общеобразовательный учебный цикл как базовая учебная дисциплина.

Дисциплина реализуется в рамках освоения ППССЗ: 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений; 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

ППКРС: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины

1.4.1. Личностные результаты освоения учебной дисциплины отражают:

-        сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-        российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

-        гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

-        толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

-        готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

-        осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

-        ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:

-        умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-        владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-        готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-        умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-        умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

-        умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

-        владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

1.4.3. Предметные результаты освоения учебной дисциплины отражают:

-        сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

-        владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

-        владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

-        сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

-        сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

-        владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

-        сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

1.5.         Формы промежуточной аттестации

Формой контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом является дифференцированный зачет во 2 семестре в рамках освоения ППССЗ.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов

ППССЗ

ППКРС

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

257

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

171

в том числе:

лабораторные работы

-

практические занятия

-

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (всего)

54

85


2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание»  по программам подготовки  ППССЗ:

                        09.02.03 Программирование в компьютерных системах

                        21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

2

Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений -16

Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,

личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в

учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности.

Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

10

2

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл

человеческой жизни.

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного

мышления.

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества).

Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

1.2. Духовная культура личности

и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в

общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2

1.3. Наука и образование в   современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено-

го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

2

1.4.Мораль, искусство и

религия как элементы духовной

культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и

совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

9

Раздел 2. Общество как сложная  динамическая система – 8

Тема 2.1.

Общество как сложная динамическая система

Содержание учебного материала

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и

элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты

общества, их функции

Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы

социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его

причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

8

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

4

Раздел 3. Экономика – 28

Тема 3.1.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Содержание учебного материала

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.

Факторы производства.

Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

6

2

Тема 3.2.

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.

Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка.

Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.

Основы налоговой политики государства.

8

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

7

Тема 3.3.

Рынок труда и безработица

Содержание учебного материала

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель.

Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

8

2

Тема 3.4.

Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

Организация международной торговли. Государственная политика в области

международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

6

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

7

Раздел 4.  Социальные отношения – 16

Тема 4.1.

Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная

стратификация. Социальная мобильность.

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

4

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

2

Тема 4.2.

Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.

6

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

3

Тема 4.3.

Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской    Федерации.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения.

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения

брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

6

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

3

Раздел 5. Политика – 12

Тема 5.1.

Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального на-

значения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Правовое государство, понятие и признаки.

6

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

3

Тема 5.2.

Участники политического процесса

Содержание учебного материала

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие

и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-

политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

6

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

3

Раздел 6. Право – 26

Тема 6.1.

Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

Юриспруденция как общественная наука.

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право.

6

2

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. По-

рядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков.

Юридическая ответственность и ее задачи.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

3

Тема 6.2.

Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного

строя Российской Федерации.

10

2

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства.

Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства.

Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

4

Тема 6.3.

Отрасли российского права

Содержание учебного материала

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.

Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.

Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

8

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

Подготовка к дифференцированному зачету

6

Дифференцированный зачет

2

Аудиторных 108 ч., внеаудиторных 54 ч.

Всего 162 часа


2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» по программам подготовки ППКРС:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

Введение. Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

2

2

Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений 30ч

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Содержание учебного материала

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,

личность.

2

2

Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в

учебной и трудовой деятельности.

2

2

Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

2

2

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы.

2

2

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл

человеческой жизни.

2

2

Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

2

2

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества).

Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2

2

Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие.

2

2

Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды.

2

2

Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

2

2

1.2. Духовная культура личности

и общества

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в

общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие

и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в

обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа

к культурным ценностям.

2

2

1.3. Наука и образование в   современном мире

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда учено-

го, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

2

2

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни со-

временного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок

приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система

образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении об-

разования. Профессиональное образование.

