Открытый урок
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Пузенко Анна Георгиевна

Урок по теме "Потребности человека" 8 класс по учебнику А. И. Кравченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_potrebnosti.doc86 КБ
Файл potrebnosti_1.pptx563.21 КБ
Файл zolotaya_rybka.pptx1017.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по обществознанию «Потребности человека» в 8 классе

Тема: Потребности человека

Цели: 

  1. Познакомить учащихся с классификацией потребностей,

способствовать усвоению учащимися  основных понятий темы.

      2. Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ,

          анализировать ситуации,  создавать  высказывания в устном виде, работать

          с текстом, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках

          обществознания,

3. Способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности, стимулировать развитие познавательного интереса.

Оборудование:

  1. Учебник.
  2. ПК, проектор.
  3. Презентация к уроку, песня Булата Окуджава «Грузинская песня» для обсуждение социальных потребностей по заданным вопросам опираясь на поэтические строки, фрагмент  сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» – для обсуждения престижных потребностей.

Основные понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.        

Предполагаемый результат:

  1. Знание учащимися классификации потребностей.
  2. Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.
  3. Умение работать в группе, с документами.
  4. Умение выделять главную мысль и делать выводы по изучаемому социальному явлению.
  5. Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь! Новый день в разгаре! Мы с вами спокойны, добры и приветливы! Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Надеюсь, что сегодня  нам будет приятно работать на уроке.

Прослушав стихотворение Татьяны Авериной «Человеческие потребности», сформулируйте тему урока.

Что нужно человеку, чтобы жить?

Чтоб сытно и тепло было в квартире!

Голодному и в холоде творить

Желанья нет.

Еда лишь в перспективе!

Допустим сыт ты и сидишь в тепле        !

Но всё равно чего – то не хватает..

Ведь нужно знать, что в будущем тебе

Опасность и болезнь не угрожает!

Сидишь здоровый, сытый, но опять

Свербит в мозгу…

И хочешь ты влюбиться,

Чтобы любви все тонкости познать.

А может даже плюнуть и жениться!

Женатый, в безопасности, согрет.

О, господи! Чего ещё вам надо?

Чтоб о тебе узнал весь белый свет

И получить за что – нибудь награду!

А здесь заминка – чем хвалиться вам?

Что ты женат, в покое и достатке?

Приходится работу дать мозгам,

В почёте знанья и уменья хватких!

Свой интеллект развив, опять решать –

В какую область вам направить  знанья?

Как трудно человеку совмещать

 Потребности, способности и желанья!

 

Ученики формулируют тему урока        и записывают в тетрадь. (Потребности человека)

Учитель. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Учитель. Одним  из компонентов понятия человек  является то, что человек имеет свои желания, стремления, хотения, то есть потребности. 

  Наша жизнь -  это многогранный процесс бесконечного познания в понимании потребностей человека. Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях человека стал рассматриваться в философии, социологии, экономики, психологии в первой четверти XX века. В настоящее время существует  много различных точек зрения на сущность потребности. Сходство у большинства ученых , начиная  с философов древности, состоит только в том что, почти все они признают потребность  как основную побудительную силу человеческой деятельности. И сегодня мы действительно поговорим о потребностях человека, познакомимся с классификацией потребностей и рассмотрим  проблемный вопрос -  Могут ли влиять разнообразные виды потребностей на  формирование личности?

2.Введение нового материала


- Ребята, перед вами лежат чистые листочки, составьте список своих потребностей за прошедшую неделю. Запишите все, что вы хотели, чего вам не хватало, в чем испытывали нужду.

 - Что же такое потребность?

Ответы учащихся.

Надобность, нужда в чём-нибудь, требующая удовлетворения.

Работа с учебником.

Учитель. Откройте учебник на странице 45 и найдите определение потребности.

Запись в тетрадь.

 Потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Ребята, а теперь давайте выясним как появляются и проявляются потребности.

Работа с текстом учебника стр.45 – 46., строим цепочку в тетради (один ученик работает у доски).

Ученик. Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, наступает ощущение неудовлетворенности. Чтобы снять данное ощущение необходимо предпринять определенные действия, чтобы удовлетворить потребности.

 Смоделируйте  ситуацию  - как появляется и проявляется потребность в еде.

- Хочу есть, болит желудок, голова, устал, добываю пищу, ем.

- Используя список своих потребностей, расскажите нам, какие бывают потребности и как их можно удовлетворить (ответы учащихся).

- Ребята, мы видим, что потребностей у каждого человека достаточно много и они довольно разные.

             Мы с вами попробуем систематизировать все виды потребностей. Для этого мы будем использовать классификацию потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, который первым создал иерархическую теорию потребностей. Сразу заметим, что в этой иерархии потребности располагаются в восходящем порядке, от низших, биологических, к высшим – духовным  (Слайд. Пирамида потребностей А.Маслоу).

             Итак, исходя из пирамиды потребностей человека, мы видим, что два вида потребностей низшего порядка являются первичными, врожденными.

             Физиологические потребности – это потребности человека в пище, дыхании, жилище, движениях, отдыхе, предохранение себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода, дождя и так далее) (запись в тетрадь).

Ребята, в ЕГЭ много вопросов, посвящены физиологическим потребностям человека, решите тест, по данной теме.

Тест.№1. И человеку и животному свойственны потребности в

 1)социальной активности

2)целенаправленной деятельности

3)заботе о потомстве

4)изменение среды обитания

 №2. К потребностям человека, обусловленным его биологической организацией, относятся потребности в

1)самореализации

2)самосохранении

3)самопознании

4)самообразовании

3. Есть ли основания утверждать, что органические потребности людей очеловечены? Рассмотрите, с помощью чего и каким способом человек их удовлетворяет.

