Технологическая карта урока обществознания
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Штенская Татьяна Евгеньевна

Л.Н.Боголюбов, обществознание 5 класс,  тема "Семейное хозяйство".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_obshchestvu_5_klass.docx34.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Автор:

Штенская Татьяна Евгеньевна

Предмет

Обществознание

Класс

5

Тема урока:

      Семейное хозяйство

Тип урока:        

      Урок  систематизации и обобщения знаний и умений.  Урок – практикум.

Автор УМК:

     Л.Н. Боголюбов

Цели и задачи:

Закрепление  представлений об особенностях ведения домашнего хозяйства  и совместном труде, формирование УУД.

 Задачи учебного занятия:

  • обучающие: овладеть понятиями потребности, рачительный хозяин; расширить представление об особенностях распределения обязанностей в семье; анализировать текст.

  • развивающие: формировать умения самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, анализировать факты.

  • воспитывающие: способствовать формированию позитивного отношение к семье, выработке собственной ответственной позиции. 

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные: Научатся: характеризовать семейно- правовые отношения, давать определения.

Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать практические  задачи; высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные:

  • познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему,  выделять и анализировать  необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.

  • регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.

  • коммуникативные: участие  в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, понимать значение семьи в жизни человека, формировать   нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения, проблемно-диалоговая.

Методы организации работы: словесные, наглядные (демонстрация презентации), проблемно-поисковый, метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы: самостоятельная, работа в группе, фронтальная работа.        

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя        

Деятельность

        учащихся        

Формируемые УУД

I.Организационный

II. Мотивация
    к учебной

    деятельности

III. Актуализация        знаний

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

1). Вы готовы работать?

Вы любите мультфильмы?

Тогда наш урок мы начнем именно с мультика. Будем смотреть отрывок из мультфильма «Федорино горе».

(Учитель демонстрирует фрагмент мультфильма

Приложение: OnlineMultfilmy.rufedorino-gor

e/Интервал 40с – 1 мин. 45 с)

2). На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое семейный бюджет и семейное хозяйство. Давайте вспомним определения!

( Уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися)

- А как вы думаете, что ещё мы с вами должны узнать о семейном хозяйстве?

1). Организует  проверку домашнего задания по вопросам:

  • Что такое семейное хозяйство?
  • Семейные обязанности.

1. Давайте вспомним известную детскую сказку С.Я. Маршака «Терем - теремок»:                          

«Мышка-норушка – толокно толчет,
Лягушка-квакушка – пироги печет,
А петух на подоконнике – играет на гармонике,
Серый ёжик свернулся в клубок –
Он сторожит теремок».

Вопрос: 1).  А как это можно связать с нашим уроком?

2). Правильно – это распределение обязанностей в семье.

3). Для чего нужно распределять обязанности?

От труда всех членов семьи зависит ее благополучие, тепло и уют в доме.

4). Ребята, а что облегчает нам работу в домашнем труде?

5). Кто он – настоящий хозяин дома?

2. А теперь давайте вспомним героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и мультфильма «Трое из Простоквашино».

1). И старуха, и кот Матроскин одинаково заботились об улучшении своего домашнего хозяйства.

А) Результат у них был одинаковый?

Б) Почему их действия дали разный результат?

3. Ребята, благополучие семьи зависит не только от выполнения трудовых обязанностей, большого заработка. Семейное хозяйство необходимо вести по правилам. Об этом  говорит и значение слова «Экономика».

1). Дайте определение термину экономика.

         Ведение  домашнего хозяйства по правилам позволяет экономить  семейные ресурсы, которые, как правило, ограничены.

2). А что такое ресурсы?

3). Какие семейные ресурсы бывают?

4). Составьте кластер (финансовые, трудовые, материальные, технические, энергетические).

    Я, предлагаю вам необычную игру, давайте встанем все в круг и, передавая мяч, друг другу будем называть любой бытовой предмет, который облегчает нам ведение домашнего хозяйства. (Физминутка). 

Приветствуют учителя, занимают свои места.

Учащиеся смотрят  отрывок из мультфильма, отвечают на вопросы учителя.

(- о хозяйстве, о том, что Федора вела его неправильно)

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать .

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

1.Семейное хозяйство – удовлетворяет необходимые для жизни потребности.

2.Совместный труд удовлетворяет необходимые для жизни потребности: в пище, одежде, жилье, отдыхе, общении, творчестве.

3. заполняют схему на доске

Ребята рассматривают картинки, отвечают на вопросы

А) Нет.

Б) Потому что у них были разные ценности, стремления. Один вкладывал душу в свой труд, а старуха хотела все получить просто так.

1).Правила ведения хозяйства

2). Запасы средств, используемые для ведения хозяйства.

3). Составляют кластер

 Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Личностные: выражают внутреннюю позицию обучающегося
на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно-познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

IV. Динамическая

пауза

Выполняют упражнения разминки

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Личностные

V. Закрепление знаний. Применение на практике, полученных знаний и умений.

1. В текст попали лишние буквы. Если вы сумеете их вычеркнуть, то узнаете, как называют хозяина, у которого в доме порядок и уют. Рмбадчмибтдмебдлмбьдмнбдый

1). Правильно, рачительный. А какой он, рачительный хозяин дома? Назовите качества рачительного хозяина.

2). Составьте синквейн «Качества хозяина».

Качества хозяина

Рачительный, хороший

Руководит, распоряжается, заботится

У хорошего хозяина всё «по полочкам»

Порядок

2. Задание: распределите по колонкам

Доход семьи/ расход семьи

Одежда, заработная плата, продукты,  пенсия, кварплата, стипендия,

пособия, билеты в кинотеатр, покупка бензина.

3. Распределите домашние обязанности между членами семьи:

Папа                                 Уборка в доме

Мама                                Приготовление пищи

Дети                                  Ремонт крана на кухне

                                          Мытье посуды

                                           Вынос мусора

                                           Прогулка с собакой

                                           Покупка продуктов

4. Решите задачу: Вычислите доход папы за месяц, если заработная плата  в день составляет 1500 рублей, а рабочая неделя – 5 дней.         

Работа в группе.

1.Учащиеся вычёркивают лишние буквы и получают: рачительный

1). Бережливый, экономный, старательный, усердный, заботится о порядке в доме, планирует домашние дела, рассчитывает расходы на покупки. 

2. Заполняют таблицу.

3. Распределяют обязанности по трём конвертам.

Решают задачу:

1500 *5 = 7500 рублей

7500 * 4 = 30000 рублей

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания.

VI. Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание:

По выбору:

  1. Записать источники экономии в вашей семье (попросите помощи у родителей).
  2.  Составить проект «Экономия семейных ресурсов».
  3.  Рассказ о роли техники в быту.
  4.  Нарисовать рисунки к данной теме.

Записывают в дневниках домашнее задание.

Личностные: проводить самооценку, учиться адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводить рефлексию способов и условий своих действий.

Коммуникативные: использовать критерии для обоснования своих суждений

VII. Итог урока. Рефлексия.

1). Подводит итог урока.

Итак, какова тема нашего урока?

Какую цель мы преследовали?

Как вы думаете, достигли мы её?

2). Оцените работу каждого участника вашей группы.

3). Продолжите предложение.

1). Семейное хозяйство.

Применить, полученные знания на практике.

Да/нет.

2).Оценивают.

3).  «Сегодня на уроке я узнал(а)…»

«На сегодняшнем уроке я научилась (научился)…»

«На сегодняшнем уроке я понял(а)…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания по ФГОС

Пример составления технологической карты урока обществознания...

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе. Вводный урок.

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе.Вводный урок с целью создания условий для определения  значимости изучения предмета обществознания, через формирование суждений о возможности...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».

Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...

Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».

Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...

Технологическая карта урока обществознания. Урок повторения по теме "Политика", 9 класс.

Урок-практикум проводится при повторении темы "Политика" в 9 классе. Материалы включают в себя информацию об уроке: задачи, планируемые результаты, формы и используемые технологии. Также к у...

Технологическая карта урока обществознания _ тема урока: «Общение»_6 класс

Урок обществознания по теме «Общение» позволяет сформировать универсальные учебные действия: 1.Личностные:  понимание значения общения; осмысление отношения к искусству общения.2...