2

2

1.4.Мораль, искусство и

религия как элементы духовной

культуры

Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и

совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

2

2

Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современ-

ном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

15

Раздел 2. Общество как сложная  динамическая система 14ч

2.1.  Общество как сложная  динамическая система

Содержание учебного материала

Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

2

2

Основные институты общества, их функции.

2

2

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

2

2

Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2

2

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Пути развития общества.

2

2

Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества.

2

2

Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

7

Раздел 3. Экономика 34 ч

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Содержание учебного материала

Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

2

2

Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.

Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.

4

2

Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

2

2

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.

2

2

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.

Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

2

2

Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.

Основы менеджмента и маркетинга.

2

2

Деньги. Процент.

Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

2

2

Функции государства в экономике. Частные и общественные блага.

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

2

2

Виды налогов.  Государственные расходы.

Государственный бюджет. Государственный долг.

Основы налоговой политики государства.

2

2

3.3. Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы.  Предложение труда. Факторы предложения труда.  

2

2

Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

2

2

Рынок труда и безработица. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

2

2

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя.

2

2

Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.

2

2

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Элементы международной экономики. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике.

2

2

Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

6

Раздел 4.  Социальные отношения 30 ч

4.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала

Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.

Социальная стратификация. Социальная мобильность.

4

2

Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

4

2

4.2. Социальные нормы и конфликты.

Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль.

4

2

Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

4

2

Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. 

4

2

4.3. Важнейшие социальные общности и группы.

Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

2

2

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации.

2

2

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

2

2

Семья как малая социальная группа. Семья и брак.  Правовые отношения родителей и детей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Опека и попечительство.

4

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

14

Раздел 5. Политика 22 ч

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

Содержание учебного материала

Понятие власти.  Политика как общественное явление. Типы общественной власти.

2

2

Политическая система, её внутренняя структура.

Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет

2

2

Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы.

2

2

Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.

4

2

5.2. Участники политического процесса.

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

4

2

Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Избирательная кампания в Российской Федерации. Абсентеизм, его причины и опасность.  

4

2

Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.

 Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

4

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

11

Раздел 6. Право 39 ч

6.1. Правовое регулирование общественных отношений.

Содержание учебного материала

Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы.

2

2

Система права: основные институты, отрасли права. Основные формы права. Частное и публичное право.

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

4

2

Правовые отношения и их структура. Юридическая ответственность. Нормативные правовые акты и их характеристика.

Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и её задачи.

4

2

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации.

Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного права Российской Федерации.

14

2

Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.

Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.

Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

6.3. Отрасли Российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.

15

2

Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Уголовное  право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Трудовое право и трудовые правоотношения. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.

Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата.  Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками

Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций

Выполнение индивидуальных заданий

19

Дифференцированный зачет

2

Итого 171 ч.


Примерные темы рефератов (докладов),

индивидуальных проектов

• Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

• Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими

людьми.

• Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

• Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

• Индустриальная революция: плюсы и минусы.

• Глобальные проблемы человечества.

• Современная массовая культура: достижение или деградация?

• Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

• Кем быть? Проблема выбора профессии.

• Современные религии.

• Роль искусства в обществе.

• Экономика современного общества.

• Структура современного рынка товаров и услуг.

• Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

• Я и мои социальные роли.

• Современные социальные конфликты.

• Современная молодежь: проблемы и перспективы.

• Этносоциальные конфликты в современном мире.

• Семья как ячейка общества.

• Политическая власть: история и современность.

• Политическая система современного российского общества.

• Содержание внутренних и внешних функций государства на примере совре-

менной России.

• Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на

выбор: одно — из истории, другое — современное).

• Формы участия личности в политической жизни.

• Политические партии современной России.

• Право и социальные нормы.

• Система права и система законодательства.

• Развитие прав человека в ХХ — начале XXI века.

• Характеристика отрасли российского права (на выбор).

