Открытый урок по теме "Семья"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Шаповалова Светлана Викторовна

Образовательная область: обществознание

Класс: 6

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая работа.

УМК: программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой, учебник «Обществознание» 6 класс под редакцией а. И. Кравченко, Е. А. Певцовой.

Тема урока: «Семья».

Цель: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.

Основные задачи:

1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»; показать роль семьи в жизни каждого отдельного человека и общества в целом; познакомить учащихся с типами семей, условиями и порядком заключения брака.

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу; ассоциативное мышление; творческие, мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения); учебно-исследовательские умения учащихся.

3.Личностные: понимать значение семьи в жизни человека, формировать нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи; формировать представления о различных социальных ролях людей в семье; воспитывать чувство ответственности перед близкими людьми.

4. Метапредметные: формировать умение анализировать текст, картины, схему, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания.

5.Воспитательные: воспитывать чувство ответственности пере семьёй сегодня и чувства долга, перед семьёй будущего, способствовать нравственному воспитанию учащихся. Содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействии людей.

Оборудование: доска, экран, проектор, ноутбук, презентация Power Point, маркеры, карточки-задания для групп, плакат с изображением солнышка и тучки, на партах сердечки и капельки дождя.

Формы организации познавательной деятельности (ФОПД):

- фронтальная (общеклассная);

Групповая (мини-группы).

Ожидаемые результаты: после урока ученики смогут:

-дать определение понятию «Семья»;

-знать типы семей;

-уметь называть функции семьи.

Умения и навыки:

-работа в группе;

-работа с карточками-заданиями;

-работа с документами;

-выступать публично;

-уметь отстаивать своё мнение.

Используемые технологии:

  • Информационные;
  • Интерактивные;
  • Сотрудничества;
  • Личностно-ориентированные;

Методы обучения, применяемые на уроке:

1.По источнику знаний:

  • Словесный (вступительное слово учителя, выступления групп);
  • Наглядный (презентация, рабочие листы);
  • Практический (работа со статьями Семейного Кодекса РФ).

2.В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:

  • Объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя);
  • Частично-поисковый.

Приёмы деятельности учителя:

  • Объяснение;
  • Рассказ;
  • Эвристическая беседа;
  • Использование межпредметных связей;
  • Организация самостоятельной работы с заданиями, документами, учебником.

Содержание урока.

I.Начало урока. Организационный момент.

Цель: обеспечить готовность к уроку.

Ожидаемый результат: готовность обучающихся к уроку, постановка учебных задач на основе соотнесения известного и неизвестного по теме, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Педагогические приёмы: приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я учитель истории и обществознания Жуковской средней школы № 22. Меня зовут Лариса Анатольевна. И я сегодня проведу у вас урок обществознания.

Надеюсь, что по-настоящему солнечное настроение появится у каждого из вас на сегодняшнем уроке.


 

II.Этап целеполагания и мотивации.

Психологический настрой.

А теперь улыбнитесь, подарите друг другу улыбку. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

-Тепло (ответ детей).

Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о чём-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав ребус.

Слайд 2 «7я»

-Кто догадался?

-Правильно « семья».


 

- Итак, тема нашего урока «Семья». Слайд №3

Эпиграфом к нашему уроку я взяла вот такие прекрасные слова: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л. Н. Толстой

Учитель: выскажите свою точку зрения, соответствует ли он теме урока? Почему?


 

Учитель: Мне хотелось бы рассказать вам одну легенду. В древние времена жила на земле одна семья- 100 человек. И царили в ней мир и согласие. Молва об этом дошла до правителя. Вызвал он к себе главу семейства и спросил: «Как вам удается жить, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился на листке бумаги было начертано 100 раз одно и тоже слово……

Какое слово написал старец и в чём заключается секрет счастья его семьи, мы постараемся сегодня с вами выяснить.


 

Учитель: В семейном кругу, мы с вами растём.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.


 

Целеполагание. Слайд №5

Учитель: исходя из темы урока, на какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

-что такое семья?

-зачем человеку семья?

-какие бывают семьи?

Учитель: Всё верно, сегодня мы с вами познакомимся с понятие семья, функциями семьи, видами семей, зачем человеку семья.