(Человек не будет  есть зубами  сырое мясо, он пользуется ножом и вилкой, он не будет пить из лужи, потребность в тепле по погоде, чтобы было комфортно, нужно не только добывать информацию о потребностях организма в определенных веществах, исследовать особенности своего организма, разработать для себя правила здорового питания и выполнять эти правила).

 На второй платформе находятся потребности в безопасности. они выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от стихийных бедствий. Сюда же можно отнести физическую безопасность – потребность в хорошем здоровье, безопасность на улицах, отсутствие войн и конфликтов.

Также сюда относится и экономическая безопасность – потребность в работе, желание иметь постоянный заработок (запись в тетрадь).

 Тест№2. Найдите в приведенном ниже списке меры, гарантирующие определенную безопасность для индивида, и запишите цифры под которыми  они указаны.

1.страхование от несчастных случаев

2.создание комфортных условий в школе

3.посещение кинотеатра

4.выполнять правила эксплуатации приборов

5.знать правила уличного движения

6.увлекаться редкими видами растений


Вопрос? Какую роль, играют потребности в безопасности для человека?

(ответы учащихся)

             Остальные виды потребностей относятся к вторичным, приобретенным.

  Третью платформу занимают социальные потребности. Давайте вместе с вами заглянем на поэтическую страничку Булата Окуджавы. От каких социальных потребностей герой авторских строк получал удовлетворение?

 Звучит песня Булата Окуджава «Грузинская песня».


Ответы: (проявление заботы, дружбы, привязанность, любви, социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим)

Какую роль, играют социальные потребности для человека?

(работа с текстом учебника)

             Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы желаем дружить, любить, общаться, заботиться о других людях, помогать близким. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим (запись в тетрадь).

Физкультминутка.

 Цель: сменить вид деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни. Отвечают на вопросы «да» или  «нет». Да» -  стоят, «нет» - сидят.

1.Человек – биологический вид  (да).

2.Талант есть и у животных (нет).

3.Личность контролирует поведение (да).      

4.Социальная среда не влияет на формирование личности (нет).

5. Петя хороший товарищ, заботливый друг – это характеризует Петю как индивида (нет).

6.Потребности мотивируют деятельность человека (да)?

А сейчас вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (фрагмент  сказки, когда она говорит о своих желаниях)

            Старик жил со своею старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая могла выполнять любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом – избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом – царицей. И наконец – владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все полученное.

- Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи?

- Перечислите, какие потребности не возникли.

- Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?

Престижные потребности, напротив, показывают, что человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, обращать на себя внимание, желание получить более высокий статус, престиж, признание. Данные потребности называют еще эгоистическими, они ориентированы на самого себя (запись в тетрадь).

  Духовные потребности – это стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться. Духовные потребности многообразны и очень важны для человека.Духовная потребность – высший уровень в иерархии потребностей, это, по существу, есть потребность индивида стать личностью.

- Возвращаемся к списку ваших потребностей. Напротив каждой потребности обозначьте ее вид.

- Проанализируйте результаты, которые у вас получились. Каких потребностей у вас больше? Какие потребности отсутствуют?

Вопрос. Как потребности влияют на формирование личности?

-  Мы можем говорить о том, что низшие потребности присущи всем людям в равной степени, а вот высшие –  в неодинаковой.

             

             Побудительной силой обладают именно неудовлетворенные потребности. Пока человек голоден, он будет предпринимать попытки удовлетворить данную потребность.

             Высшие потребности вносят больший вклад в формирование личности, чем низшие.

             Отрицательно сказывается на формирование личности подавление потребностей любого уровня.

             Таким образом, чем выше находится в пирамиде Маслоу потребность, тем сложнее ее удовлетворить. Самыми неподатливыми являются духовные потребности. Удовлетворить их – значит обрести смысл жизни, предпочесть добро злу, относиться к людям так, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

3. Закрепление нового материала.

Приведите в соответствие

Вид потребностей        Проявление

1.Физиологические        А) участие в каких-либо организациях

2.Престижные        б) создание литературных произведений

3.Духовные        в) защита от холода или жары

4.Социальные        г) карьерный рост

Определи потребности.

1.Вот уже стоит Егорка

У доски с мелком в руке,

Вот и первая пятёрка

У Егорки в дневнике.

(потребность в образовании, социальная)

2. «Я лежу, болею

   Сам себя жалею».

(потребность в медицине, биологическая)

3.Ест на завтрак яйца в смятку.

Пять картофельных котлет.

Два стакана простокваши

Каша тоже не во вред.

(потребность в пище, биологическая)

4.«В коридоре, в классе ли

Всюду стены красили,

Тёрли краску, тёрли мел


Каждый делал, что умел».

(потребность в труде, социальная)

Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

4. Домашнее задание § 6, стр. 50-51, вопросы и задания 


5. Итог урока.

 Молодцы! Сегодня на уроке вы хорошо работали. Выставляем отметки.

Урок окончен. До свидания.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Определи потребности 1)Вот уже стоит Егорка У доски с мелком в руке Вот и первая пятерка У Егорки в дневнике

Слайд 3

Определи потребности 2) Я лежу. болею Сам себя жалею

Слайд 4

Определи потребности Ест на завтрак яйца в смятку . Пять картофельных котлет . Два стакана простокваши Каша тоже не во вред

Слайд 5

Определи потребности В коридоре , в классе ли Всюду стены красили . Терли краску , терли мел Каждый делал что умел .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...