                        


3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для студентов и преподавателя, доска;
  • комплект учебно-методической документации (учебники и

учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий);

  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др);
  • экранно-звуковые пособия;
  • комплект компьютерных презентаций.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

3.2.1.Для студентов:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей

технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:

учебник. –М., 2017

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей

технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Практикум: учеб. пособие. –М., 2017

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей

технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Контрольные  задания: учеб. пособие. –М., 2017

  1. Горелов А.А., Горелова Т.Г. Обществознание для профессий и

специальностей социально-экономического профиля: учебник. –М., 2017

  1. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. — М., 2014.
  2. Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
  3. Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М., 2014.
  4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
  5. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
  6. Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. — М., 2013.
  7. Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М., 2015.
  8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. — М., 2015.
  9. Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
  10. Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. — М., 2013.

Дополнительная литература:

  1. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
  2. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
  3. Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально- экономического профиля: электронный учебно-методический комплекс. –М., 2017.
  4. Борисов Е.Ф. Основы экономики: учебник и практикум для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2014
  5. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов  профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
  6. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2014
  7. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: электронный учебно- методический комплекс.
  8. Филиппова О.И., Волкова Л.А., Малецкая Н.В. Основы экономики и предпринимательства: раб. тетрадь для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2016
  9. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства : учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017

3.2.2.Для преподавателей

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
  2. Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
  3. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994 № 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  4. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996 № 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  5. Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
  6. Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006 № 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
  7. Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
  8. Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
  9. Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
  10. Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
  12. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. — № 15. — Ст. 766.
  13. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
  14. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
  15. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. — Ст. 823.
  16. Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
  17. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
  18. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
  19. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —2002. — № 2. — Ст. 133.
  20. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный

образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"

  1. Примерная основная образовательная программа среднего общего

образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  1. Интернет- ресурсы
  1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
  2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
  3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
  4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
  5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

  1. Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
  1. Учебный план
  2. Рабочую программу
  3. Календарно-тематический план
  4. Методические рекомендации к лабораторным работам и практическим занятиям,  методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе
  5. Комплект оценочных средств

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение

Знать особенности социальных наук, специфику

объекта их изучения

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ

                      ОТНОШЕНИЙ

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

  • Давать характеристику понятий: человек, индивид, личность, деятельность, мышление.
  • Знать, что такое характер, социализация личности, приобретенные качества самосознание и социальное поведение;
  • Знать, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.

1.2. Духовная

культура личности

и общества

  • Разъяснять понятия: культура, духовная культура личности и общества, показать ее значение в общественной жизни.
  • Различать: культура народная, массовая, элитарная.
  • Показать особенности молодежной субкультуры.
  • Освещать проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
  • Характеризовать: культура общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикет.

1.3. Наука и

образование в

современном мире

  • Различать естественные и социально гуманитарные науки.
  • Знать особенности труда ученого, ответственность  ученого перед обществом.

1.4. Мораль,

искусство и

религия как

элементы

духовной культуры

  • Раскрыть понятия мораль, религия, искусство и их роль в жизни людей.
  • Называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

2.1.Общество как

сложная

динамическая

система

- Иметь представление об обществе как сложной

динамичной системе, взаимодействии общества и природы.

- Давать определения понятий эволюция и революция, общественный прогресс.

РАЗДЕЛ 3. ЭКОНОМИКА

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»

3.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

4.1. Социальная роль и стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе

4.2.Социальные нормы и конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)

РАЗДЕЛ 5. ПОЛИТИКА

5.1.Политика и власть. Государство в политической системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки

5.2.Участники политического процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации

РАЗДЕЛ 6. ПРАВО

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан

6.3.Отрасли российского права

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).

Результаты освоения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины

сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов

Текущий контроль

Оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения программы дисциплины при проверке:

  • индивидуальных заданий;
  • тестирования;
  • контрольных работ;
  • результатов исследовательской работы, работы с документами, литературой;
  • заданий для внеаудиторной самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация

Оценка при проведении промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

владение базовым понятийным аппаратом социальных наук

владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов

сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире

сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов

владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений

сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...