 

III.Этап организации групповой познавательной деятельности.

Вступительное слово учителя:

-Вы, наверное, обратили внимание, что сидите как-то необычно.

-Скажите, а дома вам уже приходилось сидеть вместе со всеми членами семьи вот так в кругу

- А по какой причине ваша семья собиралась за одним столом?

-А класс можно назвать семьёй?

-Давайте вспомним, какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, а главное результативно.

Работать сегодня мы будем в рабочих листах, которые я для вас подготовила. В них находятся все творческие задания, которые помогут нам в изучении темы урока.

Слайд№ 6 Основные правила работы в группе.

Ребята, помните: задание надо выполнять с душой. Главное правило: твори, вспоминай, пробуй!


 

IV.Этап первичного усвоения блока новой учебной информации.

Актуализация знаний.

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы постановке задач урока.

Ожидаемый результат: установления правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать своё мнение, планировать свою учебную работу.

Педагогический приём: фронтальная беседа

Учитель: когда вы слышите слово « Семья», о чём вы думаете?

Ответы детей:……..

Учитель: Семья-это малая социальная группа.

-А какая ещё социальная группа вам знакома? (Большая)

-А в какой группе проходит основная часть жизни человека? (Семья)

Новая тема

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «семья», воспитание ответственности перед своей семьёй сегодня и чувство ответственности перед семьёй в будущем?

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Педагогические приёмы: работа с карточками-заданиями, схемами, учебником, анализ произведений художников.

Слайд №6 Что такое семья?

Работа в группах.

Ребята выполните первое задание: из набора слов составьте определение понятия «семья» и запишите в рабочем листе.

Слайд №7 Группа, людей, родством связанных (Приложение №1)

Учитель проверяет задание, отмечает работу учеников ( раздаёт « Знайки»)

Решение логических задач.

Учитель: каждая группа получила по одной логической задаче, вы должны выяснить является ли семьёй приведённые примеры отношений. Аргументируйте свою точку зрения (Приложение №2)

Слайд №8 функции семьи.

Учитель: На протяжении истории человечества семья выполняла важные функции (функция-роль). Чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся главным источником наших знаний учебником.

Задание: Откройте учебник стр. 89, п.2 «Роль семьи в обществе».

Прочитать самостоятельно текст, выделить функции семьи. Подготовить ответ устно.

Учитель делает вывод после ответов детей: выполняя эти функции, семья придаёт устойчивость и стабильность обществу.

Физкультминутка.

А сейчас мы с вами проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, вытянув руки вперёд. Постояли на одной ноге, теперь на другой. Теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки. Постояли на одной ноге, затем на другой. Тихо сели.

Учитель:

-Когда было легче удержаться на одной ноге?

-Почему в паре легче, как думаете?

-Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь).

Учитель: поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.

-А как семья появляется? Перед вами задание №4-этапы рождения семьи. Ваша задача - расположить их в правильной последовательности, записав ответ цифрами, через запятую (Приложение №3).

Проверка задания. Отметить ответы детей!!!

Учитель: семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Слайд №9 (этимология термина «брак»)

Понятие «брак» произошло от древнерусского «брачити», что означало отбирать, выбирать.

Практическая работа.

Учитель: ребята, представьте, что вы сейчас не ученики 6 класса, а юные юристы. У вас на партах статьи Семейного кодекса. Вам нужно изучить эти статьи и помочь мне ответить на вопрос: каковы условия вступления в брак?

Путешествие в Третьяковскую галерею.

-Теперь все вместе совершим виртуальное путешествие в Третьяковскую галерею, которая находится в Москве. Закройте глаза, представьте, что вы птицы и совершаете полёт. 1, 2, 3 – откройте глаза. Посмотрите перед вами картина Пукирёва «Неравный брак», написанная в 1862 году.

-какой это век?

-Сюжет картины - нередкая по тем временам жизненная драма: неравный брак. Юную девушку выдают без её согласия за богатого старика.

-Можно ли сказать, что невеста счастлива?

-Какое условие ст. 12 Семейного кодекса РФ, по вашему мнению, в сюжете картины?

Учитель:

-А сколько человек может быть в семье? (Обращаюсь к детям: сколько человек в их семье?).

В зависимости от состава выделяют двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Семья, состоящая из детей и родителей, называется двухпоколенная-поколение детей и поколение родителей.

А если с вами живут бабушка и дедушка, как мы назовём такую семью?

-Ребята, поднимите руку, чья семья является двухпоколенной?

-А чья многопоколенной?

-Бывает так, что детей воспитывает один родитель-мама или папа, такая семья называется неполной. Бывают такие неполные семьи, где дети проживают без обоих родителей у бабушек или дедушек.

-А в зависимости от того, какое количество детей в семье, как могут называться семьи?(многодетная, среднедетная, малодетная).

Учитель: Давайте вернёмся к нашей легенде о семье из 100 человек попробуем предположить, что же написал старец, в чём заключался секрет семейного счастья? Для этого мы с вами, ребята, достроим «дом счастья», состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

Предлагаю каждой команде набор кирпичей. Придумайте, какие кирпичики возьмёте для строительства нашего чудесного домика.

Для фантазии даю вам 1 минутку.

Учитель:

-Достроим наш чудесный дом с кирпичика

Чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходимы эти кирпичики.

Учитель: строительство любого дома заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для счастливой семьи называется – «хорошее настроение»

-Вот мы все вместе построили наш «Дом счастья».

- Как вы думаете, ребята, мы раскрыли секрет семейного счастья?

Учитель читает стихотворение.

Дом, как известно всем давно –

Это не стена, не окна,

Это не стулья со столом

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Яростным, добрым, нежным, злым

Еле живым.

Дом – это тот, где вас поймут, тот, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

V.Этап закрепления и применения ЗУН.

Цель: закрепление нового материала.

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания.

Педагогические приёмы: фронтальная беседа.

Учитель: наш урок был посвящён важной теме «Семья». Сегодня на уроке мы думали, анализировали, обобщали.

-Скажите на все ли вопросы, которые мы поставили перед собой в начале урока, мы получили ответы?

-Что нам помогло в этом?

Ответы детей: дружба, взаимопонимание, ответственность, активность.

VI.Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и пути их решения.

Ожидаемый результат: умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Педагогические приёмы: игровая форма, метод «Незаконченное предложение».

Ребята, если вам сегодня на уроке было интересно, тепло, уютно, вы почерпнули для себя что-то новое, то отдайте свои сердечки солнышку.

Если было грустно, скучно, неинтересно, то отправьте капельку на тучку.

Звучит музыка.

Итог: на уроке всем было интересно, уютно, все сердечки отданы солнышку.

Или: Предлагаю вам выразить своё отношение к теме урока, выполнив задание «Незаконченное предложение»

1.На уроке я работал……

2.Я бы хотел ещё….

3.Своей работой на уроке я…….

Заключительное слово учителя: Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Спасибо вам за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация "Семья"1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семья Урок по теме:

Слайд 2

План 1. Зачем люди создают семьи. 2. Функции семьи 3. Семья и государство. 4. Какие бывают семьи

Слайд 3

Семья – это группа людей, связанная родственными узами, ведущая общее хозяйство.

Слайд 4

Игра. Расставьте этапы рождения семьи в логической цепочке Обязанности по отношению к детям Брак - Обязанности относительно друг друга - Рождение детей - Встреча

Слайд 5

Собери пословицы и объясни их значение Начало пословицы Конец пословицы На что и клад И горе не берет Где любовь да совет Коли в семье вражда В семье разлад Коли в семье лад Согласную семью Там и горя нет Не будет добра Так и дому не рад

Слайд 6

Функции семьи

Слайд 7

2 1. По числу детей 1

Слайд 8

2. По количеству поколений в семье 1 2

Слайд 9

3. По количеству родителей 1 2

Слайд 10

Синквейн со словом «семья» 1-я строчка -это существительное (синоним) 2-я строчка - это два прилагательных. 3-я строчка - это три глагола,. 4-я строчка – предложение-вывод

Слайд 11

Домашнее задание Стихи, пословицы, рисунки о семье. Сообщение ( презентация) « Моя семья». « Древо семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...